Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования экономических взглядов в эпоху феодализма

На средневековом Востоке к унаследованным традициям древности, позволявшим государству сохранять за собой и распоряжаться большим фондом земельных угодий и пополнять казну налогами, прибавились еще и постулаты Корана, лежащего в основе зародившейся в начале 7 века новой религиозной идеологии – ислама. Коран именем бога увековечивал классы. Он учил, что если бы бог не удерживал одних людей над другими, «то земля бы расстроилась». Коран уделял много внимания торговле, но выступал против ростовщичества.

Представителем средневековых экономических воззрений на Востоке выступает учение Ибн Хальдуна.

Ибн-Хальдун (Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед) (1332-1406)- арабский историк и философ. Его основной труд носит название "Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле". Выдвинул концепцию "социаль­ной физики", которая призывала к:

а) осознанному отношению к труду;

б) борьбе с расточительством и жадностью;

в) пониманию несбыточности имущественного и социального равен­ства.

В концепции Ибн-Хальдуна не отвергаются богоугодность торговли и провозглашаемое исламом возвышенное отношение к труду, порицание скупости, жадности и расточительства.

Успешное развитие всех отраслей экономики, полагает мыслитель, позволит многократно приумножить богатство народа, сделать роскошь достоянием каждого человека, что, тем не менее, не гарантирует наступление всеобщего социального и имущественного равенства.

Ибн-Хальдун уделял внимание богатству в форме товара и выдвигал тезис о том, что в продуктах заключается «труд, который проявляется как стоимость». Это позволило ему сделать вывод о том, что продукты труда приобретаются «путем равноценного обмена по стоимости». Ибн-Хальдун учил, что золото и серебро «служат воплощением стоимости всего того, что человек создал своим трудом…» и отличал от стоимости рыночную цену.

Деньги Ибн-Хальдун считает важнейшим элементом хозяйственной жизни, настаивая на том, чтобы их роль выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра. Он совершенно нетенденциозен при характеристике «стоимости труда», то есть заработной платы, утверждая, что ее размер зависит, во-первых, «от количества труда человека», во-вторых, «его места среди других трудов» и, в-третьих, «потребности людей в нем».

Заботясь о развитии товарно-денежных отношений, Ибн-Хальдун, однако, стремился сохранить феодальный строй и считал, что «самое действенное средство достижения расцвета общественной жизни - это уменьшение размера налогов».

В Западной Европе в период раннего средневековья почти единственным занятием было земледелие. Отсутствовало резкое деление на сословия. Христианство, зародившееся в 1 – 2 вв.н.э., позже получившее главенствующую роль в жизни общества, в это время не создало специальной экономической теории. Тем не менее, оно в явной форме осуждало воровство и богатство. «Скорее верблюд пройдет сквозь угольное ушко, чем богатый в царствие небесное», «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим», «Давай взаймы, ничего не ожидая взамен». Именно такими высказываниями можно охарактеризовать особенности социально-экономического развития раннесредневекового общества.

«Салическая правда» (481 – 511). «Капитулярий о виллах» (8 – 9 вв.)

Памятником разложения первобытнообщинных отношений и возникновения феодализма является «Салическая правда», составленная в Королевстве франков. Она защищала общинную собственность деревенской общины и жившего в ней свободного крестьянина-общинника. Вместе с тем, «Салическая правда» отражала происходивший процесс обособления отдельных домохозяйств и выступала, поэтому в защиту частной собственности. «Салическая правда» свидетельствовала о возникновении классовой дифференциации.

В конце раннего средневековья утверждаются феодальные отношения, и появляется «Капитулярий о виллах» («Закон о поместьях»), в котором защищается феодальная собственность и крепостничество.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Экономические идеи античного мира | Экономические воззрения канонистов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.