Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фольклор как источник экономической мысли в Казахстане. Учение Аль-Фараби, законодательный памятник «Жетi Жаргы»




Фольклор и литература – два вида словесного искусства любого народа. Однако фольклор – это не только искусство слова, но и составная часть народного быта. Как искусство слова, фольклор отличается от литературы. Эти различия не остаются неизменными на различных этапах исторического развития.

Литература – искусство индивидуальное, фольклор – коллективное. В литературе новаторство, а в фольклоре – традиция выступает на первый план.

Литература бытует в письменном виде, а фольклор воспроизводится устно и хранится в памяти народа.

История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества. Фольклор возник в процессе труда, всегда выражал взгляды и интересы людей труда.

Фольклор каждого народа неповторим, как его история, обычаи, культура.

Самые краткие произведения фольклора – пословицы и поговорки: одну и ту же мысль выражают у каждого народа по-своему. Там, где мы говорим: «Молчание – золото», японцы, с культом цветов, скажут: «Молчание – цветы».

Пословицы и поговорки – это жанр казахского устного народного творчества, составная часть фольклора. Пословица выражает законченную отдельную мысль. Поговорка представлена незаконченным предложением, полный смысл которого выявляется лишь в ее контексте.

Тематика казахских пословиц и поговорок: охота, скотоводство, земледелие, прикладное искусство, ремесла и другие хозяйственные занятия. Они являются средством воспитания у людей мужества, человечности, любви к труду, знаниям, к родной земле и народу.

В течение многих веков они отшлифовывались, приобретали выразительность и удобную для запоминания и воспроизведения форму. Казахский фольклор – удивительный источник экономической мысли. Вся культура Казахстана базируется на казахском фольклоре, отражающем традиции, быт скотоводства на протяжении многих лет.

Казахская мудрость утверждает, что три вещи делают честь человеку. Это колодец, вырытый в пустыне, мост, проложенный через реку, дерево, посаженное у дороги.

Богат овцами - богат всем;

Пока не разведешь овец, не думай о богатстве;

У кого корова, у того айран густой;

Без мук труда не будет достатка никогда;

Труд жизнь украшает;

Без знаний работы не добыть;

Без работы сытым не быть;

Кто найдет источник труда – тот найдет богатство;

Только знанием богат человек, только знанием движется век;

Начало – полдела, конец всему венец;

Глаза боятся - руки делают и т.д.

В становлении казахской государственности важное место занимают истоки духовности народа, которые связаны со множеством имен и народов, оставивших свои следы во многих современных евразийских культурах. К таким духовным учителям можно отнести – Аль - Фараби с Сырдарьи, Юсуфа Баласугуни и Махмуда Кашгари из Семиречья.

Свидетельством развития культуры казахского народа явилась научная деятельность выдающегося мыслителя и ученого энциклопедиста, известного на мусульманском Востоке, - Абу Насыр Мухаммед Аль-Фараби (870-950). Он получил имя «Второй учитель», «Аристотель Востока».

Аль-Фараби высказал ряд материалистических идей, раскрыл диалектику единства человеческого разума и бытия. Написал ряд социально-этических трактатов. Основные сочинения: «Гаммы премудрости», «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Трактат о квалификации наук».

Аль – Фараби сыграл роль тюркского Платона в Центральной Азии. Произведения Юсуфа Баласугуни – «Благодетельное знание», («Кутадгу билиг»)- это первое дошедшее до нас сочинение тюркоязычных народов Казахстана и Средней Азии. Первую тюркскую энциклопедию ХI – го века, словарь тюркских наречий «Диван – лугат ат – тюрк» оставил в ХI веке Махмуд Кашгари.

В ХI веке первый суфий тюрков из Туркестана – Хаджа Ахмет Яссауи заложил основу тайного ислама – суфизма в его бытовой народной версии. Он создал национальную духовную систему для всех тюркских народов Центральной Азии и Казахстана.

С именем Яссауи связано не только начало исламизации тюркских народов, но и процесс взаимовлиянии Шаманистской и Мусульманской культуры.

Суфизмом Яссауи было проникнуто все тюркоязычное общество. Учение Яссауи стало духовным образом жизни казахов, оно стояло у истоков образования Казахского ханства и казахской народности. Ныне мавзолеи Арыстан баба-учителя Яссауи в Отраре и самого Ходжа Ахмета Яссауи в Туркестане – это важнейшие центры национальной духовности казахов. Поэтому и восстанавливают этот замечательный памятник - общенациональной пантеон, где хранится прах великих представителей казахского народа.

Начало великой драмы казахского народа, упадка ее экономики связано с первой колонизацией, нашествием чингизидов. Это была мощная разрушительная волна, которая затормозила естественное развитие казахского народа.

Родоначальник института биев в Казахстане легендарный Майкы би стал основателем генесологии казахов, в которой переплетались домусульманские и мусульманские верования. Именно он высек на камне «Нур тамгасы» - «Светоносную печать» - главную тамгу всех трех жузов казахов. «Знамя всех» - символ Уйсунов; «Көз» глаза - символ Аргынов; «Найза» - «Копье» – символ Алшынов. Они выражаются в боевых кличах - уранах трех жузов. «Бахтияр» - «Счастье» – старшего жуза; «Ак жол» - «Справедливость» - среднего жуза; «Алшын» - «От – ана» младшего жуза; которые объединились в единый уран для всех казахов, как единого народа – «Алаш».

Опираясь на власть биев и батыров Тауке-хан (1680-1718) пытался ослабить влияние представителей феодальной «белой кости», старался ограничить решающую роль мелких ханов и султанов, склонных к феодальной междоусобице. Тауке-хан совместно с главными биями (Толе би, Казбек би, Айтеке би), выработал национальные законы «Жеты жаргы», известные под названием «Законы Тауке-хана». Несмотря на то, что в этом сборнике был закреплен ряд правил из законов обычного права казахов, он был направлен на укрепление складывающихся феодальных порядков, были сформированы устойчивые государственные органы: ханский совет, совет биев, ежегодно созывался съезд правителей трех жузов. Все споры между жузами и племенами стали решаться при участии популярных и авторитетных представителей.

«Законы Тауке-хана» являются сборником норм казахского права, сложившихся в конце XVII- начале XVIII вв. В целом, в состав «Закона Тауке-хана» вошли: 1) «обновленный» при Тауке-хане на основе старых норм и обычаев феодальный кодекс – «Жеты жаргы»; 2) опыт судопроизводства биев: концептуально-судебные решения, постулаты; 3) законы и письменные акты, призванные регулировать развитие дружественных, добрососедских отношений между мелкими ханствами и объединять их в противостоянии внешнему врагу, повышать политико-экономическую роль предводителей родов и племен (биев, батыров), развивать дипломатические и торговые отношения с соседними государствами (Россия, Бухара): 4) отдельные направления норм обычного права (преступление, семья, бракосочетание), которые претерпели изменения под воздействием норм шариата.

Закон Тауке-хана усилил государственную политику, как законотворческую деятельность, усовершен­ст­вовал управление, организацию вооруженных сил, сохранение единства казахских ханств, была введена новая система налогов. В судопроизводстве, при рассмотрении убийств, сохранялся принцип «кровной мести», лишь в особых случаях спор разрешался путем выплаты куна, основываясь на решении биев.

Закон Тауке–хана «Жеты-жаргы» в подлиннике, в кожаном переплете, как исторически-законодательный акт казахского народа, ныне хранится в историческом музее в Италии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.