КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности экономической мысли в Казахстане в 20-30 годы
Развитие товарно-денежных капиталистических отношений в казахском ауле в начале ХХ века привело к определенному изменению социальной структуры, в частности, к укреплению позиций баев-феодалов, постепенно приспособившихся к рынку. Формировавшаяся казахская буржуазия была еще прочно связана с докапиталистическими отношениями, а баи-феодалы выступали в роли хранителей родовых традиций. Эти особенности формирования казахской буржуазии породили своеобразие ее экономических интересов, ее идеологии. С начала своего возникновения буржуазно-политическое течение в крае связало свою судьбу с российской буржуазией, которая с 1905 года перешла в ряды кадетской партии. Созданная ими партия объявила себя филиалом партии кадетов, а ее лидер А.Букейханулы стал членом ЦК этой партии. Выражая интересы баев-феодалов, казахская буржуазная интеллигенция стремились подчинить себе демократическое движение народных масс, выдавая свои интересы за общенародные. Они проповедовали классовый мир ради «единства нации», отрицали деление казахского общества на классы и пропагандировали «теорию родового строя». В экономических воззрениях казахских буржуазных лидеров, в их программных документах имелся ряд противоречий, непоследовательностей. Наиболее оформленные взгляды на экономику Казахстана и перспективы его развития были высказаны в редакционной статье газеты «Казах» - «Об изменении хозяйства», причем в противовес позиции журнала «Айкап» об оседлости. Ведущим лидером казахской национальной интеллигенции был выдающийся ученый и общественный деятель Алихан Букейханулы (1866-1937) из Каркаралинского района Карагандинской области. Он окончил Омское техническое училище в 1888 году и экономический факультет Санкт-Петербургского лесотехнического института в 1894 году.
Работал преподавателем в Омском лесохозяйственном училище, занимался научной работой, был одним из авторов 18-го тома обширного труда «Россия. Общее географическое описание нашей Родины». Букейханулы принимал участие в экспедиции Ф.А. Щербиной, которая занималась подготовкой массового переселения крестьян из центра России в Казахстан (1904). Букейханулы, как один из авторов статьи «Об изменении хозяйства» рассматривает факторы, влияющие на развитие хозяйства: природные условия, плотность населения, искусность народа, захват чужих территорий, обычаи, политика, законы, религия, право, просвещение и степень его распространения, опыт, государственные цели и др. Он считал приемлемым кочевое скотоводство для всего Казахстана и оседание мыслилось как процесс, растянутый на долгие годы. В 1905 г. Алихан Букейханулы стал членом кадетской партии, принял активное участие в массовом антиколониальном выступлении в Каркаралинске и был одним из составителей петиции, (подписанной 14 500 участниками), в которой выдвигались политические требования. В 1905 г. Букейханулы стал депутатом 1 Государственной Думы от казахского населения Семипалатинской области. В 1908 г. он поставил свою подпись под Выборгским воззванием, которое было направлено против царского указа «О роспуске Государственной думы». За антиколониальную деятельность Букейханулы отбывал тюремное наказание в Семипалатинске и Павлодаре. Являясь членом Омского губернского комитета кадетской партии в 1905-1907 г., Букейханулы одновременно был редактором газет «Иртыш», «Омич», «Голос степи». С 1913 г. Алихан Букейханулы, А. Байтурсынулы и М. Дулатулы приступили к изданию газеты «Казах», на страницах которой публиковались многочисленные статьи о просвещении народа, пробуждении его национального самосознания. В 1916 г. Букейханулы принимал участие в работе Всероссийского Земского союза. В апреле 1917 г. Временное правительство образовало Туркестанский комитет Временного правительства, в состав которого вошел А. Букейханулы. Он был назначен Тургайским областным комиссаром Временного правительства. В июле 1917 г. А.Бухейханулы объявил о своем выходе из партии кадетов, и вместе с другими представителями казахской интеллигенции вошел в исполком партии "Алаш", которая была образована на съезде в Оренбурге. Букейханулы был одним из авторов программы партии "Алаш". На втором съезде партии "Алаш" который проходил с 5-13 декабря 1917 г., Букейханулы был избран председателем правительства «Алаш Орда». "Алаш Орде" поручалось через месяц после съезда провозгласить территориальную автономию. Стремясь добиться этого, Букейханулы начал вооруженную борьбу против Советской власти, которая привела через два года к прекращению деятельности правительства "Алаш Орда» Эта была первая попытка Казахского народа к созданию независимого государства.
После постановления ВЦИК о привлечении бывших алашординцев к работе в органах Советской власти, А.Букейханулы отошел от политической деятельности, хотя и был приглашен на 1-й съезд Советов КазАССР в качестве почетного гостя (1920 г.). В 1920г. А.Букейханулы вошел в состав Наркомзема. В 1922 и 1926 гг. Букейханулы обвинялся в контрреволюционной деятельности, однако был освобожден из-под ареста за отсутствием доказательств. В 1937 г. он был снова арестован и в сентябре того же года приговорен к расстрелу. В 1989 г. А.Букейханулы был реабилитирован. Алихан Букейханулы относится к числу выдающихся политических и общественных деятелей казахского народа который всю свою жизнь посвятил делу освобождения своего народа от социального и национально-колониального гнета, его просвещения и процветания. Ахмет Байтурсынулы (1873-1938) родился в местности Сарытубе - нынешнем Жангильдинском районе Торгайской области. С начала он учился в аульной школе, затем в Торгайское русско-казахской школе, продолжил свое образование в Оренбургском учительском училище, после окончания которого работал учителем в школах, русско-казахских училищах Актюбинского, Костанайского и Каркаралинского уездов.
Ахмет Байтурсынулы рано начал борьбу против колониальной политики царизма, за что в 1909 г. был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму, а через год сослан и в течение семи лет (1910-1917), он, как «политически неблагонадежный», находился под надзором царской охраны. Он был редактором газеты «Казах», являлся активным членом партии "Алаш", которая боролась за воссоздание независимого казахского государства. После победы Октябрьской революции Байтурсынулы недолго оставался в рядах алашординцев, а в 1919 г. вместе с большой группой представителей научной интеллигенции, перешел на сторону Советской власти. В конце того же года Ахмет Байтурсынулы избирается членом ВПК Казахского края. В 1922-1925 гг. Байтурсынулы был председателем научно-литературной комиссии, избирался председателем Наркомпроса Казахстана, членом ВЦИК, Каз ЦИК, работал в печатном органе ЦК Компартии Туркестана, в газете "Ак жол". В 1925-1929 гг. Байтурсынулы преподавал в Казахском институте народного просвещения, Казахском педагогическом институте им. Абая. Ахмет Байтурсынулы сделал большой вклад в развитие казахской литературы и письменности. В частности, наиболее известны его басни, вошедшие в сборники "Сорок басен" и "Маса" вышедшие, соответственно в 1909 и 1911 гг. Байтурсынулы провел большую работу по сбору и изданию образцов казахского устного народного творчества. Он написал вступительную статью и комментарии к поэме "Ер Саин", опубликованной в 1923 г., выпустил книги "23 причитания" (1926) и "Литературоведение" (1926), последняя из которых является первым научным исследованием по истории казахской литературы. Ему принадлежат тезисы "О терминологии в тюркских языках", опубликованные в 1926 г. Ахмет Байтурсынулы написал ряд учебников для обучения казахских детей родному языку. Среди них: "Учебное пособие" (1912), "Пособие по языку" (1914), "Азбука" (1924), "Новая азбука" (1926-1928), и методическое пособие "Баяншы" (1926).
В 30-е гг. XX в. начались гонения на представителей казахской интеллигенции. Байтурсынулы стал одним из тех, кто попал под пресс сталинской репрессивной машины. В 1938 г. он был арестован, а затем расстрелян. В 1988 г. Ахмет Байтурсынулы был посмертно реабилитирован. Ахмет Байтурсынулы - один из ярчайших представителей казахской интеллигенции начала XX в. Его жизнь является примером безграничной любви к своему народу, его культуре и традициям. Байтурсынулы был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущим за границей. Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики. Миржакып Дулатулы (1885-1935) казахский поэт, публицист, переводчик. Сначала Миржакып учился в аульной школе, а с двенадцати лет - в Торгайском двухклассном русско-казахском училище. По окончании педагогических курсов в 1902 г., Миржакып Дулатулы работал учителем в ауле, занимаясь самообразованием в свободное от работы время. В дни революции 1905 г. он был в рядах демонстрантов в Каркаралинске, затем участвовал в работе съезда казахской конституционно-демократической партии в Уральске (1906), ездил в Петербург в составе группы делегатов этого съезда. Стихотворение "К молодым", опубликованное в первом номере газеты "Серке" в 1907 г., отражает все увиденное и пережитое поэтом в период первой русской революции. Статья Дулатулы "Наши задачи", разоблачавшая царскую политику на национальных окраинах, была опубликована во втором номере "Серке". После этого издание газеты было запрещено. Первый сборник стихов Дулатулы "Пробудись, казах!" вышел в 1909 г. и был вскоре конфискован. Начинаются гонения со стороны царской охранки. Поэт провел полтора года в Семипалатинской тюрьме. В 1910 г. выходит роман М.Дулатулы "Несчастная Жамал", а в 1913 г. - сборник стихов "Азамат". В 1915 г. была опубликована литературно-публицистическая книга поэта "Терме". В сборник "Азамат" вошли не только стихотворения Дулатулы, но и его высокохудожественные переводы из Ф.Шиллера, А.С.Пушкина, М.Лермонтова Г.Тукая. Тонким эстетическим вкусом и глубиной отличаются статьи М.Дулатулы о творчестве Ч.Валиханова, А.Кунанбаева, А.Байтурсынова, объемный труд "История происхождения казахов и кыргызов", "Библиографический указатель казахских книг" в двух частях и другие работы. С весны 1913 г. в Оренбурге начала выходить газета "Казах", в которой Дулатулы активно сотрудничает с Байтурсынулы. Миржакып Дулатулы был одним из составителей программы партии "Алаш". С конца 1917 г. до апреля 1918-го Дулатулы возглавлял газету "Казах", являлся одним из руководителей правительства "Алаш Орда", членом его Военного Совета. В 1919 г. М.Дулатулы вместе со многими другими деятелями алашординского движения переходит на сторону Советской власти. Начинается новый этап в жизни и творчестве Дулатулы. В 20-30-е гг. М.Дулатулы работал в редакциях газет "Ак жол", "Енбекши казак", журнала "Кызыл Казахстан", занимался переводческой деятельностью. Со второй половины 20-х гг. начинаются гонения на деятелей дореволюционной казахской интеллигенции. Дулатулы был арестован и в апреле 1930 г. приговорен к расстрелу, который был заменен десятью годами тюремного заключения. Дулатулы скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 г. В ноябре 1988 г. Миржакып Дулатулы был посмертно реабилитирован. М.Дулатулы прошел непростой творческий и жизненный путь, оставив после себя богатое наследие. Он был блестящим знатоком литературного языка, способствовал формированию кадров для казахской журналистики. Его произведения отличаются не только гражданским пафосом, но и высоким поэтическим мастерством. Миржакып Дулатулы принадлежал к той плеяде деятелей казахской интеллигенции, которая пробудила политическое сознание народа, внушила ему необходимость приобщения к общечеловеческим ценностям. Представители крестьянско-демократического направления экономической мысли в Казахстане группировались вокруг журнала «Айкап», выходившего в 1911 – 1915 годах. Представители этого течения были преемниками идей казахских просветителей-демократов второй половины XIX века, защищавших кочевой образ жизни казахов. Издателем и редактором журнала «Айкап» был Мухамеджан Сералин (1871-1929 ) – прогрессивный журналист, демократ. Он находился в близких отношениях с революционно настроенными деятелями России, в том числе с большевиками. После Октябрьской революции М.Сералин стал видным партийным советским работником. Коллектив авторов журнала был весьма разнородным. В нем сотрудничали С.Торайгыров, С.Сейфуллин, Б.Майлин – выразители интересов народных масс. На страницах журнала в основном освещались вопросы о земле, просвещении народа, распространении знаний и их прогрессивном влиянии на казахское общество, прежде всего, на развитие производства, резко критиковались патриархально-феодальные отношения. Журнал также вел борьбу с казахскими буржуазными националистами и их печатным органом - газетой «Казах», защищавшей интересы патриархально-феодальной верхушки, отстаивавшей отжившие формы хозяйства. Журнал «Айкап» постоянно обращал внимание своих читателей на первостепенные нужды развития экономики Казахстана, поднимал жизненно важные проблемы хозяйственного развития края, разоблачал колонизаторскую политику царизма. Развивавшиеся производительные силы общества натолкнулись на узкие рамки патриархально-феодальных производственных отношений и этот конфликт породил прогрессивные экономические идеи, направленные на борьбу с отжившими отношениями. Аграрный вопрос, как проблему, рассматривал выдающийся просветитель-демократ И.Алтынсарин. Значительное место в журнале отводилось проблеме развития товарно-денежных отношений капитализма. Авторы «Айкапа» видели, что в начале 20 века произошли существенные изменения в жизни казахского народа, в его экономике, в отношениях между людьми, которые они объясняли не только массовым изъятием казахских земель, но и развитием товарно-денежных отношений. Турар Рыскулулы (1894-1943), уроженец Алматинской области, государственный, партийный деятель, участник национально-освободительного движения 1916 г. в Казахстане и революции 1917 г. В 1907-1910 гг. Турар учился в русско-казахской начальной школе в Мерке, а в 1910-1914 гг. - в сельскохозяйственном училище в Пишпеке (ныне Бишкек). Летом 1916 г. Т.Рыскулулы становится организатором антиколониального вооруженного восстания в Аулие-Атинском уезде и подвергается аресту. Национально-освободительное движение казахского народа 1916 г. стало школой политического зрелости молодых интеллигентов и во многом определило их дальнейшую судьбу. С немалым трудом, после неоднократных отказов, осенью 1916 г. ему удается поступить в Ташкентский учительский институт. В 1917 г., Т.Рыскулулы оставляет учебу в Ташкенте и прибывает в Меркенский район Аулие-Атинского уезда, где срывает планы местных кулаков об уплате коренным населением огромной контрибуции и возмещения убытков, якобы понесенных русским населением в период восстания 1916 г. В начале 1917 г. в г. Аулие-Ате Рыскулулы организовал "Революционный союз казахской молодежи", ставящий своей целью всемерную борьбу за свободу и независимость. Став заместителем председателя Аулие-Атинского уездного Совдепа, он вплотную занимается обустройством кочевых аулов. В октябре 1918 г. на VI съезде Советов Т.Рыскулулы избирается в состав ТуркЦИКа, затем назначается Наркомом здравоохранения Туркреспублики. Позже выдвигается на пост заместителя Председателя ЦИК Туркреспублики. В 1919 г. Рыскулулы - Председатель Центральной комиссии по борьбе с голодом при ТуркЦИК, Председатель ЧК по борьбе с басмачеством в Фергане. В лице Рыскулулы притесненные и угнетенные видели защитника их насущных интересов. Он становится подлинным лидером всех тюркоязычных народов, населяющих Туркестан. В 1920 г. он становится членом ЦК Компартии Туркестана и избирается председателем ЦИК Туркестанской АССР. Имя Рыскулулы, как политика и государственного деятеля, стало широко известно в связи с деятельностью Мусульманского бюро. Он стоял у истоков этой организации и был бессменным руководителем на протяжении всего времени его существования. Под его руководством Мусбюро вело последовательную борьбу против насилия и диктата Центра. Он был главным идеологом и теоретиком мусульманской партии, противопоставленной им коммунистической партии России. Направляемое Рыскулулы Мусбюро проделало значительную работу на пути к независимости и привлечению коренного населения к самоуправлению. Взгляды Т. Рыскулулы получили поддержку III конференции Мусбюро, принявшей решение о создании Тюркской Республики и Тюркской Компартии. Но вмешательство Центра подавило волю туркестанцев к национальному самоопределению. Рыскулулы было предъявлено обвинение в пантюркизме и националистическом уклоне, которое преследовало его до конца жизни. В 1920 г. Рыскулулы принимает участие в работе Первого съезда народов Востока в Баку. В декабре 1920 г. его назначают заместителем Наркома по делам национальностей РСФСР. В 1922 г. его выдвигают на пост Председателя Совета Народных Комиссаров Туркреспублики. В 1924 г., будучи помощником заведующего Средне-Восточным отделом ИККИ, был делегирован в Монголию в качестве уполномоченного Коминтерна. В 1925 г. Рыскулулы - заведуюший отделом печати Казкрайкома ВКП(б) и ответственный редактор газеты "Енбекши казах". В 1926-1937 гг., будучи заместителем Председателя Постоянного хлопкового совещания, председателем Комитета содействия строительству Турксиба, начальником Главкоммунхоза при СНК РСФСР, возглавлял экспертное совещание и совет содействия по общественному питанию, Комитет кустарной промышленности и промысловой кооперации при ЭКО-СО РСФСР и др. государственные органы. Его перу принадлежат десятки книг, брошюр, свыше 100 статей. В Алматы в честь Рыскулулы назван проспект. Смагул Садуакасов (1900-1933 гг.) Видный государственный деятель, писатель, публицист, литературный критик, экономист. Садуакасов окончил Омское среднее сельскохозяйственное училище (1918), Московский институт инженеров транспорта (1932). Трудовую деятельность начал учителем школы (1915). В 1917-1918 гг. Садуакасов становится членом Акмолинского казахского губернского комитета самоуправления, управления молодежной организацией "Жас азамат". В 1919 г. он работает инспектором "Центросибири" по инородческой кооперации. В 1920 г. ~ редактор газеты "Кедей дауысы" (Омск), секретарь Казахского областного комитета РКСМ в Оренбурге. В этом же году избирается от Акмолинской губернии делегатом первого всеказахстанского съезда Советов. На съезде Садуакасов избирается членом президиума Казахского центрального исполнительного комитета, а вскоре и членом ВЦИК. После съезда, во время формирования правительства только что образованной Каз ССР, назначается заместителем комиссара народного просвещения А.Байтурсынова. В этот же период, с 1921 по 1928 гг., он был секретарем Каз ЦИКа, полномочным представителем Каз АССР при ТурЦИКе, председателем Государственной плановой комиссии Каз АССР, ответственным редактором краевой газеты "Енбекши казах". Это время для него было особенно сложным и ответственным. Всю свою молодую энергию, силу таланта Са дуакасов направил на улучшение дел народного образования, воспитание местных кадров. Принципиальный и настойчивый нарком просвещения не пришелся по душе Ф.Голощекину, первому руководителю республики. За "раскольническую деятельность" на шестой партконференции Садуакасов освобождается от своих должностей и назначается ректором Казахского педагогического института (ныне АТУ им. Абая). И здесь его не оставили в покое. Он решает покинуть территорию республики, поступает в Московский институт инженеров транспорта, после окончания которого, опасаясь его пребывания на родине - в Казахстане, руководство страны направляет Садуакасова на работу "по специальности" - инженером-строителем на строительство железной дороги Москва - Донбасс. Здесь 16 декабря 1933 г. его не стало. Не побоялся сказать правду о Садуакасове поэт Магжан Жумабаев, написавший о том, что смерть Садуакасова - невосполнимая потеря, народ лишился надежного защитника, могучей опоры. Началом литературной, публицистической деятельности Садуакасова явилось участие в выпуске рукописного журнала "Балапан" - органа организации "Бирлик", и газеты "Жас азамат". Первое литературное произведение Садуакасова - "Жастарга жана жол" ("Новый путь молодежи"), а его первый роман - "Салмакбай - Сагындык". Его перу принадлежат и романы "Кулпаш", "Кумус конырау"("Серебряный колокольчик"). Несколько работ Садуакасова по вопросам казахской литературы сыграли значительную роль в становлении молодой прозы в республике. Но его публицистические и научные интересы не ограничивались только проблемами казахской литературы. Он также написал "О национальном театре", "О проблемах просвещения в Казахстане", "О казахском кооперативном органе", "Об отмене "калыма" у казахов", "Действительно серьезный вопрос" и т.д. О многогранности таланта Садуакасова, широте его кругозора, интеллекта свидетельствует и то, что он, прожив всего 33 года, сумел проявить себя не только как государственный деятель, но и как наставник молодежи, оратор-трибун, организатор кооперативного движения в Казахстане, как деятель культуры - организатор казахского театра Сактаган Баишев (1909-1988) видный экономист, историк, доктор экономических наук, профессор, академик АН КазССР, заслуженный деятель науки Казахской ССР. Уроженец села Акжар Байганинского района Актюбинской области. После окончания в 1927 г. Темирской русско-казахской семилетней трудовой школы работал председателем районного бюро юных пионеров в г. Карсакпае, а в 1930 г. - ответственным секретарем райкома ВЛКСМ в г. Туркестане. Занимая эти должности Сактаган Баишев начал заниматься экономическими исследованиями, пытаясь выяснить особенности социалистического развития. Склонность к журналистике привела тогда еще молодого Сактагана в редакцию республиканской молодежной газеты "Лениншил жас". Здесь он работал сначала заведующим отдела, затем - заместителем редактора. Отсюда он был призван в ряды Красной Армии. После службы Баишев был направлен на учебу в Институт марксизма-ленинизма в Алма-Ате, где он уже непосредственно занимался исследовательской работой, участвуя тем самым в крупных социально-экономических преобразованиях, осуществляемых руководством республики. В грозные и тяжелые для всей страны дни лета 1941 г. Сактаган Баишев добровольцем уходит на фронт, еще раз подтвердив свою любовь и преданность Родине. Служил военным комиссаром, тем, кому приходилось личным примером поднимать солдат в очередную атаку. Войну прошел от начала до самого конца, закончив ее в составе 3-й ударной армии, штурмовавшей рейхстаг - логово фашизма. За ратные подвиги Баишев был награжден орденом Отечественной войны I степени и боевыми медалями. После войны Баишев снова возвращается в науку, возглавляя в течение девяти лет Казахский филиал Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1948 г. он блестяще защищает кандидатскую диссертацию. Лично Баишевым был переведен на казахский язык "Капитал" К. Маркса, избранные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса в двух томах, работы В. И. Ленина "Развитие капитализма в России", "Империализм - как высшая стадия капитализма" и др. В 1956 г. Сактаган Баишев избирается академиком и вице-президентом Академии наук Казахской ССР, а в 1959 г. - Председателем Верховного Совета республики. За годы научной и общественной деятельности им опубликовано свыше 300 научных работ, в том числе 7 монографий. Последние годы своей жизни Сактаган Баишев посвятил преподавательской работе, немало сделав в области подготовки научных кадров и экономистов нового поколения. В 1982 г., после его кончины, Совет Министров Казахской ССР принял постановление об увековечении памяти академика АН КазССР С. Б.Баишева. Каныш Сатпаев (1899-1964) -геолог, общественный деятель, организатор и первый президент АН Казахской ССР, доктор геолого-минералогических наук (1942), профессор (1950), академик АН СССР (1946), академик АН Казахской ССР (1946), почетный член Таджикской АН (1951). В 1926 г. окончил Томский технологический институт. В 1926-1929 гг. возглавлял геологический отдел треста "Атбасцветмет", в 1929-1941 гг. - начальник и главный геолог геолого-разведочного отдела Карсакпайского комбината, в 1941-1964 - директор Института геологических наук Казахской ССР (до 1946 - КазФАНа СССР), заместитель председателя, председатель Президиума КазФАНа СССР (1941-1946), Президент АН Казахской ССР (1946-1952 и 1955-1964). К. Сатпаев, занимаясь проблемами геологии рудных месторождений, являлся одним из признанных основоположников металлогенической науки страны. Он - создатель казахстанской металлогенической школы. Большинство своих научных изысканий посвятил вопросам изучения геологии рудных месторождений и минеральных ресурсов Казахстана. В научном наследии наибольшую ценность имеют труды, посвященные изучению Жезказганского месторождения и составлению прогнозно-металлогенических карт Центрального Казахстана. Сатпаев доказал принадлежность Жезказганского месторождения к разряду крупнейших в мире такого типа, обосновал переоценку его потенциальных ресурсов. В Жезказган-Улытауском регионе в 1929-1931 гг. им была намечена широкая программа новых исследований, обеспечивших пересмотр перспектив Жезказгана, вооруживших геолого-разведочную службу прогрессивной теорией, определившей направление поисково-разведочных работ. В 30-е гг. К. Сатпаев предложил конкретные критерии формирования медных руд Жезказгана, полностью подтвержденные последующей практикой и положенные в основу дальнейших комплексных форсированных геолого-разведочных работ на месторождении. К. Сатпаев выявил основные этапы геологического развития Центрального Казахстана, а также основные структурные элементы, характеризующие основные черты геологического строения и металлогеническую специфику этого региона в течение каждого из шести геотектонических этапов. Был составлен комплекс вспомогательных палеогеографических, металлогенических и др. карт. Следующий этап своих исследований К. Сатпаев посвятил изучению особенностей генетической природы месторождений отдельных полезных ископаемых, установил их своеобразие в геохимическом, минералогическом, геолого-структурном отношениях, геологический возраст их формирования. Выделив 50 металлогенических формаций, составил прогнозные карты Центрального Казахстана отдельно для каждой группы металлов, в результате внедрения которых в 1954-1958 гг. были открыты новые месторождения и рудопроявления различных металлов. За разработку этих карт группа ученых во главе с Сатпаевым была удостоена Ленинской премии (1958), на 1-м Всесоюзном металлогеническом совещании, была признана главенствующая роль казахстанской школы геологов. С именем Сатпаева связаны строительство горно-металлургического комбината в Жезказгане, металлургических заводов в Караганде и Балхаше, канала Иртыш-Караганда, организация крупных исследований по изучению природных ресурсов п-ва Мангыстау, Мугоджар, Торгая, освоение крупных объектов минерально-сырьевой базы республики, множества месторождений Рудного Алтая, фосфоритов Каратау и мн. др. Он был инициатором проведения выездных сессий АН республики, посвященных исследованию и освоению производительных сил экономических районов Казахстана. Лауреат Государственной премии СССР (1942). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Отечественной войны и медалями. В честь Сатпаева названы ледник и пик хр. Джунгарского Алатау, Институт геологических наук АН Казахской ССР, горно-металлургический комбинат в г. Жезказгане, многие улицы и школы в городах и селах республики.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1162; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |