Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неолиберализм. Теория социального рыночного хозяйства

В некоторых исследованиях истории экономических учений направление, представленное Л. Мизесом и Ф. Хайеком, именуют неолиберализмом (чтобы отличить его от либерализма Ж.Б.Сэя и других авторов XIX в.). Однако большин­ство историков и экономистов неолиберализ­мом называют другую ветвь экономического либерализма нашего столетия. Она сформировалась в Германии в начале 30-х гг. Ее лидером был профессор Фрайбургского универ­ситета Вальтер Ойкен (1891 — 1950), в связи с чем сторонников нео­либеральной теории именовали зачастую Фрайбургской школой Сам Ойкен развиваемую Фрайбургской школой концепцию называл ордолиберализмом (от латинского ordo — строй, порядок).

На взгляды Ойкена большое влияние оказало учение М. Вебера об идеальных типах общественной жизни. По Ойкену, существуют два основных типа экономического строя: централи­зованно управляемое хозяйство и хозяйство обращения (так он на­зывает рыночное хозяйство). Первый тип подразделяется на два подтипа. Один подтип представлен мелкими не связанными друг с другом, т. е. натуральными, хозяйствами, вся экономическая дея­тельность в них диктуется волей хозяина — главы патриархальной семьи, рабовладельца, помещика, настоятеля монастыря и т.п. Другой подтип — народное хозяйство, где вся экономическая жизнь осуществляется по командам централизованного административ­ного аппарата. Администрация образует неконтролируемую власть имущую группу, преследующую свои клановые интересы. Но если Даже командующая группа пожелает служить интересам и потребностям общества, у нее нет возможностей выявить эти интересы и потребности. Если нужды общества каким-то образом будут выяв­лены, при таком строе в принципе их невозможно удовлетворить. В этой части взгляды Ойкена близки к позиции Мизеса.

Рынок, по Ойкену, имеет много разновидностей. В рыночном хозяйстве возможны 5 форм организации предложения и, соответствен­но, 5 форм организации спроса: конкуренция, частичная олигопо­лия, олигополия, частичная монополия и монополия. Различные их комбинации образуют 25 чистых форм рынка. Регулирование экономики олигополиями и монополиями — промежуточные фор­мы между строем полной конкуренции и административного цен­трализованного управления экономикой. Вдобавок в стране могут сосуществовать и даже комбинироваться частные формы, прису­щие различным основным типам экономического строя. Такую комбинацию Ойкен видит в советской экономике, где господству­ющее административное управление сочетается с некоторыми формами, присущими рыночному порядку.

Признание реального многообразия форм играет в концепции Ойкена весьма существенную роль. Общество не безразлично к формам экономического строя, оно должно препятствовать воз­никновению и существованию одних и способствовать утвержде­нию и укреплению других. В отличие от традиционных либералов и теоретиков новой австрийской школы Ойкен признает необхо­димость государственного вмешательства, но только для формиро­вания желательного экономического строя и ограничения дефор­мирующих его факторов и тенденций. Лозунг ордолиберализма (так называемый «Фрайбургский императив»): «Государственному пла­нированию хозяйственных форм — да; государственному планиро­ванию и регулированию хозяйственных процессов — нет!».

Сферой непосредственного государственного воздействия должны быть лишь экономические институты, и в первую очередь институт конкуренции. Именно через свободную конкуренцию осуществля­ется общественный контроль над частной собственностью, вследст­вие чего эта собственность, удовлетворяя интересы своих хозяев, в конечном счете служит общему благу. В. Ойкен провозглашает конкуренцию государственным институтом. Ее защита - обязан­ность и функция государства.

Государственное обеспечение свободной конкуренции означает недопущение монополий. Ойкен настаивает на создании специаль­ного органа надзора над проявлениями монополизации. Профсоюзы он относит к организациям с монополистическими тенденциями (их цель — монополизация предложения труда) и потому считает необходимым государственный контроль над профсоюзами.

Государство должно обеспечить свободу заключения любых сделок и договоров, кроме преследующих цели ограничения конкуренции.

При разумном государственном регулировании экономических институтов нет нужды в дополнительных мерах воздействия на хо­зяйственную конъюнктуру. Прямое вмешательство в ход рыночных процессов может оказаться необходимым лишь в чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войнами, природными катастрофами к другими экзогенными для экономики факторами.

В годы национал-социалистской дикта­туры в Германии неолиберальное направле­ние было в загоне, так как его установки расходились с курсом гитлеризма на всемер­ное усиление государственного командования экономикой. После крушения Третьего рейха неолиберализм пережил второе рожде­ние, трансформировавшись в концепцию социальной рыночной экономики (само название этой концепции придумано немецким профессором Альфредом Мюллер-Армаком (1901 — 1978). Но в ши­рокий оборот эту концепцию ввел эмигрировавший при Гитлере в Швейцарию неолиберал Вильгельм Репке (1899-1966).

Авторы теории социального рыночного хозяйства, как и другие экономические либералы, противопоставляли свободное конку­рентное рыночное хозяйство централизованно управляемому. Од­нако их концепция отличается и от взглядов либералов прошлого пека и теоретиков новой австрийской школы.

Либералы XIX в. настаивали на том, что деятельность государ­ства в сфере экономики должна ограничиваться сбором налогов и денежной эмиссией. В неприятии государства как экономического агента новая австрийская школа дошла едва ли не до предела. Ф. Хайек отрицал даже государственную монополию на выпуск денег.

Продолжатели идей Фрайбургской школы не только допускают, но и считают необходимой активную роль государства в экономике.

Во-первых, рыночному хозяйству со свободной конкуренцией противоречит существование монополий. Государству следует взять на себя осуществление мер по недопущению монополий или, по край­ней мере, по контролю над их деятельностью. Государство должно обеспечивать свободу ценообразования и ценовой конкуренции. Отдельные неолибералы, например Александр Рюстов (1885—1963), Допускали даже национализацию монополий.

Во-вторых, вмешательство государства в экономику диктуется не только хозяйственными, но и социальными и политическими Целями. Ничем не ограниченное рыночное хозяйство порождает как позитивные, так и негативные социальные последствия: чрез мерный разрыв в доходах, необеспеченность положения отдельны; социально-демографических групп, возрастающую при конъюнк­турных спадах безработицу и т.п. Отсюда и политическая неста­бильность, экстремистские движения, революционные взрывы Государство призвано осуществлять некоторое перераспределена доходов в пользу малоимущих через налоги и бюджетное финанси­рование социальных программ, чтобы обеспечить общественную ста­бильность. Некоторые теоретики социального рыночного хозяйства, в частности А. Рюстов, считали даже необходимым определенное регулирование конкуренции, так как ничем не ограниченная кон­куренция влечет за собой разорение и обеднение потерпевших поражение на рынке, отрицательно влияет на этические устои и ослабляет социальные связи между людьми.

Следует отметить, что в отношении социальной мотивации государственного регулирования экономики проповедники соци­ального рыночного хозяйства отошли от позиций Ойкена. Тот скорее негативно относился к государственному перераспределению до­ходов в пользу бедных слоев. Он ориентировал на организацию самопомощи и самострахования, а «благотворительность властей» считал допустимой лишь в крайних случаях.

Для классического либерализма ха­рактерна концепция государства — ноч­ного сторожа: его функции — охрана спокойствия и имущества граждан. Для сторонников социального рыночного хо­зяйства государство, по выражению В. Репке, — футбольный судья, выходящий на поле не для того, чтобы самому играть или диктовать игрокам, куда бежать и куда бить, а чтобы гарантиро­вать соблюдение игроками всех правил игры.

Что касается анализа экономического механизма и закономер­ностей его функционирования, неолибералы не предложили новых теоретических конструкций.

Модель социального рыночного хозяйства включает лишь по­ложения достаточно общего характера: частная собственность как предпосылка конкуренции; свободная конкуренция как ограни­читель отрицательных моментов, порождаемых частной собствен­ностью; рынок без монополистов как регулятор производства посредством механизма свободного ценообразования.

Условия макроэкономического развития неолиберализм свя­зывает со стабильностью денежного обращения. Причины эконо­мических кризисов сторонники социального рыночного хозяйства ищут в ошибочной денежно-кредитной политике. В этом они следуют за В. Ойкеном, который доказывал, что колебания конъюн­ктуры могут быть нейтрализованы «денежным стабилизатором».

Неолибералы главную опасность для экономики видят в инфляции. Они выступают против кейнсианской концепции регулирования экономики посредством дефицитного финансирования. Вообще, по утверждению неолибералов, обеспечение экономического роста не является непосредственной задачей государственной политики. Она должна быть направлена на создание и сохранение условий свободной конкуренции, которая сама по себе приведет к экономи­ческому росту. Отвергая инвестиционную деятельность государства как противоречащую принципам свободного рыночного хозяйства, неолибералы не связывают экономическое равновесие с полной занятостью трудовых ресурсов. Вытекающие из теоретических по­ложений неолиберализма требования финансово-экономической политики сводятся к обеспечению устойчивости денежного обра­щения, сбалансированности государственного бюджета и вырав­ненности платежного баланса.

В 70-е гг. теория социального рыночного хозяйства подверга­лась некоторой трансформации. Новая, динамичная, модель про­тивопоставляется старой, статичной, модели. В новой модели рас­ширены допустимые границы государственного воздействия на эко­номику. Признается возможным и целесообразным государственное ре­гулирование цен на отдельные экономически и социально важные товары: сельскохозяйственные продукты, электроэнергию, услуги транспорта и т. п. Это регулирование может осуществляться как в прямой форме, если речь идет о государственных предприятиях, так и в косвенной — через субсидии частным предприятиям неко­торых отраслей. Не исключаются в новом варианте неолиберализма и прямые государственные инвестиции в те направления экономичес­кой деятельности, от которых зависит общий подъем народного хозяйства страны, повышение конкурентоспособности ее товаров на мировом рынке.

Теория социального рыночного хозяйства легла в основу эко­номической политики, проводимой после второй мировой войны властями ФРГ. Одним из разработчиков этой теории был Людвиг Эрхард (1897—1977), на постах министра экономики, а затем феде­рального канцлера активно реализовывавший се положения. При этом Эрхард объявлял социальное рыночное хозяйство альтерна­тивой и капитализму, и социализму.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новая австрийская школа | Неоконсервативные концепции. Теория предложения и теория рациональных ожиданий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.