Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы автоматизации банковской деятельности




Систем

Понятие и классификация автоматизированных банковских

Автоматизированная банковская система (АБС) – это система, состоящая из персонала и комплекса средств автоматизации, таких, как средства вычислительной техники, телекоммуникационные средства, программные средства, средства создания и заполнения машинной информационной базы или совокупность этих средств, предназначенная для автоматизации банковской деятельности и отвечающая установленным к ней требованиям.

Основными целями внедрения автоматизированных банковских систем являются:

— увеличение возможностей банков в проведении операций на финансовом рынке и обслуживании населения;

— сокращение времени на проведение операций;

— увеличение пропускной способности;

— сокращение численности персонала банка;

— улучшение качества обслуживания клиентов;

— гарантия непрерывного обслуживания клиентов;

— повышение квалификации персонала банка;

— увеличение номенклатуры услуг, предоставляемых банком;

— снижение себестоимости банковских операций.

Таким образом, главная цель автоматизации банковской деятельности состоит в максимизации прибыли за счет неиспользованных ресурсов и повышении качества банковских услуг.

Исторически развитие автоматизированных банковских систем (АБС) прошло ряд этапов:

1 этап. Начальный этап. Основан на использовании автономных рабочих мест банковских специалистов, позволяющих формировать платежные документы и баланс. Этот этап характеризуется относительной простотой реализации, практической независимостью от коммуникаций.

2 этап. Переход к единому операционному дню - естественный шаг на пути к формированию единой банковской бухгалтерии, ориентированной на отчетность (учет, счета, платежки, кредиты, сводный баланс).

3 этап. Создание интегрированных систем банковского учета, нацеленных на расширение аналитических возможностей в многофилиальном банке, в том числе и возможности анализа клиентской базы (клиринг, аналитика, контроль, хранение, филиальная сеть, разграничение полномочий).

4 этап. Характеризуется развитием АБС, направленных на интегрированность в отношении возможностей анализа отчетности и на многофункциональность системы управления банковской деятельностью (многопродуктивность, информативность, связанность, гибкость, мобильность).

5 этап. Создание интегрированных АБС. Характерными чертами такого рода систем являются формирование единого информационного пространства, адаптируемость в зависимости от изменяющихся требований и внешних условий, комплексность решений.

Существуют различные подходы к классификации АБС.

По величине банков, на которые ориентирована АБСа, можно выделить три их категории:

1) для крупных банков. АБС этой категории основаны на концентрации банковских услуг в центральном отделении банка на основе высокопроизводительных микропроцессорных вычислительных систем, которые связаны с многочисленными отделениями банка;

2) для средних банков. АБС этой категории не содержат явно выраженного ядра системы, в них отсутствуют жесткие требования к производительности, способны обслуживать от сотен тысяч до миллиона счетов всех видов, их внедрение и эксплуатация не требует больших затрат, широко используются локальные вычислительные сети, объединяющие АРМ сотрудников банка;

3) для небольших банков. АБС третьей категории носят локальный характер и обслуживают клиентов непосредственно; часто такие системы являются отделениями более крупных банков; используют персональные компьютеры, соединенные в локальные вычислительные сети.

Основная масса предлагаемых на отечественном рынке АБС по стоимости и требованиям к вычислительным средствам рассчитана на средние и небольшие банки.

Автоматизированные банковские системы можно также классифицировать по поколениям. В настоящее время выделяют шесть поколений автоматизированных банковских систем.

1-е поколение: автономные персональные компьютеры; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка; автономные АРМы, не связанные или слабо связанные по данным; обмен информацией на гибких дисках с компьютера на компьютер. В настоящее время не встречаются.

2-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка; автономные АРМы, связанные по данным через файлы на сервере; технология «файл—сервер». В настоящее время не встречаются.

3-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка, реже — документ; автономные АРМы, связанные по данным и слабо связанные по функциям; технология переходная от технологии «файл—сервер» к технологии «клиент—сервер».

В настоящее время практически не встречаются.

4-е поколение: персональные компьютеры, объединенные в сеть; базовый элемент технологии — бухгалтерская проводка (редко), документ, сделка; автономные АРМы, связанные по данным и иногда по функциям; технология двухуровневая «клиент—сервер». Распространены, в том числе в крупных банках.

5-е поколение: персональные компьютеры в распределенной сети с несколь­кими серверами приложений; базовый элемент технологии — документ или сделка; логические АРМы, сильно связанные по данным и по функциям внутри локальной вычислительной сети (ЛВС), слабо по данным в пределах распределенной сети; трехуровневая технология «клиент—сервер». Широко распространены.

6-е поколение: базовый элемент технологии — документ (реже) или сделка; логические АРМы, динамически формируемые по компонентной технологии; сильно связаны по данным и функциям. Перспективная технология, единичные разработки.

В АБС ранних разработок (1-3 поколения) базовым элементом была проводка, т.е. любая банковская операция рассматривалась как набор проводок, которые операционист производил практически вручную, заполняя экранные формы. Такая информационная банковская технология называется операционной.

В настоящее время повышается уровень абстракции, и в новых AБС базовым элементом технологии становятся документ — совокупность проводок или сделка — совокупность документов. Например, выдача — сопровождение — возврат кредита. Такие информационные банковские технологии называются документарными и объектными соответственно. В будущем базовым элементом технологии будет клиент, т.е. совокупность связанных с ним сделок.

Еще одним важным критерием классификации АБС является вид информационных банковских технологий, лежащих в основе построения автоматизированной банковской системы.

Операционные технологии построены в виде цепочки операций; информационная технология в этом случае представляет собой набор технологических операций для каждого функционального отдела банка, состыковать которые достаточно сложно. Например, кредитный отдел выполняет операции по договорам, но проводки в баланс делают сотрудники бухгалтерии, вследствие чего происходят постоянные задержки и возможна потеря информации; в основе такой информа­ционной технологии лежит проводка.

Документарные технологии построены на автоматизации документооборота банка; документ перемещается от одного исполнителя (отдела банка) к другому, обрабатывается, автоматически формируются проводки и производятся учетные операции, что позволяет снизить трудозатраты и повысить скорость прохождения процессов. В основе такой информационной технологии лежит документ. Поскольку в обработке документа принимают участие несколько подразделений банка, то важной задачей является координация работы всех подразделений банка и обеспечение их взаимодействия, что возможна только при наличии единого информационного пространства банка. В настоящее время этот вид технологий рассматривается как наиболее удачный для автоматизации банковского дела.

Объектные технологии основаны на том, что одни документы в процессе деятельности банка могут порождать другие, а обработку одних может приводить к изменению других. Если выполняется какая-либо сделка, т.е. любая банковская операция привлечения или размещения средств, покупки (продажи) каких-либо активов, то все документы и проводки по этой сделке выполняются автоматически по цепочке. В основе такой информационной технологии лежит сделка. Приведем в качестве примера объектной технологии процедуру оформления депозитного договора в автоматизированной банковской системе. Операционист вносит в компьютер информацию о заключенном депозитном договоре путем заполнения карточки сделки соответствующего вида, в которой указываются все основные реквизиты договора: срок, процентная ставка, сумма и т.д. АБС автоматически генерирует кассовый документ для внесения наличных средств. После приема наличных денег кассир, который видит документ на экране своего рабочего места, помечает документ как исполненный и система автоматически формирует проводку для отражения данной операции в бухгалтерском учете. Аналогично выполняются любые платежные операции, например, операции начисления или выдачи процентов. Таким образом, депозитный договор отражается в АБС с помощью одной сделки и нескольких документов и проводок, т.е. с помощью объектов трех различных типов.

Существуют и другие основания для классификации АБС.

 

При внедрении новых информационных технологий банкам важно разработать стратегию автоматизации, т.е. определить, что и какими средствами автоматизировать. Ошибочный выбор обходится дорого.

Существуют принципы, которые позволяют оценить, правильно ли проводится автоматизация в банке.

Рассмотрим принципы автоматизации деятельности банка.

Принцип единства информационного пространства. Под единым информационным пространством на уровне АБС понимают возможность оперировать любыми данными, формирующимися в процессе функционирования автоматизированной системы, и любыми функциями, выполняемыми системой. Путями обеспечения единого информационного пространства являются: использование единых баз и хранилищ данных, технологии «клиент—сервер», глобальных телекоммуникационных сетей.

Модульный принцип построения. АБС состоит из ряда функциональных модулей, что позволяет легко конфигурировать автоматизированные системы под конкретный заказ и дорабатывать их.

Принцип экономности и полноты, в соответствии с которым в системе не должно быть дублирования функций, однако все функции должны быть автоматизированы полностью.

Принцип открытости состоит в том, что открытые системы соответствуют следующим международным стандартам, принятым в секторе автоматизации:

— способности взаимодействовать с различными внешними системами;

— переносимости программных средств на другие аппаратные средства, гибкости настройки модулей, возможности их адаптации к потребностям и условиям конкретного банка;

— масштабируемости, предусматривающей возможность расширения и усложнения функциональных модулей системы.

Принцип однократного ввода и учета информации заключается в обеспечении непротиворечивости и устранении дублирования данных. В автоматизированной системе должен быть предусмотрен однократный ввод информации и ее многократное использование.

Принцип взаимодействия состоит в обеспечении одновременной работы большого числа пользователей и способности функционировать на компьютерах, расположенных в различных узлах коммуникации (и различных подразделениях банка или в отделениях и филиала, находящихся в разных областях страны, а иногда и за рубежом); обмен информацией между узлами должен осуществляться информационными потоками. Скорость, частота и объемы потоков должны соответствовать интенсивности реально протекающих процессов, т.е. происходить в режиме реального времени. Многопользовательский режим работы в системе обеспечивается применением технологии «клиент - сервер», использованием локальных и глобальных вычислительных сетей, единых централизованных или распределенных баз данных.

Принцип эффективности, согласно которому автоматизация не должна быть разорительной для банка, стоимость технологии не должна превышать эффект от ее внедрения. При выборе технологии следует учитывать количество ежедневно обрабатываемых банком документов, количество клиентов, наличие отделений и филиалов, необходимость взаимодействия с биржами, платежными системами SWIFT и т.д.

Принцип безопасности предусматривает защищенность системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, модификации им разрушения ее компонентов.

Безопасность автоматизированной системы достигается обеспечением трех характеристик:

1) целостности информации, которая предполагает, что при функционировании системы информация может быть изменена только теми пользователями, которые имеют на это право;

2) доступности информации допущенному пользователю в любое время;

3) конфиденциальности информации, состоящей в обеспечении требуемой степени секретности информации и предоставлении доступа к ней только авторизованным пользователям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2126; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.