Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы административно - правового взаимодействия с потенциально возможными нарушителями экологического равновесия




AF m n

где: ПДК предельно допустимая концентрация вредного вещества, мг/м3; остальные значения показателей приведены выше.

Расчет ПДВ включает следующие стадии:

· установление фоновой концентрации загрязняющих веществ ф), под которой понимается уровень концентраций, превышающий не более чем в 5 % наблюдений за их разовыми концентрациями;

· расчет приземных концентраций загрязняющих веществ и сравнение полученных результатов с нормативами ПДКмр- Сф;

· выявление участков превышения ПДК и источников, их определяющих;

· разработка мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ;

· пересчет приземных концентраций с учетом реализации предложенных мероприятий, которые производятся до достижения величины ПДКмр - Сф в приземном слое;

· установление расчетной величины ПДВ (ВСВ) и ее утверждение.

Следует также отметить, что для веществ, не имеющих утвержденных ПДК, а также для вновь строящихся объектов, ПДВ не устанавливается. Выброс в этих случаях запрещен.

Сопоставление показателей предельно допустимых выбросов с действительным количеством выбрасываемого в атмосферу загрязняющего вещества позволяет рассчитывать оптимальные параметры санитарно-защитных зон, необходимых для рационального природопользования. Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта природопользования, которые могут быть источниками химического, биологического или физического воздействия на природную среду и здоровье человека. Санитарно-защитная зона представляет собой территорию между границами объекта природопользования и селитебной застройки. Она предназначена для:

· обеспечения требуемых гигиенических норм содержания в приземном слое атмосферы загрязняющих веществ, уменьшения отрицательного влияния объектов природопользования, транспортных коммуникаций, линий электропередач на проживающее в непосредственной близости население, факторов физического воздействия – шума, повышенного уровня вибрации, инфразвука, электромагнитных волн и статического электричества;

· создания архитектурно-эстетического барьера между объектами природопользования и жилой частью при соответствующем ее благоустройстве;

· организации дополнительных озелененных площадей с целью усиления ассимиляции загрязнителей атмосферного воздуха, а также повышения активности процессов диффузии воздушных масс и локального благоприятного влияния на климат.

В качестве примера можно привести ориентировочные расстояния между границами санитарно-защитных зон и объектами недропользования. Так, санитарно-защитные зоны размером не менее 2000 м создаются на объектах недропользования:

· по добыче нефти при выбросе сероводорода от 0,5 до 1 т/сутки, а также с высоким содержанием летучих углеводородов (при содержании сероводорода более 1,5 – 3 % размер санитарно-защитной зоны устанавливается не менее 5000 м, а при содержании сероводорода 20 и более % - до 8000 м);

· по добыче горючих сланцев;

· по добыче свинцовых руд, ртути, мышьяка, марганца;

· по добыче природного газа;

· горно-обогатительных комбинатах;

· угольных разрезах.

Санитарно-защитные зоны размером не менее 1000 м создаются на объектах недропользования:

· по добыче нефти при выбросе сероводорода до 0,5 т/сутки с малым содержанием углеводородов;

· по добыче железных руд и горных пород открытой разработкой;

· по добыче металлоидов открытым способом;

· имеющим отвалы и шламонакуопители при добыче цветных металлов;

· по добыче нерудных стройматериалов карьерным способом;

· имеющим шахтные терриконы без мероприятий по подавлению самовозгорания;

· по добыче гипса.

· по добыче асбеста;

Санитарно-защитные зоны размером не менее 500 м создаются на объектах недропользования:

· по добыче фосфоритов, апатитов, колчеданов (без химической обработки) железной руды;

· по добыче горных пород VI-VII категорий: доломитов, магнезитов, асбеста; гудронов; асфальта открытой разработкой;

· по добыче торфа, каменного, бурого и других углей;

· по производству брикета из мелкого торфа и угля;

· имеющим гидрошахты и обогатительные фабрики с мокрым процессом обогащения;

· по добыче каменной соли;

· по добыче торфа фрезерным способом;

· имеющим отвалы и шламонакопители при добыче железа;

· по добыче руд металлов и металлоидов шахтным способом, за исключением свинцовых руд, ртути, мышьяка и марганца.

Санитарно-защитные зоны размером не менее 300 м создаются на объектах недропользования:

· по добыче мрамора, песка глины открытой разработкой;

· по добыче карбоната калия открытой разработкой.

В то же время следует подчеркнуть, что методика ОНД-90, используемая для расчета концентраций вредных веществ в атмосферном воздухе, к сожалению, не является универсальной, так как часто наибольший вклад в загрязнение воздуха и сопредельных сред вносят площадные источники - отвалы, золоотвалы ТЭЦ, терриконы, шламонакопители, хвостохранилища и т. д., которые могут быть отнесены к так называемым фугитивным источникам. Мощность таких источников, обычно, определяется метеорологическими условиями.

Основным механизмом загрязнения экогеосистем здесь будет являться дефляция пыли с техногенных объектов. В этом случае при удалении от источника загрязнения на несколько километров может происходить выпадение аэрозолей и пыли на подстилающую поверхность, в результате чего могут образовываться геохимические аномалии с содержанием загрязняющих веществ, существенно превышающим установленные экологические нормативы.

В качестве примера можно привести методику расчета выбросов твердых частиц из породных отвалов. Выбросы твердых частиц в атмосферу из отвалов в данном случае определяются как сумма выбросов при формировании отвалов и при сдувании с их пылящей поверхности.

Количество твердых частиц, выделяющихся при формировании отвалов Моф, определяется исходя из выражения:

 

Моф = Ко. К1 . qoуд . П . (1- h) . 10-6, т/год,

где Ко – коэффициент, учитывающий влажность метериала (принимается в соответствии с данными табл. 17); К1 - коэффициент, учитывающий скорость ветра (принимается в соответствии с данными табл. 3); qoуд – удельное выделение твердых частиц с 1 м3 породы, подаваемой в отвал, г/м3 (принимается в соответствии с данными табл. 4); П - количество породы, подаваемой в отвал, м3/год; h - эффективность применяемых средств пылеподавления (определяется экспериментально либо применяется по справочным данным), усл.ед.

 

Таблица 17. Зависимость значений коэффициента Ко от влажности материала.

Влажность материала,% до 0,5 0,5 -1,0 1,0 -3,0 3,0 -5,0 5,0 -7,0 7,0 -8,0 8,0 -9,0 9.0 –10,0 Более 10,0
Ко 2,0 1,5 1,3 1,2 1,0 0,7 0,3 0,2 0,1

Для расчета нормативов ПДВ количество выделяющихся твердых частиц при формировании породных отвалов может быть определено из выражения:

Ко. К1 . qoуд . ПГ . (1- h)

Моф =, г/с,

где ПГ – максимальное количество горной породы, поступающей в отвал, м3/ч.

Количество твердых частиц, сдуваемых с поверхности породных отвалов, определяется из выражения:

Мос = 84,4 . Ко. К1 . К2 . So. Wo. g. . (365 – TC) . (1- h), т/год,

где К2 – коэффициент, учитывающий эффективность сдувания твердых частиц и численно равный: 1,0 – для действующих отвалов; 0,2 – в первые три года после прекращения эксплуатации; 0,1 – в последующие годы до полного озеленения отвала; So - площадь пылящей поверхности отвала, м2; Wo - удельная сдуваемость твердых частиц с пылящей поверхности отвала (принимается равной 0,1 . 10-6 кг/м2.с); g. - коэффициент измельчения горной массы (принимается равным 0,1); TC - годовое количество дней с устойчивым снежным покровом.

При подстановке в предыдущую формулу значений Wo и g может быть получено выражение:

Мос = 84,4 . Ко. К1 . К2 . So. (365 – TC) . (1- h) . 10-8, т/год,

Таблица 18. Зависимость коэффициента К1 от скорости

ветра.

Скорость ветра, м/с До 2 2 – 5 5 – 7 7 – 10
К1 1,0 1,2 1,4 1,7

 

Таблица 19. Удельное выделение твердых частиц при формировании отвалов.

 

Наименование оборудования Удельное выделение твердых частиц, qoуд, г/м3
Отвалообразование плоских отвалов  
Драглайн ЭШ – 15/90, ЭШ - 20/90 18,0
Драглайн ЭШ – 10/70 26,6
Драглайн ЭШ – 4/40, ЭШ – 6/45, ЭШ – 5/90 64,0
Отвалообразователь ОШР – 5250/190 2,7
Бульдозер 5,6
Разгрузка самосвала 10,0

 

Для расчета нормативов ПДВ количество сдуваемых с поверхности породных отвалов твердых частиц определяется из выражения:

Мос = Ко. К1 . К2 . So. Wo. g. . (1- h). 103, г/с,

 

При подстановке в последнюю формулу значений Wo и g может быть получено выражение:

 

Мос = Ко. К1 . К2 . So. (1- h). 10-5, г/с,

 

Однако ситуация, когда превышение нормативных концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе незначительно или кратковременно (не более 1-2 % сроков наблюдений), расчетами по методике ОНД-90 не учитывается.

Как следует из приведенной методики расчета, даже при соблюдении нормативов ПДВ в атмосферном воздухе, рассчитанным по утвержденным в настоящее время методикам, может продолжаться как интенсивное загрязнение литосферной компоненты природной среды, так и ее деградация. В этой связи специфика загрязнения природной среды в процессе проведения горно-геологических работ обуславливает необходимость нормирования выбросов с учетом экогеологических критериев качества различных компонентов природной среды, усовершенствования действующих в настоящее время методик расчета ПДВ в атмосферный воздух для фугитивных источников загрязнения, установления основных параметров и характеристик выбросов загрязняющих веществ, их эолового переноса и учета их выпадения на подстилающую поверхность.

Следует также отметить, что большой объем расчетов при нормировании выбросов предопределяет необходимость использования современной вычислительной техники. Наиболее часто употребляемыми из существующего программного обеспечения являются программы «Эколог» (НПО «Интергал», г. С.-Петербург) и «Эфир» (АО «Каучукнфтехимпроект», г. Новокуйбышевск), адаптированные к ПЭВМ.

Нормативы ПДВ утверждаются местными (республиканскими, областными) органами Госкомэкологии РФ с учетом заключений местных органов системы Минздрава РФ. Обеспечение согласования и утверждения ПДВ входит в обязанности природопользователя.

Нормирование сбросов в водные объекты осуществляется на основе количественной оценки величины предельно-допустимого сброса (ПДС), представляющего собой научно-технический норматив массы вещества в сточных водах, максимально допустимой к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения качества воды в контрольном пункте.

Норматив предельно допустимого сброса (ПДС) является основой для расчета экологических платежей пользователей водных объектов, установления лимитов природопользования и др. Как и при нормировании атмосферных загрязнителей основным принципом установления ПДС в качестве норматива техногенных воздействий на водные объекты является соблюдение ПДК.

Предельно допустимые сбросы (ПДС) устанавливаются для соответствующих мест водопользования с учетом ПДК сбрасываемых химических компонентов, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, ассимилирующей способности водного объекта и оптимального распределения массы соответствующих загрязняющих веществ между водопользователями, сбрасывающими сточные воды. При этом в качестве контрольных створов принимаются: для водных объектов хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового назначения – створ в 1 км выше первого по течению пункта водопользования; для водных объектов рыбохозяйственного назначения – створ на расстоянии не более 500 м ниже места сброса сточных вод.

В случае сброса сточных вод в черте населенных пунктов, к ним применяются нормативы качества воды поверхностных водных объектов. Сброс сточных вод в зонах санитарной охраны водозаборов и курортов запрещен, поэтому ПДС для сточных вод, сбрасываемых в пределах указанных территорий, не устанавливается.

Величины ПДС определяются для всех категорий водопользователей, исходя из моделей рассеивания веществ в водных объектах, как произведение максимального часового расхода сточных вод Qст.3/час) на допустимую концентрацию в них загрязняющих веществ Cст. (г/м3) по формуле:

 

ПДС (г/час) = Qст.. Сст.

 

Причем, в случае сброса сточных вод в черте населенного пункта Сст устанавливается на уровне соответствующих ПДК. Если природное фоновое содержание веществ выше ПДК, то ПДС устанавливается из условия сохранения фонового качества воды, а в случае, если на одном и том же участке водотока ведется различная хозяйственная деятельность, то выбираются наиболее жесткие ПДК. Для действующих предприятий при фактическом сбросе, превышающем ПДС, могут быть установлены лимиты (временно согласованные сбросы) на период достижения ПДС за счет мероприятий, разрабатываемых самим водопользователем. При этом нормирование сбросов целесообразно осуществлять в целом по всему бассейну водного объекта, а установленные таким образом нормативы ПДС будут являться региональными.

Существующие в настоящее время методики расчета нормативов ПДС основаны главным образом на теории диффузии и миграции загрязняющих веществ в водных объектах в зависимости от гидрологических и гидродинамических условий. Однако, при сбросе стоков в водные объекты, приоритетной природной средой, на которую оказывается максимальное техногенное воздействие, являются не сами воды, а в основном донные отложения водоемов и водотоков. При этом миграция загрязняющих веществ из водоема в донные отложения происходит в процессе сорбции, путем коагуляции коллоидов и осаждения загрязненных взвесей, в результате образования слаборастворимых солей при изменении окислительно-восстановительных условий и др. Отсюда, гигиенические нормативы качества вод могут соблюдаться, в то время как донные отложения водоемов и водотоков будут подвергаться интенсивному загрязнению с превышением допустимых токсикологических показателей для донной биоты. Кроме того, при изменении физико-химических условий в водном объекте могут происходить процессы десорбции, растворения, взмучивания и др., способствующие миграции загрязняющих веществ обратно в поверхностные воды водоема, что может вызвать его вторичное загрязнение. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время установление нормативов ПДС с учетом экогеологических критериев качества донных отложений и возможности вторичного загрязнения вод поверхностных водоемов не регламентируется.

Нормативы ПДС утверждаются специально уполномоченными на то местными государственными органами РФ (республиканскими, областными) в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам). Обеспечение согласования и утверждения ПДС входит в обязанности природопользователя.

Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую среду. Эти нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Действие шума является вредным физическим фактором окружающей природной среды. Воздействие шума на человека характеризуется звуковым давлением, частотным составом и изменением этих показателей во времени. Величины звукового давления, с которыми приходится иметь дело, изменяются от 2.10-5 до 2.102 Н/м2.

В практических целях обычно применяют логарифмические уровни звукового давления L, измеряемые в децибелах (дБ) и вычисляемые по формуле: L = 20 lg(p/p0), где p0 – исходное значение звукового давления, соответствующее порогу слышимости в воздухе и равное 2 . 10-5 Н / м2.

Реальные шумы обычно имеют сложный частотный характер. Слышимые человеком частоты находятся в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц (20 кГц). Спектр речевых частот находится в пределах 500-2000 Гц, человеческое ухо различает звук на частотах 1-3 кГц, при значительном снижении чувствительности на низших значениях. При уровне шума 130 дБ человек испытывает физическую боль, а при уровнях более 150 дБ неизбежна травма (разрыв барабанной перепонки). Чтобы отразить субъективное восприятие звука, производят частотную коррекцию спектра воздействующего шума, называемую коррекцией А. Изменяющиеся уровни шума оценивают по акустической энергии, воздействующей на человека за определенный период времени Т. Показателем воздействия в этом случае является интегральная величина, называемая дозой (экспозицией) шума. Доза шума измеряется в Н2.ч/м4. По дозе вычисляется эквивалентный (по энергии) уровень звука в дБА. Физический смысл эквивалентного уровня звука данного шума состоит в том, что он равен уровню звука постоянного шума, который в течение определенного времени Т имеет то же самое среднее квадратическое звуковое давление, что и рассматриваемый шум. В качестве критерия нарушения слуха принято смещение порогов слышимости на частотах 500, 1000 и 2000 Гц на 25 дБ и более. Риск нарушения слуха оценивается по разности между процентом людей с ухудшающимся слухом в группе лиц, подвергающихся воздействию шума, и в аналогичной группе, не подвергающихся воздействию шума, но равноценной по остальным показателям.

Таблица 20. Риск ухудшения слуха при воздействии шума (по ИСО МС 1999).

Эквивалент-ный уровень звука, дБА Риск ухудшения слуха при различном числе лет воздействия шума, %
               
До 80                
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Данные о риске, которые можно интерпретировать как вероятность нарушения слуха при работах определенного уровня шумности и длительности, приведены в Международном стандарте ИСО МС 1999 (табл.5).

Вредное воздействие вибрации на окружающую природную среду проявляется в возникновении профессионального заболевания, называемого вибрационной болезнью, которая характеризуется проявлением синдрома «белые пальцы».

Диапазон возможных изменений амплитуд вибрации, воздействующих на окружающую природную среду, составляет по виброскорости v = 10-5 – 1 м/с, а по виброускорению а = 3.10-3 – 3.102 м/с2.

Для описания изменения амплитудных параметров в таком диапазоне применяют по аналогии с шумом логарифмические уровни, измеряемые в децибелах (дБ) и определяемые по формуле:

Lv = 20 lg(u/uo),

 

где u - абсолютное значение рассматриваемых параметров вибрации (виброскорости v, м/с, или виброускорения а, м/с2); u0 - опорные (пороговые) значения для соответствующих величин.

Для виброскорости в качестве порогового признано значение v0 = 5.10-8 м/с; для вибороускорения а0= 3.10-4 м/с2 либо а0 = 10-6 м/с2. Диапазон частот, типичных для производственной вибрации, составляет от долей герца до 1000-2000 Гц.

Нормирование вибрации производится по среднеквадратическим значениям как виброускорения, так и виброскорости и соответственно по логарифмическим уровням этих значений. Нормируемый частотный диапазон для общей вибрации находится в пределах 1-63 Гц, а для локальной 8-1000 Гц. В табл. 6 приведено время до появления профессиональных заболеваний у лиц, подвергающихся воздействию вибрации.

Электромагнитные поля представляют собой особую форму существования материи, характеризующейся совокупностью электрических и магнитных свойств. Основными параметрами электромагнитных полей являются частота (f), длина волны (l) и скорость распространения (V), связанные между собой соотношением: l = V/f (в воздухе V равна скорости света (С) – 3.108 м/с). Электромагнитные поля (или излучения) радиочастотного (или радиоволнового) диапазона характеризуются частотами 3 - 3.1012 Гц (соответственно длинами волн 108 - 10-4 м). Источники электромагнитной энергии радиочастотного диапазона используются в различных отраслях промышленности при передаче информации на расстояние, нагреве материалов, медицине и др. В ряде случаев электромагнитные поля возникают как побочный фактор, как, например, электромагнитные поля высоковольтных линий электропередач. В настоящее время установлены гигиенические нормативы и разработаны средства защиты для электромагнитных полей 60-300 Гц и частоты 50 Гц.

Таблица 21. Время до проявления профессиональной болезни «белые пальцы» у лиц, подвергающихся воздействию вибрации.

Эквивалентное ускорение Время до проявления болезни, годы
10 % 20 % 30 % 40 % 50 %
           
           
           
           
  менее 1 менее 1 Менее 1    

 

Биологическое действие электромагнитных полей зависит от длины волны (или частоты) излучения, режима генерации, условий воздействия и пр. Профессиональные заболевания выражаются в появлении головных болей, развитии атеросклероза, ишемической болезни сердца и др.

Предельно допустимые уровни значений плотности потока энергии (мВт/см2, мкВт/см2) электромагнитного поля устанавливаются в зависимости интенсивности и продолжительности его воздействия (табл. 7). К самостоятельным работам с источниками электромагнитного поля радиочастотного диапазона не допускаются лица, не достигшие 18-летнего возраста.

Источники постоянных магнитных полей находят все более широкое применение в разных отраслях науки и техники. Для производственного воздействия постоянного магнитного поля также установлен предельно допустимый уровень (ПДУ), регламентирующий величину напряженности поля, воздействующего на человека, в 8 кА/м (10 мТл). Напомним, что плотность магнитного потока (магнитная индукция) в системе СИ измеряют в теслах (Тл), а в системе СГС – гаусах (Гс), 1 Тл=104

 

Таблица 22. Предельно допустимые уровни плотности потока энергии (ППЭпду) в зависимости от продолжительности воздействия для различных условий облучения.

 

Продолжительность воздействия, ч. ППЭпду, мкВт/см2
Облучение от сканирующих антенн Локальное облучение рук Все остальные случаи
8,0      
7,5      
7,0      
6,5      
6,0      
5,5      
5,0      
4,5      
4,0      
3,5      
3,0      
2,5      
2,0      
1,5      
1,0      
0,5      
0,25      
0,20 и менее      

 

Гс. Напряженность магнитного потока измеряется в системе СИ в амперах (А/м), а в системе СГС – эрстедах (Э), 1 э @ 80 А/м.

Указанные нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия на окружающую природную среду устанавливаются в величинах, не представляющих опасность для здоровья и генетического фонда человека. В основе критериев определения нормативов предельно допустимого уровня радиационного облучения населения лежат сведения о биологическом действии ионизирующих излучений. При этом ионизирующими называются излучения, которые, проходя через среду, вызывают ее ионизацию. Различают фотонное излучение (гамма- и рентгеновское излучение) и корпускулярное излучение (бета-, альфа-излучение, протонное, нейтронное, дейтронное излучение, потоки многозарядных ионов, продукты ядерных реакций деления). Распад и последующее биологическое действие любого радионуклида, характеризуются рядом параметров, основные из которых приведены в табл. 23.

Кроме того, часто используется такая характеристика как коллективная эквивалентная доза, под которой понимается средняя для населения эквивалентная доза ионизирующего излучения, умноженная на число подвергнувшегося облучению людей. Выражается в человеко-зивертах (чел-Зв).

В зависимости от возможных последствий влияния ионизирующих излучений на организм установлены следующие критерии облучаемых лиц:

· персонал, включающий лиц постоянно или временно работающих непосредственно с источниками ионизирующего излучения;

· все население области, края, республики, включая лиц персонала, не работающих непосредственно с источниками ионизирующего излучения, но по условиям проживания или размещения рабочих мест имеющих возможность подвергаться воздействию радиационных веществ и других источников излучений, применяемых и (или) удаляемых во внешнюю среду.

 

Таблица 23. Характеристики ионизирующего излучения

Величина Единица Внесис-темные единицы и их связь с едини- цами СИ
  Наименование (обозначение)   Определение   Наимено-вание   определение   обо-зна чение
           
активность ра-дионуклида в источнике (об- разце) (А). отношение числа ядер- ных распадов dN за интер- вал времени dt к этому ин- тервалу бекке-рель активность об- разца (источ- ника), в кото- ром происходит 1 распад в 1 с. Бк Кюри (Ки): 1 Ки = 3.7.1010 Бк.
Экспозицион-ная доза иони- зирующего из-лучения (Х). отношение суммарного заряда всех ионов одного знака, соз-данных в дан-ном объеме воздуха эле-ктронами и позитронами под воздей-ствием иони-зирующего излучения, к массе возду-ха в этом объеме. кулон на кило-грамм экспозиционная доза, при кото- рой в 1 кг сухо-го воздуха об-разуется заряд ионов, равный 1 Кл. Кл/кг 1 Кл/кг = 33.97 Гр в воздухе
    рент-ген экспозиционная доза, при кото- рой в см3 сухо- го воздуха об-разуется заряд ионов в одну электростати-ческую еди-ницу (3.33564 Кл) Р Р = 2.58.10-4 Кл/кг 1 Р = 8.73.10-3 Гр в воздухе для внеш- него об-лучения 1 Р @ 0.01 Зв
Поглощенная доза ионизи-рующего излу-чения (D)     отношение средней энергии dЕ, переданной ионизирую- щим излуче- нием веще-ству в эле-ментарном объеме dV, к массе веще-ства dm в этом объеме. грей поглощенная доза, при кото-рой массе 1 кг передается энергия излу-чения 1 Дж. Гр 1 Гр = 1 Дж/кг
Эквивалентная доза ионизи-рующего излу-чения (Н). произведение поглощенной дозы D в рас-сматрива-емой точке биологичес-кой ткани стандартного состава на коэффициент качества k ио-низирующего излучения. зи-верт эквивалентная доза, при кото-рой произведе-ние поглощен-ной дозы в био-логической тка-ни стандартно-го состава на коэффициент качества равно 1 Дж/кг. Зв 1 Зв = 1 Дж/кг

Примечание: нуклидом называют атомы или ядра ( Q) элементов с данным числом нуклонов (Q = Z + N, где Z – число протонов, N – число нейтронов) и данным зарядом (Z) ядра.

 

При этом для каждой категории облучаемых устанавливаются три класса нормативов:

· основные дозовые пределы приведены в табл. 24;

· допустимые уровни воздействия, являющиеся производными от основных дозовых пределов, включающих пределы годового поступления, допустимые среднегодовые объемные и удельные активности и т.д.);

· контрольные уровни (дозы и уровни), которые устанавливаются природопользователем по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора.

Для персонала в качестве основного дозового предела в зависимости от «критической» части тела, облучение которой

Таблица 24. Основные дозовые пределы.

Нормируемые величины Дозовые пределы
Персонал Население
Эффективная доза 20 мЗв /год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв /год 1 мЗв /год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв /год
Эквивалентная доза за год    
- в хрусталике глаза   150 мЗв   15 мЗв
- в коже 500 мЗв 50 мЗв
- в костях и стопах   500 мЗв   50 мЗв

причиняет наибольший ущерб здоровью конкретного человека или его потомства, устанавливается предельно допустимая доза на год (ПДД) – наибольшее значение индивидуальной эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии в течение 50 лет не вызывает в состоянии здоровья участников природопользования (персонала) неблагоприятных изменений, обнаруживаемых современными методами. В соответствии с принятыми нормативами значение доз для персонала не должно превысить 1000 мЗв за 50 лет.

Для населения, непосредственно не связанного с источниками излучения, в качестве основного гигиенического норматива воздействия радиации установлен предел дозы за год (ПД), представляющий собой предельную эквивалентную дозу за год. Предельная эквивалентная доза соответствует наибольшему значению эквивалентной дозы за год, которая при равномерном воздействии за период человеческой жизни (70 лет) не превысит 70 мЗв. Предел дозы обуславливает риск проявления негативных эффектов, т.е. вероятность возникновения либо соматических (прямых повреждений или заболеваний), либо/и генетических (проявлений вредных воздействий во 2 - 3 поколениях) эффектов, на порядок ниже по сравнению с риском от комплекса природных (естественных, фоновых) факторов.

В табл. 25 приведены данные по эффективным эквивалентным дозам на душу населения за счет естественных источников излучения в регионах с нормальным радиационным фоном, т.е. природного фона излучения с учетом различий внешнего и внутреннего облучения человека.

 

Таблица 25. Годовые эффективные эквивалентные дозы на душу населения за счет естественных источников излучения в регионах с нормальным радиационным фоном.

Источники излучения Годовая эффективная эквивалентная доза, мЗв
Внешнее Внутреннее Всего
Космические лучи и космогенные радионуклиды 0.30 0.015 0.315
земные источники:        
40К, 0.12 0.18 0.30
ряд 238U (без ра-дона и продуктов его распада), 0.09 0.024 0.114
ряд 232Th (без торона и проду-ктов его распада) 0.14 0.016 0.156
Всего: 0.65 0.235 0.885

 

Допустимая доза (ДД) для радиоактивных веществ в воздухе является производной от ПД и устанавливается (в беккерелях на кубический метр) из расчета достижения дозового предела к концу человеческой жизни (70 лет) при среднегодовом вдыхании (только ингаляционным путем) воздуха 7,3.106 литров (1 м3/ч).

Допустимая концентрация (ДК) для радиоактивных веществ в воде определяются исходя из формирования предела дозы (ПД) только за счет радионуклидов, поступающих с водой в организм человека (при годовой норме потребления воды человеком равной 800 л).

Планируемое повышение уровня облучения дозой не более 100 мЗв в год допускается в экстренных случаях (спасение жизни людей, предотвращение развития аварии или облучения большого числа людей) с разрешения территориальных органов санитарно-эпидемиологического надзора, а дозой не более 200 мЗв в год только с разрешения органов санитарно-эпидемиологического надзора РФ. Лица, подвергшиеся облучению дозой, превышающей 100 мЗв, в дальнейшей работе не должны подвергаться облучению дозой свыше 20 мЗв в год. Однократное облучение дозой свыше 200 мЗв в год должно рассматриваться как потенциально опасное.

Эффективная доза, обусловленная облучением природными источниками ионизирующего излучения участников природопользования, для специалистов, не относящихся к категории «персонал», не должна превышать 5 мЗв в год.

Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия на окружающую природную среду, продукты питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора РФ.

Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов, средств защиты растений, стимуляторов роста и других вредных веществ в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, флоры и фауны. Нормативы утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора по представлению органов государственной агрохимической службы РФ с учетом международных стандартов.

Стандарты качества продукции определяют предельно допустимые содержания вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т.д. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно-допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира. Эти требования утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с государственной агрохимической службой.

Технологические стандарты устанавливают определенные требования для процесса производства и очистной технологии. При этом применяются стандарты на новую технику, наилучшую технологию, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на окружающую природную среду. Это означает, что на предприятиях, на которых они применяются, должны использоваться природоохранные технологии, соответствующие неким эталонным, а также выполняться экологические требования в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции для предупреждения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека.

Указанные требования и методы их обеспечения утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развития промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов. Они утверждаются с учетом потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Нормативы санитарных и защитных зон. Устанавливаются для охраны курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий, водоемов и иных источников водоснабжения от загрязнения и других вредных воздействий.

Лимиты на пользование природными ресурсами являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные природопользователям на определенный срок разрешения на изъятие (пользование) в определенных объемах и по определенным правилам природных ресурсов. Лимиты на пользование природными ресурсами предоставляются природопользователям территориальными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с уполномоченными органами субъектов РФ.

Нормативы образования и лимиты на размещение и захоронение отходов. Основным документом, определяющим правовые основы обращения с отходами (промышленными и бытовыми) в целях предотвращения вредного воздействия на окружающую природную среду и на здоровье человека, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», принятый Государственной Думой 24.06.97. Нормирование обращения с твердыми, жидкими и радиоактивными отходами методологически проработано недостаточно и осуществляется, в основном, на основе «Временных» правил и нормативной документации (1994 г.), согласно которым определяется необходимость разработки и соблюдения лимитов размещения отходов. Лимиты на размещение (захоронение) отходов разрабатываются природопользователями с учетом обоснования объемов их образования, невозможности утилизации, класса опасности, экологической безопасности мест размещения или захоронения и т.п. Главными принципами установления нормативов предельно допустимого размещения (захоронения) отходов должны быть (по аналогии с ПДВ и ПДС) отсутствие вредного влияния мест их размещения (захоронения) на экогеосистемы и человека, а также соответствие нормам образования отходов и возможностям их утилизации или экологически безопасного сохранения в настоящее временя и обозримом будущем. При этом для твердых и жидких отходов, устанавливаемые лимиты могут рассматриваться как временно согласованные нормативы их размещения, с последующим их приведением в соответствие с эколого-гигиеническими требованиями, предусмотренными в экологическом обосновании, в результате реализации специально разработанных мероприятий и в течение конкретного периода времени.

Лимиты размещения (складирования) отходов устанавливаются, исходя из норм расхода сырья и материалов, с учетом планируемого объема продукции за вычетом планового объема отходов, используемого в качестве сырья или материалов в соответствии с программами по использованию отходов и развития безотходных технологий.

К сверхлимитным объемам размещения отходов относятся неиспользуемые отходы, образующиеся сверх нормативов отходов, установленных нормами расхода сырья и материалов на производство продукции, объемы образования некондиционной продукции, не предусмотренные технологическими регламентами и нормативами, а также объемы размещения (складирования) отходов без оформленного в установленном порядке разрешения.

Размещение отходов производства и потребления осуществляется на:

· полигонах для захоронения твердых отходов;

· полигонах общегородского (регионального) назначения по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов;

· полигонах, принадлежащих отдельному природопользователю или их группе для захоронения токсичных и нетоксичных промышленных отходов;

· отвалах, шламохранилищах для складирования (хранения) многотоннажных неиспользуемых промышленных отходов;

· свалках (санкционированных, несанкционированных).

Полигон является природоохранным сооружением для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения (хранения) токсичных и нетоксичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений, захоронения твердых бытовых отходов, обеспечивающих защиту от загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, препятствующих распространению болезнетворных микроорганизмов и т.д.

Санкционированные свалки – разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с утвержденными нормативными документами (СНиП 2.01.28-85) и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора, являются вредными, подлежат благоустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих нормативным требованиям.

Лимиты на размещение отходов утверждаются территориальными органами Госкомэкологии РФ с учетом согласования с органами по охране и регулированию использования недр, водных ресурсов, госсанэпиднадзора, госгортехнадзора.

 

Ефимова Аня (за два вопроса)

 

Методы административно-правового взаимодействия с потенциально возможными нарушителями экологического равновесия также как и стандарты и нормативы имеют важное значение в системе административно-правовых механизмов управления природопользованием.

К ним можно отнести: оценку воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС), экологическую экспертизу, экологический аудит, экологическое страхование, экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологическую паспортизацию, прямые запреты и др. (рис. 16).

9.2.1. Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС). Оценка воздействия на состояние окружающей среды (ОВОС) - служит для обеспечения структуры и процедуры сбора, учета и предоставления информации о характере и степени опасности всех потенциальных видов воздействия на окружающую природную среду предполагаемым к реализации природопользованием с целью комплексной оценки возможных негативных последствий, а также разработки мероприятий по предотвращению деградации природной среды и сохранению благоприятных условий жизнедеятельности людей.

ОВОС осуществляется для инвестиционных проектов, схем социально-экономического развития территорий, технико-экономического обоснования (ТЭО) предпроектной и проектной документации и др. На предпроектных этапах ОВОС осуществляется в форме комплексного экологического мониторинга.

Основной задачей ОВОС является качественное и количественное прогнозирование основных экологических, геоэкологических (экогеологических и экогеографических) и социально-экономических последствий хозяйственной деятельности, оценка альтернативных мест размещения объектов природопользования, технических решений и разработка рекомендаций по выбору оптимальных вариантов деятельности с позиций минимизации экологических рисков, по организации природоохранных и восстановительных мероприятий.

 


Рис. 16. Схема соподчинения методов административно-правового взаимодействия с потенциально возможными нарушителями природопользования

Структура ОВОС и состав необходимых исследований существенно зависят как от специфики проектируемого объекта природопользования, так и от особенностей территории, на которой его предполагается расположить. При этом можно выделить наиболее типичные разделы, без которых ОВОС не обходится:

· характеристика и анализ природных и социально-экономических особенностей территории, в которой обычно выделяют подразделы – физико-географическая характеристика территории; гидрография и гидрология; рельеф и его устойчивость к техногенным воздействиям; геологическое строение, экогеологические и гидрогеологические условия; свойства многолетнемерзлых пород; почвы, растительность, животный мир, население и хозяйство, археологические, исторические и культурные памятники, культовые места и сооружения;

· анализ воздействия природных, природно-техногеных и техногенных процессов, явлений и объектов на компоненты окружающей природной среды;

· прогнозирование возможных последствий реализации проектных решений;

· оценка экологического риска, сопряженного с реализацией проекта;

· экономическая оценка вероятного (ожидаемого) экологического ущерба природной среде, населению и условиям его проживания и хозяйственной деятельности (с учетом вероятных аварий);

· анализ технических решений с точки зрения их воздействия на окружающую среду, анализ альтернативных решений;

· выбор оптимальных решений (вплоть до отказа от реализации проекта), разработка рекомендаций по снижению, устранению, компенсации негативных последствий реализации проекта;

· разработка рекомендаций по природоохранным мероприятиям, мониторингу окружающей среды на всех этапах реализации проекта;

· заключение о воздействии на окружающую природную среду.

Разработка технико-экономического обоснования ОВОС проводится с расчетом на периоды строительства и эксплуатации проектируемого объекта, а при необходимости и его ликвидации. При этом по каждому из компонентов природной среды в процессе ОВОС разрабатываются мероприятия по предотвращению или снижению степени воздействия проектируемого объекта природопользования. Указываются характеристики этих мероприятий, режим эксплуатации, капитальные вложения и эксплуатационные расходы на реализацию мероприятий, а также их эколого-экономическая эффективность.

При составлении раздела ОВОС «оценка экологического риска, сопряженного с реализацией проекта», экологический риск понимается как количественная мера опасности негативных изменений в структуре и функционировании природных и природно-техногенных систем в случае воздействия естественных и/или техногенно обусловленных событий и процессов на среду обитания. Оценка риска всегда сопряжена с оценкой возможного ущерба. Факторы, определяющие наличие экологического риска, подразделяются на фоновые (природные и социальные) и сопряженные с техногенной (антропогенной) деятельностью. Природные факторы особенно важны при оценке потенциального риска и представляют собой параметры компонент природных экогеосистем, изменение (утрата) которых отрицательно отражается на их устойчивости, например, способности к саморегуляции и самовосстановлению. К социальным факторам относятся - плотность населения, его этнические, культурные и социальные особенности, которые могут оказать существенное негативное влияние на степень проявления негативных последствий от возможных воздействий проектируемого техногенного объекта. Вторая группа факторов экологического риска - это характеристики самого оцениваемого воздействия (состав и количество загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду при реализации данного проекта, вероятность возникновения аварийных ситуаций и т.д.).

Более подробно методологические особенности анализа риска приведены в следующей главе.

Работы по ОВОС включают подготовительный этап, состоящий из сбора и обобщения фондовых и литературных материалов, этап полевых исследований, которые при выполнении мониторинговых наблюдений могут растянуться во времени до трех лет, а также этап камеральной обработки и систематизации собранного материала и написание отчета.

В качестве нормативной базы ОВОС выступают Федеральные природоохранные законы, постановления Правительства РФ и приказы министерств, а также другие ведомственные нормативные документы (ГОСТы, СНиПы, инструкции, методические рекомендации и пр.).

 

9.2.2. Экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза проводится с целью определения соответствия намечаемого к реализации природопользования природоохранным нормам, стандартам, правилам и требованиям, а также установления возможности предупреждения неблагоприятных воздействий, связанных с этой деятельностью, на природную среду и условия жизнедеятельности людей.

Экологическая экспертиза регламентируется Федеральным законом «Об экологической экспертизе». При этом она может быть как государственной, так и общественной. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов РФ специально уполномоченными в области экологической экспертизы органами. Общественная экологическая экспертиза проводится по инициативе органов местного самоуправления, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставом является охрана окружающей природной среды, в том числе и проведение экологических экспертиз. Общественная экологическая экспертиза, проводимая научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе, становится юридически обязательной после утверждения ее результатов соответствующими органами государственной экологической экспертизы. Задачи, принципы и порядок осуществления государственной и общественной экспертиз идентичны.

Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:

· проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, нормативно-технические и инструктивно-методические документы, реализация которых способна оказать негативное воздействие на окружающую природную среду и использование природных ресурсов;

· материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил на территории РФ, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую природную среду и природные ресурсы, подлежащие утверждению органами государственной власти (проекты комплексных и целевых федеральных социально-экономических, научно-технических и иных программ, проекты генеральных планов развития территорий; проекты схем развития отраслей народного хозяйства, в том числе промышленности; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производственных сил; проекты межгосударственных инвестиционных программ с участием РФ; проекты комплексных схем охраны природы и т.п.);

· технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции и ликвидации объектов хозяйственной деятельности (в том числе нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслей) независимо от их сметной стоимости, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду двух и более субъектов РФ, в том числе проекты объектов хозяйственной деятельности с участием инвестиций иностранного капитала объемом более пятисот тысяч долларов США;

· технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, реализация которых может затрагивать интересы сопредельных государств, определенных «Конвенцией об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте»;

· материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;

· проекты международных договоров;

· документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении РФ;

· материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится к компетенции федеральных органов исполнительной власти;

· проекты технической документации на новую технику, технологии, материалы, вещества, сертифицируемые товары и услуги, внесенные в перечень, утвержденный федеральным уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы, в том числе на закупаемые за рубежом товары;

· материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий;

· проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении РФ;

· документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в не лесные;

· объекты государственной экологической экспертизы, в случае доработки объекта хозяйственной деятельности по замечаниям ранее проведенной экологической экспертизы, истечения срока действия ее положительного заключения, изменений условий природопользования уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, реализации объекта хозяйственной деятельности с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и т.д.;

· иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, способную оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах нескольких субъектов РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации объектами государственной экологической экспертизы являются аналогичные проекты нормативных актов, нормативно-техническая, инструктивно-методическая документация; материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производственных сил; материалы комплексного экологического обследования территорий; документация, обосновывающая соглашения о разделе имущества и концессионные договоры; проекты геологоразведочных, добычных, взрывных, рекультивационных и иных видов работ; материалы по консервации загрязненных и деградированных земель; генеральные планы городов, других поселений и их систем; ТЭО и проекты строительства, реконструкции и ликвидации объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, расположенных на территории соответствующего субъекта РФ, в том числе проекты объектов хозяйственной деятельности с участием инвестиций иностранного капитала объемом менее пятисот тысяч долларов США; и другие объекты, материалы и документация (аналогичные приведенным в вышеперечисленном перечне обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на федеральном уровне), но в данном случае, находящиеся в ведении субъектов РФ.

Следует отметить, что государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представленных заказчиком материалов требованиям Федерального закона и при наличии следующего набора материалов:

· документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, содержащей ОВОС предполагаемого объекта хозяйственной деятельности;

· положительных заключений и (или) документов согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством РФ порядке;

· заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

· материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), созданными органами местного самоуправления.

Государственная (общественная) экологическая экспертиза во многом напоминает ОВОС, но отличается тем, что все экспертные оценки, получаемые при ее проведении, основываются исключительно на материалах, представляемых самим предполагаемым природопользователем, включая ОВОС, а также личном опыте эксперта. Кроме того, экспертная комиссия, выполняющая экологическую экспертизу, независима от ее заказчика, т.к. она образуется уполномоченным государственным (общественным) органом и осуществляет свою деятельность только при условии ее предварительной оплаты природопользователем. Оплата общественной экологической экспертизы производится той общественной организацией, которая выступает ее инициатором. ОВОС же проводится согласно заданию самого природопользователя с целью его последующего представления в качестве материала, позволяющего объективное осуществление экологической экспертизы, причем ОВОС всегда основывается на данных, самостоятельно добываемых его исполнителями.

Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образуемой уполномоченным государственным органом. Основание для проведения государственной экологической экспертизы являются перечни, формулируемые в подразделениях государственной экологической экспертизы на основании:

· материалов, представляемых заказчиком;

· поручений Правительства РФ, Правительств субъектов РФ, руководителей органов управления краев, областей, автономных образований, гг. Москвы и С.-Петербурга;

· приказов и распоряжений министра природных ресурсов РФ, руководителей территориальных органов МПР РФ (с 05.2000 г. Госкомэкологии включен в состав МПР РФ).

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, а в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального уполномоченного государственного органа в области экологическо




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.219 сек.