Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Основы теории спроса и предложения




Лекция 4

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ

Механизм рыночного саморегулирования включает 3 взаимосвязанных фактора:

1.Рыночные цены.

2.Спрос и предложение.

3.Конкуренция.

Рыночные цены – это фактические цены, свободно складывающиеся на рынке в соответствии с спросом и предложением товаров.

Спрос – это платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукции, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода. Например, при цене телевизора 2000 у.е. недельный спрос на этот товар составляет 1000 ед., а при цене 210 у.е – 90 ед.

Предложение – это количество продукта, которое предъявляется в продажу по определенной цене в течение определенного времени.

Конкуренция в экономике представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товара.

Производители товаров стремятся как можно дешевле их произвести и как можно больше и дороже их продать. Потребители стремятся купить товары качественные и дешевые. В столкновение этих разнонаправленных интересов и проявляется конкуренция.

Выделяют 2 формы конкуренции:

1. Ценовая конкуренция. Это своеобразное соревнование цен: продавцы стремятся предложить свой товар дешевле, чем конкуренты, привлекая покупателей различными скидками.

2. Неценовая конкуренция. Существуют различные методы неценовой конкуренции:

-обеспечивание технического превосходства, высокого качества и надежности изделий;

-лучшая система продажи и послепродажное обслуживание (потребительский кредит, доставка купленного товара на дом, дополнительные гарантии);

-привлекательные рекламы и оформление товара (особый стиль, яркая упаковка, фирменный знак).

Конкуренция – это живительная сила рыночной экономики. Она служит мощным стимулятором роста производства и повышения его эффективности. Благодаря ей создается огромное разнообразие товаров и богатые возможности выбора для потребителя. Однако, конкуренция постоянно находится под угрозой сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи. В результате возникает своего рода враг конкуренции – монополия.

 

 

ПЛАН:

1. ПОНЯТИЕ спроса, объём спроса, цены спроса. Функция спроса.

2. Понятие предложения, объём предложения, цены предложения, функция предложения.

3. Понятие рыночного равновесия. равновесная цена. Равновесный объём.

4. Государственное воздействие на рыночное равновесие.

 

Закон спроса.

Закон спроса состоит в том, что снижение цены при прочих равных условиях ведет к соответствующему увеличению спроса и наоборот, рост цены сокращает спрос

 

График спроса показывает зависимость между различными уровнями цены условного товара и соответствующим количеством покупаемой продукции.

К неценовым факторам относятся:

1. Изменение вкусов потребителей. Например, здоровый образ жизни снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает на спортивный инвентарь.

2. Изменение числа покупателей. При изменении числа снижается спрос и наоборот. Так, сокращение рождаемости в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги.

3. Изменение доходов потребителей действует несколько сложнее. В отношении нескольких товаров, их называют товарами высшей категории – рост реальных доходов означает увеличение спроса и наоборот. В тоже время при достижении определенного уровня доходов, люди могут сокращать потребление некоторых товаров, заменяя их другими. Например, спрос на хлеб может быть потеснен более питательными (мясом и молочными продуктами) продуктами. Услуги общественного транспорта заменяются поездками на собственном автомобиле. Таким образом, спрос на заменяемые товары (товар низшей категории – хлеб, картофель, гамбургер) изменяется в противоположном направлении. С ростом доходов спрос сокращается, а с их увеличением растет. У фактора дохода есть и еще одна деталь, так реальные доходы (покупная способность потребления) могут увеличивать не только за счет роста денежных доходов, но и когда снижается цена какого-либо продукта. Например, денежный доход потребителя 200 у.е. цена товара 10ед., если же цена товара снизится до 5ед., то прежние 20ед. он купит за 100 у.е. Покупательная способность потребителя возрастет и образующие лишние деньги могут быть потрачены на дополнительные покупки данного товара или накапливаться. Такое увеличение реального дохода и спроса потребителей за счет снижения товарных цен называют эффектом дохода.

4. Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют следующие виды товара:

1. взаимозаменяемые товары – это пары или группы товаров, удовлетворяющие одну и ту же потребность людей (чай и кофе, масло и маргарин). Здесь между ценой на один товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь. Например, снижение цены на говядину, то снижается спрос на свинину. Спрос на взаимозаменяемые товары называется конкурентным.

2. взаимодополняющие товары представляют собой «неразлучные» товарные пары, спрос на которые предъявляется одновременно. Например, фотоаппарат и пленка. Здесь между ценой на один товар и спрос на другой существует обратная связь. Спрос на взаимодополняющие товары называется совместным.

5. Изменение в ожиданиях потребителей. Выделяют два варианта:

1. Ожидание повышения цен или доходов повышает спрос.

2. Ожидание снижения цен или доходов сокращает спрос.

6. Степень удовлетворения потребностей населения в данном товаре: чем она выше, тем ниже спрос. Потребление начинается так называемому закону предельной полезности. Суть его заключается в следующем: полезность вещи – это ее способность удовлетворять ту или иную потребность людей. Предельная полезность – это удовлетворение, которое получает потребитель, покупая каждую новую единицу данного товара. Закон убывающей предельной полезности означает, что полезность каждой следующей единицы того или иного продукта уменьшается. Чтобы побудить потребителя к увеличению покупок данного продукта, нужно снизить цену.

 

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ,

Закон предложения состоит в том, что с повышением цен при прочих равных условиях соответственно и возрастает величина предложения, так как растущие цены заинтересовывают производителей (продавцов) в увеличении производства и продажи продукции. И, наоборот, падение цен сокращает товарное предложение.

 

График предложения

Неценовые факторы рыночного предложения изменяются рыночные отношения в целом, сдвигая тем самым кривую предложения влево при сокращении предложения или вправо при росте.

К неценовым факторам рыночного предложения относят:

1. Изменение цен на ресурсы. Например, при снижении цен на семена и удобрения уменьшаются затраты на производство пшеницы, что делает производство более выгодным. В результате предложение пшеницы возрастает.

2. Изменение технологии. Например, технологическое совершенствование выращивания пшеницы снижает ее себестоимость и увеличивает предложение.

3. Изменение налогов и субсидий. Производители рассматривают большинство налогов как издержки производства, поэтому их повышение сокращает предложение продукции. Субсидии же считают как бы налогом на оборот и, следовательно, они сокращают издержки, что увеличивает предложение продукции.

4. Изменение цен на другие товары. Например, снижение цен на гречиху может побудить фермеров выращивать другую сельскохозяйственную продукцию, цена на которую выше.

5. Погодные условия. Этот фактор имеет большое значение в сельском хозяйстве. Благоприятная погода позволяет собирать высокий урожай, что увеличивает предложение продукции.

6. Изменение числа производителей.

 

ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ,

При изучении спроса и предложения говорилось о цене, как об определяющем факторе. Однако, существует и обратная связь, то есть спрос и предложение определяют рыночную цену, причем они делают это совместно, устанавливая на рынке одну единственную цену, наиболее приемлемую как для производителей, так и для покупателей. Это компромиссная цена называется рыночной или равновесной.

График равновесной цены

Рыночное саморегулирование равновесной цены:

Цена выше равновесной:

а)предложение больше спроса (избыток товара);

б)нарастающие трудности сбыта;

в)усиление конкуренции продавцов;

г)цена снижается, следовательно, предложение сокращается, а спрос растет, так достигается равновесная цена.

Цена ниже равновесной:

а)трудно купить товар, потому что спрос больше предложения (дефицит);

б)усиливается конкуренция покупателей;

в)цена повышается, спрос сокращается;

г)предложение растет

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.