Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эластичность предложения




ПЛАН

ТЕМА: Эластичность спроса и предложения

Лекция 5

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ.

Дело в том, что существуют два варианта государственного регулирования цен:

1. Установление верхней границы цен, выше которой продавать продукцию запрещается. При этом устанавливается потолок цен ниже равновесного уровня. В странах с рыночной такая мера принимается в периоды острого товарного дефицита, когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно велики. Подобное регулирование позволяет потребителям приобретать товары первой необходимости, которые они не смогли бы купить при равновесных ценах. Однако здесь возникает цепочка негативных последствий:

-устойчивый дефицит товара;

-государство нормирует товары;

-рост бюрократического аппарата;

-появление нелегальных рынков, фальшивые потребительские карточки и т.п.

2. Установление нижней границы цен. Эта мера обычно применяется, когда государство хочет обеспечить достаточный уровень доходов определенным производителям. В данном случае, устанавливаемая государством цена выше цены равновесия. Это поддерживает производителей, но и порождает негативные последствия:

-устойчивый излишен товаров. Государство вынуждено ограничить производство, либо выкупать излишки продукции, тем самым субсидируя товаропроизводителей (фермеров);

-проблема хранения, использования или ликвидации излишней продукции.

 

1. ПРЯМАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ,

2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ, ПЕРЕКРЁСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ,

3.ЦЕНОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ОБЩАЯ ВЫРУЧКА.

4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕГИЯ,

Эластичность спроса или предложения – это их способность гибко изменятся под влиянием определяющих их факторов. Поскольку главный из этих факторов – это цена, то рассмотрим ценовую эластичность спроса и предложения.

Ценовая эластичность спроса и предложения измеряет степень реакции или чувствительности потребителей к изменению цены. В зависимости от этой степени условно различают спрос эластичный и неэластичный.

Эластичным называется такой спрос на товар, который изменяется в большей степени, чем цена этого товара и, наоборот, когда изменение спроса происходит в меньшей степени, чем изменение цены данного товара. Здесь имеет место неэластичный спрос.

Численно степень чувствительности спроса к изменениям цены выражается коэффициентом эластичности, определяемым по формуле:

Спрос на товар считается эластичным, когда спрос изменяется в большей степени, чем цена на товар, коэффициент эластичности больше 1. Спрос будет неэластичным, когда он изменяется в меньшей степени, чем цена на товар, т.е. коэффициент эластичности меньше 1.

Если изменение цены и последующее изменение спроса оказываются равными, то имеет место единичная эластичность; наибольшей неэластичностью отличаются предметы первой необходимости (вода, жилье, еда). Люди не могут обходится без них, поэтому подорожание данных товаров и не ведет к существенному сокращению их потребления. С другой стороны, спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью, т.к. от их приобретения можно отказаться.

Особый вид представляет так называемая перекрестная эластичность – это ценовая эластичность спроса на сопряженные товары. Она показывает, как реагирует спрос на один из таких товаров в ответ на изменения цен у других сопряженных товаров. При этом связь между ценой на один товар и спросом на другой у взаимозаменяемых товаров – прямая (рост цены масла увеличивает спрос на маргарин), а у взаимодополняющих – обратная (рост цены фотоаппаратов снижает спрос на фотопленку).

3. Ценовая эластичность спроса и общая выручка

Ценовая эластичность имеет практическое применение. Дело в том, что при изменении цены эластичность по-разному сказывается на общей выручке продукции.

При эластичном спросе снижение цены за 1 ед. продукции ведет к росту общей выручки, потому что удешевление товара стимулирует его покупку и получаемый при этом выигрыш от увеличения объема продаж перекрывает потери от снижения цены. В обратном случае (когда цена увеличивается) происходит совершенно иная ситуация.

В целом эластичность спроса, рост цены ведет к уменьшению общей выручки, т.е. выигрыш от повышения цены оказывается меньше, чем потеря выручки, связанная с одновременным прекращением продажи.

Вывод: Если спрос эластичный, то цена и выручка изменяются в противоположных направлениях.

Например: Первоначальная цена за единицу продукции – 5руб,

первоначальный объем продаж – 2000шт.

первоначальная общая выручка: 5×2000=10000руб.,

снижена цена за одну единицу до 4руб.,

возросший объем продаж – 3000шт.,

потеря от снижения цены: 5-4=1; 1×2000=2000руб.,

выигрыш от увеличения объема продаж:4×1000=4000руб.,

прирост общей выручки: 4000-2000=2000руб.

При неэластичном спросе все происходит наоборот. Цены и выручка движутся в одном и том же направлении, снижение цены уменьшает общую выручку, ибо оно не ведет к заметному расширению объема продаж. А рост цены увеличивает выручку, поскольку выигрыш от удорожания продукции перекрывает потери от относительно небольшого сокращения продаж. Например, плата за транспортные услуги в крупных городах, как бы она не повышалась не эластична, спрос на эти услуги уменьшается незначительно и выручка у монополистов растет.

 

Ценовая эластичность спроса.

 

 

Величина коэф. Характер спроса Объяснение термина Поведение покупателей и изменение выручки
эластичности     цена растет цена падает
Ed = 0 Абсолютно неэластичен лекарства Спрос на товары практически не зависит от цены т. Объем покупки не изменится, выручка растет Объем покупки не изменится, выручка падает
0< Ed <1 Неэластичен продукты 100 необход. Спрос изменится в меньшей степени чем цена Выручка увеличится Выручка уменьшится
Ed = 1 Единичная эластичность спроса Изменение цены на 1% ведет к изменению спроса на 1% Спрос изменяется теми же темпами, какими изменяется цена. Выручка растет
Ed > 1 Эластичный Спрос изменяется в большей степени, чем цена т. Значит снижение объема закупок, общая выручка падает Значит ув. Объема закупок, общ выручка растет
Ed = абсолютно эластичный Имеется только одна цена по которой потребитель готов купить Полный отказ от покупки т. Общая выручка падает Повышение объема закупок на неограниченную величину. Выручка увеличивается

 

Эластичность предложения во многом сходна с ценовой эластичностью спроса. Предложение эластично, когда оно изменяется в большей степени, чем цена. И наоборот предложение неэластично, если процент его изменения меньше процента изменения цены.

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

1. Наличие резерва производственных мощностей.

2. Уровень товарных запасов.

3. Количество времени у производителей, чтобы отреагировать на изменение цен. Например, чем больше свободных мощностей, запасов и времени, тем больше и возможность увеличить предложение в случае симулирующего его повышения цен.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.