Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни социологического познания




Метасоциология Исследование познавательных возможностей социологических понятий, других средств, методов и форм социологического познания

Фундаментальные общесоциологические теории Изучение социальных структур, расширяющее и углубляющее научное знание о них Изучение социального развития, процессов интеграции и дезинтеграции, углубляющее их научное понимание Изучение развития личности, обогащающее социологическую теорию личности Изучение моделей, методик и техники социологических исследований для расширения познавательного арсенала социологии

Теории среднего уровня   Социальные институты Социальные общности Социальные процессы
  Социология семьи Социология малых групп Социология девиантного поведения
  Социология образования Социология организации Социология конфликтов
  Социология науки Социология страт, слоев, классов Социология мобильности и миграции
  Социология религии Социология толпы Социология города
  Социология искусства Этносоциология Социология социальных движений
  Социология армии Феминистская социология  
  Социология политики    
  Социология труда    

Первичное обобщение эмпирических данных Проведение эмпирических исследований в социальных группах и институтах

Рис. 3. Уровни социологического знания (по Касьянову В.В., Нечипуренко В.Н., Самыгину С.И.)

 

Они добавляют общепринятую трехуровневую структуру социологического знания, рассмотренную нами выше, еще одним уровнем – уровнем метасоциологии. В западной социологии этот уровень еще называют уровнем «рефлексивной социологии» (А. Гоулднер) или «социологией социологии» (Р. Фридрихсон).

Метасоциология, по сути дела, – это уровень философского (эпистемологического, гносеологического) анализа познавательных возможностей и способностей социологии как науки. В этой связи возникает проблема – как отве-

тить на вопрос: «Можно ли считать эти исследования именно социологическими, а не философскими?» Однозначного ответа получить не просто. Это говорит о том, что поставленная Огюстом Контом еще в XIX веке проблема различения знания социологического и философского («метафизического», по Конту) продолжает сохранять свою актуальность.

Другая интересная в научном отношении концепция, касающаяся проблемы определения уровней социологического познания, имеется в теории профессора Ростовского государственного университета (ныне ЮФУ) Предвечного Г.П. Согласно его толкованию (интерпретации структуры социологического знания), социологической познание можно проводить на трех уровнях.

Уровни социологического познания (по Предвечному Г.П.)

№№ п/п Критерий отличия Уровень Познания Основанием деления является соотношение объективных и субъективных характеристик, открываемых в объекте познания
  Уровень изучения поведения и взаимодействия людей - доминирование информации о субъективных характеристиках, min – об объективных особенностях;
  Уровень анализа связей и отношений между объективными результатами человеческой активности - соотношение в получаемой научной информации данных о субъективных и объективных характеристиках соответствует пропорции 50% на 50%;
  Уровень исследования структурных взаимодействий - доминирование информации об объективных характеристиках, min – о субъективных особенностях

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.