Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный строй. Абсолютная монархия – форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти

 

Абсолютная монархия – форма правления, при которой монарху юридически принадлежит вся полнота власти.

Император. После ликвидации старых сословно-представительных институтов происходит максимальная концентрация власти в руках монарха. В области законодательной только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране, ему подчинялись все органы государственного управления. Император был также главой судебной власти: все приговоры и решения судов выносились от его имени. Он являлся главнокомандующим вооруженными силами страны. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учреждение – Синод. Должность главы Русской православной церкви – патриарха – была упразднена.

Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган на время нахождения Петра в военном походе. После возвращения Петра из Прутского похода Сенат стал постоянно действующим высшим правительственным органом страны. Главную роль в Сенате играло присутствие, т.е. обще собрание сенаторов.

Компетенция Сената была весьма обширной. Будучи высшим правительственным административным учреждением, он сосредоточил в своих руках управление центральным и местным учреждениями, решая множество важных вопросов текущей внутренней и внешней политики. Он был высшей судебно-аппеляционной инстанцией, а также являлся судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Его решения обжалованию не подлежали. Сенат являлся органом надзора за судами, финансовым управлением, осуществляя надзор через фискалов, прокуроров и рекетмейстера.

Система фискального надзора формируется с 1711 г. Возглавлял ее сначала обер-фискал, а с 1723 г. – генерал-фискал. Ему подчинялись фискалы при коллегиях, провинциальные и городовые фискалы. Функции фискалов заключались в том, чтобы «тайно проведывать, доносить и обличать» злоупотребления всех должностных лиц, защищать интересы государственной казны, вести борьбу с преступностью. При преемниках Петра I институт фискалов был ликвидирован.

В 1722 г. была учреждена прокуратура во главе с генерал-прокурором и его помощником – обер-прокурором. Им подчинялись прокуроры при коллегиях и надворных судах. В отличие от института фискалов прокуратура была создана для гласного надзора всех государственных учреждений как в центре, так и на местах.

В 1720 г. при Сенате была учреждена должность генерал-рекетмейстера, который принимал и рассматривал жалобы на волокиту в делах и неправильные решения коллегий и других центральных учреждений.

После смерти Петра I политическая роль Сената падает. Только функции высшего судебного органа сохранились за Сенатом целиком и полностью

В 1726 г. вдова Петра I, императрица Екатерина I, по настоянию влиятельной группы феодальной знати учредила Верховный Тайный совет. Совет решал наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики государства. Все важнейшие законы не могли издаваться императрицей без согласия Верховного тайного совета. Ему были подчинены Сенат и Синод. По существу Верховный тайный совет управлял государством до 1730 г., когда императрица Анна Иоанновна упразднила его, издав Манифест о восстановлении самодержавия в России. В дальнейшем под разными названиями создавались совещательные органы при императорах.

В период с 1718 по 1720 гг. вместо приказов были созданы коллегии. Преимущество коллегий состояло в том, что компетенция их была строго очерчена, причем в законодательном порядке; дела рассматривались и решались коллегиально; структура была единообразной.

Всего было создано 12 коллегий.

Из них три были главными или «первейшими государственными коллегиями». Военная коллегия ведала сухопутными войсками, занималась подготовкой офицеров, рекрутскими наборами, вооружением и финансированием армии. Адмиралтейская коллегия руководила постройкой как военного, так и торгового флота, осуществляла управление военно-морскими силами государства: подготовкой офицеров, матросов, снабжением, финансированием и вооружением. Коллегия иностранных дел осуществляло руководство внешними сношениями: приемом и отправлением посольств, дипломатически делопроизводством.

Три коллегии являлись финансовыми. Камер-коллегия занималась государственными доходами; Штатс-контор-коллегия ведала государственными доходами; Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за правильным поступлением доходов и расходованием государственных средств.

К торгово-промышленным коллегиям относились: Берг-коллегия, ведавшая горной и металлургической промышленностью; Мануфактур-коллегия, руководившая остальными отраслями промышленности; и Коммерц-коллегия, занимавшаяся вопросами торговли, преимущественно внешней.

Остальные коллегии: Юстиц-коллегия, являвшаяся высшим органом судебного управления, первой инстанцией по наиболее важным делам и аплляционной инстанцией для надворных судов; Вотчинная коллегия, ведавшая вопросами, связанными с дворянским землевладением, а также разрешением земельными спорами между дворянами; Коллегия духовных дел, позднее Синод.

В 1720 году был образован на правах коллегии Главный магистрат для руководства деятельностью городских магистратов.

Судебные органы. С укреплением абсолютизма усилилась роль царя в отправлении правосудия. Наиболее важные дела царь лично разбирал, либо поручал разбирать другим лицам. Для следствия по делам, разбираемых лично царем, создавались временные канцелярии розыскных дел.

Следующим судебным органом, осуществляющим суд, был Сенат. Сенат, руководивший всеми коллегиями, подчинял себе и Юстиц-коллегию и, таким образом, все судебные учреждения, подчиненные ей.

Судебными функциями по должностным преступлениям своих чиновников обладали приказы и коллегии.

С 1719 г. территория страны была разделена на судебные округа, в которых создавались надворные суды. Надворные суды были коллегиальными органами и состояли из президента, вице-президента и 2-6 членов.

Надворному суду подчинялись нижние суды. Нижние суды были двух видов: коллегиальные и единоличные. Нижние суды рассматривали основную массу уголовных дел в отношении дворян, гражданские споры между дворянами, а также дела по важнейшим уголовным преступлениям, совершенными крестьянами.

В 1722 г. судебные учреждения подверглись серьезной реформе. Нижние суды упразднялись. В каждой провинции были созданы новые провинциальные суды, состоявшие из провинциального воеводы и одного или двух асессоров. В качестве высшей судебной инстанции для провинциальных судов сохранялись надворные суды.

В судопроизводстве можно отметить новые черты, которые не были известны предшествующему периоду. Прежде всего, это попытка отделения суда от администрации.

Органы полицейского управления. В 1728 г. в Петербурге была учреждена главная канцелярия полицейских дел, во главе которой стоял генерал-полицмейстер, канцелярия занималась поимкой беглых крестьян, «гулящих людей» и «прочих воров», организацией постоя войск, противопожарными мероприятиями, следила за чистотой улиц и т.д. несколько позже такая канцелярия была учреждена и в Москве.

В остальных городах и сельских местностях полицейские функции возлагались на губернаторов, воевод и земских комиссаров, а непосредственное их выполнение – на выборных от населения старост, сотских, пятидесятских и десятских.

В 1782 году был издан Указ благочиния или полицейский, согласно которому в городах создавались Управы благочиния во главе с городничими, а в Петербурге и в Москве – полицмейстерами. Управы благочиния ведали охраной общественного порядка, наблюдением за благоустройством, правильностью мер и весов, торговлей.

Так, в России в XVIII веке были созданы специальные органы государственного управления, осуществлявшие охрану порядка, установленного самодержавной властью.

Местные органы управления. В 1708 г. был произведен переворот как в административном делении империи, так и в местном управлении: были учреждены 8 губерний, впоследствии их стало 10. Губернии в свою очередь делились на провинции, а провинции на уезды. Во главе губерний стояли губернаторы, назначавшиеся царем. Провинции управлялись воеводами, при которых имелась земская канцелярия.

Важные реформы в области местного управления были осуществлены в правление Екатерины II. Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 1775 г. Местные учреждения Екатерины основаны на самоуправлении, но не земском, а исключительно сословном. Губернии, уменьшенные в объеме и увеличенные в числе, управляются наместниками или генерал-губернаторами и правителями наместничества или губернаторами; впоследствии наместники назначались на несколько губерний, притом не повсеместно. Губерния может быть разделена на провинции, но по общему правилу делится на уезды, уездом управляет земский исправник. Города управляются городничими.

Таким образом, абсолютистским государством в течение XVIII века был создан мощный бюрократический аппарат, главной задачей которого было поддержание неограниченной власти монарха.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Завершение формирования сословного строя | Развитие права в XVIII веке
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.