Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй учебный вопрос: Права, законные интересы и обязанности осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

В ряде случаев, и в особенности при нормативном закреплении прав и обязанностей осужденных, отбывающих наказания, связанные с изоляцией от общества, требуется детальная юридическая проработка всех особенностей специального правового статуса. При этом, с точки зрения упрощения изло­же­ния и сокращения объема нормативного материала, иногда эффективнее использовать разрешительный принцип.

Оба принципа обладают определенными достоинствами, проявляю­щимися в зависимости от сферы правового регулирования. В теории права предпоч­тение оказывается общедозволительному принципу. И это не случайно. Обще­доз­во­лительный принцип стимулируетактив­ность и инициативу личности, сво­бода деятельности которой ограни­чивается лишь четко очерченным перечнем запретов. Применительно к правовому положению осужденных важнейшим преимуществом данного принципа в содержательном аспекте является то, что он основыва­ется на обще­граж­данском статусе, в силу чего в значительно боль­шей степени соот­ветствует интересам осужденных, как граждан госу­дарства, и обеспечи­вает гарантии их защиты. Поэтому именно обще­дозволи­тель­ный прин­цип положен в основу нормативного закрепления пра­во­вого положения осужденных (ч.2 ст. 10 УИК).

При нормативном закреплении правового положения лиц, отбыва­ющих наказания, важную роль играют

· типы,

· или принципы правового регулирования.

 

Тип правового регулирования характеризует наиболее существенные сочетания способов правового регулирования:

· обязыва­ния,

· дозволения

· и запрета.

В зави­си­мости от сочетания двух важ­нейших из них - дозволения и запрета - разли­чаются основные прин­ципы правового регулирования является

· общедозволительный

· и разрешитель­ный.

Общедозволительный принцип основывается на общем дозволении и поэтому выражается посредством формулы "дозволено все, что не запрещено". Или, другими словами, при использовании этого принци­па приводится исчерпывающий перечень запретов и ограничений, за пределами которого субъект вправе действовать по своему усмотре­нию.

В основе разрешительного принципа лежит общий запрет, в связи с чем он выражен в формуле "запрещено все, что не разрешено". В этом случае исчерпывающе определяется сфера дозволенного, раз­решенного, за пределы которой субъект выйти не вправе.

Значение указанных принципов обусловливается тем, что в зависимости от то­го, на какой из них ориентируется законодатель - на общее дозво­ление или на общий запрет - во многом зависит содержание правово­го статуса осужденных. Они же служат ориентиром и для правоприме­нительных органов в случаях "пробелов" в законодательстве.

Разрешительный принцип, напротив, резко сужает возможности лица в выборе своего поведения, сковывает его действия и тем са­мым не позволяет полностью использовать имеющийся потенциал. От­личитель­ная особенность правового регулирования посредством раз­решительного принципа состоит в том, что лицо первоначально как бы лишается право­вого статуса, а затем при помощи дозволений (разрешений) наделяется правами и обязанностями.

Однако, при определении конкретных прав, законных интересов и обязан­ностей осужденных, оба принципа, несмотря на их очевидную противо­по­лож­ность, как правило, используются одновременно, допол­няя друг друга. Поэтому не следует считать, что правовое положе­ние осужденных к тому или иному виду наказания основывается толь­ко на общедозволительном, или только на разрешительном принципе. Речь в большинстве случаев может идти лишь о приоритете одного из них.

Этим, главным образом, и объясняется то, что при урегулиро­вании правового положения осужденных к аресту (за исключением ареста осужденных военнослужащих), содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы на определенный срок, пожизненно­му лишению свободы и смертной казни законодатель нередко исполь­зует такой способ правового регулирования как разрешение, т.е. прибегает к разрешительному принципу.

Рассматривая правовое положение осужденных особо следует вы­делить правовой статус осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства.

По общему правилу иностранные граждане на территории Рос­сийской Федерации пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, что и граждане Российской федерации, если иное не предусмотрено законом. Так, в соответствии со ст.11 УК РФ иност­ранные граждане и лица без гражданства, не обладающие правом экс­территориальности, при совершении преступления на территории Рос­сийской Федерации несут ответственность в том же порядке, что и граждане России. Правовое положение этих лиц регламентируется действующим законодательством Российской Федерации, устанавливаю­щим их права и обязанности во время пребывания на ее территории с изъятиями и ограничениями, аналогичными тем, которые предусмотре­ны для российских граждан. То есть, порядок и условия исполнения наказания, а также освобож­дение от его отбывания не зависят от фактора гражданства осужденного.

Тем не менее, в ряде случаев законодатель счел необходимым конкрети­зировать правовой статус данной категории осужденных. Согласно ст. 28 Федерального Закона "О порядке выезда из Российс­кой Федерации и въезда в Российскую Федерацию" выезд из Российс­кой Федерации иностранным граж­данам и лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обви­ня­емых, - до принятия решения по делу или до вступле­ния в силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории Рос­сийской Фе­дерации, - до отбытия (исполнения) наказания или до ос­вобождения от наказа­ния;

3) уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согла­сия сторо­на­ми.

Выполняя свои международные обязательства, Российская Феде­рация за­креп­ляет дополнительные гарантии соблюдения прав и закон­ных интересов этой категории осужденных. На основании ч.9 ст.12 УИК и приказа ГУИН Минюста России от 8 декабря 1999 г. № 322, объявляющем «Инструкцию о порядке приема, содержания и освобождения из мест лишения свободы осужденных - иностранных граждан и лиц без гражданства», иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста или ли­ше­ния свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими пред­ставительствами и консульскими уч­реждениями своего государства в Рос­сийской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и кон­сульских учреждений в Российской федерации, - с дип­ломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интере­сов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указан­ных осужденных.

Помимо этого, статья 3 Федерального закона "О свободе совес­ти и рели­гиозных объединениях" устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на террито­рии Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероиспо­ведования наравне с гражданами Российской Федера­ции и несут установ­ленную федеральным законодательством ответс­твенность за нарушение законодательства о свободе совести, свобо­де вероисповедования и о рели­гиозных объединениях.

Предупреждая возможные трудности, вызванные существованием языко­вого барьера, уголовно-исполнительное законодательство пре­дусмат­ривает право осужденных иностранных граждан и лиц без граж­данства давать объяс­нения и вести переписку на родным, или любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях прибе­гать к услугам переводчика (ч.5 ст.12 УИК РФ).

Характеризуя особенности правового положения данной катего­рии лиц, необходимо отметить, что в соответствии с "Положением о порядке предостав­ления Российской Федерацией политического убежища" (1997) политическое убежище иностранным гражданам и лицам без граждан­ства не предостав­ля­ет­ся, если в отношении лица имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федера­ции, либо если такое лицо пресле­дуется за действия (бездействия), признавае­мые в Рос­сийской Федерации преступлением, или виновно в совершении дейс­твий, противоречащих целям и принципам ООН.

Вывод:

Таким образом, определив, что под правовым статусом лиц, от­бывающих наказание, понимается закрепленное нормами различных от­раслей права и выраженное посредством совокупности прав, законных интересов и обязанно­стей положение осужденных во время отбывания конкретного вида наказания, можно приступить к рассмотрению его содержания. Предварительно, однако, необходимо отметить следующее.

Из всех видов наказаний, предусмотренных уголовным законода­тель­ством, более всего вторгается в жизнь лица, совершившего преступле­ние, наказание в виде лишения свободы. Этим и обусловле­но то, что из всех специальных правовых статусов лиц, отбывающих различные виды уголовных наказаний, наиболее детально урегулиро­ван статус лиц, лишенных свободы. Такая тща­тельная нормативная проработка раз­личных аспектов исполнения и отбывания этого вида наказания необходима как для достижения поставленных перед ним целей, так и для обеспечения прав и законных интересов осужден­ных.

Данное обстоятельство и определяет тот факт, что анализ пра­вового положения осужденных в дальнейшем будет осуществляться, основываясь на статусе осужденных к лишению свободы. Он обладает наибольшим количест­вом особенностей и на его примере нагляднее всего видна специфика правового положения лиц, отбывающих уголов­ные наказания.

Сущность наказания определяется теми или иными ограничениями общего правового статуса гражданина, а в совокупности они состав­ляют содержание этого наказания и выделяют его в самостоятельный вид. Сущность наказания в виде лишения свободы состоит в изоляции преступников от общества путем их помещения в специально предназ­наченные для этого государственные учреждения. Содержание же это­го вида уголовного наказания во многом определяется правовым по­ложением лиц, его отбывающих.

Лишение свободы кардинально изменяет весь образ жизни осуж­денного. С момента прибытия висправительное учреждение его пове­дение детально регламентируется. Правовому воздействию подверга­ются практически все сферы жизнедеятельности осужденного, нередко охватывая такие вопросы, кото­рые за пределами мест лишения свобо­ды являются предметом регули­ро­вания норм нравственности, этики и морали. С одной стороны, это вызвано очевидной потребностью упо­рядочить совместное содержание значительного числа преступников, сосредоточенных на относительно небольшой территории, а с другой - необходимостью ограничить требования персонала учреждений и ор­ганов, исполняющих наказания, рамками правовых установлений и обеспечить тем самым возможность осуществления осужденными своих прав и законных интересов.

Детальная регламентация процесса исполнения наказания в виде лишения свободы, а соответственно и правового положения лиц, его отбы­вающих - задача весьма нелегкая, что объясняется большим раз­нообра­зием отношений, участником которых является осужденный. Именно поэтому значительное число норм, относящихся к сфере уго­ловно-исполнительного права, сосредоточено не только в законе, но и в подзаконных, главным образом, ведомственных нормативных пра­вовых актах.

Учитывая обилие нормативного материала, разнообразие ролей, в которых выступает осужденный, участвуя в тех или иных общест­венных отношениях, очень трудно исчерпывающе раскрыть весь пере­чень его прав, законных интересов и обязанностей. В связи с этим при анализе правового положения лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, рассматриваются, как правило, лишь основные из них, имеющие наиболее важное значение для уяснения его содержания и особен­ностей.

Основы правового положения осужденных, в том числе и отбыва­ющих лишение свободы, изложены в главе 2 УИК РФ. Впервые в исто­рии нашей страны на законодательном уровне компактно выделены отправные, принципиальные положения, закрепляющие правовой статус лиц, отбывающих наказания. Этим не только выражен общий подход законодателя к определению правового положения осужденных, но и сформирована нормативно-правовая база для деятельности правопри­менительных органов. И в первую очередь, относительно тех видов наказаний, правовому регулированию исполнения которых в кодексе отведен незначительный объем нормативного материала.

Статья 11 данной главы устанавливает основные обязанности осужденных, характеризующие особенности их правового статуса и относящиеся поэтому к группе специальных прав, законных интересов и обязанностей. Четыре из шести статей главы посвящены правам осужденных, порядку и гарантиям их осуществления. И это не случайно, посколь­ку одной из важнейших задач уголовно-исполнительного законода­тельства, как установлено в ст.1 УИК РФ, является охрана прав, свобод и законных интересов осужденных. Большинство из перечис­ленных здесь прав относятся к основополагающим или естественным правам человека и гражданина и конкретизирует соответствующие конституционные права и свободы применительно к статусу осужден­ного. Однако, говоря о правовом положении осужденных к лишению сво­боды, следует подчеркнуть, что большинство прав, законных инте­ресов и обязанностей содержится в нормах, регулирующих конкретные вопросы исполнения наказания, и классифицируется, главным обра­зом, в соответствии с закрепленными в ст.9 УИК РФ основными средствами исправления на четыре группы:

· относящиеся к сферам ре­жима,

· воспитательной работы,

· общественно полезного труда,

· общего образования и профессиональной подготовки.

Выделяют также в силу их важности сферы материально-бытового и медико-санитарного обес­печения.

Содержание специального статуса осужденных будет рассматриваться в соответствии с данной классификацией и в последовательности, соответс­твующей трем группам прав, законных интересов и обязанностей, рассмот­ренных в предыдущем параграфе.

В общем объеме правовых норм, составляющих содержание статуса лиц, лишенных свободы, наиболее значительная часть относится к сфере режима. Вызвано это тем, что именно режиму отведена роль главного регулятора множества разнообразных и специфических отношений, складывающихся в про­цессе исполнения и отбывания такого вида уголовного наказания, как лише­ние свободы.

В первую группу, как отмечалось, входят те права, законные интересы и обязанности, составляющие общий (конституционный) статус, которые остаются не­изменными и после осуждения лица. Например, такие права, как право на жизнь, на личное достоинство, на личную неприкосновенность, на получение квалифицированной юридической помощи (соответственно ст.20, 21, 22, 48 Конституции РФ) и другие.

Важно отметить, что ограничения общегражданского статуса могут устанавливаться либо непосредственно Основным Законом, ли­бо иными законами Российской Федерации. Так, в ст. 32 Конституции РФ опре­делено, что граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, не имеют права избирать и быть избранными в органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления. В ст.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997) и в ст.3 Федераль­ного закона "О выборах Президента Российской Федерации" (1999) установлен запрет на участие в выборах или референдуме граждан, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в ст.15 ограничивает право гражданина на выезд из Российской Федерации, в том случае, если он осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, а ст.13 Закона "Об оружии" (1996) не разрешает выдачу лицензий для приобретения гражданского оружия лицам, отбывающим уголовное наказание за совершенное преступление.

В отношении конституционных обязанностей следует сказать, что боль­шинство из них распространяется на осужденных в той же мере, что и на остальных граждан. Например, обязанности платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду (ст.57, 58 Конститу­ции РФ). Исключение, согласно ст.23 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" (1998), составляет обязанность нести военную службу (ст.59 Конституции РФ).

Ко второй группе относятся права, законные интересы и обязанности, конкретизирующие общегражданские. В частности, конституционные права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.33 Конституции), на судебную защиту и на обращение в межгосударс­твенные органы по защите прав и свобод человека (ст.46 Конституции РФ) конкретизируются в ч. 4 ст.12 УИК. Помимо упомянутых прав законодатель, усиливая юридическую защищенность осужденных, наделяет их также правом обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами к администрации уч­реждения, в вышестоящие органы управления органами и учреждениями, ис­полняющими наказания, органы прокуратуры и общественные объединения.

Конституционная обязанность соблюдать Конституцию и иные законы (ст.15 Конституции РФ) детализируется в ст.11 УИК РФ. Помимо обязанности соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также исполнять установ­ленные законодательством обязанности граждан Российской Федерации для осужденных устанавливается обязанность соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены.

Следует подчеркнуть, что конкретизация может осуществляться не только уголовно-исполнительным, но и иным законодательством, а также подзаконными, в т.ч. ведомственными нормативными правовыми актами. Так, право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятс­твенно возвращаться обратно (ст.27 Конституции РФ) конкре­ти­зируется в ст.15 Федерального Закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (1996), которая устанавливает, что право граж­данина на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, если он осужден за совершение преступления - до отбытия (исполнения) на­казания или до освобождения от наказания;

право на ознакомление с доку­ментами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина (ст. 24 Конституции РФ), конкретизируется как в ч.1 ст.12 УИК РФ, так и в ч.5 § 2 Правил внутреннего распорядка, согласно которым осужденные во время нахождения в карантинном помещении знакомятся со своими правами и обязанностями, порядке и условиях отбывания наказания, предупреждаются об ответственности за наруше­ние установленного режима отбывания наказания.

Весьма подробной детализации на ведомственном уровне под­верг­нуто рассмотренное выше конституционное право на обращения в госу­дар­ственные и иные органы. Ему посвящен отдельный параграф (13) Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на осуществление осужденными политических свобод. Реализация некоторых из них конкретизирована в уголовно-исполнительном законо­дательстве, а также в ведомственных нормативных правовых актах. В частности, изложенная в ст. 28 Конституции РФ свобода совести и свобода вероисповедания, конкрети­зирована в ст.14 УИК РФ и в § 3 Правил внутреннего распорядка, в соответствии с которыми осужден­ным гарантируется свобода совести и вероиспо­веданий, осуществление которой является добровольной и возможной при ус­ловии, если это не нарушает правил внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказание, и не ущемляет прав других лиц, отбывающих нака­зание.

В третью группу входят специальные права, законные интересы и обя­занности, которые распространяются только на осужденных. Их удельный вес значительно превышает обе предыдущие группы.

Поскольку специальный статус лиц, лишенных свободы, базируется главным образом на разрешительном принципе, постольку основным способом его правового регулирования является дозволение (разрешение). Так, осуж­денным разрешается: приобретать продукты питания и предметы первой необ­ходимости (ст.88 УИК РФ); иметь свидания на территории исправительного учреждения или вне его (ст.89 УИК РФ); получать посылки, передачи и бан­дероли (ст.90 УИК РФ); вести переписку, получать денежные переводы и отправлять их близким родственникам (ст.91 УИК РФ); осуществлять прос­мотр кинофильмов и телепередач, прослушивать радиопередачи (ст.94 УИК РФ); приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности (ст.95 УИК РФ) и т.д. Порядок реализации указанных прав приведен в Правилах внутрен­него распорядка исправительных учреждений.

В то же время статус осужденных может регулироваться и посред­ством наделения их субъективными правами. Например, правом на личную безопас­ность (ст.13 УИК РФ); на телефонные переговоры (ст.92 УИК РФ); на про­гулку (ст.93 УИК РФ) и другими.

Как уже упоминалось, важную роль в нормативном регулировании стату­са осужденных играет такая правовая категория, как законные интересы. Выступая зачастую в качестве стимулов, они побуждают осужденных во время отбывания наказания избирать правомерное поведение. Так, для того, чтобы улучшить условия отбывания наказания как в пределах одного исправитель­ного учреждения, так и путем перевода в другое исправительное учреждение осужденные должны отличаться хорошим поведением, добросовестным отноше­нием к труду, обучению, а также активно участвовать в работе самодея­тельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях.

Содержанием наказания в виде лишения свободы обусловлены и специ­альные обязанности осужденных, к которым, в частности, относятся такие обязанности как:

· вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим исправительные учреждения, а также к другим осужденным; выполнять закон­ные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказа­ния;

· являться по вызову администрации и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ст.11 УИК РФ);

· носить одежду установ­ленного образца(ст.82 УИК РФ);

· соблюдать распорядок дня, установленный в исправительном учреждении; добросо­вестно относиться к труду и учебе;

· по установленному образцу застилать постель;

· соблюдать правила личной гиги­ены;

· иметь при себе личную карточку, выданную администрацией;

· носить на одежде установленного образца нагрудные и нарукавные знаки;

· в тюрьмах, помещениях камерного типа, штрафных и дисциплинарных изоляторах выходить на прогулку (§ 3 Правил внутреннего распорядка) и т.д.

Осужденные обязы­ваются подвергаться обыску, их корреспонденция подлежит цензуре, а ве­щи, посылки, передачи и бандероли - досмотру (ст. 82, 90, 91 УИК РФ).

Помимо этого значительное число обязанностей осужденных к лишению свободы устанавливается при помощи такого способа право­вого регулирова­ния как запреты. Так, осужденным запрещено:

· вести теле­фонные разговоры с осужденными, находящимися в других исправи­тельных учреждениях (ст.92 УИК РФ);

· получать, приобретать, хранить и распространять издания, пропаган­дирующие войну, разжигание нацио­нальной и религиозной вражды, культ на­силия или жестокости, издания порнографического характера, а также под­писываться на них (ст.95 УИК РФ);

· нарушать линию охраны объектов, либо границы территории исправительных учреждений; наносить себе и другим ли­цам татуировки;

· употреблять жаргонные слова;

· играть в карты, другие игры с целью извлечения материальной или иной выгоды;

· подниматься на крыши зданий, цехов, строений и другие сооружения, подходить к ограждению внутренней запретной зоны;

· оставлять без разрешения администрации рабо­чие места, общежития и помещения, в которых проводятся массовые меропри­ятия (§ 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреж­дений) и т.д.

 

Значительное число норм, регламентирующих правовое положение осуж­денных к лишению свободы, относится к сфере труда. Наиболее важным здесь является вопрос о соотношении права на труд и обязан­ности трудиться.

 

В соответствии со ст.37 Конституции РФ право гражданина на труд состо­ит из ряда правомочий. Часть из них - вознаграждение за труд без ка­кой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда, продолжительность рабочего времени, а также обеспечение правил охраны труда и техники безопасности - распрост­раняется на осужденных в полном объеме и относится, следовательно, к первой группе. Они гарантируются администрацией исправительных учрежде­ний, создающей условия для их реализации.

Конституционные права на свободу распоряжения своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессию в уголовно-исполнительном законодательстве выражены посредством такой правовой категории как за­конные интересы осужденных (ч.1 ст.103 УИК РФ). Вызвано это объективными обстоятельствами и прежде всего - значительно более узкой профилизацией производства предприятий испра­вительных учреждений, а также возможном несоответствии целям наказания имеющимся у осужденных профессиям.

Другая часть правомочий - право на отдых, выходные и праздничные дни, а также на оплачиваемый ежегодный отпуск - входит во вторую группу, то есть, конкретизируется уголовно-исполнительным законодательством (ст.104 УИК РФ, а также ряд ведомственных нормативных правовых актов). К этой же группе относится и право на индивидуальные и коллективные трудо­вые споры, которые согласно ч.6 ст.103 УИК РФ должны разрешаться осуж­денными без прекращения работы.

В осуществлении таких правомочий, как право на забастовку в качест­ве способа разрешения трудовых споров, добровольное вступление в трудо­вые отношения, их изменение или добровольное прекращение, заключение трудовых договоров осужденные в соответствии со ст.103 УИК РФ ограничены на весь срок отбывания наказания.

Лишены также осужденные и права на пособие по безработице, посколь­ку согласно ст.3 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" (1996) осужденные к исправительным работам и лишению сво­боды не могут быть признаны безработными.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Первые две категории юриди­ческой наукой определяются как мера возможного, а последняя - как мера должного поведения членов общества | Третий учебный вопрос: Правовые последствия отбывания уголовных наказаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.