Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Методы товарной экспертизы

4.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ТОВАРНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.

Метод товарной экспертизы – способ достижения конечных результатов при конечной оценке товаров. В зависимости от применяемых средств измерения все методы делятся на группы, подгруппы и виды.

Методы делятся на три группы: объективные, эвристические и комбинированный методы.

Объективные – методы, основанные на определённых характеристиках товаров путём измерений или регистрации каких либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований. Их разделяют на измерительные и регистрационные.

Эвристические – методы, основанные на совокупности логических приёмов и методических правил для достижения конечных результатов. Общим для всех эвристических методов является субъективный подход к оценкам, основанным на предположении отдельных лиц. Методы каждой подгруппы не заменяют, а дополняют друг друга или имеют самостоятельное применение. Различие заключается в их назначении и используемых средствах.

Эвристический метод делится на: органолептический, экспертный и социологический.

Комбинированный метод основан на сочетании индивидуальных и коллективных оценкок. Он проводится в несколько этапов:

1. подготовительный – формирование рабочей экспериментальной группы, классификация продукции потребителей, построение структурной схемы показателей качества.

2. получение индивидуальных экспертных оценок. Включает выбор процедуры назначения оценок, подготовки документов необходимых для оценки и опрос экспертов.

3. этап получения групп оценок, обобщение индивидуальных экспертных оценок, определение их согласованности и определение объективности их экспертных оценок. Экспертная оценка - совокупность операций по выбору.

 

4.2. ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ.

Измерительный метод – метод определения действительных значений показателей качества с помощью технических устройств. Данные методы предназначены для определения физико-химических или микробиологических показателей качества. Показатели многочисленны и требуют разнообразных методов для их определения.

Достоинство этих методов – точность, объективность оценки, сопоставимость. Недостаток – высокие затраты на проведение испытаний и на высококвалифицированный персонал.

Измерительные методы подразделяются на подгруппы, виды и разновидности по ряду признаков:

1) по времени получения результата испытания делятся на экспресс методы и долгосрочные.

В настоящее время мировая тенденция – это разработка экспресс методов, предназначенных для быстрого определения показателей качества. Преимущество – быстрота, недостаток – сказывается на точности.

2) по принципам измерительные методы подразделяются на:

- Физические – определение физической величины товаров - температура, плотность;

- Химические – определение химического состава или других показателей с помощью каких-либо химических веществ;

- Физико–химический – исследование показателей качества с использованием комплексно физических и химических приемов и параметров;

- Биологический – подопытное кормление животных, воздействие на клетки (простейшие организмы);

- Микробиологический – определение количественного и качественного состава микрофлоры;

- Биохимический – исследование, как воздействуют в организме или продуктах те или иные химические элементы.

3) по хронологическому признаку они подразделяются на классические и современные.

Классические – разработанные в 17-20 вв. и не утратившие значимости на современном этапе. Особенность классических методов – преобладание разрушительных операций, длительная подготовка образца к определению конечного результата, невысокая точность измерений, но малые затраты средств и времени.

Современные методы отличаются от классических более высокой чувствительностью и точностью, используются усовершенствованные средства измерений, высококвалифицированный персонал и хорошо оснащённые лаборатории, что увеличивает затраты.

4.3. РЕГИСТРАЦИОННЫЙ МЕТОД.

Регистрационный метод – основан на наблюдениях и подсчётах числа объектов, выбранных по определённому признаку.

В качестве классификационного признака могут быть выбраны конкретные виды дефектов или градации товаров, а также наименования, виды. Регистрационный метод применяется, как правило, в комплексе с другими методами.

Регистрационным методом определяют приёмочные и браковочные числа при приемке товара, а также количество дефектных товаров. При необходимости устанавливается количественное соотношение отдельных видов дефектов. Сортировка товара по градации качества осуществляется также с помощью данного метода (устранимый и неустранимый брак, отходы ликвидные и неликвидные).

Если в задачу экспертизы входит экспертная оценка эффективности ассортиментной политики торговой организации, то с помощью регистрационных методов определяются показатели ассортимента (широта, полнота, новизна, ассортиментный минимум). Результат определений заданных объектов выражается в абсолютных и относительных величинах.

Регистрационный метод – один из самых распространенных методов, который используется также при приёмке и хранении товаров. При оценке качества услуг розничной торговли эксперты могут использовать этот метод для проверки качества торгового обслуживания путём регистрации количества жалоб от покупателей или количества обслуживаемых покупателей за определённый отрезок времени.

 

4.4. ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД.

Эвристические методы подразделяются на:

- органолептические – для определения органолептических свойств товара;

- экспертные – для оценки свойств товара в условиях риска;

- социологические – для установления потребительской оценки товара путём опросов потребителей.

Преимущество – быстрота, простота, отсутствие дорогостоящих испытаний. Недостаток – субъективный подход, объективность зависит от личных качеств эксперта.

1) Органолептический метод – метод определения значений показателей качества с помощью органов чувств и иногда простейших приспособлений. Он делится на подгруппы:

- обонятельный – запах или аромат;

- вкусовой – вкус;

- аудиометод – слух;

- осязательный – пальцы, рот;

- визуальный – внешний осмотр.

2) Экспертные методы – методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности и риска, которые используются в тех случаях, когда другие методы неприменимы или неэкономичны. В торговой практике часто складывается ситуация, когда для принятия решения имеющейся информации о конкретном товаре недостаточно, а откладывать решения нельзя, тогда применяют экспертный метод.

Экспертный метод основывается на принятии эвристических решений, базой для которых служат знания и опыт, накопленные экспертами в конкретной области в прошлом.

Достоинство этого метода в том, что он позволяет принимать решения, когда более объективные методы неприемлемы; в воспроизводимости данных методов; в сфере деятельности – не только оценка качества, но и исследование технологического цикла, принятие управленческих решений и прогнозирование.

Недостатки – субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на их проведение и трудоёмкость.

Экспертный метод делится на три подгруппы:

1. метод группового опроса – метод, основанный на проведении опроса группой экспертов с последующим анализом и обработкой полученных результатов; цель этого метода получение групповой экспертной оценки для принятия решения. Преимущества заключаются в разностороннем анализе, количественных и качественных аспектах. Недостатки заключаются – в получении неодинаковых ответов на один и тот же вопрос, в возможности конфронтации.

2. математико-статический метод – обработка экспертной оценки, предназначенная для повышения достоверности результатов оценки качества товаров;

3. метод экспертной оценки показателей качества – определение действительных значений единичных и комплексных показателей качества.

3) Социологический метод – метод, основаный на опросе потребителей и выявлении значений показателей качества, а также приверженности потребителей к конкретному виду товара.

Преимущества данного метода – быстрота и простота сбора информации. Недостатки заключаются в трудоемкости обработки данных и не высокой достоверности получаемых результатов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 3. Средства товарной экспертизы | Тема 5. Товароведная экспертиза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.