Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Задачи, функции и структура PR-служб в современных органах государственного и муниципального управления




ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

УСТАНОВОЧНЫЕ ЛЕКЦИИ

 

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Возможность диалога государства и гражданского общества должна обязательно воплощаться в реальность. Население должно доверять власти, являться главным катализатором и проводником реформ и изменений, которые должны происходить/происходят в обществе. По сути, в связи с современными особенностями развития как России, так и всего мира власти необходимо находить общий язык с общественностью. Серьезный отпечаток в этой связи наложило формирование гражданского общества и превращение его во влиятельный сектор современной политики. Одним из средств, позволяющих наладить эффективный диалог власти и населения, являются ПР, которые в данном случае являются двусторонней коммуникацией, позволяющей гармонизировать отношения в обществе и корректировать политические решения еще до возникновения отрицательных ситуаций коммуникационного характера (например, возмущения на Болотной площади и т.п).

В настоящее время Россия является демократическим государством, которое находится на стадии развития:

«Для России нет и не может быть другого политического выбора, кроме демократии. При этом хочу сказать и даже подчеркнуть: мы разделяем именно универсальные демократические принципы, принятые во всём мире. Однако российская демократия – это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне». (Послание Путина Федеральному собранию 12.12.12 г.)

Все современные демократии опираются на свободу информации и политический плюрализм, стремятся к честному диалогу и установлению консенсуса в обществе. По сути дела, современный подход предполагает, что власть и общество выступают как партнеры, а связи с общественностью являются активным посредником и организатором двусторонней коммуникации на основе принципов обратной связи. В связи с этим государственной властью разрабатываются различные программы, которые содержат стратегические для страны направления ее развития: Приоритетные национальные проекты, Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, Административная реформа, реформа местного самоуправления и другие. Кроме того, приняты определенные ФЗ, которые также призваны улучшить качество диалога между властью и населением, а именно: ФЗ от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также ФЗ от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Являясь стратегическими и важными для развития страны, эти документы задают направления развития на всех уровнях власти: как на государственном, так и на муниципальном, который является наиболее приближенным к населению, а потому очень важным. Реализация подобных программ требует соответствующей поддержки со стороны граждан для их эффективной реализации. В данном процессе информирования и установления диалога с населением неотъемлемой и важнейшей становится деятельность ПР-служб органов власти. При этом есть некоторое отличие, с точки зрения взаимоотношений с населением: органы власти субъектов Федерации более удалены от населения по сравнению с органами местного самоуправления, т.к. именно уровень местного самоуправления является наиболее приближенным к населению, он расположен на «переднем плане».

Важность деятельности ПР-служб в органах власти подчеркивает и Президент РФ Владимир Путин. Так, в Послании Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 года он подчеркнул, что «ключевыми для новой модели госуправления должны стать следующие принципы:

- ориентация работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы.

- повсеместное внедрение новых форм и методов контроля. Главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы должно стать общественное мнение, мнение самих граждан» (Послание Президента от 12.12.12)

Возрастает роль ПР и в связи с антикоррупционной деятельностью в стране: «Необходимо ввести публичную отчётность контрольно-надзорных органов об итогах проверок, а также о затраченных на их проведение финансовых и людских ресурсах, и сразу будет видно, какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была».(Послание Президента 12.12.12).

Причем, по мнению Президента РФ, одним из важнейших составляющих эффективной деятельности государства в целом и органов власти в частности является имидж власти, ее авторитет: «Подчеркну, моральный авторитет государства – это базовое условие развития России». (Послание Президента 12.12.12г.)

Данные задачи и направления являются одними из основных в деятельности ПР-служб органов власти. Поэтому изучение основных принципов и направлений деятельности ПР-служб органов власти является чрезвычайно актуальным в настоящее время.

Кроме того, вопросы взаимодействия органов власти с населением всегда имеют актуальность, особенно в настоящий период, когда происходит процесс реформирования власти (ФЗ № 131, а также административная реформа. ФЗ – местное самоуправление, административная реформа – реформа органов государственной власти на уровне субъектов Федерации).

Так, проведенные за последние несколько лет социологические исследования в Томской области показывают, что во взаимоотношениях органов власти и населения Томской области, как и в других регионах России, существуют определенные проблемы коммуникативного характера. В частности, отчужденность власти от населения, низкий уровень доверия органам власти, социальная апатия населения, а также представление о том, что власть не добивается социально значимых результатов и манипулирует населением. В результате, наблюдаются определенные сложности при реализации тех или иных решений органов власти.

Указанные факторы свидетельствуют о необходимости изучения основных направлений деятельности ПР-служб органов власти.

 

  1. Определение, функции и принципы ПР

Социальная жизнь начинается с коммуникации. По подсчетам известного в России учебника «Основы менеджмента», большинство руководителей считают, что коммуникации являются главным условием на пути достижения эффективности их организаций. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Именно коммуникация служит средством включения организации во внешнюю среду, обеспечивает ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими аудиториями, без общения с которыми невозможно или бессмысленно существование организации, - потребителями, поставщиками, финансистами, избирателями. [23, c.56]

Коммуникация – это, прежде всего, одна из форм взаимодействия людей в процессе общения. Психологи обозначают термином «коммуникация» процессы обмена продуктами психической деятельности. Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной информации. Учитывая позиции тех и других, коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.

Процесс коммуникации является неотъемлемой частью связей с общественностью.

Связи с общественностью – «паблик рилейшнз» (ПР) – во всем мире известны в качестве важного элемента взаимоотношений между органами власти и контактными аудиториями. ПР – это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом.

ПРуправленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которых зависит успех функционирования этой организации. Современный ПР – это профессионально организованная деятельность по управлению общественным мнением за счет эффективной коммуникации между организацией и общественностью.

Связи с общественностью являются дисциплиной, которая соединяет в себе как социологические, так и экономические аспекты. Основная задача связей с общественностью заключается в налаживании отношений между различными аудиториями, зачастую противоположными по своим интересам и задачам.

В начале XX столетия коммуникативной функции не уделялось достаточного внимания, а ее реализация считалась абсолютно естественной вещью. Однако в 1913 г. американский экономист Томас Вейл пришел к выводу, что «компании могут жить и развиваться только с согласия их аудитории». Так зародились связи с общественностью – коммуникативная наука, изучающая различные социальные группы и их представление о том или ином явлении. При этом следует отметить, что связи с общественностью не просто исследует явления и их общественную природу, но и создает методы, позволяющие скорректировать ситуацию в зависимости от намеченных целей.

Следовательно, связи с общественностью предполагают создание доверительных отношений к явлению, проекту или личности. Выработка политики связей с общественностью начинается с согласия примирить интересы как государства в целом, так и отдельных его органов и должностных лиц с интересами тех, от кого зависит их развитие. Осуществление политики связей с общественностью заключается в том, чтобы после примирения этих интересов выработать и реализовать такую коммуникационную программу, которая позволила бы в дальнейшем устанавливать и поддерживать открытые отношения со всей совокупностью целевой аудитории. Поскольку в настоящее время наблюдается отчуждение власти от населения и низкий авторитет власти, то деятельность ПР-служб необходимо для изменения знаний целевой аудитории и, как следствие, увеличение доверия к власти. А «моральный авторитет государства» является, по мнению Президента РФ, «базовым условием развития России» (Послание 12.12.12).

Само по себе словосочетание «связи с общественностью» предполагает работу с довольно широким кругом людей. Классики теории связей с общественностью выде­ляют два основных уровня работы с общественностью: внутренний и внешний. Соответственно общественность классифицируют как внут­реннюю и внешнюю.

Внутренняя общественность включает в себя всех работающих в рам­ках того или иного органа власти, той или иной компании или корпорации.

К внешней общественности относят: политические партии, органы власти разного уровня, население, СМИ, общественные организации, бизнес-структуры и т.п.

Можно классифицировать целевые аудитории и по степени их вовле­ченности в коммуникационный процесс. Так, выделяют ключевую, или «ядерную», аудиторию, т. е. ту, на которую осуществляется основное ин­формационное воздействие. Также можно выделять вторичные и третич­ные аудитории по степени их включения.

  1. Основные задачи, функции и направления деятельности ПР-службы в органах власти

Принципы отношения государственной службы и населения в демократическом обществе:

1. уважение и близость к гражданам;

2. нет принуждения, а есть договор (сотрудничество).

3. граждане рассматриваются как субъект управления, а не как пассивный объект.

Коммуникационные проблемы власти в РФ в настоящее время:

1. низкий авторитет власти у населения;

2. отчуждение власти от населения;

3. высокие протестные настроения, т.к. существуют определенные сомнения населения в легитимности власти.

Основной целью деятельности ПР-службы в органах власти является повышение авторитета власти (формирование позитивного имиджа), преодоление отчуждения власти от населения, т.к. существует определенная закономерность: политическую систему можно считать стабильной только, если население добровольно признает ее власть.

Таким образом, все население заинтересовано в стабильном государстве, следовательно, наличие авторитета у власти – в интересах всего общества. В настоящее время уровень доверия власти со стороны населения низок.

Причины отчуждения власти от населения:

1. коммуникативная – органы власти не могут доходчиво объяснить суть принимаемых решений и своих действий. А также цели и мотивы своей деятельности. В результате, не происходит формирование адекватного представления о деятельности власти у граждан.

2. организационная – органы власти не могут организовать исполнение принятых решений.

3. социальная – наличие стереотипов, согласно которым государственная службы работает на себя, свои интересы.

4. национально-исторические – проявление бунтарского отношения к власти, стремление ей противостоять.

Исходя из данных причин, можно выделить основную цель деятельности ПР-служб в органах власти – повышение авторитета власти у населения, преодоление отчуждения между властью и населением.

Для реализации данной цели ПР-службы осуществляют следующие функции:

Как правило, выделяют четыре основных функции ПР-службы:

1. Аналитико-прогностическая:

-изучение проблем населения

- выявление существующих представлений об органах власти;

- разработка рекомендаций по принятию властных решений, программы действий, подготовке концепций и программ социально-экономического развития; прогнозирование общественной реакции, общественно-политических процессов;

- анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;

-разработка системы антикризисных мероприятий.

 

2. Информационная – предоставление общественности информации о деятельности органов власти посредством СМИ (принцип открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих закреплены в ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ). ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 13.01.95 г., с изменениями на 16 октября 2006г., 12 мая 2009 г. предусматривает, что государственные СМИ обязаны публиковать сообщения федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст.5 данного Закона, государственные федеральные аудиовизуальные СМИ обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее, чем по одному общероссийскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу в удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее, чем через 24 часа с момента совершения соответствующих событий:

- обращений и заявлений Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;

- торжественной церемонии вступления в должность Президента РФ;

- открытия первого заседания Совета Федерации и первого заседания Государственной Думы, нового Правительства РФ

Статья 9 регламентирует выступления членов Совета Федерации в депутатов Государственной Думы в государственных и региональных СМИ. Эти СМИ должны по просьбе члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для его работы его депутатским объединением в ГосДуме, предоставлять им возможность выступления их по месту их избрания один раз в два месяца по ТВ и 1 раз в месяц – по радио. По настоянию депутата передача может быть осуществлена без предварительной записи (прямой эфир).

В соответствии со ст.10 государственные федеральные аудиовизуальные СМИ должны не реже одного раза в месяц выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из российских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в ГосДуме. Продолжительность каждой такой телепрограммы должна быть не менее 45 минут, а радиопрограммы – не менее 30 минут.

И, наконец, статья 13 этого Закона устанавливает, что тематические теле- и радиопрограммы государственных СМИ о деятельности органов государственной власти РФ не могут прерываться рекламными материалами или сообщениями.

Кроме того, современная информационная политика органов государственной власти и органов местного самоуправления РФ неотъемлемо связана с реализацией стратегии социально-экономического развития России (Стратегия-2020) и актуальными процессами в политической сфере. Результатами информационной политики должны стать:

- осведомленность граждан о содержании Стратегии;

- понимание ее основных направлений: дальнейшее развитие приоритетных национальных проектов, рост доходов в бюджетной сфере, улучшение демографической ситуации, снижение инфляции, развитие инновационной экономики, развитие малого и среднего бизнеса, укрепление системы безопасности государства, отстаивание национальных интересов страны во внешнеполитическом курсе;

- одобрение и поддержка выбранного курса развития страны;

- участие граждан в реализации Стратегии.

Стратегия-2020 будет совершенствоваться и дополняться с учетом предложений институтов гражданского общества, хозяйствующих субъектов, населения. В этой связи именно от грамотной информационной политики государства зависит качество предстоящего социального диалога, его результативность и эффективность.

На уровне регионов информационная политика предполагает по аналогии информационное сопровождение программ социально-экономического развития территорий, целевых программ.

3. Коммуникативная:

- установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и их объединениями (один из принципов гражданской службы – взаимодействие с общественными объединениями и гражданами: ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, ст.4). Реализуется посредством проведения встреч, работы общественной приемной и т.п.

-улучшение связей внутри аппарата органа власти.

Важно отметить, что коммуникативная функция является ведущей для ПР-служб органов власти на местном уровне.

4. Воспитательно-просветительская:

-развитие гражданской активности и инициативы;

-формирование правовой культуры;

-формирование авторитета власти, чувства патриотизма, ценностей в обществе (семьи, людей труда, уважения к старшим и проч.);

-формирование корпоративной культуры в аппарате органа власти.

По мнению авторов, рассматривающих структуру и функции ПР-служб в органах государственной власти, структура службы по связям с общественностью определяется в первую очередь той функциональной нагрузкой, которая необходима для выполнения задач службы.

В зависимости от уровня органа власти те или иные органы власти в большей или меньшей степени реализуют те или иные функции:

Федеральные органы власти в большей степени реализуют аналитико-прогностическую и информационную функции. Это связано с тем, что именно на данном уровне управления разрабатываются стратегии и осуществляются опосредованные контакты.

Местные органы власти в большей степени реализуют коммуникативную функцию – т.к. это «передний край» взаимоотношений с населением.

 

4. СТРУКТУРА ПР-СЛУЖБ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

 

Возможны различные структурные организации ПР-служб: департаменты, комитеты, отделы и т.п.

Руководитель ПР-службы, как правило, находится в звании заместителя руководителя организации.

Основные принципы проектирования ПР-служб:

1. по функциям;

2. по сферам отношений с общественностью;

3. ПР-службы, которые координируют деятельность ПР-специалистов в структурных подразделениях.

Принято различать:

1. централизованную модель;

2. децентрализованную модель ПР-службы в органах власти.

Централизованная модель: в аппарате органа власти существует одна ПР-служба, которая обслуживает орган власти в целом, его руководителя и отдельные департаменты и комитеты. Ее основным преимуществом является возможность проводить единую коммуникативную политику и формировать целостный образ органа управления.

Децентрализованная модель: каждый департамент или комитет имеет своего ПР-специалиста, но при этом сохраняется общая служба, которая в таком случае немногочисленна. В данной модели ПР-специалисты занимаются оперативным информированием и организацией контактов, общая служба при этом выполняет аналитико-прогностическую, методическую и координационную функции. Главными достоинствами данной модели являются оперативность и компетентность подачи информации. Именно эта модель является развивающейся в настоящее время.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.