Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные факторы производственной среды и их неблагоприятное влияние на организм человека

 

Существенное значение для производительности труда и охраны здоровья имеют направленность (сфера) производственной деятельности, конкретные производственные операции, орудия труда, формы организации труда и др. Каждый из этих показателей требует определенных физических и психофизиологических качеств.

Например, работа оператора, диспетчера,"связанная с управлени­ем автоматами в технических системах, требует развития двигательной реакции, наблюдательности, внимания, оперативного мышления, эмоцио­нальной устойчивости, деятельность по наблюдению и контролю (чтение показаний приборов, слежение и т.п.) предъявляет высокие требования к объему, распределению, устойчивости внимания, хорошей реакции слеже­ния.

Монтаж, сборка, ремонтаппаратуры, оборудования требуют высокойкоординации движений, специальной мышечной выносливости. Для рабо­ты на малых вычислительных машинах и компьютерах необходима тонкая координация пальцев рук, выносливость зрительных анализаторов. При коллективной работе необходимы развитые коммуникативные способно­сти и т.д.

Производительность труда, состояние здоровья и уровень работо­способности человека в значительной мере зависят от воздействия факто­ров внешней производственной среды. Эти факторы в отдельности и осо­бенно в комплексе могут оказывать неблагоприятное влияние на организм человека в процессе производственной деятельности, к ним относятся: метеорологические условия (микроклимат), шум, вибрация, укачивание, радиационное излучение, освещенность рабочего места, экономическая и психологическая напряженность, режим труда и др.

Метеорологические факторы характеризуются сочетанием тем­пературы, относительной влажности и скорости движения воздуха.

Систе­матические отклонения от нормального (комфортного) метеорологического режима в производственных помещениях приводят к хроническим про­студным заболеваниям, заболеванием суставов, тепловым ударам, судоро­гам, стрессовым состояниям.

Реакция организма человека на изменение температуры внешней среды приводит к нарушению теплового баланса, к снижению способности к умственной и физической работе на период акк­лиматизации.

Физическая тренировка и закаливание повышают устойчи­вость организма человека к резко меняющимся погодным условиям, к из­менению микроклимата, значительно сокращают период акклиматизации и способствуют более быстрому восстановлению умственной и физиче­ской работоспособности после утомления.

При проведении работ в на станциях техобслуживания, автомастерских и т.п. человеческий организм подвергается воз­действию резких перепадов температуры воздуха и атмосферного давле­ния, а также воздействию шума, вибрации, газовых потоков и др., все это может приводить к общим и профессиональным заболеваниям.

Резкое из­менение барометрического давления, например, может сопровождаться нарушением функции вестибулярного аппарата и среднего уха, потерей координации движений. Отрицательное воздействие на органы слуха и нервную систему оказывает также высокий уровень шума.

Под воздействием вибрации может развиваться так называемая вибрационная болезнь, когда снижается острота зрения, тактильная, теп­ловая и болевая чувствительность; поражаются кровеносные сосуды; про­исходят нежелательные изменения в суставах и т.д.

Физическая подготовленность приобретает большое значение при необходимости адаптироваться к вибрации и укачиванию, которые могут существенно снижать производительность труда и даже приводить к пол­ной потере работоспособности.

В настоящее время в результате негативных последствий разви­тия атомной энергетики интенсивность радиационного излучения, по срав­нению с естественным фоном, значительно повышена. В связи с этим весьма важным является вопрос о возможности повышения стойкости ор­ганизма человека к действию проникающей радиации посредством специальной физической подготовки. Исследования показывают, что при не-1 смертельных дозах лучевое поражение физически тренированных людей будет относительно более легким, выздоровление пойдет быстрее, ра­ботоспособность будет восстанавливаться раньше.

Освещение рабочего места - один из важнейших факторов трудо­вой деятельности. Главные проблемы, связанные с органами зрения, на производстве касаются адекватности и удобства освещения. Достаточная (оптимальная) освещенность рабочего места положительно влияет на орга­ны зрения, снижает утомление. Неудовлетворительное освещение вызы­вает преждевременное утомление, глазные болезни, головные боли и мо­жет быть причиной травматизма.

2.3.2. Средства физической культуры, обеспечивающие устой­чивости к физической и умственной нагрузке

 

В связи с активизацией учебного труда при возрастающих на­грузках требуется оздоровление условий и режима учебы, быта и отдыха студентов, в том числе с использованием средств физической культуры - физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов и других составляющих здорового образа жизни.

Использование оздоровительных сил природы (закаливание) ук­репляет и активизирует защитные силы организма, стимулирует обмен веществ, деятельность сердца и кровеносных сосудов, благотворно влияет на состояние нервной системы.

Важное значение для сохранения и повышения уровня физиче­ской и умственной работоспособности отводится комплексу оздорови­тельно-гигиенических мероприятий, к числу которых относятся разумное сочетание труда и отдыха, нормализация сна и питания, отказ от вредных привычек, пребывание на свежем воздухе, достаточная двигательная ак­тивность.

Систематическая физическая тренировка, занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности студентов являются важнейшим способом разрядки нервного напряжения и сохране­ния здоровья. Разрядка психической (нервной) напряженности через дви­жение является наиболее эффективной. Без активной мышечной работы невозможно нормальное функционирование организма. Роль физических упражнений не ограничивается только благоприятным воздействием на здоровье. Наблюдение за людьми, которые регулярно занимаются физиче­скими упражнениями, показало, что систематическая мышечная деятель­ность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчи­вость организма.

2.4. Совершенствование обмена веществ под воздействием на­правленной физической тренировки

Обмен веществ и энергии в организме человека характеризуется сложными биохимическими реакциями. Питательные вещества (белки, Жиры и, углеводы), поступающие во внутреннюю среду организма с пищей, расщепляются в органах пищеварения. Продукты расщепления перено­сятся кровью к клеткам и усваиваются ими. Кислород, проникающий из

воздуха через, легкие в кровь принимает участие в процессах окисления, происходящих в клетках.

Продукты распада, образующиеся в результате биохимических реакций обмена веществ (двуокись углерода, вода, мочевина и др.), удаляются из организма через легкие, почки, кожу.

Обмен веществ является источником энергии для всех жизненных процессов и функций организма. При расщеплении сложных органиче­ских веществ содержащаяся в них потенциальная химическая энергия превращается в другие виды энергии (биоэлектрическую, механическую, теп­ловую и др.).

Обмен веществ и энергии осуществляется с помощью двух про­тивоположных процессов: ассимиляции и диссимиляции:

Ассимиляция - это образование в клетках организма свойственных ему веществ из других, которые поступают из внешней среды. При асси­миляции организм не только усваивает органические соединения, но и на­капливает находящуюся в них энергию.

Диссимиляция - это окисление и распад органических соединений в клетках организма, при котором происходит образование и превраще­ние энергии, перенос её к участкам клеток, где она расходуется. Диссими­ляция обусловливает различные виды деятельности органов и систем орга­низма, в том числе и процесс ассимиляции.

Процессы ассимиляции и диссимиляции неотделимы друг от друга и определяют рост, развитие и все другие проявления жизнедеятельности организма.

Интенсивность протекания процесса обмена веществ в организме человека очень велика. Каждую секунду разрушается огромное количество молекул различных веществ и одновременно образуются новые вещества, необходимые организму. За 3 месяца половина всех тканей тела человека обновляется.

В процессе жизнедеятельности, с одной стороны, человек с пищей получает энергию, с другой, тратит ее на работу внутренних органов, под­держание постоянной температуры тела, на умственную и физическую работу.

Энергетический баланс - равенство между количеством энергии, получаемым организмом с пищей, и величиной энергетических затрат ор­ганизма в сутки.

Для сохранения энергетического баланса, поддержания нор­мальной массы тела, обеспечения высокой умственной и физической ра­ботоспособности и профилактики заболеваний необходимо при достаточ­ном и полноценном питании увеличить расход энергии за счет повышения двигательной активности, например, с помощью регулярных занятий физи­ческими упражнениями.

 

2.5. Воздействие физической тренировки на кровь и кровенос­ную систему

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Кровеносная система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1138; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.