КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль физической культуры в обеспечении здоровья
Контрольные вопросы Выводы Физиологическая характеристика двигательной деятельности Мощность работы в предельных режимах и ее максимальная продолжительность взаимосвязаны. Было установлено, что определяющим фактором для выполнения каждой группы упражнений является преобладающий способ ресинтеза АТФ в работающей мышце. Выделены несколько зон относительной мощности которым, были даны наименования: максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощьности. Для зоны максимальной мощности характерен анаэробный характер ресинтеза АТФ. Запрос кислорода более чем в шесть раз превышает предельно возможный уровень МПК у тренированных спортсменов, кислородный долг по отношению к запросу наиболее высокий и составляет. 90-95%. Энергетические траты при выполнении физических упражнений, относящихся к зоне субмаксимальной мощности, ниже, чем в зоне максимальной мощности. Кислородный запрос превышает уровень МПК, что также исключает возможность установления устойчивого состояния. Решающее значение для энергетического обеспечения работы в зоне субмаксимальной мощности имеет ресинтез АТФ. Кислородный долг в этой зоне мощности составляет 90-50% запроса О2. Суммарный расход энергии при выполнении упражнений достаточно большой. Сравнительно высокий кислородный запрос исключает, наличие устойчивого состояния по потреблению кислорода, т.е. он близок или даже несколько превышает МПК. Для зоны большой мощности характерна высокая интенсивность не какого-либо одного способа энергообеспечения, а двух. Кислородный долг при выполнении разных упражнений, отнесенных к этой зоне мощности, колеблется в широких пределах.
Зона умеренной мощности включает большое разнообразие физических упражнений преимущественно большой длительности. Решающее значение для выполнения упражнений этой зоны имеет аэробный ресинтез АТФ. Для упражнений этой зоны мощности характерно наличие устойчивого состояния по потреблению О2. В связи с большой длительностью упражнений суммарный запрос кислорода на его выполнение превышает 500 литров. Кислородный долг при выполнении упражнений зоны умеренной мощности составляет 5-10% от величины кислородного запаса.
Познание самого себя является необходимым условием обеспечения жизнедеятельности специалиста в условиях современных воздействий внешней среды. Формирование физической культуры личности будущего специалиста при этом немыслимо без умения рационально корректировать свое состояние средствами физической культуры и, прежде всего, двигательной деятельностью. Движения играют существенную роль во взаимодействии человека с внешней средой. Выполняя разнообразные и сложные движения, человек может осуществлять трудовую деятельность, общаться с другими людьми, создавать произведения искусства, заниматься спортом и т.д. При этом организм получает более высокую способность к сохранению постоянства внутренней среды при изменяющихся внешних воздействиях: температурных, барометрического давления, влажности воздуха, -силы воздействия солнечной и космической радиации. Под влиянием физической тренировки происходит неспецифическая адаптация организма человека к разнообразным проявлениям факторов внешней среды. Экспериментальные данные подчеркивают стимулирующее влияние оптимально организованной двигательной активности на уровень умственной работоспособности студентов. Таким образом, можно сделать заключение, что двигательная функция - основная функция человеческого организма, которую следует постоянно совершенствовать для повышения работоспособности в любом виде деятельности, в том числе и в умственной.
1. Организм человека как сложная биологическая система. Воздействие на организм внешней природной, производственной и социальной среды. 2. Воздействие физической тренировки на обмен веществ, кровь и кровеносную систему. 3. Механизм мышечного насоса и его использование в процессе учебно-тренировочных занятий. 4. Физическая тренировка и функция дыхания. Рекомендации по дыханию при занятиях физическими упражнениями и спортом. 5. Воздействие двигательной активности на опорно-двигательный аппарат (кости, суставы, мышцы). 6. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Рефлекторные механизмы совершенствования координации движений. 7. Гуморальная и нервная регуляция деятельности организма.
Тема3. Основы здорового образа жизни студента Глава 1. Основные понятия Здоровье - динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни. Понятие "практически здоров" означает, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы не отражаются существенно на самочувствии и работоспособности. Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватно окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности. Трудоспособность - способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками. Образ жизни - нормы индивидуальной и групповой жизнедеятельности, типичные для конкретных социальных и биологических условий. Проявляется как единство социальных, биологических и индивидуально неповторимых особенностей поведения, мышления, общения, быта, общественной и трудовой деятельности. Подвижен и изменчив. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) основан на нравственных и культурных нормах и ценностях образа жизни, характеризующийся укреплением здоровья. Основными его элементами для студентов выступают: мотивация и культура учебного труда, межличностного общения и поведения в коллективе; самоуправление и самоорганизация, сексуальное поведение; организация режимов питания, сна, пребывания на воздухе, индивидуально целесообразного режима двигательной активности; выполнение санитарно-гигиенических требований, закаливающих процедур; преодоление вредных привычек; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.
Уровень жизни - степень удовлетворения основных материальных и духовных потребностей (стипендиального обеспечения, потребления продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями), т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей. Качество жизни - отражает степень удовлетворения содержательных потребностей (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.), которые проявляются в возможностях самоутверждения, самовыражения, саморазвития и самоуважения. Стиль жизни - это определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни. Глава2. Факторы влияющие на здоровье современного человека. Здоровье как важнейшее свойство живого организма, применительно к человеку является мерой духовной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных уложений социальной политики. Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов использования его психофизиологического потенциала. Все стороны человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия: производственно – трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном, оздоровительном и учебном – в конечном счете определяются уровнем здоровья.
Современная экономическая ситуация в нашей стране поставила благополучие человека в прямую жесткую зависимость от его психофизического здоровья. Здоровье в сознании людей, вместо прежней потребительской категории все более приобретает характер категории экономической, которая требует активности мировоззренческой позиции. Можно констатировать новый психологический феномен: в системе рыночных отношений психосоматическое здоровье становится базовым свойством человека-индивида. Формируется социальная доминанта, ориентированная на здоровье как на предпосылке социально-экономического благополучия в условиях жесткой конкуренции. Существуют различные подходы к определению понятия «здоровье», которые можно квалифицировать следующим образом: · здоровье – это отсутствие болезней; · «здоровье» и «норма» - понятия тождественные; · здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант. Общее для этих определений в том, что здоровье понимается как нечто противоположное болезни, отличное от нее, как синоним нормы. В современных разработках отечественных ученых, посвященных проблемам формирования концепции отечественной медицины XXI века, приводится следующее определение понятия здоровья: «Здоровье индивидуума – это состояние оптимума меры адаптации организма как биопсихосоциального существа (системы) к условиям жизни в данный момент». Всемирная организация здравоохранения рассматривает здоровье как составляющие полного физического, психического и социального благополучия. Резервные возможности меняются в течение жизни. Их увеличение или уменьшение связано не только с возрастными особенностями, но и во многом определяются образом жизни. Постоянная тренировка функций, позволяющая наращивать «резервные мощности», создает условия для укрепления здоровья, и, наоборот, ее отсутствие непременно ведет к снижению «резервных мощностей» организма, т. е. к «количественному» снижению здоровья. Здоровье во многом определено генетически, но зависит также и от условий, в которых мы живем и работаем. Существует большое количество факторов, снижающих уровень здоровья: перенесенные болезни, пристрастие к алкоголю и никотину, хроническое влияние неблагоприятных условий жизни и труда, нерациональное питание (как его недостаточность, так и изобилие и высокая калорийность) беспорядочный режим труда и отдыха, сна, частые эмоциональные напряжения, загрязнение воздуха и воды, злоупотребление лекарствами и бытовой химией. В числе этих факторов на одном из первых мест - двигательная недостаточность. Значение каждого из этих факторов для конкретных людей различно. В большой степени оно обусловлено генотипом и сформировавшимся на его базе фенотипом. В настоящее время эпидемиологические, эколого-гигиенические и клинико-социальные исследования позволяют установить следующую иерархию факторов, влияющих на здоровье: · условия и образ жизни людей - 49-53%. · состояние окружающей среды - 17-20%. · генетические факторы – 18-22%. · деятельность учреждений здравоохранения – до 8-10%.
Кратко рассмотрим влияние этих факторов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |