Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Спортивная тренировка




 

Глава 1. Основные понятия

 

Спортивная тренировка - специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение возможно высокого спортивного результата.

Тренированность - биологическая (морфологическая и функциональная) приспособляемость организма человека, происходящая под воздействием тренировочных нагрузок и выражающаяся в увеличении уровня его спортивной подготовки.

Методические принципы спортивной тренировки - основополагающие научно-практические правила и требования к построению, содержанию, методам и организации спортивной тренировки, обеспечивающие её необходимую эффективность и профи­лактику отрицательных воздействий на организм занимающихся.

Спортивная подготовка - многосторонний процесс применения разнообразных средств, методов и условий подготовки спорт­смена к достижению более высоких спортивных результатов, который ха­рактеризуется степенью совершенства необходимых умений и навыков и достигнутым уровнем физической, функциональной, психофизической и психической готовности в избранном виде спорта.

Двигательное умение - врожденное или приобретенное двигательное действие, выполнение которого происходит при ведущей роли внимания и мышления.

Двигательный навык - врожденное или приобретенное двигательное действие, выполняемое автоматически без участия внимания и мышления. Умение переходит в навык при его совершенствовании. Дви­гательный навык обладает устойчивостью двигательного действия в меняющихся условиях его выполнения, а также при наличии различных сбивающих факторов.

Физические качества - физиологические свойства орга­низма, определяющие уровень двигательных способностей человека. Основными физическими качествами являются сила, быстрота движений, ловкость (координация движений), гибкость (амплитуда движений) и вы­носливость.

Физическая подготовка заключается в воспитании (развитии) у занимающихся физических (двигательных) качеств. Различа­ют общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) предполагает овладение жизненно необходимыми умениями и навыками, а также раз­витие основных физических качеств.

Специальная физическая подготовка (СФП) ха­рактеризуется высокой степенью овладения двигательными умениями и навыками, а также наивысшей степенью развития специфических физиче­ских качеств, которые требуются в избранном виде спорта.

Аэробная и анаэробная производитель­ность организма.Аэробная производительность - способность организма осуществлять энергетическое обеспечение двигательной дея­тельности за счет биохимических реакций, протекающих с участием кисло­рода. Анаэробная производительность - энергетическое обеспечение орга­низма без участия кислорода.

Порог анаэробного обмена (ПАНО) - величина час­тоты сердечных сокращений, при которой происходит смена энергетиче­ского обеспечения организма с аэробного на анаэробный.

Зоны интенсивности физических нагрузок - условно характеризуются величинами частоты сердечных сокращений как малая, средняя, большая и предельная интенсивность физической нагрузки.

Глава 2. Сущность спортивной тренировки, ее задачи

 

Наука о спортивной тренировке интенсивно развивается и совер­шенствуется, что подтверждается непрекращающимся ростом спортивных рекордов, опровергающих самые смелые прогнозы.

Рост спортивных результатов обусловлен:

· большими потенциальными возможностями организма человека в проявлении многообразной физической работоспособности;

· совершенствованием теории и методики спортивной тренировки;

· привлечением к разработке теории и методики спортивной тренировки ученых из других областей науки: социологов, философов, пе­дагогов, психологов, медиков, химиков, физиков, математиков и др.;

· применением технических средств обучения, тренажеров с со­временной электронной аппаратурой, включая компьютеры, для получе­ния срочной информации о состоянии организма спортсмена в процессе тренировки;

· непрерывным совершенствованием средств восстановления ор­ганизма занимающихся после тренировочной нагрузки на базе современ­ных достижений спортивной медицины и фармакологии;

· использованием современных материалов для строительства и оборудования спортивных сооружений, а также для изготовления спортив­ного инвентаря.

 

Способность осуществлять мышечные движения является важ­нейшим свойством организма человека. Оно лежит в основе жизненно не­обходимых действий (в том числе трудовой деятельности) и является ко­нечным результатом психических проявлений.

Термин " тренировка " в широком смысле слова означает любой процесс обучения человека какой-либо деятельности с целью ее совер­шенствования путем многократного повторения.

Явление тренированности - результат удивительного свойства живой ткани (органов, функциональных систем и всего организма челове­ка) приходить в состояние повышенной работоспособности при восстанов­лении после утомления от выполненной мышечной работы (период сверх­восстановления).

Состояние тренированности наступает только при условии систе­матического участия занимающихся в спортивной тренировке. Для того чтобы тренированность повышалась, необходимо, чтобы следующая физи­ческая нагрузка попадала на след, оставшийся в организме после предыду­щей тренировки, т.е. чтобы тренировочные занятия проходили не реже, чем через 3-4 дня (кривая Яковлева). Наибольшая эффективность наблю­дается при 3-4 занятиях в неделю. Занятия менее двух раз в неделю не­эффективны.

Задачами спортивной подготовки являются: укрепление здоро­вья и всестороннее физическое развитие занимающихся, воспитание мо­рально-волевых качеств и психической устойчивости, формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, достижение высоких спортивных результатов, приобретение специальных знаний по теории и методике спортивной тренировки, гигиене, самоконтролю и др.

Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки

 

Необходимого уровня состояния тренированности занимающихся студентов можно достичь только при проведении учебно-тренировочных занятий со строгим соблюдением закономерностей и выполнением мето­дических (дидактических) принципов при построении тренировочных за­нятий. Эти принципы определяют общие положения по управлению процессом совершенствования спортивной подготовки.

Методическими принципами, которыми необходимо руководство­ваться на учебно-тренировочных занятиях, являются: принцип сознатель­ности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации, динамичности и постепенности, наглядности.

Принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики физической тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание цели и задач учебно-тренировочных занятий. Преподаватели со своей стороны обязаны обеспечить рациональное применение средств и методов трени­ровки на каждом занятии, вести учет объема и интенсивности выполняе­мых упражнений и физических нагрузок, анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий. Участие студентов в учебно-тренировочных занятиях должно быть не только сознательным, но и активным, «принцип обратной связи».

Принцип систематичности требует непрерывности тренировочно­го процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха на одном занятии, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Необходимо, чтобы эффект каждого по­следующего занятия накладывался на след, оставленный от предыдущего занятия. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (бо­лее 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности.

Принцип доступности и индивидуализации обязывает планиро­вать и включать в каждое тренировочное занятие упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблю­дать определенные правила: от простого к сложному, от легкого к труд­ному, от известного к неизвестному; строго учитывать индивидуальные особенности занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.; упражнения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок следует подбирать в соответствии с силами и возможностями организма. Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что физические упражнения и нагрузки должны быть упрощенными и пре­дельно элементарными. Упрощение снижает развивающее влияние учеб­но-тренировочного процесса на занимающихся.

Принцип динамичности и постепенности определяет необходи­мость постоянного повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировоч­ных нагрузок по объему и интенсивности. Переход к более высоким тре­нировочным нагрузкам должен проходить постепенно, с учетом функцио­нальных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся. Повышение тренировочных нагрузок может быть постепенным (прямоли­нейно-восходящим), скачкообразным, ступенчатым или волнообразным. Использование того или иного вида нагрузок зависит от цели и задач заня­тий на данный период, а также от индивидуальных особенностей зани­мающихся.

Постепенное повышение нагрузки характерно для одного занятия, для недельного и годового цикла и для многолетних тренировок. Игнори­рование принципа постепенности, ускоренная, форсированная подготовка не способствуют достижению запланированных результатов и может быть вредна для здоровья.

Если в тренировочных занятиях был перерыв из-за болезни, то на­чинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюде­нии принципа постепенности. В этом случае сначала тренировочные нагрузки значительно снижаются, а затем постепенно доводятся до заплани­рованного уровня.

Принцип наглядности. Исследования показали, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствования физических ка­честв зависят от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся, причем не только зрительных, но и слуховых, мышечных, тактильных и других. Поэтому на практике для реализации этого принципа используются разнообразные формы нагляд­ности.

Среди них: показ изучаемых упражнений преподавателем или кем-либо из занимающихся, использование схем, плакатов, фото-кинограмм, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых уп­ражнений. Это создает у занимающихся устойчивые зрительные представ­ления о правильном их выполнении. Использование звуковых сигналов или музыки благодаря слуховому анализатору дает представление о длительно­сти, частоте и ритме движений. Мышечные и тактильные ощущения мо­гут дать почувствовать силу движения, его амплитуду, скорость выпол­нения и т.д.

В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающих­ся, от этапа обучения характер и степень эффективности применения принципа наглядности различны.

Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвя­зи, они не могут реализовываться в процессе учебно-тренировочных занятий в отдельности. Это различные стороны единого, целостного процесса по­вышения спортивного мастерства занимающихся.

 

Глава 4. Методы спортивной тренировки

 

Методы спортивной тренировки раскрывают практические вопро­сы, касающиеся способов применения физических упражнений. Например, в зависимости от поставленной задачи такое упражнение, как бег, можно выполнять с помощью различных методов. Например, при работе над техникой беговых шагов применяется бег с высоким подниманием бедра, специальные силовые упражнения, движения рук стоя и др.; для воспи­тания выносливости используется кроссовая подготовка или подвижные игры; для воспитания скоростных способностей могут применяться упраж­нения в беге в форме состязания, спортивные игры.

Для решения задач спортивной тренировки используются методы строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревнователь­ный метод и метод словесного воздействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.