Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механицизм

Правила метода познания.

В целом Декартовский метод познания – дедукция.

Поначалу 22 правила, потом укоротил до четырех:

1) Правило очевидности

2) Разделить на части, анализ

3) Синтез (мысли от простого к сложному)

4) Контроль безошибочности

Научные открытия Декарта

- аналитическая геометрия: Декартова система координат

- в оптике

- предвосхитил открытие рефлекторной дуги.

Метод сомнения
(Декартовское сомнение)

Cogito ezgo sum – «Мыслю, следовательно существую»

«То, что зарождает наши мысли – это Бог»

Бог – это то, чего мы не знаем, но от чего зависим

 

 

Первый автор-утопист Томас Мор (1478-1535 гг.)

Утопия – то, что хорошо, но реально быть не может

Антиутопии:

Герберт Уэллс «Машина времени»

Бредбери «481 по форингейту»

Дж. Оруэл «1984»

 

Мир, как часы.

Джон Локк (1632-1704 гг.)

2 вида опыта:

1. внешний – наблюдаем мир

2. внутренний – наблюдаем себя, наблюдающими мир

Сенсуализм – всякое познание есть опыт

Разум – чистая доска

«Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в чувстве» - лозунг сенсуализма

Субъективный идеализм – идеи существуют, но это абстракции нашего ума

Локк разделяет качество объектов на первичные и вторичные

Первичные – одинаковые для всех людей, пространственные характеристики

Вторичные – вкус, цвет, запах и т.д.

Объект нами не воспринимается непосредственно.

 

Спиноза и Лейбниц
(1632-1677 гг.) (1646-1716 гг.)

Спиноза:

Мир – целая система, единая субстанция, сама из себя рожденная, неразделимая (материя)

Бог – это и есть природа

Методы познания:

Эмпирический – опыт

Рациональный – разум

Интуитивный – чувства

Лейбниц:

Мир состоит из бесконечного количества манад.

Манад – духовная единица бытия

У манад нет окон; они друг друга не видят, но обладают неким восприятием

Простые манады – камни, предметы

Сложные манады (агрегаты) – человек

Высшая манада – Бог (воспринимает все)

 

Томас Гоббс
(1588-1689 гг.)

Механицист; развивает философию Бэкона

Переносит механицизм на общество; для него общество – это сочетание частей

Индивиды (части) осознают необходимость объединения

Люди отчуждают свои естественные права и отдают их государству; а государство – это чудовище («Левиафан»)

Отрывки из «Левиафана» вошли в конституцию США.

Главная функция государства – регулировать отношения людей.

Немецкая классическая философия
(2ая половина XVIIIв. – 1 четверть XIXв.)

Главное достижение: уяснение факта существования основного вопроса философии - Что первично: материя или сознание?

Немецкие классики не писали популярных сочинений

Формируются новые науки: химия, отрасли физики (немеханические), естествознание, открытия в биологии.

 

Имануил Кант
(1724-1804 гг.)

По нему проверили время

Не был женат

Задачи, которые он поставил:

1) Примирить притязания науки на обладание полным знанием о мире с заявлением философии о том, что опыт не является основанием такого знания (наука вся построена на опыте)

2) Примирить заявления религии о нравственной свободе человека с заявлениями науки о том, что природа подчиняется всецело закону необходимости.

Допущение Канта: сознание человека активно.

Предметом философии должно быть исследование познавательной деятельности разума и установление этих границ познавательной деятельности.

2 периода:

- критическая

- докритическая

Кантовский переворот в сознании:

Гносеология, затем онтология и этика.

Познание – деятельность, которая протекает по своим собственным законам.

Постановка вопроса по Канту:

Каковы должны быть способности субъекта, чтобы объект согласовывался с нашими знаниями о нем?

(нужно подогнатьь объект под наше восприятие)

Разум обладает:

1) доопытными формами созерцания (пространство и время)

2) оприорные фрмы рассудка (категории рассудка):

- количество (единство; множество; модальность)

- качество (реальность; отрицание; ограничение)

- отношение (причина; действие; взаимодействие)

- модальность (возможность; невозможность; существование; несуществование; необходимость; случайность)

Концепция этики Канта.

Моральные правила не формируются на основании жизненного опыта, они содержатся в сознании людей в виде неизменной данности.

Основа нравственности не в поведении людей, а в чистом разуме.

Добрая воля человека отличает его от животных.

«Поступай так, чтобысила твоей воли могла в то же время иметь силу обыкновенного законодательства»

 

Агнестицизм – утверждение о принципиальной невозможности познания.

«Мы не можем ничего сказать ни в подтверждение, ни в отрицание Бога»

Он не атеист, а христианин.

 

Георг Витльгельм Фридрих Гегель
(1770-1831 гг.)

Бытие:

«Все действительное разумно; все разумное действительно» => логика = онтология (в центре бытия логика)

Философия Гегеля – абсолютный идеализм

       
   
 

 


(И – идея; М – материя)

 

Схема развития:

1) утверждение – тезис

2) отрицание – антитезис

3) отрицание отрицания – синтезис

Основной труд – «Феноменология Духа»

История – это этапы саморазвития и самопознания абсолютного духа.

Сначала абсолют утверждает себя в момент собственного познания, затем отрицает себя.

Современные европейцы видят историю по Гегелевски – взаимовзятые этапы.

Гегель впервые сделал цельное осмысление истории

Гегель много писал о религии, но ничего не сказал об исламе.

Истина выражается иррационально -> а по Гегелю рационально логически.

Умолчал про человеческие чувства и эмоции.

Нехороший поступок: абсолютизировал государственную власть (монархическую)

Европейский рационализм –

- утверждение о том, что мир можно познать рационально, до конца.

Сначала в центре стояла философия Гегеля, потом наука.

Достоевский в «Преступлении и наказании» показывает, что убийство можно оправдать рационально, но только в пределах этого рацио, которое в человеке не живет. Человек не живет посредством рацио, человек существует посредством сердца.

 

Основные черты Европейского рационализма:

- человек становится частью единого природного механизма (человек – винтик)

- природа понимается как бездумный механизм

- преувеличение роли науки = сциентизм (человек становится беспомощным и бездумным)

 

 

Карл Маркс
(1818-1883 гг.)

Видит историю по Гегелевски

Общественно-исторические формации:

  1. Первобытная община
  2. Рабовладельческий
  3. Феодалистический
  4. Капиталистический
  5. Коммунистический (по Марксу)

Социалистический (по Ленину)

Отчуждение (религ.) – перенос нереализованных потребностей человека в сферу воображаемого, т.е. божественного

Ф. Фейербах

3 аспекта отчуждения:

1) от продуктов его труда производителя

2) от собственной активности

3) от родовой сущности

Первый онтологический лозунг:

«Не сознание определяет бытие, а Бытие определяет сознание».

- первична материя

«Сущность человека в его продуктивной активности»

Исторический материализм означает, что сознание человека – результат эволюции от низших форм развития к высшим.

- философия

- религия

- эстет. идеи

- нравств. идеи

 

Маркс предлагает свергнуть эксплуататоров.

Главная ошибка: предлагает свергнуть капитализм и совершить коммунистическую революцию.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новое время | Иррационализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.