Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросные методы исследования Анкета и интервью

Виды ТПС и его классификация.

 

Из всего многообразия возможных форм и видов туризма реализуемых в природной среде наибольшее распространение в настоящее время получили следующие виды:

1. Пешеходный туризм. (ПТ) Данный вид туризма предполагает пешее прохождение группой маршрута по пересеченной местности на высотах до 5000м.с преодолением локальных (река, перевал, вершина, каньен) и протяженных (растительный покров, болота, осыпи и морены, пески, снежные и ледовые участки). Для организации ПТ есть условия на территории всей России, во всех природных и климатических зонах.

Пешеходный туризм наиболее массовый вид ТПС. Он доступен любому здоровому человеку независимо от возраста и физического состояния. Этому способствует относительная легкость подготовки и проведения походов, организации дневного цикла путешествия. В то же время по одной и той же территории можно спланировать разные по сложности маршруты. ПТ считается эталонным при расчете нагрузки. Его коэффициент нагрузки (КН) -1.

2. Водный туризм (ВТ). Это, прежде всего, сплавы по реками различной сложности на каркасных, каркасно-надувных и надувных, чаще всего разборных судах группами или индивидуально с преодолением локальных препятствий: порогов, шевер, валов, водопадов, перекатов. Основными средствами сплава являются каяк (каякинг), байдарка, катамаран, рафт (рафтинг), плоты (деревянные или рамно-надувные). В несложных походах могут быть использованы рыбацкие надувные (резиновые или из ПВХ-ткани) лодки. В некоторых случаях плоты спасательно-надувные (ПСН). Так же к водному туризму можно отнести передвижение на перечисленных выше судах по озерам, водохранилищам, морям. (КН-0,85). К туристам-водникам предъявляется ряд требований, обусловленных спецификой вида. К ним относится умение плавать, владеть приемами страховки и самостраховки, техникой управления судном, знать правила оказания помощи при утоплении.

3. Горный туризм. (ГТ) Состоит из путешествий, совершенных на высотах свыше 2000 метров над уровнем моря в условиях горной, обезлесенной местности по маршруту определенной сложности, содержащие сложные участки горного рельефа: склоны, гребни, ледники, перевалы, вершины. Для горной местности свойственна высокая потенциальная опасность, вызванная камнепадами, крутыми склонами, селями, паводками, снежными лавинами, частой сменой погоды; пониженное атмосферное давление, высокий уровень солнечной радиации, ветер, осадки, туман.

Для горных походов характерны: первичная высотная акклиматизация (адаптация организма к высоте); дневной цикл обусловлен ранним подъемом и движением по маршруту преимущественно в утренние часы, когда низка солнечная активность и минимален уровень воды в реках, меньше вероятность камнепадов и схода лавин. Стремление к минимизации веса рюкзака и выбор линейно-радиальной и радиально-кольцевой схемы маршрутов. Большой объем физической нагрузки на организм и вероятность резкого обострения заболеваний не диагностируемых ранее. Знание технических приемов и тактических схем, в том числе правил техник скалолазания и ледолазания.

Основными препятствиями, идущими в зачет спортивной составляющей путешествия являются перевалы, вершины, траверсы хребтов определенной категорий трудности (к.т.). Заниматься ГТ при современном развитии материально-технической базы может практически любой здоровый человек независимо от возраста. Наиболее благоприятным периодом для пребывания в горах является лето и начало осени. С средины июня по конец августа включительно. Зачастую ГТ путают с альпинизмом, который является самостоятельным видом спорта, в котором главным является подъем на вершину. (КН-1,2)

4. Лыжный туризм (ЛТ). Передвижение в данном виде туризма осуществляется на лыжах в заснеженных районах начиная от равнинных материковых и арктических островных тундровых и заканчивая высокогорными с высотами перевалов выше 2500м. Для лыжного туризма свойственны суровые климатические условия в целом и низкие температуры, переменчивая погода, глубокий снег и высокая физическая нагрузка в частности.

Постоянное пребывание в условиях снежного покрова и низких температур требует повышенного внимания к подбору группы с учетом индивидуальных психологических особенностей, использования высококалорийных продуктов, применения легких и теплых личных вещей и использование видового снаряжения: лыж с металлической окантовкой, походных печек, специализированных палаток, многоместных спальных мешков. При прохождении маршрута в горных районах необходимо иметь лавинное снаряжение.

Основными параметрами лыжного туризма являются протяженность и продолжительность маршрута, перепад высот и преодоление локальных препятствий характерных для того или иного географического района. Традиционный период прохождения лыжных маршрутов – февраль – начало апреля. (КН-1,1)

5. Спелеотуризм. (СТ) Это путешествия по естественным карстовым горизонтальным и вертикальным подземным полостям (пещерам) с преодолением локальных препятствий (колодцев, узостей, сифонов, завалов,) Особенностью СТ является отсутствие в пещерах естественного освещения, высокой относительной влажности совмещенной с низкими плюсовыми температурами.

Спелепутешествие имеет две составляющие: подход к пещере, который может осуществляться как водным путем, на лыжах или пешком, так и на транспортных средствах: машинах и вертолетах. При прохождении глубоких пещер разбиваются несколько лагерей: базовый – у пещеры, и лагерь и ПБЛ (подземный базовый лагерь) в пещере. При прохождении глубоких пещер спелеотуристы имеют самый большой объем и вес снаряжения в расчете на одного человека.

6. Велосипедный или велотуризм (ВлТ). Вид путешествий в котором средством передвижения является специально оборудованный велосипед. Путешествия осуществляются группами около 10 человек по дорогам общего пользования и вне их специально спланированным и проложенным для конкретного путешествия маршрутам, которые могут включать экскурсионные объекты, локальные и протяженные препятствия. Последние являются основными для определения сложности маршрута и заключаются в типе дороги и ее покрытия, пересеченности местности и ее высотой над уровнем моря. В некоторой степени можно утверждать, что ВлТ является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

7. Конный туризм (КнТ) — заключается в прохождении верхом на лошади или упряжным способом (на повозке) определенных маршрутов, содержащих локальные для данного вида препятствия: определенное дорожное покрытие, растительные и болотистые участки, осыпи, морены, курумы, перевалы. Особенностью КнТ являются необходимость ухаживать за лошадью, и в возможности транспортировать снаряжение на дополнительных вьючных лошадях

8. Автомобильный и мото туризм. (АМТ) Путешествия совершаются как на серийных транспортных средствах в штатной комплектации, так и на специально подготовленных автомобилях и мотоциклах оборудованных лебедками, цепями противоскольжения, рациями, GPS-навигаторами и другими спецсредствами. Для АМТ характерны: маршруты значительной протяжённости в различных природно-климатических зонах, невысокая зависимость от погодных условий, возможность обеспечения высокой автономности группы, меньшие по сравнению с другими видами туризма физические затраты. Маршруты прокладываются с учетом протяженных препятствий, основой которых является покрытие дорожного полотна. Естественными препятствия выступают песчаные заснеженные, болотистые, каменистые, горные дороги, а так же переправы в виде бродов. В АМТ можно совмещать посещение культурно-исторических и природных объектов.

9. Парусный туризм. (ПснТ) Основой данного вида туризма является походы на разборно-парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, прибрежной зоне морей и океанов. Сложность путешествий зависит от удаленности от берега линии движения судна, ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров, характер волнения), температуры воды и воздуха, наличия приливов и течений.

10. Комбинированный туризм подразумевает прохождение в рамках одного путешествия маршрутов различных видов туризма. Авто-вода-спелео, пеше-водный, при этом каждая из частей может выступать самостоятельным укороченным маршрутом.

Все вышеперечисленные виды являются культивируемыми видами спортивного туризма. Для них разработана нормативная база, включающая, в том числе требования к параметрам маршрутов, к участникам походов, мерам безопасности, условиям присвоения разрядов и званий.

Кроме того, в природной среде реализуются иные виды туризма:
экологический туризм – путешествия с познавательными целями (в основном с наблюдением за процессами происходящими в природе) ориентированные на обязательное соблюдение природоохранных норм. В России в виду исторических причин данный вид, не имеет широкого распространения, В то же время в различных СМИ и сети Интернет часто можно встретить упоминание про экологические путешествия и туры. Следует заметить, что для большинства путешествий в природной среде свойственны те виды деятельности и природоохранные меры, которые рассматриваются при организации «экологического» туризма.

Сам по себе термин «экологический туризм» ввел в обращение мексиканский экономист-эколог Гектор Цебаллос-Ласкурейн (Ceballos-Lascureain) в 1983г. Он понимал экотуризм, как «сочетание путешествия с экологически чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите».

Так же понятие «экологический туризм» используется в России применительно к посещению особо-охраняемых природных территорий. (ООПТ), чаще всего заповедников.

Достаточно популярен в России «промысловый туризм». Его составляющими являются путешествия, организуемые с целью охоты, рыбалки, сбора грибов, ягод и иных дикоросов. Данный вид деятельности имеет ограничения в определенные сезоны года и на определенных территориях.

В последнее время некоторые авторы к туризму в природной среде приписывают скалолазание, горные лыжи, парапланеризм, дайвинг, и иные виды активного отдыха. Следует учитывать, что это самостоятельные виды спортивной и экстремальной активности со своей спецификой деятельности, а зачастую и нормативной базой. При их осуществлении требуются иные компетенции, складывается свой, определенный распорядок дня, зачастую отсутствует нитка маршрута, ночевки часто осуществляются в комфортных условиях жилых помещений. Особняком находится Альпинизм. Несмотря на общность условий проведения путешествий это самостоятельный вид спорта, со своей богатой историей и имеющий ярко выраженную направленность на достижение конкретной спортивной цели – покорение горной вершины.

По характеру организации путешествия делятся на коммерческие и самодеятельные.

Целью проведения коммерческих (плановых) (данное понятие использовалось в турсфере до 90-х годов 20 века)) путешествий является получение прибыли для проводящей организации. Коммерческие путешествия совершаются по заранее разработанному и подготовленному туроператором маршруту. Все услуги на маршруте предоставляются специализированными организациями или представителями туроператора.

В самодеятельном путешествии все работы, начиная с проектирования маршрута и заканчивая постановкой лагеря и приготовлением пищи, ложатся на членов группы. Оплата транспорта, питания, снаряжения происходит на паритетных началах всеми участниками путешествия.

По социально-возрастному признаку в настоящее время для путешествий в природной среды выделяют туризм детско-юношеский, взрослый, семейный и для лиц ограниченными возможностями. Данная типология предполагает, что каждый из перечисленных видов имеет свои особенности организации путешествий, но, учитывая, что, ни одна из выше перечисленных социальных групп кроме детско-юношеского туризма не обладает своей нормативной и материально-технической базой, а так же системой государственного субсидирования при практической деятельности есть необходимость выделения лишь двух групп: детско-юношеской и вне возрастной.

С точки зрения понятия «активности» весь ТПС относится к активным формам путешествий, что в отличие от пассивных подразумевает использование мышечной работы по прохождению нитки маршрута и выполнения на ней определенных видов работ.

Большинство видов путешествий в природной среде подвержены сезонности. Для лета характерны водные, горные, пешеходные, вело и конные походы. Лыжные маршруты чаще всего проводятся в конце зимы – начале весны, спелео возможно организовывать в любое время года, кроме месяца таяния снегов и сезона дождей.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие виды туризма включает ТПС?

2. Дайте характеристику одного из видов спортивного туризма.

3. В чем различия между коммерческим (плановым) и самодеятельным туризмом?

4. Какие виды ТПС имеют свою нормативную базу?

5. В чем выражаются сезонность и активность для различных видов ТПС?

 

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывают последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно на половину, что резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов.

Применение анкетирования. В педагогическом исследовании анкеты целесообразно использовать, когда необходимо: получить какие-либо фактические данные. Например, сведения о составе класса (пол, возраст, средние оценки учащихся и пр.); выяснить отношение наблюдаемого к какой-либо проблеме или явлению; получить единственно возможные и очень конкретные ответы (наблюдаемый может дать лишь выборочный ответ “да” или “нет”; оценить какие-либо явления или назвать их в порядке предпочтения. Можно использовать и такую анкету, где отвечающий должен подчеркнуть, что он больше или меньше предпочитает, назвать наилучшее или наихудшее из какого-либо вида явлений или оценить какое-либо явление путем балльной системы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сущность и особенности ТПС или походного туризма | Организация проведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.