Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни




ЛЕКЦИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ (2 часа)

 

Физическое развитие наряду с заболеваемостью и смертностью является одним из важнейших показателей здоровья населения. Существует две стороны определения это понятия. В спортивной медицине ФР представляется как совокупность морфологических и функциональных свойств организма, определяющих запас его физических сил, выносливость и дееспособность. Однако к детскому организму это определение не совсем подходит, поскольку ФР детей и подростков является показателем роста и формирования организма. Т.е. с одной стороны оно обозначает процесс роста и развития организма, а с другой – степень этого развития в каждый отрезок времени.

Таким образом, ФР ребенка – это совокупность различных показателей (длина, масса, форма, сила, физиометрические показатели), характеризующих его рост и развитие, обусловлено комплексом наследственных и социальных факторов. Чаще всего для характеристики ФР используют показатели длины, массы тела, окружности грудной клетки.

Ценность показателей ФР можно объяснить следующими моментами:

1) нарушение какого-либо параметра ФР (чаще масса или длина тела) зачастую является первым сигналом, указывающим на неблагополучие в детском организме, что требует более детального обследования ребенка, т.к. многие хронические заболевания у детей не имеют определенной симптоматики;

2) нарушения ФР могут свидетельствовать о недостаточном питании, уходе, неправильном обращении с ребенком;

3) нарушения ФР могут обуславливать конституциональную особенность, врожденную патологию;

4) любые отклонения от нормы антропометрических показателей при рождении могут стать причиной снижения иммунологической резистентности, повышая вероятность заболеваний на 1-ом году жизни.

И наконец ФР тонко отражает здоровье поколения, благополучие окружающей среды и позволяет прогнозировать долголетие и жизнестойкость как отдельного региона, так и популяции в целом.

При оценке физического развитая ребёнка необходимо знать его рост, массу тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (т.е. биологический возраст), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Это необходимо учитывать при определении благоприятного возраста для поступления ребенка в школу, профессиональной ориентации, спортивной ориентации и т.д.

На рост и развитие ребёнка оказывают своё влияние как эндогенные факторы - здоровье родителей, так и факторы внешней среды - питание, заболевания, уход, воспитание и т.д. С тех пор как в практику медицинского обследования детей были введены антропометрические измерения, стали замечать, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более ранние сроки. Это явление получило название акселерации. Акселерация проявляется уже в большей массе плаценты и в большей длине и массе тела новорожденных. Так за 30-40 лет средняя длина новорожденных увеличилась на 1 см., а масса тела на 200-300 граммов. Масса тела грудных детей удваивается на 1-2 месяца раньше, окружность груди быстрее "обгоняет" окружность головы.

Для объяснения причин акселерации выдвинуто несколько теорий, Некоторые авторы отводят существенную роль питанию, так как произошла качественная и количественная перемена в питании (повысилось потребление белков и жиров на душу населения). Другие считают, что акселерация связана с влиянием витаминов группы В, особенно вит. В6, Третьи говорят о влиянии урбанизации на ускорение физического развития. Снижение заболеваемости в раннем детстве также влияет на процесс акселерации. Энергия обмена веществ, которая при частых заболеваниях потребляется только для поддержания главных функций организма, при пониженной заболеваемости - может идти на функции созидания. Высказывается мысль о стимулирующем влиянии на рост и развитие детей электромагнитных колебаний, возникающих при работе радио и телепередаточных станций. Некоторые учёные связывают явления акселерации с уровнем космических излучений.

Однако ни одна из этих теорий не объясняет полностью, почему процесс акселерации наблюдается в разных климатических зонах, во всех национальных и социальных группах населения. По-видимому, существует какая-то общая причина, определяющая это явление. По мнению многих исследователей её надо искать в генетике. Показано участие генетических факторов - постоянного смешивания населения (гетеролокальные браки) и ускорение развития потомства в связи с гетерозисом. Вероятно, правы те исследователи, которые считают, что в течение времени в силу различных причин изменялся и сам генотип, сначала отдельных людей, а затем и человеческих популяций в целом. Социальные же условия жизни в каждой стране определяют темпы акселерации. Многие ученые считают, что причиной акселерации является комплекс социальных, биологических и природных условий и факторов, характерных для эпохи социально-экономических преобразований, обусловленных научно-техническим прогрессом. Одним из наименее изученных вопросов акселерации является её влияние на характер патологии. Ряд изменений в развитии заболеваний в последние десятилетия связывают с акселерацией. Для раскрытия и понимания общебиологического процесса акселерации необходимо дальнейшее изучение стандартов физического развития детей.

Акселераты – дети с ускорением возрастного развития путем сдвига морфогенеза на более ранние сроки онтогенеза. Сущность этих изменений состоит в боле раннем достижении определенных этапов физического, биологического развития, завершении созревания организма. Признаки акселерации могут отмечаться во всех возрастных группах.

Ретардаты - дети с задержкой развития, они пропорционально сложены и выглядят младше своих лет. Для них характерны замедленные темпы роста, относительно пониженные величины физиологических и других показателей, более позднее начало полового созревания.

В зависимости от антропометрических показателей и уровня биологической зрелости различают гармоничный и дисгармоничный типы акселерации и ретардации. К гармоничному типу акселерации относят детей, у которых антропометрические показатели и биологическая зрелость выше средних значений для конкретной возрастно-половой группы; к дисгармоничному – детей у которых по сравнению с нормальным типом развития данной возрастной группы отмечается усиленный рост тела в длину без одновременного ускорения полового развития или раннее половое развития без усиленного роста в длину. Гармоничный тип ретардации характеризуется отставанием ФР и половых признаков, дисгармоничный – уменьшением роста при нормальном половом развитии или замедленным половым развитием без уменьшения роста в длину.

Степень физического развития зависит как от генетических особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий. Небольшие отклонения в состоянии здоровья матери во время беременности, самая разнообразная патология беременности и родов может оказать в дальнейшем неблагоприятное воздействие на физическое развитие ребёнка.

Процессы роста и развития составляют основную особенность детского возраста. Чем моложе детский организм, тем интенсивнее идут процессы роста и развития, т.е максимальный размах они приобретают во внутриутробном периоде. Если бы внеутробно ребенок продолжал расти с такой же скоростью как во внутриутробном периоде, то к 10 годам жизни рост человека достигал бы 6 м. После рождения процесс роста и развития у детей идёт неравномерно. Различают эндогенные и экзогенные причины (факторы), влияющие на массу тела, рост и другие показатели уже после рождения.

Эндогенные причины находятся в зависимости от того влияния, которое оказывают на увеличение роста и массы тела эндокринные железы. В самом раннем периоде это влияние исходит из вилочковой железы, с конца первого года жизни - из щитовидной железы и с 3-4 лет - из гипофиза. Уровень гормонов, участвующих в процессе роста и чувствительность тканей к их действию - определяется генотипом. Гормонами, способствующими росту, являются: соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. СТГ стимулирует хондрогенез, а тиреоидные гормоны больше влияют на остеогенез. Реализации многих эффектов гормона роста способствует комплекс инсулиноподобных ростовых факторов 1,2 и 3. Роль СТГ сравнительно мало сказывается на росте ребенка до 2-3 лет и особенно важна с 3 до 11 лет.

Экзогенные факторы - это те условия, в которые ребёнок попадает после рождения. Это прежде всего питание (пластический и энергетический материал). Количественно и качественно недостаточное питание в первую очередь тормозит нарастание массы тела, а затем роста. Определенную роль приписывают ультрафиолетовым лучам, в связи с чем нарастание массы тела и роста имеет сезонные колебания. Отводится также некоторая роль климатическим и географическим условиям. На рост ребёнка влияют движения, которые увеличивают рост костей, усиливают обмен веществ. Отсюда значение воспитательной педагогической работы и особенно в области физического воспитания и организации образа жизни ребенка (достаточное пребывание на свежем воздухе, нормальный сон, активный двигательный режим).

Физическое развитие служит показателем функциональной зрелости организма и является одним из важных критериев для характеристики санитарного состояния всего населения, в том числе и детского. Поэтому показатели физического развития приобретают большое социально- гигиеническое значение.

Для изучения ФР детей применяется антропометрический метод (измерение размеров и массы тела); соматоскопия (осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика); динамометрия; велоэргометрия, и др.

В течение длительного времени для оценки ФР использовался метод индексов. Индексы представляют собой соотношения отдельных антропометрических показателей, выраженные в математических формулах. Разные индексы включают разное число признаков.

Например: индекс Чулицкой 3 окружности плеча+ окружность бедра+окружность голени- длина тела.

В норме у детей до года=25, 1-3 года=20; 6-7 лет=15-10

(Снижение индекса указывает на недостаточность питания).

Индекс Тура (массо-ростовой коэффициент) масса (г)÷длина (см); Норма 60 и более.

(Применяют для оценки новорожденных).

Авторы индексов ошибочно полагали, что размеры тела изменяются пропорционально по отношению друг к другу. Современной наукой установлено, что антропометрические показатели изменяются непропорционально. В связи с этим индексы стали непригодными для оценки ФР.

В настоящее время антропометрические данные чаще всего оценивают по 2-м способам: параметрическим или сигмальным и непараметрическим - центильным. Параметрическая шкала включает в себя среднюю арифметическую (“норму”) и отклонения от нее, измеряемые величиной сигмы (среднего квадратического отклонения). Центильные таблицы показывают количественные границы признака у определенной доли или процента (центиля) детей данного возраста и пола. Их составляют следующим образом. Измерительные признаки (масса, рост, окружность головы, грудной клетки и т.д.) ФР большой группы здоровых детей в возрасте от 0 до 17 лет жизни и в зависимости от пола располагают от минимальных до максимальных значений. Затем каждый ряд этих показателей делят на 100 равных частей и определяют границы каждой из выделенных групп показателей. Таким образом, получают центиль – это сотая часть вариационной шкалы, центильный интервал – разница между двумя соседними центилями.

При оценке ФР детей используют 6 центилей: 3,10,25,75,90,97. за средние, т.е. условно нормальные величины принимают значения, свойственные 50% здоровых детей, которые укладываются в интервале между 25 и 75 центилями.

РОСТ. Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. Рост и развитие детей считаются одним из лучших критериев состояния здоровья населения. Рост - отражение системного процесса развития. Ребенок, у которого замедлен рост скелета, одновременно в относительно большей или меньшей степени, замедляет рост и дифференцировку головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов (А.В. Мазурин, И.М. Воронцов 1999 г.). На протяжении всей жизни ребёнка процесс роста протекает неравномерно, то усиливаясь, то замедляясь. Наибольшая энергия роста приходится на первую четверть года.

По росту различают значения средние (25-75 центиль), вышесреднего (75-90), нижесреднего (10-25), высокое (90-97), низкое (3-10), очень высокое (выше 97), очень низкое (ниже 3). У доношенных рождённых рост колеблется от 46 до 60 см. В среднем -48-52 см, но адаптивными показателями роста считают - 50-52 см. Это означает, что адаптация во внутриутробном периоде произошла не только на организменном уровне, но и на уровне органном и ферментативном.

Возраст, мес. Прибавка роста за месяц, см. Прибавка роста за истекший период, см. Месячная прибавка массы тела, гр. Прибавка массы тела за истекший период, гр.
         
         
  2,5 8,5    
  2,5      
         
         
         
         
  1,5 20,5    
  1,5      
  1,5 23,5    
  1,5      

За первый год ребёнок прибавляет в росте в среднем 25 см., так что к году его рост составляет в среднем 75-76 см. При правильном развитии ребёнка месячная прибавка роста может колебаться в пределах ± 1см., однако к 6 месяцам и к году эти колебания роста не должны превышать 1 см. Рост отражает особенности пластических процессов, протекающих в организме человека. Отсюда важность качественного питания особенно содержания в нём достаточного количества сбалансированного полноценного белкового компонента и витаминов группы В, а также А, Д, Е. Безусловно, “золотым стандартом” оптимального питания для детей до 1-го года является женское молоко. Дефицит некоторых пищевых компонентов избирательно нарушает процессы роста у детей. К ним относятся витамин А, цинк, йод. Отставание в росте могут вызывать различные хронические заболевания.

Измерения роста ребенку на первом году жизни производят на горизонтальном ростомере. Измерения производят 2 человека. Измеряющий находится с правой стороны ребёнка. Помощник удерживает голову ребёнка в горизонтальном положении, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной плоскости, перпендикулярной доске ростомера. Верхушечная часть головы должна прикасаться к вертикальной неподвижной планке. Руки ребёнка вытянуты вдоль тела. Измеряющий лёгким надавливанием на колени ребёнка левой рукой удерживает его ноги в выпрямленном положении, а правой рукой подвигает подвижную планку ростомера плотно к подошвенной стороне стоп, согнутых под прямым углом.

За второй год жизни ребенок вырастет на 12-13 см, за третий - 7-8 см.

МАССА ТЕЛА. В отличие от роста масса тела является довольно лабильным показателем, который сравнительно быстро реагирует и изменяется под влиянием самых различных причин. Особенно интенсивно прибавка в массе тела происходит в первую четверть года. Масса тела доношенных новорожденных колеблется от 2600 до 4000 г и в среднем равна 3-3,5 кг. Однако, адаптивная масса тела составляет 3250-3650 граммов. В норме у большинства детей к 3-5 дню жизни отмечается “физиологическая” убыль в массе до 5 %. Это объясняется большей потерей воды при недостаточном количестве молока. Восстановление физиологической потери массы тела происходит максимум к 2 неделям. Динамика массы тела характеризуется большей прибавкой в первые 6 месяцев жизни и меньшей к концу первого года. Масса тела ребёнка к 4,5 месяцам удваивается, к году утраивается, несмотря на то, что этот показатель может изменяться и зависит от питания, перенесенных заболеваний и т.д. Энергия нарастания массы тела с каждым месяцем жизни постепенно ослабевает.

В среднем к одному году масса тела ребенка равна 10-10,5 кг. Нарастание массы тела у грудных детей не всегда отличается такой закономерностью. Это зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и целого ряда внешних факторов. Дети с первоначальной малой массой тела дают относительно большие ежемесячные прибавки массы и она удваивается и утраивается раньше, чем у детей более крупных. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании сразу после рождения, удваивают свою массу тела приблизительно на месяц позднее детей, находящихся на естественном вскармливании. Масса тела лабильный показатель, особенно у ребёнка раннего возраста, и может меняться под влиянием различных условий иногда в течение дня. Поэтому масса тела является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем. Отклонение массы тела от нормы до 10% не считается патологией, однако, детский врач должен анализировать эту потерю.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ. При оценке ФР ребёнка необходимо знать правильное соотношение между массой тела и ростом. По этому соотношению выделяют гармоничное, дисгармоничное, с нормальной массой тела, дефицитом или избытком массы тела развитие. Выделение в группу детей с отклонениями в ФР (дисгармоничным, особенно резко дисгармоничным) обусловлено тем, что у них часто имеет место нарушение деятельности ССС, эндокринной, нервной и др.

Кроме роста и массы тела для оценки физического развития имеют значение правильные пропорции тела. Известно, что окружность груди у доношенных меньше окружности головы при рождении. Окружность головы у доношенных детей колеблется в достаточно широких пределах - от 33,5 до 37,5 см., в среднем равна 35 см. При анализе этих цифровых показателей следует учитывать рост и массу тела ребенка, а также соотношение окружности головы с окружностью грудной клетки. При сравнении следует учитывать, что при рождении голова не должна превышать окружность грудной клетки больше, чем на 2 см. В дальнейшем необходимо ориентироваться на темп прироста окружности головы. В первые 3- 5 месяцев ежемесячная прибавка равна 1,0-1,5 см, а затем 0,5 -0,7 см. К году окружность головы увеличивается на 10-12 см и достигает 46-47-48 см (в среднем 47 см.).

У ребенка, родившегося с адаптивными показателями роста и массы тела, окружность головы составляет около 36 см. За первые 3 месяца жизни окружность головы должна “вырасти” на 4 см (т.е. в 3 месяца - 40 см.). За последующие 3 месяца окружность головы увеличивается еще на 3 см и становится к 6 месяцам равной 43 см, а к году 46-48 см. Размеры большого родничка при рождении не должны превышать 2,5х3см, 3х3см.

Окружность головы измеряют при положении сантиметровой ленты сзади на уровне затылочного бугра, а спереди - над бровями.

Для характеристики физического развития ребёнка большое значение имеет правильная оценка особенностей его грудной клетки, так как жизнедеятельность внутренних органов во многом зависит от формы и размеров последней. Нарастание окружности грудной клетки наиболее интенсивно происходит на первом году жизни, особенно в первые 6 месяцев.

У новорожденного окружность грудной клетки составляет 33-35 см. Ежемесячная прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5-2 см. в месяц. К году окружность грудной клетки увеличивается на 15-20 см., после чего энергия нарастания падает и окружность грудной клетки в среднем увеличивается к дошкольному возрасту на 3 см., а в дошкольном - на 1-2 см в год.

Для индивидуальной оценки физического развития ребёнка важно знать периоды перекреста окружности головы и грудной клетки. У здоровых детей этот перекрест происходит приблизительно в 3-4 месяца, a у детей, у которых в 5-7 мес. не наступил перекрест, нужно брать на учет и анализировать у них динамику развития грудной клетки и головы. Более ранний перекрест может свидетельствовать о развивающейся микроцефалии, поэтому необходимо следить за сроками закрытия большого родничка. Большой родничок должен зарастать к концу первого года у 80% детей, у остальных детей - к 1,5 годам. Передне-задний размер грудной клетки у большинства доношенных новорожденных меньше поперечного диаметра или равен ему. Уже в течение первого года жизни поперечный диаметр начинает превалировать над передне- задним и форма грудной клетки уплощается.

Поскольку на физическое развитие влияют многие факторы, действующие в течение длительного времени в разных экономико-географических районах страны, то физическое развитие может быть различным, поэтому возникает необходимость разрабатывать местные стандарты, т.е. условные нормы, полученные на основании обследования больших однородных групп детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.