Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Смешанные общественные блага

Можно рассматривать общественные и частные блага как два поляр­ных случая, между которыми существуют различные промежуточные ста­дии. Для того, чтобы описывать пространство этих промежуточных со­стояний, существует понятие смешанного общественного блага.

Прежде всего, ряду общественных благ присуща «привязка к месту»: потребление их невозможно вне ограниченной зоны или вне особой кате­гории лиц. В этих случаях вмешательство государства не всегда необходи­мо. Частные инициативы типа «клубов», для которых установлено право входа, часто в состоянии в достаточной мере снижать издержки на исклю­чение, что позволяет сделать экономически возможным предоставление локального общественного блага.

Индивиды могут более или менее остро конкурировать между собой за потребление общественного блага. Рассмотрим товар или услугу, по­ставленные в количестве g(S) населению числом п. В среднем на каждого приходится количество gm, которое можно записать: gm = g(S)/(n'- a).


Величина а — мера «общественности» поставляемого общественного блага, а (1 — а) - мера его «делимости». Если а = 1, то это благо — чисто общественное: количество, на которое может рассчитывать каждый, равно общему количеству блага и не зависит от количества потребителей. Если а = 0, то это чистое частное благо: в среднем на каждого приходится 1/п-я количества, предназначенного для всего сообщества в целом. Между этими двумя крайними значениями возможны любые промежуточные случаи -более или менее общественные блага (при этом потребители более или ме­нее остро конкурируют за право их потреблять).


Рис. 15. Функции издержек для общественных благ при перенасыщении

Степень а «общественности» блага, т.е. большая или меньшая сте­пень конкуренции между потребителями, может изменяться в зависимости от числа последних. В этом случае говорят о явлениях перенасыщения или переполненности. Это, безусловно, важнейший фактор, снижающий уро­вень «чистоты» общественных благ. После пересечения определенного по­рога предельные издержки на предоставление блага уже не нулевые. На рис. 15 график функции совокупных издержек горизонтален до наступле­ния порога перенасыщения Е. Дальше функция совокупных издержек на­чинает возрастать.


где Xi - количество частного блага х, потребляемого индивидом i;

qj - количество смешанного общественного блага (товара или услу­ги), потребляемого индивидом i; Н — капиталовложения в качество услуг; O(Q,H) - функция переполненности, где



Оптимальная политика состоит в том, чтобы определять объемы qi потребления каждым индивидом смешанного общественного блага (на­пример, количество километров, которое проезжает по дороге каждый ав­томобилист, пользующийся ею) и капиталовложений в качество услуг (Н), позволяющих максимизировать функцию индивидуалистского обществен­ного благосостояния при общем ограничении со стороны ресурсов:


держки на компенсацию дополнительной переполненности при помощи капиталовложений в качество услуг. В оптимуме переполненность (отри­цательный внешний эффект) должна быть целиком интернизирована.

В соответствии с этой же логикой можно исследовать проблему об­щественно оптимальных дорожных сборов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Чистые общественные блага | Социально значимые блага
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.