Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные концепции религии в современной науке




Два типа религиозных организаций

Переходная экономика и экономика с развивающимися рын­ками(emerging markets) — экономическая система, включающая эле­менты различных типов (причем некоторые из них существуют как ос­таточные, или маргинальные, явления, а другие, напротив, находятся в стадии становления), между которыми существует внутреннее противо­речие или даже конфликт, а сама система пребывает в неустойчивом равновесии и характеризуется высокой динамичностью. Примеры: пе­реходная экономика в России и странах бывшего СССР, а также странах Восточной и Центральной Европы, осуществляющих переход к рынку. Примерами экономических систем с развивающимися рынками являют­ся страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Боливия, Перу) и Юго-Восточной Азии.

 

Церковь Секта
Широкое объединение верующих Узкое объединение верующих
Принадлежит определенной религиозной традиции Заявляет о религиозном новаторстве
Верующие, как правило, четко делятся на духовенство и мирян Лидерство харизматично
Ориентирована на сотрудничество с обществом и государством (за исключением режимов богоборческого характера и явно попирающих нравственность) Ориентирована на конфронтацию с обществом и государством
Крайняя мера наказания – отлучение от церкви (анафема в христианстве). Принудительно никого не держат. Классические секты – так же, как у церкви Тоталитарные секты – принудительное удержание в секте (путем физического насилия, психологического кодирования и т.д.)

В демократическом обществе спокойно существуют церкви и классические секты (иногда они со временем перерастают в респектабельные церкви), с тоталитарными сектами борются, выявляют и запрещают.

 

1. Теологические (богословские) концепции – познание религии изнутри, на основе собственного религиозного опыта, т.е. теолог обязательно должен быть верующим.

Теологические концепции, как правило, конфессиональные (православная теология, католическая, мусульманская и т.д.).

Крупнейшие теологи – на Западе Фома Аквинский (средние века), в Византии – православные отцы церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и т.д. (отрывки из их трудов собраны в «Добротолюбии»)., в России – Вл. Соловьев (ХIХ век).

2. Социологические – главная идея: общество порождает религию. Крупнейшие представители – К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм.

К. Маркс – религия – форма идеологии, насаждается правящим классом, чтобы держать в порабощении угнетенные классы («религия – опиум для народа»). Концепция Маркса стала официальной доктриной большевиков в СССР. Свирепые гонения на религию.

М. Вебер – религия – самая универсальная форма обретения смысла жизни. Разделил религии на две группы:

-целерациональные – толкают к разумной цели (особенно – кальвинистский протестантизм)

-ценностнорациональные – зовут к разумным ценностям (особенно – православие и буддизм).

Э. Дюркгейм – религия как сакрализация коллектива, обожествляются связи в обществе.

3. Биопсихологические концепции – корни религии внутри психики человека (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм).

З. Фрейд – религия есть отражение сексуальных комплексов человека («эдипов комплекс»), Все религии вырастают из тотемизма. В любой религии есть образ оскорбленного отца. Религия – коллективный невроз, спасающий от невроза индивидуального. Человека нужно лечить от религии.

К.Г. Юнг – религия как спасение от невроза. Религия обобщает опыт бессознательных архетипов (всплывают во сне, в трансе, в гипнотическом состоянии, клинической смерти и т.д.).

Э. Фромм – невроз – разновидность религии. Выделил две группы религий:

- Авторитарные – ведут к неврозу, в них человек повинуется внешней силе, главный грех – неповиновение Богу (христианство, ислам).

- Гуманистические – спасают от невроза, дают право на собственные свободу и счастье (язычество). С таким делением, естественно, мало кто согласился.

4. Этнологические – близки к биопсихологическим, но материал черпают в основном из изучения примитивных обществ (негры, папуасы) – Б. Малиновский, Леви-Стросс.

В последнее время делаются попытки синтезировать все ценное из всех четырех подходов – это пытается сделать самый крупный религиовед нашего времени М. Элиаде – больше на позициях теологического подхода (он – православный ученый).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.