Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2-3. Ендокринна регуляція функцій в онтогенезі. 2 страница

Чрезвычайно важно начало любого журналистского материала. В западной журналистике первая фраза заметки, статьи, видеосюжета называется лид – от слова “лидер” (первый, ведущий). Действительно, прочитав, услышав “лид”, читатель, слушатель, зритель принимает решение читать ли (слушать, смотреть) ему дальше.

Первая фраза рождается обычно в творческих мучениях. “Лид” можно назвать удачным, если в нем ясно излагается основная информация – причем так, чтобы это не было похоже на другие сообщения той же тематики. “Лид” должен оказывать максимальное воздействие при минимуме слов. Здесь не должно быть места второстепенным деталям, общим или абстрактным фразам, расплывчатости, путанице в хронологии событий.

И еще одно замечание о языке. Из школьного учебника синтаксиса вы знаете о прямой и косвенной речи. Все это имеет отношение и к печатной периодике. Однако для журналистов, работающих на радио и телевидении, удобнее говорить об авторском тексте и речи героев и персонажей, потому что, в сущности, и то, и другое – прямая речь, записанная на магнитную или видеопленку. (На ТВ речь героев еще называют синхронами – профессиональный термин еще с тех пор, когда выступления участников съемки записывались с помощью синхронной кинокамеры.)

Разница между речью героев и авторской речью, прежде всего в стилистике. Никогда не старайтесь “причесать”, “олитературить” слова человека, приглашенного к микрофону или камере. Его речь должна быть предельно индивидуализирована, в ней допустимы синтаксические погрешности, специфические словечки и даже профессиональный жаргон (причем, понятный всем – либо его нужно объяснять).

Журналистский текст, как правило, отличается хорошим литературным языком, образной речью; здесь неуместны канцеляризмы, сленг, ненормативная лексика. Впрочем, в каждом отдельном случае, в каждом конкретном материале язык выполняет свои особые функции, полностью зависит от темы и идеи произведения, а также от индивидуальности автора.

Коль скоро мы перешли к слову, звучащему по радио или с телеэкрана, обратимся к нашей универсальной схеме. Все сказанное до сих пор имеет прямое отношение и к газетчикам, и к радистам, и к телевизионщикам. Заговорив о звуке, мы адресуем наши слова только к теле- и радиожурналистам. Изображение – привилегия ТВ. Стало быть, если вспомнить о делении журналистики на роды (см. схему), о печати речь идет только в левом столбце, радио есть литературная основа плюс звук, а телевидение, будучи синтетическим искусством и средством массовой информации, вбирает в себя все средства выразительности, указанные одновременно в трех столбцах схемы.

Скажем, звук, как вы видите на схеме, может состоять из слов, музыки и шумов – четвертого не дано. Тишина, т.е. отсутствие всяких звуков, может служить ярчайшим средством выразительности. (И как часто, к сожалению, в наших материалах на радио и телевидении не хватает именно этого – точно выверенной паузы, дающей возможность осмыслить предлагаемый материал!)

Музыка, как и шумы, – важное средство выразительности. Правильное использование музыкального и шумового сопровождения создает ощущение достоверности происходящего, эмоционально воздействует на слушателей. Музыка может украсить любой материал, но она не должна служить элементом украшательства. Использование той или иной мелодии в каждом случае должно быть осмысленным и оправданным. Здесь все играет роль: и громкость, и характер музыки, ее аранжировка, использование и звучание струнных, духовых и прочих инструментов, их солирование или оркестровое исполнение. Вот почему существует особая профессия – музыкальный редактор. Но при этом журналист должен знать характер музыкального оформления, уметь подсказать, растолковать цели и задачи звукового содержания его сценария.

У телевизионного изображения (см. схему) также три составляющих.

Свет – главное средство создания изображения. Восприятие глазом более и менее освещенных фрагментов предмета и создает в нашем воображении словно бы копию этого предмета. Но речь на ТВ идет не просто о достаточной освещенности картины, когда ее можно разглядеть в деталях, но о художественном освещении, “рисующем” портрет человека, образ предмета, определенной площадки студийного павильона. Профессиональный осветитель, повозившись со своими приборами, может обеспечить наиболее выигрышный показ на экране любого из нас: одному подчеркнуть (высветить) глаза, другому “затенить” несколько выдающиеся скулы; включив “юпитер” позади героини (этот свет называется контражуром), акцентировать внимание зрителя на ее прекрасных волосах... и многое-многое другое.

Цвет позволяет делать телевизионный кадр монохромным (од­ноцветным, точнее – черно-белым), полихромным (использующим полный спектр всех цветов) и тонированным (окрашенным в один тон какого-либо цвета). Эстетическая природа цвета прекрасно освоена кинематографистами. Еще у С. Эйзенштейна в черно-белой картине “Иван Грозный” вдруг появляются буйные, слепящие краски: в цвете, например, снята сцена “Пир опричников”. В художественном фильме режиссера С. Ростоцкого “А зори здесь тихие” сцены войны (основное содержание ленты) монохромны, а воспоминания героинь о прекрасной довоенной поре лубочно ярки, как цветной сон, как добрая детская сказка. Нашумевший в свое время фильм французского режиссера Клода Лелуша “Мужчина и женщина” идет в цвете – воспоминания героини о былой любви, которая всегда с ней, даны тонированными кадрами, словно эти воспоминания подернуты дымкой, укрыты пеленой времени.

Телевидению – вначале черно-белому, а теперь повсеместно цветному – еще предстоит эстетическое осмысление и освоение природы цвета.

Наиболее важным компонентом телевизионного языка является пластика изображения.

Пластика (греч. plastice – вязание) – в данном случае объемные (на двухмерном, плоском экране) движущиеся формы; движение как средство раскрытия характеров героев. Статичный кадр тоже может быть пластичным. Застывшее изображение на картине живописца, на фотографии есть типичная пластика.

Говоря о языке экрана, следует, кроме того, указать на понятие кадра. На кино- и телеэкране, как и в любом изобразительном искусстве – живописи, фотографии, изображается лишь часть пространства, которая заключена в реальную или воображаемую раму. С той разницей, что традиционные искусства (живопись, а впоследствии фотография) могут использовать рамки любого размера и любой конфигурации. “Поле зрения” кино- и телекамеры ограничено рамкой с соотношением сторон 4:3. (Есть широкоэкранное кино, появились широкоэкранные телевизоры, где это соотношение другое, но и в этом случае оно строго фиксировано.)

Таким образом, изображение части пространства, заключенного в раму экрана, видимое в каждый данный момент, называется кадром. Обратите внимание, в этом определении появился еще один признак – длительность пребывания на экране, поскольку в кино и на телевидении происходит постоянная смена кадров со скоростью соответственно 24 и 25 кадров в секунду.

Но это техническое определение кадра. Скажем, кинопроекционный аппарат за секунду успевает показать 24 “кадрика” – 24 картинки на целлулоидной ленте. На телеэкране “рисующий” луч катодной трубки – кинескопа – показывает 25 таких “кадриков”-картинок. Но из этих “кад­риков” складывается некое осмысленное изображение, которое в зависимости от авторского замысла находится на экране несколько секунд, а иногда и минут, прежде чем его сменит другое изображение, другой кадр. Например, на экране – говорящий человек. Это один кадр. Потом другой кадр: рядом с говорящим – слушающий. Третий кадр – на экране только слушающий. И т.д.

“Строит” кадр, обеспечивает пластику экрана представитель специфической творческой профессии – оператор, человек, владеющий экранным языком. Вот почему, когда речь идет о телевизионном изображении, большую роль играет операторское мастерство.

В арсенале операторского искусства план (масштаб изображения), ракурс (точка съемки, положение камеры относительно объекта съемки) и движение камеры.

Наиболее употребительно деление планов на три вида: общий, средний и крупный. На занятиях творческой мастерской по тележурналистике вам предложат более дробное деление: дальний план (человек и окружающая обстановка), общий план (человек во весь рост), средний план (человек до колен), поясной план (человек до пояса), крупный план (голова человека) и микроплан (деталь, например, глаза человека).

Ракурс съемки позволяет взглянуть на человека, предмет, событие с верхней или нижней точки, сбоку или “в лоб”. Ракурс имеет прямое отношение к внутрикадровому монтажу (фронтальному, диагональному и т.д. – но о монтаже чуть ниже).

В процессе съемки камера может быть статичной (закрепленной на штативе), в этом случае при помощи специального оптического устройства (трансфокатор) можно укрупнить объект съемки (наезд), уменьшить его (отъезд), а также посмотреть на происходящее слева направо или справа налево, сверху вниз или снизу вверх (панорамирование, осуществляемое при помощи соответствующего скольжения объектива камеры, которую поворачивают вокруг горизонтальной или вертикальной оси).

Есть еще один вид съемки с использованием движения камеры – про­езд. Если при панорамировании камера воспроизводит взгляд человека, смотрящего из стороны в сторону или оглядывающего кого-то, как говорят, с ног до головы (с головы до ног), то при съемке проездом камера уподобляется человеку, сидящему у окна автомобиля, поезда, другого движущегося средства. Как видим, все приемы операторского языка, изобразительной пластики вполне осмысленны.

Есть в экранном языке и другие приемы, о которых тележурналисту следует знать: наплыв, затемнение, двойная экспозиция, расфокусировка и др. Воспринимаются эти оптические ухищрения как своеобразная пунктуация, знаки препинания операторского языка.

Внутрикадровый монтаж – построение, композиция кадра – диктуется как задачами съемки, так и вкусом, индивидуальной манерой оператора. Внутрикадровый монтаж также несет значительную смысловую нагрузку. Скажем, двух операторов отправляют на съемку одного и того же митинга. Один, используя съемку с нижней точки, отдаст предпочтение крупным планам. И зритель увидит вырастающие в небо, чуть искаженные изображения людей; каждый отдельный человек будет занимать много места на экране, в итоге у зрителя создастся впечатление многолюдности, агрессивности митинга. Другой оператор, снимая все с верхней точки, отдаст предпочтение дальним и общим планам. Его зрителям митинг покажется спокойным, малолюдным, а, стало быть, малозначащим. Вот и судите, что значат внутрикадровый монтаж, ракурс съемки и проч.

Процесс “механического” соединения различных фрагментов снятого материала – склейка кусков кинопленки и, по аналогии, электронная склейка частей видеомагнитной ленты – называется техническим монтажом.

Таким образом, умелое, грамотное, талантливое использование всего своеобразия изобразительно-выразительных средств работает не только на максимально полное, адекватное раскрытие содержания, темы и идеи произведения, но и создает тот неуловимый аромат, особый рисунок, гармоническое соединение элементов, музыку слов в печатном тексте, гармонию слов, музыки, шумов и тишины на радио, слов, музыки, шумов и тишины, света и тени, цвета, пластики, неожиданных монтажных переходов на телевидении, без которых невозможно создание оригинального, запоминающегося произведения. Ваша задача – изучить это богатство, освоить его, постоянно искать новые краски, новые штрихи, новые возможности для глубокого и содержательного, точного и подробного, интересного и увлекательного рассказа о бесконечном разнообразии жизни.

 

Сибирь – аграрный край, главное занятие – хлебопашество (рожь, ячмень, овес, гречиха, с середины 18в. пшеница). Использовали соху, борону, серп, косу-горбушку, цепы (молотили зерно). С конца 17в. появляются мельницы. Сам-4, сам-5 считался хорошим урожаем. Сначала Сибирь не обеспечивала себя всеми необходимыми продуктами. К концу 17в. Сибирь в основном стала себя обеспечивать (это казалось обжитых территорий).

Огородничество. В начале 19в. появляется картошка (сначала как огородная культура, а потом уже как полевая), в 19в. появляются огурцы, в конце века – помидоры.

Садоводство. Сады появляются в 18в. при монастырях и в городах. В 19в. появляются крестьянские сады. Выращивали яблоки, вишню. Были бахчи (арбузы, дыни).

Промыслы. Лесные (рубка дров, выжиг угля, добыча смолы, дегтя) и речные (лов рыбы).

 

Сибиряк 18-19в. уже не отличался от жителя европейской части России. В 18в. в с/х Сибири происходит переворот. К этому времени вошли в оборот степные территории от Урала до Алтая, там был более благоприятный климат, что обусловило массовую миграцию населения на юг. К началу 19в. 3/4 населения жило на юге. Стала наблюдаться географическая специализация (что способствовало складыванию внутреннего сибирского рынка). На юге выращивали хлеб, где были не особо плодородные почвы, занимались скотоводством (выращивали как можно больше коров и лошадей, т.к. скот быстро изнашивался в тяжелых природно-климатических условиях, случались частые эпидемии). В таежной полосе сохранялось комплексное хозяйство (охота, рыбалка, лесные промыслы). Пахали сохой, как и прежде, господствовало двуполье. Но наблюдается технический прогресс, появляются плуги, косы, переход к трехпольному полеводству – шаг к интенсивному ведению хозяйства. Но в общем с/х Сибири развивалось экстенсивно.

В 18-19в. уже наблюдается избыток продуктов с/х, но из-за плохих и неудобных транспортных коммуникаций Сибирь почти не поставляла продукты в европейскую часть страны. Сибирь поставляла только сало, кожу, мед и воск (в 18-19в. возникло культурное пчеловодство). В Сибири было много хлеба, поэтому он был дешевым, его стали использовать в винокурении.

 

18. Промышленность Сибири в 17 – ½ 19в.

Промышленность Сибири была в 17в. перенесена из европейской части России. Это была ремесленная промышленность (форма промышленного ручного производства, где все операции от начала и до конца осуществляет один человек). Сложные ремесленные изделия привозили из России (предметы роскоши, оружие). Только в середине 17в. ремесло стало удовлетворять потребности сибирского населения.

В 18в. в Сибири нашли серебро (Забайкалье – Нерчинск, Алтай). Первым на алтайское серебро напал один из Демидовых. По пришествию к власти правительства Елизаветы, демидовские заводы были изъяты, стали коронной собственность (т.е. собственностью семьи Романовых). Управлял этой собственностью Кабинет, поэтому промышленность Алтая и Забайкалья стали называть кабинетской.

Добывали также медь, цинк, свинец. В 18в. было уже несколько десятков кабинетских заводов, все они были мануфактурами (форма промышленного ручного производства, основанная на пооперационном разделении труда). На кабинетских предприятиях основную массу рабочих составляли крепостные мастеровые, лишь небольшой объем вспомогательных работ осуществлялся приписными крестьянами.

Помимо добывающей алтайской и забайкальской промышленности существовала обрабатывающая (в 17в. была основана на с/х сырье, Н: хлеб). Обрабатывающая промышленность в 18 – 1/3 19в. оставалась ремесленной. Существовало 3 основных специализации:

· Металлообработка (кузнечное дело)

· Деревообработка

· Обработка с/х продукции

В 30е гг. 19в. в обрабатывающей промышленности происходит мануфактурный переворот. Мануфактуры стали производить более 50% всей продукции.

Толчок к развитию – золото. В 1928г. в Сибири обнаружили золото. По преданию впервые золотой песок в Сибири нашел бродяга Егор Лесной в томской губернии, а именно в Мариинской тайге. Он рассказал об этом Попову, который по легенде убил его. Началась золотая лихорадка. Появляются первые миллионеры (Попов, Астахов – первые миллионеры Томска). Томское золото оказалось бедным, вскоре его нашли на Енисее. Благодаря сибирскому золоту в ½ 19в. Россия была на 1 месте по добыче золота в мире, в середине 19в. – на 3 месте. В основном золотые прииски принадлежали дворянам и сибирским купцам, работниками были ссыльнопоселенцы.

В целом промышленное развитие Сибири отставало от российского на 100-150 лет.

 

19. Торговля и коммуникации

Внутренняя: Еще в 17в. Сибирь стала частью формирующегося единого всероссийского рынка (система экономических торговых связей, объединяющих страну в одно целое). В 18 – ½ 19вв. стал складываться свой внутренний, региональный рынок (юг поставлял мясо, кожу, хлеб, а севре – строительный и дровяной лес). Западная Сибирь снабжала Восточную хлебом, кожами, металлическими изделиями (торговый обмен был односторонним). Развитие внутренней торговли тормозило отсутствие системы коммуникаций.

Внешняя:

· С метрополией (европейской Россией) через Верхотурье (Урал) и Ирбитскую слободу. В Сибирь везли сложные промышленные товары (оружие), в Россию вывозили пушнину, серебро, золото

· Средняя Азия. Из Средней Азии в Сибирь везли крупный и мелкий рогатый скот, лошадей-скакунов для элиты, ковры, пряности, фрукты. В Среднюю Азию из Сибири транзитом везли простые металлические изделия (мотыги, ножи)

· Китай (после Нерчинского договора 1649г.). Китай продавал текстиль (шелк, вельвет, бархат, ситец, нанка – плотный ситец). В 19в. российская текстильная промышленность перебила китайскую. Большой популярностью пользовался китайский чай.

Транспорт: В 17в. основным транспортом были реки (летом на судах, зимой на санях). Неудобство сибирских рек – текут в меридиональном направлении, поэтому перебирались по притокам (для этого нужно было попасть из одной речной системы в другую, для чего перетаскивали волоком). В 18в. стала формироваться система московско-иркутского тракта (Москва-Казань-Екатеринбург-Тобоьск-Отмск-Томск-Енисейск-Иркутск, вспомогательные линии шли на Якутск, Охотск и Амур). Перевозки по транзиту осуществлялись 2 способами:

  • Как повинность сибирских крестьян
  • Ямщицкие (извозопромышленность). Существовали артели ямщиков, а также отдельные олигархи извозопромышленности (Н: Кухтерин)

Продолжал работать водный транспорт. В 30е гг. 19в. на Иртыше появился первый пароход. До 1861г. пароходы – явление единичное.

 

 

20. Социальные отношения в Сибири 17 – ½ 19в.

 

21. Ссылка и каторга в Сибири, ее развитие и значение

Первая партия ссыльных прибыла в Пелымский острог через год после его основания (1593) из Углича по делу об убиении царевича Дмитрия. Затем сюда же приехали братья Романовы, сосланные Годуновым. Первые сибирские остроги пополнялись людьми, сосланными «за опалу»: изменниками, шпионами, самозванцами, польскими и шведскими военнопленными, раскольниками, сподвижниками Степана Разина и московскими стрельцами. Наряду с государственными преступниками в Сибирь отправляли уголовников (татей, разбойников). Служилых людей и бояр ссылали в службу, людей низших сословий – на пашню или в посад.

В 18в. появился новый вид наказания – ссылка на каторгу (на принудительные работы). Впервые стала применяться при ПетреI. По указу 1765г. помещики могли сами ссылать крестьян за серьезные проступки. Ссыльнокаторжные широко использовались на казенных Нерчинских мануфактурах, кабинетских заводах и рудниках.

 

22. Управление Сибирью из центра и местное

Первоначально управление Сибирью входило в компетенцию Посольского приказа, который занимался внешней политикой России. Затем с 1599г. Сибирь как восточная территория находилась в ведении Казанского приказа. В 1637г. выделился Сибирский приказ. В его компетенцию входили вопросы, связанные с военными силами края, администрацией, внешнеполитическими связями с соседями, сбор ясака и торговых пошлин, денежные и хлебные сборы, переселенцы. Во главе стоял судья, назначаемый из представителей московской знати. Делопроизводством занимались дьяки и подьячии.

Сибирь делилась на уезды, центрами которых были города. К концу 17в. было 19 уездов. По мере расширения территории уезды стали группироваться в более крупные единицы – разряды. В 1629г. их было 2: Тобольский и Томский. Затем выделился еще Ленский и Енисейский. Во главе уездов и разрядов стояли присылаемые из Москвы воеводы. Разрядные воеводы назначались из числа титулованной московской знати, уездные – служилого московского дворянства. Воеводская канцелярия – «съезжая изба» (дьяк, 2-3 подьячих, переводчик – толмач, сторож). Помощниками в военных делах были представители командного состава гарнизонов (старшины, атаманы). Остроги и слободы управлялись приказчиками, назначаемыми воеводами из числа служилых людей. Ясачными слободами управляли представители местной знати (князцы, зайсаны, тойоны, шуленги). Во внутреннее управление ясачных волостей русская администрация не вмешивалась, оно строилось на основе обычного права.

В 1708г. в соответствии с общероссийской губернской реформой весь край был объединен в одну губернию с центром в Тобольске. Сибирским губернатором был назначен Матвей Петрович Гагарин. Сибирская губернская канцелярия. Вторая волна петровских реформ разделила Сибирскую губернию на 3 провинции: Тобольскую, Енисейскую и Иркутскую во главе с вице-губернаторами. Губернаторы, вице-губернаторы, воеводы назначались правительством из числа чиновников и служилых людей европейской части страны. В отличии от 17в. вводилась строгая соподчиненность. Уездные воеводы уже не могли сами сноситься с центром. Все отчеты и челобитные поступали к вице-губернатору, а затем – к сибирскому губернатору и правительству.

Города Сибири получили самоуправление в виде магистратов. В главных сибирских городах, Тобольске и Иркутске, магистраты состояли из президента, 2 бургомистров, 4 ратманов. Посадские миры ежегодно выбирали 1-2 мирских старост для решения вопросов, связанных с торгово-ремесленной деятельностью городов, их благоустройством.

Реформы Екатерины II еще более приблизили управление Сибирью к общероссийскому управлению. Сибирские дела распределились по коллегиям, а с1802г. – по министерствам. Вводился принцип разделения властей на судебную, исполнительную и финансовую. Исполнительную власть осуществлял губернатор и губернская канцелярия, финансовую казенная палата во главе с вице-губернатором, судебную – Палата уголовных и Палата гражданских дел. В Сибири почти не было помещичьего землевладения, поэтому не было создано дворянских собраний, за счет которых комплектовалось губернское и уездное управление в других губерниях. В Сибири штаты чиновников заполнялись армейскими чинами, выслужившимися разночинцами и др. Жалованная грамота городам коснулась и сибирских городов.

 

23. Реформы Сперанского

В 19в. в правительстве шла борьба 2 подходов в управлении Сибирью: либо унификация управления на общеимперских принципах, либо предоставлении Сибири административной автономии. Сторонником 2 подхода был М.М. Сперанский. В 1819г. он был назначен генерал-губернатором Сибири. Всеобщая ревизия Сибири выявила страшные злоупотребления местной администрации.

Сибирь была передана в ведение отдельного Сибирского комитета (1822-1838) и разделена на 2 генерал-губернаторства: Восточное и Западное. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство со столицей в Тобольске вошли Тобольская, Томская губернии и Омская область, в Восточно-Сибирское со столицей в Иркутске – Иркутская и енисейская губернии, Якутская область, Охотское и Камчатское приморские и Троицко-Савское пограничное управление. Генерал-губернаторы имели широкие полномочия и вооруженные силы в своем распоряжении. Гражданские губернаторы сосредотачивали в своих руках экономическую, судебную и финансовую власть. Чтобы ограничить произвол, Сперанский создал при них совещательные советы из представителей от каждого министерства, но это мало изменило положение дел.

Сперанский существенно упростил городское управление. Думы и магистраты упразднялись. Вместо них в крупных городах вводились хозяйственные управления, состоявшие из городской головы и 4 гласных, городской суд и городские старосты. В средних городах вводилось управление хозяйственными и судебными делами, где заседали городской судья, 2 ратмана и городские старосты, в маленьких городах оставались только городские старосты.

1822г. – «Устав об управлении инородцев». «Устав» закреплял за народами Сибири в пользование их родовые земли, регулировал порядок и размеры ясака, порядок торговли с русскими, декларировал веротерпимость. Разделил инородцев на 3 разряда: бродячих, кочевых и оседлых. Оседлых, занимающихся земледелием, приравняли к русским крестьянам, а кочевые (скотоводы) и бродячие (охотники и рыболовы) продолжали платить ясак. В разряд оседлых перевели тобольских и томских татар. Ясак был меньше крестьянских платежей, поэтому аборигены стремились сохранить свой статус кочевых и бродячих инородцев даже тогда, когда занимались земледелием. Бродячие инородцы (северные и северо-восточные народы региона) управлялись своими родоплеменными верхушками. Кочевые инородцы (скотоводческие народы юга Сибири) получили более сложное правление. Они делились на стойбища и улусы. В каждом улусе выбирали старосту и его помощников. Улусные головы составляли Инородную управу, которая ведала раскладкой и сбором ясака, решала мелкие судебные дела, проводила в жизнь решения администрации.

1822г. – «Устав о ссыльных». Цель – улучшить положение ссылаемых в Сибирь. Каторжный тракт был разделен на 61 этап (на каждом этапе ставились тюрьмы для ночлега и отдыха ссыльных). Срок каторги был ограничен 20 годами, после чего ссыльный переводился на поселение.

 

 

Використання державою у своїй фінансовій політиці залучення коштів на кредитній основі призводить до формування державного боргу і необхідності чіткої системи управління ним.

Державний борг — загальна сума боргових зобов'язань держави з повернення отриманих та непогашених кредитів (позик) станом на звітну дату, що виникають внаслідок державного запозичення.

Гарантований державою борг - загальна сума боргових зобов'язань суб'єктів господарювання - резидентів України щодо отриманих та непогашених на звітну дату кредитів (позик), виконання яких забезпечено державними гарантіями.

Розрізняють:

Поточний борг — це сума заборгованості, що підлягає погашенню в поточному році разом з належними до сплати в цей період процентами з усіх випущених на даний момент позик. Капітальний борг — це загальна сума заборгованості і процентів, що мають бути виплачені за позиками. Управління державним боргом полягає у забезпеченні платоспроможності держави, тобто можливості погашення боргів. Це відноситься як до поточного, так і до капітального боргу. Щодо поточного боргу, необхідно забезпечити реальні джерела його погашення. Відповідно для капітального боргу важливо встановити такі терміни його погашення, що будуть співвідноситися з наявністю належних для цього джерел. Платоспроможність за внутрішніми позиками забезпечується, як правило, за рахунок внутрішніх джерел. Платоспроможність за зовнішнім боргом залежить насамперед від валютних надходжень.

Внутрішній борг http://www.minfin.gov.ua/file/link/296220/file/borg.pdf — це заборгованість кредиторам всередині даної держави; зовнішній борг — кредиторам за межами даної країни.

До складу державного внутрішнього боргу України належать позики уряду України й позики, здійснені при безумовній гарантії уряду для забезпечення фінансування загальнодержавних програм. Державний внутрішній борг України складається із заборгованості минулих років та заборгованості, що виникла за борговими зобов'язаннями уряду України. До боргових зобов'язань уряду належать випущені ним цінні папери, інші зобов'язання у грошовій формі, гарантовані урядом України, а також одержані ним кредити.

Зовнішній державний борг України складається з: позик на фінансування державного бюджету та погашення зовнішнього державного боргу; позик на підтримку національної валюти; позик на фінансування інвестиційних та інституціональних проектів; державних гарантій, що надаються Кабінетом Міністрів України для кредитування проектів, фінансування яких передбачено Державним бюджетом України; інших гарантій.

Характер розрахунків платежів за позиками залежить від інструменту запозичення (облігації державної позики, кредитні угоди), так і від кредитора (Європейський банк реконструкції та розвитку, Міжнародний банк реконструкції та розвитку та ін.), кожен з яких має власну методику розрахунку платежів за позикою.

Внаслідок державних та муніципальних запозичень складаються боргові відносини, які визначаються поняттям державний борг та борг місцевого самоврядування. Формами запозичення муніципального органу є: випуск облігацій внутрішніх позик; укладання угод про отримання позик, кредитів, кредитних ліній у фінансових установах. Державні запозичення здійснюються шляхом: випуску цінних паперів; укладанням кредитних угод; наданням гарантій третіх осіб.

Формування державного боргу має як об’єктивні так і суб’єктивні аспекти. До перших можуть належати такі: несприятливий інвестиційний клімат; трансформаційний спад виробництва; звуження на цій основі податкової бази; наявність від’ємного сальдо торговельного балансу; переважання застарілої технологічної бази зі значним ступенем морального і фізичного зносу основного капіталу; уповільнені темпи виробничого відтворення. Суб’єктивні ж пов’язані із ситуативними прорахунками в тактиці впровадження реформ та фактичною відсутністю стратегії розвитку фінансового ринку, зі спробами пожежного вирішення поточних проблем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2-3. Ендокринна регуляція функцій в онтогенезі. 1 страница | Тема 2-3. Ендокринна регуляція функцій в онтогенезі. 3 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.