Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмбриогенез нервной системы

  1. доказательство клеточного строения мозга. Работы К.Гольджи, Рамон Кахала
  2. прогрессивное развитие нервной системы – от диффузной до трубчатой: роль рецепторов (афферентации), цефализации и двигательной активности.
  3. эмбриогенез нервной системы человека. Нейрональная индукция, образование нейроэпителиальных полипатентных стволовых клеток и образование из них нервной пластинки, нервного желобка, нервных ваоиков и нервной трубки.
  4. дифференциация нйроэпителиальных клеток на нейробласты и глиобласты. Ф-ции глиальных клеток.
  5. миграция, агрегация, направленный рост отростков, фасцикуляция и запрограммированная гибель нейронов (апоктоз). Роль поверхностных лигандов.
  6. 6 этапов формирований нервной системы.

 

Первые микроскопы:

1590 г. Янсен

1665 Р.Гук – растительная клетка

1719 А.Ливенгук – животная клетка

Шван и Шлейден 1838-1839гг – создатели клеточной теории.

Бирхов – считается что он доказал что клетка образуется из клетки.

 

Как доказать клеточное строение мозга: желеобразный мозг для обезвоживания кладут в формалин, затем режут, но все равно под микроскопом клетки не удавалось.

Ретикулярная (сетевидная) теория – теория Гольджи. Подбирал красители чтобы они красили только нервные клетки.

Импрегнация серебром – добавил серебро в краску и именно в это случае окрашиваются только нервные клетки. Написал статью где описал что нервные клетки все соединяются друг с другом. На статью обратил внимание Рамон Кахала. Он считал что мозг состоит из отдельных клеток как и все остальные ткани. Окрасил методом Гольджи и увидел необычайную картину и доказал что там действительно отдельные клетки. В результате получили нобелевскую премию – гольджи разработал метод, а Кахала создал теорию. Однако между ними остались разные позиции по поводу связаны или отдельны клетки в мозге.

Сейчас доказано с помощью электронных микроскопов, что нервные клетки все же раздельны, между ними есть синаптическая щель.

У человека трубчатая нервная система – спинной мозг, мозговые пузыри, мозговые желудочки. Состоит из

  1. ЦНС и
  2. периферической (нервы и ганглии). Периферическая делится на

соматическую (иннервирует скелетную мускулатуру), здесь мотонейроны, кот обеспечивают движение и

вегетативную (иннервирует внутренние органы и обеспечивает их регуляцию).

 

Кишечно-полостные – первые животные кот имеют нервную систему. Гидра имеет диффузную нервную систему.

Развитие нервной системы сопровождается концентрацией нервных элементов.

Нр у белой планарии в головной части появляется ганглий – цефализация. Ганглиозная нервная система. Это центральный регулирующий аппарат. От ганглия отходят нервы, которые соединяются между собой. Это диффузно-ганглиозная нервная система.

Затем у всех остальных – ганглиозная нервная система. Достигает наивысшего развития у общественных насекомых (муравьи, пчелы). Ганглии – передние, средние и задние.

Затем низшие хордовые – ланцетник, у него уже трубчатая нервная система.

У рыб появляются уже системы головного и спинного мозга.

Наивысшего развития трубчатая нервная система достигает у человека.

 

Рецепторы обеспечивают афферентацию – поступление огромной информации в нервную систему. Чтобы её обрабатывать требуется увеличение числа нервных клеток, их дифференциация. Первоначально рецепторы контактные, а когда они дистантные – животное может раньше прореагировать. Сложная двигательная активность – образование конечностей, осваивание территорий и т.д. -> поступление новой информации и следовательно развитее рецепторов и механизмов обработки.

 

Нервная система образуется:

Зародыш состоит из эктодермы, мезодермы …. какие-то еще дермы.

Нервная ткань образуется из эктодермы – той же ткани, что и кожа.

В клетке эктодермы образуется фактор роста нейронов. начинается паракринное взаимодействие – взаимодействие, обмен между двумя клетками.

Потом она начинает делиться со скоростью 250 тыс.делений в минуту. сначала образуется нервная пластинка, затем нервные валики и нервный желобок, затем желобок отшнуровывается от эктодермы, опускается вниз и превращается в нервную трубку. Все клетки одинаковые – нейроэпителиальные. Полипатентные – потому что могут дать начало всем клеткам, обладают самыми разными ф-циями.

Зародыш без нервной системы погибнет.

Пока клетки одинаковые, пока не произошла дифференцировка, гибель какого-то числа клеток не принципиальна.

Образовались нейроэпителиальные клетки (медуллобласты?), они все одинаковые, потом пошли генетические часы – включаются новые гены которые превращают эти клетки в нейробласты, все оставшиеся превращаются в глиобласты (спонгиобласты) (предшественники глиальных клеток). Нейробласты дают начало всем нервным клеткам и теряют способность к делению. Глиобласты (спонгиобласты) сохраняют способность к делению.

Из глиобласт образуются Астроциты, олигодендроциты, микроглия, эпендимные.

Астроциты: Все клетки нашего организма в качестве энергетического субстрата могут использовать белки жиры и углеводы, а нервные клетки – только глюкозу. В крови должен быть определенный уровень глюкозы порядка 0.11% глюкозы чтобы она поступала в нервные клетки и чтобы нервная система функционировала. Астроциты обеспечивают питание нервной клетки глюкозой – проводник глюкозы в нервную клетку. Излишки глюкозы откладываются в жиры, печень в виде гликогена. Гипогликемия – от недостатка глюкозы. Нервные клетки не запасают гликоген.

  1. В астроцитах есть запас глюкозы (питающая и запасающая ф-ция) Глиальные клетки могут запасать гликоген.
  2. Вторая ф-ция астроцитов: они создают гематоэнцифалический барьер - они не позволяют высокомолекулярным соединениям из крови поступать к нервным клеткам. В других органах и тканях этого барьера нет. Антибиотики не проходят через этот барьер.
  3. Третья ф-ция – радиальная глия. Длинные отростки кот дают направления куда мигрировать нервным клеткам. После дифференциации клетки должны распространиться по разным отделам и направление движения определяют.
  4. 4-я ф-ция: показывает направление роста аксона – обеспечение регенерации.

 

Олигодендроциты – их оболочки образуют миелиновую оболочку, это жироподобное вво, изолирует передачу возбуждения по одному аксону и по другому. Никогда от одного нервного волокна возбуждение не перескакивает на другой.

Ускорение проведения возбуждения за счет скачкообразного распространения возбуждения.

Микроглия – за счет способности к фагоцитозу захватывает все чужеродное и ненужное что образовывается в мозге, очищает от всего ненужного.

Эпендимные клетки выстилают изнутри желудочки мозга и спинно-мозговой канал. Они имеют многочисленные отростки кот направлены в полости и в мозговую ткань, за счет чего постоянно происходит обмен жидкостями.

 

Из нейробластов образуются нейроны. Они сначала одинаковые, затем происходит их дифференциация /. Агрегация – клетки объединяются и мигрируют. Миграцию обеспечивают глиальные клетки. Конус роста превращается в аксон. Есть экранное строение, есть ядерное – это то как собираются клетки в соответствующей части мозга. Фасцикуляция – образование нервов из нервных волокон, их объединение. Кроме аксонов отрастают многочисленные дендриты, за счет чего происходит развитие нейрона и всей нервной системы.

 

Т.о. в процессе эмбририогенеза происходит целый ряд событий:

  1. нейрональная индукция и взаимодействие и многократное деление нейроэпителиальных клеток.
  2. дифференциация нейроэпителиальных клеток на нейробласты и глиобласты, затем нейробластов на нервные клетки а глиобластов на глиальные (перечислить)
  3. миграция глиальных клеток а затем по их отросткам нейронов к месту их функционирования.
  4. агрегация исходных нейронов и фасцикуляция их длинных отростков.
  5. ориентация нейронов и их отростков в отделах ЦНС
  6. запрограммированная смерть нейронов или апоптоз
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дополнительная тема. Уравнения Максвелла для стационарных электрического и магнитного полей | Ключевые слова и понятия. Двигательная активность — естественная и социально-организованная деятельность человека, успешно обеспечивающая его физическое и психическое развитие
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.