Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование средств физической культуры и спорта




Учебные и самостоятельные занятия студентов по физическому воспитанию в режиме учебно-трудовой деятельности

Методические основы использования средств физической культуры и спорта в процессе обучения

 

В процессе умственной деятельности студентов основными видами активного отдыха являются кратковременные физические упражнения.

Физкультурная пауза-это организованное выполнение физических упражнений в режиме учебного дня, обеспечивающее предупреждение наступающего утомления и способствующее поддержанию высокой работоспособности без перенапряжения, исследования показывают, что использование 5-10-минутных физкультурных пауз оказывает вдвое

больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности студентов, чем пассивный отдых в два раза большей продолжитель­ности. Физкультурную паузу следует проводить после 4 часов учебных занятий (101)в периоды, когда близятся или проявляются первые признаки утомления, Необходимо учитывать, что снижен е работоспособности тем больше, чем сложнее изучаемый материал и младше курс обучения.

Физкультурные паузы необходимо проводить в хорошо проветренных помещениях. Физические упражнения подбираются так, чтобы они активизировали работу систем, не принимавших участия в учебно-трудовой деятельности. Помимо физкультурных пауз в процессе умственной работы, особенно при самоподготовке, целесообразно выполнять специальные позотонические упражнения. При помощи позотонических упражнений в работу в положении сидя включается скелетная мускулатура. При продолжительной напряженной умственной работе, сопровождаемой эмоциональным напряжением, рекомендуется произвольное общее расслабление скелетной мускулатуры, сочетаемое с ритмичными сокращениями отдельных мышечных групп, небольших по массе (например, сгибателей или разгибателей пальцев рук). В целях повышения тонуса работоспособности головного мозга, улучшения режима дыхания и кровообращения целесообразно через каждые 30-60 минут регулярно выполнять микродозы позотонических упражнений продолжительностью 1—1,5 минуты на рабочем месте сидя. Через каждые 2 часа рекомендуется выполнять 1-минутные динами­ческие упражнения, например, бег на месте, уделяя внимание ритмичному, достаточно глубокому дыханию.

 

Для рационального использования средств физической культуры и спорта в системе учебных занятий и самоподготовки студентов необходимо учитывать ряд методических положений, определяющих эффективное сочетание двигательных нагрузок с состоянием умст­венной работоспособности студентов.

1. Периодика изменений умственной работоспособности студентов на
различных этапах учебного года является объективным фактором, учет
которого необходим для эффективной организации работы по физическому воспитанию.

2. Лучший эффект в развитии основных физических качеств у студентов
может быть достигнут, если в первой половине каждого семестра на
учебных и самостоятельных занятиях используются физические

упраж­нения с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости при нагрузках с интенсивностью (по частоте сердечных сокращений - ЧСС) 120-180 ударов в минуту, а во второй половине каждого семестра - с преимущественной (до 70-75%) направленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с умеренной интенсивностью (ЧСС-120-150 ударов в минуту). Занятия, построенные на основе такого планирования, оказывают стимулирующее влияние и на умственную работоспособность студентов, повышают общее самочувствие студентов, способствуя, тем самым, лучшему усвоению учебного материала.

3. При планировании и организации учебных и самостоятельных
занятий по физическому воспитанию в учебном дне в период
врабатывания (утренние часы - нулевая или первая учебная пара) предпочтительно использование нагрузок малой (ЧCC-110-I30 ударов в минуту, моторная плотность - до 50%) или средний интенсивности (ЧСС-130--160 ударов в минуту, моторная плотность -от 50 до 65%). Такие
занятия обеспечивают сокращение периода врабатывания в учебном
труде, стимулируют и удлиняют период высокой работоспособности.
Планирование занятий с такими нагрузками в период высокой
работоспособности (вторая учебная пара часов; способствует ее
сохранению до конца учебно-трудового дня, включая период самоподготовки.
Использование занятий в период снижения работоспособности обеспечивает длительно выраженный эффект последствия лишь при нагрузках средней интенсивности Занятия с нагрузками боль­шой интенсивности (ЧСС - свыше 160 ударов в минуту, моторная плотность - свыше 65%) рекомендуется планировать на последние часы учебного расписания, так как их проведение для недостаточно тренированных к высоким нагрузкам студентов может повлечь сни­жение умственной работоспособности, лишь через 4-5 часов после больших нагрузок такие студенты могут приступать к продуктивной самоподготовке. Поэтому планирование таких занятий в дни напря­женной учебной деятельности (экзамен, зачет, контрольная работа и др.) нежелательно.

4. При двух занятиях в неделю взаимодействие двигательных нагру­зок с умственной работоспособностью имеет следующие закономерности. Наиболее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий со средней интенсивностью с интерва­лом в 1,2,3 дня. Так же положительный эффект, но вдвое меньший, имеет место при чередовании одного занятия со средней, а другого-с малой интенсивностью. В обоих случаях лучший эффект на умствен­ную работоспособность оказывают занятия, проводимые с интервалом в один день.

 

Использование двух занятий в неделю для малотренированных студентов с большими по интенсивности нагрузками, при любых интервалах отдыха существенно снижает умственную работоспособность в недельном цикле. Сочетание занятий с большой физической нагруз­кой в начале, с малыми и средними нагрузками во второй половине недели оказывает стимулирующее воздействие на умственную рабо­тоспособность лишь в конце учебно-трудовой недели. Естественно, что для лиц с ослабленным здоровьем, в организацию занятий могут быть внесены коррективы. В целом, чем выше уровень физической подготовленности, тем выше устойчивость умственной работоспособности к физическим нагрузкам.

Игровые виды спорта, а так же виды, связанные с единоборством, при прочих равных условиях,предъявляют более высокие требования к психике, нежели другие виды. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их быстрой оценки и организации соответствующих действий, осуществляемых в условиях дефицита времени

Поэтому высокое психическое напряжение, сопутствующее таким занятиям, снижает умственную работоспособность. Вместе с тем непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют работоспособность. Положительное последствие занятий физическими упражнениями и спортом в большей мере проявляется в том случае, когда содержание используемых упражнений достаточно разнообразно и они не носят монотонного характера.

В период зачетно - экзаменационных сессий организация занятий и использование физических упражнений имеют свою специфику. Прежде всего, они должны быть неотъемлемой частью организации здорового образа жизни, и вместе с ежедневной утренней гимнасти­кой, пребыванием на свежем воздухе до 1,5 часов в день, с пра­вильной организаций сна и питания содействовать успешному подве­дению итогов учебного труда.

С этой целью занятия (индивидуальные и групповые) можно проводить 2 раза в неделю, преимущественно на свежем воздухе, с объемом и интенсивностью сниженными до 60-70% от обычного уровня. Высокоинтенсивные упражнения, используемые в значительном объеме, резко снижают эффект активного отдыха у малотренированных сту­дентов вследствие суммации напряжения от умственной и физической деятельности. Следует учитывать и благоприятное действие на утом­ленных учебным трудом студентов циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, лыжи, коньки, велосипед и т.д.) умеренной интенсив­ности. Этот эффект тем выше, чем больше мышечных систем вовлекается в активную деятельность. После экзамена с целью ускорения восста­новительных процессов и снятия нервного напряжения полезно выпол­нение умеренных циклических нагрузок до потоотделения.

Таким образом, направленность занятий и использование физи­ческих упражнений в зачетно - экзаменационный период можно харак­теризовать как профилактическую, а для занимающихся спортом - как поддерживающую уровень двигательной подготовленности (трени­рованности)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 603; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.