Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика современного состояния физической культуры и спорта в РФ




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Анищенко В.С. Физическая культура: Методико-практические занятия студентов: Учебное пособие.- М.: Изд-во РУДН, 1999.

2. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. -Высшая школа,1989.

3. Виленский М. Я. Ильинич В.И. Физическая культура работников умственного труда - М: Знание, 1987.

4. Гриненко М.Ф., Саноян Г. Г. Труд, здоровье, физическая культура. - М: ФиС, 1974.

5. Дильман В.Д. Большие биологические часы.-М.:Знание,1982

6. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь.- М.:»Аспект Пресс» 1995.

7. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М; Высш. шк., 1978.

8. Нифонтова Л, Н., Павлова Г. Н, Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом, - М: Сов, спорт. 1993.

9. Раевский Р. Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов. - М., 1985,

10. Физическое воспитание молодёжи и профессиональная подготовка учителей: [Сборник]. - Ростов-на-Дону. 1987.

11. Физическое воспитание: Учебник. Под ред. В.А.Головина. М., 1983.

12.Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. «Физиологические основы двигательной активности».

13. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М., 1986.

14. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Сибирское университетское издательство.: Новосибирск, 2003, 239 стр.

15. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ» на 2006-2015 гг.

17. 11. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. - М.: «Советский спорт», 1989.–

(Новое в жизни, науке, технике. Сер."Физкультура и спорт"; № 1).

 

Библиотека ИМИТ СПбГПУ:

17. Бароненко В.А.,Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. М., Альфа – М, 2003 г.351с.

18. Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная Физическая культура. Минск, «Тесей», 2003г.527с.

19.Статистический ежегодник Вологодской области. Официальное издание. 2005 г.

20.Туманян Г.С. ЗОЖ и физическое совершенствование. М.: Академия 2006 г. 336 с.

21. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Р-на-Д., «Феникс», 2002г.,381 с.

 

 

2.Рекомендуемая литература (дополнительная)

 

 

1. Алиев X. Ключ к себе. - М.: Молодая гвардия, 1990.

2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. - М.: ФиС, 1987.

3. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. - СПб., 1994.

4. Белов В. И. Жизнь без лекарств. - М., 1994.

5. Иванов Ю. М. Человек и его душа. - М.. 1991.

6. Каганов Л. Медитация - путь к себе. - М..1991.

7. Лобзин В. С. Аутогенная тренировка. - Л.: Медицина, 1986.

8. Малахов Г. П. Очищение организма. - СПб.:АО"Комплект",1994.

9.Нестеровский Е.Б. Что такое аутотренинг? – М.: Знание, 1989.

10. Семёнова Н.А. Сверхмарафон к себе. Природа и человек. – 1988. - №8.

12. Шаталова Г. С. Чтобы жить не болея // Наука и жизнь. - 1979 - № 12.

13. Ш е л т о н Г. Испытайте и убедитесь сами. - М.: Сов. спорт, 1991.

 

Лекция № 1.

 

1 в. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

Физическая культура является видом культуры личности, поэтому ей присущи задачи: общеобразовательные, воспитательные, нормативные, познавательные, коммуникативные и многие другие. Основная функция – это формирование и прогрессивное развитие ценностей, обеспечивающих развитие личности и общества.

Физическая культура имеет и свои специфические функции, которые можно свести по признакам в следующие группы:

1.Общефизическое развитие и укрепление здоровья людей, совершенствование двигательных навыков, создание основы для здорового образа жизни т.п.

2.Физическая подготовка людей к трудовой деятельности защите Родины.

3.Удовлетворение потребностей людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (игры, развлечения, переключение с одного вида деятельности на другой, активный отдых).

4.Раскрытие функциональных резервов и адаптационных возможностей.

В настоящее время физическое воспитание, физическая культура имеют большое значение для развития человека. Это обусловлено определенными обстоятельствами.

На определенном этапе своего развития человек стал активно ограждать себя от влияния окружающей среды (одежда, жилище и т.п.), а затем и приспосабливать ее к своим нуждам. До определенной поры это играло положительную роль. Однако в настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о губительности такого способа адаптации. За счет своего интеллекта человек улучшил оптимальную среду своего существования за счет комфорта, лекарственных средств, бытовой химии и т.д. и постепенно накапливает в своем генофонде потенциал вырождения. Существуют данные о том, что из всех мутаций, которыми в настоящее время сопровождается эволюционное развитие человека как биологического вида, только 13% идут со знаком плюс, а остальные 87% - со знаком минус. Огромное разрушающее воздействие на организм человека оказывает резкое уменьшение двигательной активности, вызванное комфортностью жизни и следствиями научно-технического прогресса.

Человеческий организм запрограммирован природой на систематическую и интенсивную двигательную деятельность, ведь на протяжении тысячелетий человек был вынужден напрягать свои силы, чтобы выжить. Еще в 19 веке 95% всего валового продукта добывалось за счет мускульной энергии и только 5% - за счет механизации. В настоящее время эти цифры уже изменились на прямо противоположные. В результате природная потребность организма в движении не удовлетворяется. Это приводит к повреждениям его функциональных систем, прежде всего – сердечнососудистой, появлению не известных ранее заболеваний. Медицина не в состоянии изменить процесс деградации человека. Есть только одно обнадеживающее обстоятельство, способное повлиять на человека. Это интенсивное и целенаправленное использование средств физической культуры.

Знаменитый французский врач 18 века Симон Андре Тиссо утверждал, что «движение может по своему действию заменить любые средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Физическая культура и физическое воспитание должно стать одним из основных жизненных приоритетов человека. Аристотель был прав, когда утверждал, что «лучшее воспитание обеспечивает и лучший вид строя».

Человечество все лучше понимает необходимость тесно сочетать заботу об образовании с заботой о здоровье человека, основы которого закладываются в детском, затем в школьном возрасте, а развиваются, совершенствуются и закрепляются в студенческом возрасте. Лица, занимающиеся регулярно физической культурой и спортом, обладают более крепким здоровьем, более высокой умственной и физической работоспособностью, дисциплинированностью и волей, устойчивой психикой, серьезнее относятся к учебе и работе. У них вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок», высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики.

Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянного напряжения, свободно вступают в контакты, более находчивы. Среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль. Эти данные подчеркивают положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на психологические особенности личности.

 

2в. Законодательства в области ф/к и с.

В области физической культуры и спорта приняты определенные шаги правительством России в целях, отраженных в Федеральном законе и Концепции развития физической культуры и спорта в РФ.

Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в России» № 80- Ф3 принят Государственной Думой в январе 1999 г., одобрен Советом Федерации и утвержден президентом России 29 апреля 1999 г. Он устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта и олимпийского движения.

Федеральный закон (гл. 1, ст. 2) рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств:

Профилактики заболеваний

Укрепления здоровья

Поддержания высокой работоспособности человека

Воспитания патриотизма граждан

Подготовки их к защите Родины

Развития и укрепления дружбы между народами

и гарантирует права на равный доступ к занятиям физической культурой и спортом.

. Закономопределены основные понятия:

«Физическая культура» - составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.

«Физическое воспитание» - одно из направлений воспитания, - это педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и духовно совершенного, морально стойкого подрастающего поколения, укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия и продления жизни человека.

Спорт – более высокая ступень физического воспитания, совершенствования физических и духовных сил человека.

Спорт – составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.

Спорт – уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности человека и человечества. В спорте как социокультурном явлении различают массовый спорт и спорт высших достижений.

. Концепция развития физической культуры и спорта в России как основа организации физического воспитания. Концепция была разработана на 2002-2005 годы и одобрена распоряжением правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 1507-р.

Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ» разработана на 2006 – 2015 годы.

Основная цель политики государства в этом документе в области ф/к и с – это оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на спортивных международных соревнованиях.

Задачи концепции:

- обеспечение гражданами РФ возможности заниматься физической культурой и спортом,

- формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни,

- проведение мониторинга физической подготовки и физического развития детей и молодежи,

- развитие инфраструктуры для занятий массовыми видами спорта,

- укрепление материальной базы, особенно в школах и учебных заведениях.

Решение указанных задач осуществляется по направлениям: «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».

Реализация Программы рассчитана на 10 лет и будет осуществляться в 3 этапа:

1 этап - 2006-2007 годы – проведение инвентаризации, начало строительства новых спортивных объектов, разработки современных методик занятий физической культурой и спортом, реконструкций и модернизации спортивных баз и центров для спорта высших достижений, мероприятия по пропаганде физической культуры и спорта.

2 этап – 2008 – 2012 годы – продолжение строительства спортивных объектов, разработка и внедрение физкультурно-оздоровительных программ и технологий в образовательных учреждениях и по месту жительства, осуществление мероприятий по модернизации спортивной инфраструктуры для подготовки олимпийского резерва и др. мероприятий.

3 этап – 2013 – 2015 годы – завершение строительства и ввод в эксплуатацию спортивных объектов во всех субъектах Российской Федерации, организацию пропаганды занятий физической культурой и спортом, завершение оснащения антидопингового центра.

Статистика свидетельствует, что РФ в настоящее время значительно отстает по показателю регулярных занятий ф/к и с от развитых стран, в которых физическими упражнениями занимаются постоянно до 40-50 % населения, тогда как в РФ – только 11 %.

По данным международных организаций, РФ находится на 143 месте в мире (наравне с беднейшими странами Азии и Африки) по показателю ожидаемой продолжительности жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и др. развитых странах, где осуществлялись целевые программы в области ф/к и с, показатель ожидаемой продолжительности жизни приближается к 80 годам.

Люди, занимающиеся ф/у и спортом, в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют органами пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонией, в 3,5 реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом. Как результат, лица, активно занимающиеся спортом, в 2-3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья. Колоссальный экономический и социальный эффект от реализации целевой программы развития массовой физической культуры бесспорен.

По показателям 2003 года средняя сумма израсходованных средств на 1 человека в год на ф/к и с в России составила 169,5 руб., в то время в Великобритании она составила 60 долларов.

Отрицательные факторы, отмеченные на данный момент в программе:

1. Недостаточное привлечение населения к занятиям ф/к и с.

2. Слабая инфраструктура и ее старение.

3. Недостаток профессиональных тренерских кадров

4. Утрата традиций российского спорта высших достижений

5. Отсутствие на государственном уровне активной пропаганды ф/к и с

Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы:

- развитие спорта в общеобразовательных учреждениях

- строительство 1467 спортивных залов, 733 залов с бассейнами, 733 стадионов-площадок

- переход к занятиям игровыми видами спорта.

- развитие спорта по месту жительства.

- пропаганда ф/к и с как составляющей части ЗОЖ.

- развитие спорта высших достижений.

- строительство и модернизация 7 федеральных центров и 20 спортивных центров, а также антидопингового центра.

Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности программы:

1.Количество граждан, систематически занимающихся ф/к и с возрастет до 30 % в 2015 году, что приведет к снижению дней нетрудоспособности на 15 %, экономический эффект достигнет до 13 млрд. руб. в год.

2.Уровень обеспеченности бассейнами, залами - прирост ежегодно на 2 %.

3.Количество занимающихся в ДЮСШ – прирост на 2 % ежегодно.

4.Количество дисквалифицированных спортсменов за допинг сведется к 0.

В настоящее время руководителем Федерального агентства по физической культуре и спорту РФ является Фетисов Вячеслав Александрович.

К занятиям физической культурой и спортом призывает руководство страны. Президент Путин В.В. на заседании Совета при президенте РФ по ф/к и с 15 декабря 2002 г. говорил: «… Одна из главных задач – возрождение массового спорта, массовой физической культуры. Это – задача номер один».

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий 2 в своем Послании организаторам и участникам Спартакиады трудящихся РФ 22 апреля 2002 г. подчеркивает, что «Девиз Спартакиады – «За единую и здоровую Россию в 21 веке» - близок и понятен для каждого человека, неравнодушного к историческим судьбам отечества. Физическое и духовно-нравственное здоровье как личности, так и целой нации неразделимы друг от друга».

Основы здорового образа жизни. Лекция № 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2066; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.