КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Толпегин Александр Всеволодович
Саламатова Тамара Александровна Козлова Ольга Анатольевна Бедрина Елена Борисовна Дополнительный 1. Абчук В. Занимательная экономика и бизнес/В. Абчук. СПб: Тригон, 1998. 496 с. 2.. Амбарцумов А.А. 1000 терминов рыночной экономики: справочное учебное пособие для вузов/А.А. Амбарцумов, Ф.Ф. Стерликов. М.: Крон-Пресс, 1993. 302 с. 3. Липсиц И. В. Экономика без тайн/И.В. Липсиц. М.: Дело ЛТД: Вита-Пресс, 1994. 352 с. 4. Меньшиков С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку/С.М. Меньшиков. М.: Международные отношения, 1996. 368 с. 5. История экономических учений: учебное пособие для вузов/под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашовой. М.: ИНФРА-М: Высшее образование, 2000. 784 с. 6. Новиков В.А. Практическая рыночная экономика: словарь. Толкование 4000 терминов/В.А. Новиков; Московский психолого-социальный институт. М.: Фланта, 1999. 376 с. 7. Словарь по экономике и праву: около 3000 понятий/Авт.-сост. М.Ш. Лозовский, И. Райсберг.-М.: Омега, 1999. 608 с.
Учебное издание Введение в экономическую теорию
Редактор Л.Ю. Козяйчева
Подписано в печать Формат 60*84 1/16 Бумага писчая Плоская печать Усл. печ. л. 11,97 Уч.-изд. л. 11,2 Тираж 500 экз. Заказ Редакционно-издательский отдел УГТУ-УПИ 620002, Екатеринбург, ул. Мира, 19
[1] Методология науки (от греч. «метод» - путь и «логос» - знание, учение) - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. [2] Теория, изложенная шведскими учеными Эли Хекшером в статье «Влияние внешней торговли на распределение дохода» (1919 г.) и Бертилем Олином в монографии «Межрегиональная и международная торговля» (1935). Ученые независимо друг от друга пришли к весьма схожим результатам, объясняя различия стран в сравнительных преимуществах различиями в обеспеченности стран факторами производства и различиями в пропорциях факторов, необходимых для производства тех или иных товаров. В основе их теории лежит теорема: страна будет экспортировать товар, для производства которого требуется интенсивное использование относительно избыточного (и дешевого) для этой страны фактора производства, и импортировать товар, для производства которого требуется интенсивное использование относительно дефицитного (и дорогого) для этой страны фактора производства.
[3] Естественный уровень безработицы – наличие «добровольной» безработицы, которая не противоречит состоянию полной занятости. [4] Фрикционная безработица – безработица, связанная с перемещением работника с одного предприятия на другое, с поиском и ожиданием подходящей вакансии. [5] Структурная безработица – безработица, вызванная НТП и связанная с несоответствием квалификации работника и требованиями, выдвигаемыми на новых рабочих местах. [6] Институциональная безработица – безработица, провоцируемая институциональными особенностями экономической системы (например, высоким уровнем социальной защиты). [7] Конвергенция – от лат.convergo – приближаюсь, схожусь. В экономике подразумевают объединение экономических систем, появление общих черт, характеристик, институтов. В данном случае имеется в виду измерение уменьшения неравенства между различными национальными экономиками. [8] МОТ – международная организация труда. [9] «Парадокс Леонтьева» - особенность, обнаруженная американским экономистом В. Леонтьевым в 1957 г. при эмпирическом тестировании гипотезы Хекшера-Олина, заключавшаяся в том, что вопреки теории США импортировали капиталоемкую продукцию и экспортировали трудоемкую, обладая большими запасами капитала.
[10] Люксембург Р. Введение в политическую экономию: Пер. с нем. 4-е изд. М.1930. С.1. [11] Такая попытка содержится в работах многих современных экономистов, например в статьях Д. Хиршлейфера «Расширение сферы деятельности экономики» (1985), М. Грановеттера «Экономические институты как социальные конструкции...» (1992) и др. [12] Под понятием «Золотой миллиард» в мировой экономике принято подразумевать группу ведущих стран мира, практически определяющих тенденции мирового экономического развития и получающих значительную часть доходов. [13] Меркантилисты – первая экономическая школа, которая возникла в XVI в. в Англии, Франции, Италии и отражала интересы торговой буржуазии. Представители данной школы полагали, что источником богатства является международная торговля, выступали за поддержание активного сальдо торгового баланса (превышения экспорта над импортом товаров) и политику протекционизма (политика создания благоприятных условий для отечественного производителя и ограничения импорта). [14] Физиократы – представители физиократической школы, возникшей во 2-й половине XVIII в. во Франции как критика меркантилизма и отражающей интересы промышленной буржуазии. Представители данной школы видели источник богатства в сельскохозяйственном производстве. [15] Школа классической политэкономии – направление экономической мысли XVIII – начала XIX в., выступающее за свободу предпринимательства и ограничение государственного вмешательства в экономику. [16] Историческая школа – направление экономической мысли 2-й половины XIX в., зародилась и получила свое развитие в Германии как наука о национальном хозяйстве. Представители исторической школы использовали исторический метод в качестве основного научного метода познания и отводили важную роль государству как основному регулятору экономической жизни. [17] Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, возникшее в 1840-х гг. в Германии и отражающее интересы пролетариата. Основоположниками марксизма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. [18] Маржиналисты – школа, возникшая в середине Х1Х в. в связи с развитием капитализма и ростом конкуренции и положившая в основу теории маржинальный анализ, т.е. анализ выбора оптимального решения при помощи предельных величин.
[19] Кейнсианская школа – направление экономической мысли, получившее название по имени его основателя английского экономиста Дж. М. Кейнса. Данная школа возникла как реакция на мировой экономический кризис 1929-33 гг. и выступала за формирование системы государственного регулирования экономики. [20] Монетаристы – школа, получившей широкое распространение в 1970-е гг., сводящая государственное регулирование к проведению денежно-кредитной политики. Основателем школы является американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. [21]Институциональная школа – направление экономической мысли, сформировавшееся в 1920-30 гг. в США и исследующее социально-экономические факторы развития общества и институты, понимаемые как совокупность общественных взаимоотношений, выделяемых с точки зрения общих норм, правил, традиций и обычаев. [22] Принцип убывающей предельной полезности – основной принцип маржинализма. Согласно данному принципу по мере роста потребления каждая дополнительная единица блага приносит потребителю все меньшую и меньшую полезность. [23] Принцип убывающей предельной производительности – основной принцип маржинализма. Согласно данному принципу в условиях, когда один фактор является постоянным, а другой (другие) переменным, по мере использования переменного фактора производства наступает такой момент, когда каждая единица переменного фактора дает все меньшую и меньшую отдачу. [24] Аксиоматический метод – способ построения научной теории в виде системы аксиом (постулатов) и правил вывода (аксиоматики), позволяющей путем логической дедукции получить утверждение (теорему) данной теории. Применяется в случае содержательного изложения теории. Широко используется в науках, основанных на математических методах. [25] Семантический метод – способ построения научной теории в виде интерпретации имеющихся фактов, явлений на основе выявления их реального содержания. Часто используется в естествознании.
[26] Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, основанный на упорядочивании и систематизации научного знания. Представляет собой установление и анализ имеющихся фактов, их простейших индуктивных обобщений и выявление эмпирических законов. Используется в большинстве эмпирических наук, таких как биология, демография, история и т.д. [27] Модель AD-AS – модель совместного равновесия агрегированного (или совокупного) спроса и агрегированного (или совокупного) предложения. [28] Модель IS-LM – модель совместного равновесия на рынке благ и денег. Разработана американским экономистом Дж. Хиксом. [29] Экономика отрасли – раздел экономических знаний, относящийся к прикладной экономике и использующий описательные методы исследования. [30] Картели – форма монопольного объединения предприятий, в рамках которой они договариваются о ценах, квотах на выпуск продукции и разделе рынков. [31] Олигопольное поведение фирм основывается на их тесной взаимозависимости. [32] Ценовая дискриминация – продажа одного и того жетовара разным группам населения по разным ценам. [33] Нет единой точки зрения на вопрос «Можно ли характеризовать современное мировое хозяйство как единую экономическую систему?». По одной из версий, мировая экономическая система находится лишь в процессе своего формирования. [34] В знаменитой пирамиде А. Маслоу данные потребности соответствуют четвертому уровню, т.е. потребностям в уважении, авторитете, и идут после физиологических, экзистенциональных (т.е. потребностей в безопасности) и социальных потребностей.
[35] Политическая экономия, в современном понимании – это теория экономического поведения хозяйствующих субъектов, направленного на захват и /или удержание государственной власти [36] Период средневековья – III-VIII вв. в ряде государств Востока, V-XI вв. – в странах Европы, в том числе и России. [37] Канон – богословские предписания, как должен себя вести человек в определенных ситуациях. [38] Экономические школы – содружество экономистов, которых объединяет общность исходных положений (концепций) и методология. Концепции, принятые в конкретной экономической школе, отражали существующую на данный момент времени экономическую действительность. [39] Протекционизм – экономическая политика государства, направленная на ограждение национальной экономики от иностранной конкуренции. Реализуется посредством финансового поощрения отечественной промышленности, стимулирования экспорта, ограничения импорта. [40] Эмпиризм и каузальные отношения более подробно мы рассматриваем в параграфе 1.3. нашей работы. [41] Период накопления капитала – период, имеющий место в странах Западной Европы в конце XV- начале XVIII в. Источниками накопления капитала были пиратство и разбой, ограбление колоний, огораживание в Англии и т.д. [42] Исключение составил марксизм, выступающий против эксплуатации рабочего класса, защищая интересы пролетариата. [43] В традиционной структуре изложения материала в отдельные экономические школы принято выделять школу физиократов, школу классической политэкономии и школу марксизма. В основе данного деления заложены исторический метод и принцип технологического детерминизма (рассмотрения истории развития общества с точки зрения уровня технического прогресса). [44] Данное направление классической политической экономии развивалось не только представителями английской экономической мысли, которые стояли во главе данного направления, но и учеными других стран. [45] Рациональность – минимизация затрат и максимизация пользы. [46] Принцип «невидимой руки» означает возможность эффективного стихийного регулирования рыночной экономики. [47] Идеология – выражение классовых интересов в форме теории о жизни общества. [48] Маржинализм принято называть неоклассической школой в связи с использованием общих для двух школ концепций: рыночного хозяйства, свободы предпринимательства и ограничения государственного вмешательства, т.е. либеральной парадигмы. [49] Сущность маржинальной революции заключалась в следующем, Во-первых, был осуществлен переворот в методах экономического анализа, а именно центр тяжести анализа был перемещен с издержек и затрат на конечный результат. В качестве методологического момента была принята субъективная мотивировка поведения экономических агентов. В экономическую науку был введен принцип предельных приращений, т.е. экономисты пришли к выводу, что наиболее существенные закономерности в экономической теории отражают не средние, а предельные величины. Во-вторых, акцент был сделан не на динамические модели, как у классиков, на экономический рост, накопление богатства, а на статистические модели, характерные для краткосрочных периодов, в которые экономические параметры не успевают существенно измениться. В-третьих, произошла революция в теории ценности. Был отвергнут затратный подход к определению ценности. Категория «стоимость» была заменена на категорию «полезность», отражающую степень удовлетворения потребностей. [50] Полезность – категория, характеризующая свойства благ удовлетворять какие-либо потребности. [51] Анализируя полезность благ, экономисты вместо подсчетов «ютилей» стали ранжировать блага по степени удовлетворения потребности. [52]Великая депрессия – кризис перепроизводства 1929-1933 гг., поразивший экономики промышленно развитых стран. [53] Метод агрегирования – основной макроэкономический метод.
[54] Стагфляция – уменьшение объема национального производства при одновременном росте инфляции. [55] Институционализм – теория взаимодействия экономических субъектов и обеспечивающих его конвенционально сформированных (по договоренности, соглашению) социальных структур. [56] Веблен Т. – американский экономист и социолог, основоположник психологического направления институционализма, полагал, что привычки поведения, обычаи, мотивы поступков постепенно закрепляются в обществе и влияют на его социально-экономическое развитие. [57] Коммонс Дж. – американский экономист и социолог, основоположник институционально-правового направления. Рассматривал историю социально-экономических институтов, таких как профсоюзы, объединения предпринимателей, органы судопроизводства, и их роль в преодолении социальных противоречий. [58] Митчелл У. – американский экономист и статистик, основоположник эмпирического направления в институционализме. Долгое время возглавлял Национальное бюро экономических исследований, занимался сбором статистического материала. [59] См. работу Дж. Гелбрейта «Новое индустриальное общество» (1961). [60] См.: Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. СПб.: Лениздат, 1996. С. 69. [61] Утилитаризм – постоянное стремление к получению какой-то пользы (англ. утиль – польза). [62] Субъект (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) - индивид или социальная группа, познающие внешний мир (объект) и активно воздействующие на него в ходе своей практической деятельности. [63] Агент (от лат. agens (agentis) – действующий) - лицо или организация, действующие по поручению кого-либо; представители организации, учреждения, уполномоченные выполнять служебные, деловые поручения. [64] Субсидия (от лат. subsidium - поддержка, помощь) - пособие (обычно денежное), предоставляемое предпринимателям, организациям, отдельным гражданам, местным органам власти др. [65] Дотация (от лат.dotatio - пожертвование, дар) - безвозмездная и безвозвратная субсидия, предоставляемая для покрытия текущих расходов. [66] Монополист – единственный продавец на рынке. [67] Монопсонист – единственный покупатель на рынке. [68] Прямые налоги – налоги, уплачиваемые непосредственно с дохода: налог на прибыль, налог с дохода, подоходный налог и т.п. [69] Косвенные налоги – «безусловные» налоги, уплачиваемые даже в том случае, когда экономический субъект не получает дохода, и включаемые в себестоимость продукции: НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.п. [70] Субвенция – целевая субсидия. [71] ВНП – основной макроэкономический показатель, представляющий собой сумму конечной продукции, произведенной данной национальной экономикой за год. [72] Термин «спекуляция» только в странах «социалистического лагеря» употреблялось всегда с негативным оттенком. В странах, идущих по пути нормального экономического развития, спекуляция – это рисковое предпринимательство в силу малых основных средств и больших оборотных, которое является важнейшим двигателем развития экономики (см. словарик в конце пособия). Банкиры, брокеры на бирже, маклеры – это все профессиональные спекулянты. [73] Хейне П. Экономический образ мышления. М. 1991. С. 325. [74] Конъюнктура – сочетание экономических факторов, сложившееся на рынке в определенное время. [75] Альтернатива – это путь удовлетворения потребностей, исключающий другие пути.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |