Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совокупный спрос и его структура. Неценовые факторы спроса




Основные понятия и категории

Объем национального производства. Показатели объема национального производства: валовой внутренний продукт (ВВП), чистый внутренний продукт (ЧВП), национальный доход (НД), личный доход (ЛД), личный располагаемый доход (ЛРД), валовой национальный продукт. Показатели процентных ставок: учетная ставка Центрального банка (ставка рефинансирования). Показатели уровня цен: дефлятор ВВП, индексы оптовых цен, индексы потребительских цен. Индекс Ласпейреса, индекс Паше, индекс Фишера. Занятость населения. Безработица. Показатель занятости населения: уровень безработицы. Полная занятость – естественная безработица. Номинальные и реальные экономические переменные. Классическая дихотомия. Метод инфлирования и дефлирования макроэкономических показателей. Потенциальный и фактический ВВП. Излишек и дефицит ВВП. Закон Оукена. Макроэкономические индикаторы: ведущие, финансовые и внешнеэкономические.


Тема 3. Макроэкономическое равновесие

 

3.1 Совокупный спрос и его структура. Неценовые факторы спроса.

3.2 Совокупное предложение. Неценовые факторы предложения.

3.3 Классическая и кейнсианская модели совокупного предложения. Равновесие совокупного спроса и предложения (модель AD- AS) и полная занятость ресурсов. Идеальное и реальное равновесие.

 

 

В национальной экономике в каждый период времени устанавливается определенное равновесие. Для анализа макроэкономического равновесия используются агрегированные, т.е. объединенные показатели. Если на отдельном рынке анализировались изменения объема спроса и предложения одного товара в зависимости от изменения его цены, то в макроэкономическом анализе рассматриваются агрегированные показатели: реальный объем национального производства и объединенные цены (средний уровень цен в национальной экономике на все товары и услуги). Поэтому простая макроэкономическая модель, которая используется для иллюстрации совокупного спроса и совокупного предложения имеет две координаты: средний уровень цен и реальный объем национального производства (рис. 3.1).

Рис. 3.1 Простая макроэкономическая модель

Совокупный спрос (AD) отражает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который домохозяйства, фирмы, государство и заграница готовы купить при любом возможном уровне цен. Эта зависимость отрицательная, что определяет расположение кривой AD на графике (рис. 3.2).

Характер кривой AD определяется тремя факторами:

- эффектом процентной ставки. При постоянном объеме денежной массы в экономике повышение уровня цен приводит к увеличению спроса на деньги, что повышает процентную ставку и соответственно снижает потребительские расходы и инвестиции, то есть уменьшается совокупный спрос (АD);

- эффектом богатства. При повышении цен происходит уменьшение реальной стоимости или покупательной способности накопленных финансовых активов (активов с фиксированной стоимостью – срочные счета или облигации). Население в силу этого становится беднее и сокращает свои расходы, что приводит к сокращению совокупного спроса (АD);

- эффектом импортных закупок. Если уровень национальных цен увеличивается по сравнению с ценами за рубежом, то будут больше покупать импортных товаров вместо отечественных, а иностранцы соответственно будут покупать меньше отечественных товаров. Это приведет к уменьшению экспорта и увеличению импорта, то есть чистый экспорт уменьшится и приведет к уменьшению совокупного спроса (АD).

Таким образом, изменения в уровне цен приводит к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, фирм, правительства, зарубежных потребителей, которые дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства.

Рис. 3.2 Кривая совокупного спроса

 

Структура совокупного спроса характеризуется ВВП по расходам:

ВВП по расходам = АD

АD = C + I + G + X

 

Неценовые факторы (детерминанты) совокупного спроса (AD):

1. Изменения в потребительских расходах, которые определяются изменениями:

- благосостояния потребителей вследствие изменения стоимости финансовых активов (курсов акций и облигаций) и недвижимости (домов, земли);

- в ожиданиях потребителей;

- задолженности потребителей;

- налогов.

2. Изменениями в инвестиционных расходах, которые определяются изменениями:

- процентных ставок (рост денежной массы приводит к снижению процентной ставки и росту инвестиций, и наоборот);

- налогов в предприятий;

- технологий производства;

- избыточных мощностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.