Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деонтология государственного исполнителя

 

24 марта 1998 года Верховной Радой Украины был принят Закон «О государственной службе Украины». В соответствии с этим Законом государственная исполнительная служба входит в состав Министерства юстиции Украины и осуществляет исполнение решений судов и других органов в соответствии с законами Украины. Заданием государственной службы является своевременное, полное и не предвзятое исполнение решений предусмотренных законом.

Органами государственной исполнительной службы являются:

- Департамент государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины;

- отделы государственной исполнительной службы Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной республике Крым, областных, Киевского и Севастопольского городского управления юстиции;

- районные, городские (городов областного значения), районные в городах отделы государственной исполнительной службы соответствующих управлений юстиции.

Исполнение решений, перечень которых определен законом, возлагается на государственных исполнителей (ст. 3).

В соответствии со ст. 4 вышеуказанного Закона государственными исполнителями являются начальник, заместитель начальника, старший исполнитель районного городского (города областного значения), районного в городе отдела государственной исполнительной службы.

Государственный исполнитель – является государственным служащим и должностным лицом.

 

Функциями государственного исполнителя являются:

- осуществление принудительного исполнения решений судов и других органов, предусмотренных законом;

- охрана прав граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией Украины и законами Украины;

- координация сотрудничества министерств, ведомств, физических и юридических лиц вовлеченных в исполнительный процесс.

 

Статья 8 указанного Закона предусматривает, что государственным исполнителем может быть гражданин Украины, который имеет юридическое образование (не обязательно высшее – наша ред.), способный по своим личным и деловым качествам выполнять возложенные на него обязанности.

Начальником районного. городского (в городах областного значения), районного в городе отдела государственной исполнительной службы назначается гражданин Украины с высшим юридическим образованием и стажем юридической работы не менее трех лет.

Кроме вышеуказанного Закона, судебный исполнитель руководствуется своей профессиональной деятельности положениями Закона Украины «Об исполнительном производстве» от 21 апреля 1999 года, который определяет условия и порядок исполнения решений судов и других органов (должностных лиц), которые в соответствии с законом подлежат принудительному исполнению в случае неисполнения их в добровольном порядке.

 

Характерные профессиональные черты государственного исполнителя:

- знание соответствующего законодательства и его строгое соблюдение;

- добросовестность, выдержка и целеустремленность;

- упорство, настойчивость и невозмутимость;

- умение сочетать убеждение и принуждение;

- корректность по отношению к лицам, привлеченным процессу исполнения.

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Юридическая наука представляет собой систему специальных общественных знаний, в пределах и посредством которой осуществляется теоретико-прикладное освоение правовой действительности.41

При этом правовую действительность следует понимать в широком плане, в органическом единстве правовых явлений и практики. С этой позиции объектом правоведения (юридической науки) являются нормы права, юридическая практика и социальная практика в той части, в которой она обуславливает формирование и развитие права.

Иными словами юридическая наука (правоведение, юриспруденция) — это общественная наука, изучающая право как особого рода систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности государства и политической системы общества в целом.

Эта область знаний относится к группе специальных общественных наук, которые осваивают общественные явления, принадлежащие к сфере политической жизни общества и является отраслью общественных знаний, сочетающих особенности теоретической и прикладной науки. Право и государство изучаются рядом наук: философией, политологией, социологией, геополитикой, историей и пр. В юридической науке эти два явления осваиваются с преимущественной ориентацией на то, чтобы обеспечить практические нужды, связанные с правовым регулированием, изданием и реализацией юридических норм.

Юридическая наука одновременно является и теоретико-мировоззренческой наукой, призванной раскрыть основные закономерности развития государства и права, их социальную роль, ценность, основные функции и т.д.; и практико-прикладной наукой, призванной способствовать конкретизации процессов законотворчества, государственного управления, правильному применению норм права.

Отсюда вытекают и функции юридической науки. Как и прочим сферам общественных знаний, юридической науке свойственны теоретико-познавательная и практически-прикладная (нормативная) функции. На основе уяснения сущности права, закономерностей его развития, путей и методов повышения его эффективности, научно-обоснованных прогнозов юридическая наука в соответствии со своей природой направлена на то, чтобы непосредственно и многосторонне направлять практическую деятельность юристов-практиков. Причем направлять на всех уровнях практики, т.е. и при выработке государственно-правовой политики, и при совершенствовании законодательства, и при разъяснении (толковании) права для его практического применения, и при рационализации юридико-технических средств, используемых в процессе реализации права.

Предметом юридической науки являются такие элементы правовой действительности:

1.закономерности права (в различных своих проявлениях, в том числе характеризующие право в действии)

2. догма права — непосредственно юридическое, технико-юридическое, конструктивное содержание образующих его отраслей и прочих структур

3. техника юриспруденции — та сторона правового регулирования, которая выражает обусловленные закономерностями и догмой права средства и приемы практической работы юридических органов по правотворчеству и применению права.

Догма права. В области юриспруденции принято говорить о том, что практикующие юристы и ученые-правоведы имеют дело с так называемой «догмой права». Слово «догма» в юриспруденции призвано отразить отношение людей (и правоведов, прежде всего) к тому главному, что образует предмет юридических знаний — жизненные ситуации, требующие правового решения.

Как отмечает С.С.Алексеев, самое существенное здесь заключается в том, что это словосочетание (ДОГМА ПРАВА) обозначает твердость и непререкаемость самой основы, в соответствии с которой решаются все юридические вопросы. Право, выраженное в законе и прочих нормативно-правовых актах или прочих источниках, предстает перед государством и людьми в точном значении слова «догма», т.е. в качестве стабильного твердого, неизменного на каждый конкретный данный момент, непререкаемого основания для поведения людей и действий государства, выносимых им решений42.

Cловосочетание «догма права» в области юридической деятельности и знаний обозначает то, что право в объективном понимании (как совокупность общеобязательных формально-определенных, установленных государством и гарантированных его принудительной силой правил поведения), существующее в данном обществе, в каждый данный момент — это то, что есть, строго определенная данность и неизменность. В отличие от политики и идеологии, в юридической области словосочетание «догма права», лишено привычных негативных оттенков: это вполне норомальный добропорядочный и профессионально престижный, знаковый в юридической области термин.

Вся совокупность юридических знаний, которые сложились и развиваются в рамках данной общественной науки, отличается целостностью и определенным единством: она посвящена единому объекту — объективной правовой действительности, теоретически осваиваемой на базе единых научных основ — тех методологических и мировоззренческих принципов, которые характерны для нее в целом.

Вся совокупность юридических знаний представляет собой определенную сумму общественных знаний, которая объективно по своему содержанию имеет определенную внутреннюю дифференциацию.

Главным критерием классификации юридической науки является предмет изучения данной науки, т.е. наличие отдельной формы движения данного участка объективной действительности. Таким объективным основанием в сфере правоведения являются основные элементы предмета юридической науки:

закономерности права, догма права, техника юриспруденции,

а при изучении непосредственно правового материала – отрасли права и прочие структурные элементы системы права.

Безусловно, в сферу предмета каждой юридической науки входят все элементы содержания правовой действительности. Нет таких подразделений юридической науки, которые не изучали бы закономерности правовой действительности, непосредственно нормативный материал, вопросы технико-юридического порядка. Но все дело в том, что в той или иной группе наук определенные элемент выступает на первый план и является основополагающим для сосредоточения всех научных фактов.

Существенное значение для классификации юридической науки на составные элементы имеет такое объективное основание как содержание общественных отношений. Особенности предмета изучения приводят к формированию науки в том случае, если они нашли свое выражение в специфических научных понятиях, идеях, теоретических конструкциях, классификациях. А эти конструкции должны отражать особенности данного предмета изучения, и представать как целостный, скоординированный во всех своих частях понятийный аппарат науки.

Состав юридической науки складывался исторически в соответствии с потребностями практики, уровнем, назревшими задачами и характером разработки правовых проблем. Формирование и развитие юридической науки связано с объективными условиями, назревшими потребностями общественной жизни, и в первую очередь, с потребностями юридической практики и юридического образования.

В составе правоведения исторически первыми выделились отраслевые и межотраслевые науки как обособленные в связи с формированием в системе тех или иных отраслей, нуждами практики и потребностями юридического образования, а также специальные прикладные науки (например, криминалистика и криминология), т.е. науки, касающиеся в первую очередь догмы права и техники юриспруденции.

При этом дифференциация (деление на виды) юридической науки происходит в основном в соответствии с профилирующими подразделениями современной системы права по таким циклам:

государствоведческие науки;

цивилистические науки (гражданско-правовые науки);

процессуальные науки (административный, уголовный, гражданский, хозяйственный процесс).

Юридическая наука в ее современном виде структурно дифференцирована на ряд отраслей:

наука конституционного права, наука гражданского права, наука уголовного права, наука международного права, наука административного права, наука финансового и налогового права, наука хозяйственного права и др.

На современном этапе развития украинского общества и государства возник ряд новых сфер общественных отношений, которые регулируются нормами права. Однако, не всегда наука успевает за развитием законодательства, и многие общетеоретические вопросы, равно как и вопросы практики правоприменения не находят должного научного отражения и освещения. Так, например, наука хозяйственного права, наука финансового и налогового права, наука административного процесса и ответственности и пр.

И чем более углубляется дифференциация юридической науки, тем настоятельнее потребность встречного процесса — интеграции правовых знаний. А потребности юридической практики вызывают необходимость концентрации внимания непосредственно на закономерностях правовой действительности. Этим объясняется возникновение и поступательное развитие общетеоретических (теоретико-исторических наук). Причем здесь в соответствии со своеобразием правоведения первоначально в Западной Европе и в России ХVІІІ-ХІХ вв. стала складываться общая позитивная теория, обобщающая область юридических знаний, затрагивающая в основном догму права. Вслед за тем, все больше и больше обособляясь от философии и социологии, стали формироваться в правоведении, переплетаясь при этом с общей позитивной теорией, интегрируясь с ней, философия права и социология права.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деонтология нотариуса | Возникновение юридической науки в Древнем Риме
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.