Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности




Тема 2. Правовые основы охраны окружающей среды.

План лекции:

1. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности

2. Экологическое образование и просвещение населения. Подготовка кадров и информационное обеспечение.

 

Учебная литература:

1.Основы экологии и экономика природопользования. Учебник. О.С.Шимова. Н.К. Соколовский. Минск БГЭУ 2002.

Основой государственного регулирования природопользова­ния является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды. Правовое регулирование природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов осуществляется в нашем государстве на ба­зе совокупности нормативно-правовых актов, к которым отно­сятся законы Республики Беларусь, указы, декреты и директи­вы Президента, постановления и распоряжения правительства, нормативные акты министерств и ведомств, а также междуна­родно-правовые акты, регулирующие внутренние экологичес­кие отношения на основе примата международного права.

Экологическое законодательство определяет права и обязан­ности организаций, учреждений, общественных объединений и граждан по обеспечению условий безопасного проживания на территории республики, а также гарантии прав граждан со сто­роны государства на здоровую и благоприятную для жизни ок­ружающую среду; устанавливает компетенцию специально уполномоченных государственных и иных органов в области ох­раны окружающей среды, а также лимиты на пользование при­родными ресурсами и платежи за природопользование; опреде­ляет экологические требования к хозяйственной и иной деяте­льности, особенности контроля и надзора в области охраны ок­ружающей среды, меры и условия наказания за нарушение при­родоохранного законодательства.

Белорусское природоохранное законодательство — одно из старейших в мире. Началом государственного регулирования правовых норм природопользования на территории Беларуси следует считать принятие в 1588г. Статута Великого княжества Литовского. На протяжении 250 лет он был действующим зако­ном и составлял основу всей правовой системы. В Статуте имеет­ся раздел десятый "О пущах, о ловах, о бортном дереве, об озе­рах и лугах", восемнадцать артикулов которого не только защи­щали права феодальной собственности, но и были направлены на охрану животного и растительного мира от хищнического уничтожения.

Формирование современной системы правового регулирова­ния природопользования связано с установлением советской власти. Основные виды природных ресурсов стали общенарод­ной (государственной) собственностью. Было принято немало административно-правовых актов, сыгравших впоследствии зна­чительную роль в природоохранной деятельности. Среди них — декреты о земле, о лесах, о недрах, о рыбных ресурсах, о запо­ведниках и др.

Проведение в Беларуси индустриализации, Великая Отечес­твенная война, послевоенное восстановление народного хозяй­ства отозвались все возрастающими нагрузками на окружаю­щую среду. В эти годы рациональное использование природных ресурсов рассматривалось под углом зрения всемерного ускоре­ния темпов экономического роста, а усиление их охраны отодвигалось на то время, когда будет создан необходимый экономиче­ский потенциал.

Такие негативные явления, как выработка ряда месторожде­ний полезных ископаемых, вырубка лесов, изъятие плодород­ных земель под несельскохозяйственные нужды, загрязнение воды и воздуха, остро проявились на всей территории СССР и в Беларуси на рубеже 60—70-х годов и потребовали срочного реше­ния проблем охраны природы. Во всех союзных республиках разрабатывались правовые основы охраны окружающей среды. В Беларуси Закон об охране природы впервые был принят в 1961 г. Появились и другие законодательные акты природоох­ранной направленности.

Однако экологическое законодательство в бывшем СССР яв­лялось по существу сводом политических деклараций, редко подкрепленных соответствующими механизмами реализации. И хотя официально считалось, что природоохранная деятель­ность в республике регулировалась Законом "Об охране окружа­ющей среды", Водным и Лесным кодексами, Кодексами о земле, недрах, республиканскими законами об охране и использовании животного мира, об охране здоровья, об охране атмосферного воз­духа, положением об охоте, правилами рыболовства и другими законодательными актами, ряд законов и указов широко не пуб­ликовался и не распространялся. Многие ответственные работни­ки и население в результате не знали правовых норм в области охраны природной среды. Большинство принятых в 70—80-е годы законодательных актов ныне устарели и не соответствуют изменившейся экономической и экологической ситуации.

В 90-е годы в Беларуси были сделаны важные шаги по запол­нению законодательного вакуума в сфере экологии. Только за последние 6 лет Парламентом были приняты в новой редакции 16 важнейших законов, отвечающих требованиям происходя­щих в экономике преобразований. Основу современного законо­дательства в области охраны окружающей среды и природопо­льзования составляют:

♦ Конституция Республики Беларусь (ст. 34, 46, 55) от 15.03.1994 г., с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.;

♦ Концепция государственной политики Республики Бела­русь в области охраны окружающей среды, утвержденная Вер­ховным Советом 06.09.1995 г.;

♦ Законы Республики Беларусь:

"О налоге за пользование природными ресурсами (экологи­ческий налог)" (1991);

"Об охране окружающей среды" (1992);

"О государственной экологической экспертизе" (1993, в ред. 2000);

"Об отходах производства и потребления" (1993, в ред. 2000);

"Об особо охраняемых природных территориях и объектах" (1994, в ред. 2000);

"Об охране и использовании животного мира" (1996);

"Об охране атмосферного воздуха" (1997);

"О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (2000) и др.;

Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997);

Водный кодекс Республики Беларусь (1998);

Кодекс Республики Беларусь о земле (1999);

Лесной кодекс Республики Беларусь (2000).

 

В Конституции Республики Беларусь, ст.34 гласит, что гражданам РБ гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

В ст.46 говориться, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Принимает меры по оздоровлению окружающей среды.

Охрана природной среды – долг каждого, определяет ст.55.

Основные направления работы по реализации государственной экологической политики изложены в Концепции государственной политики РБ в области охраны окружающей среды. Главным направлением государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды является осуществление заложенного в Конституции права граждан на благоприятную для жизни окружающую среду, прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом, а также на компенсацию ущерба, нанесенного здоровью или имуществу в результате нарушения этих прав.

Обеспечение права граждан на безопасную окружающую среду определяется Конституцией Республики Беларусь, социально направленным законодательством по проблемам окружающей среды, основой которого является принятый в 1992 году Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" в сочетании с комплексом уже принятых и принимаемых законодательных актов в области охраны окружающей среды и принципов природопользования.

Основными принципами Концепции государственной политики в области охраны окружающей среды являются:

1) государственная собственность на все виды природных ресурсов, предусматривающая возможность передачи их на основе соответствующего законодательства в постоянное либо временное пользование отдельным юридическим и физическим лицам. Исключением является земля как особый вид природных и хозяйственных ресурсов, которая может находиться в государственной и частной собственности;

2) охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, т.е. территорий, полностью либо частично выведенных из хозяйственного пользования в природоохранных целях;

3) законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета система государственного контроля за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов, качеством продуктов питания, безопасностью промышленной и сельскохозяйственной продукции для окружающей среды и здоровья населения с обязательным разделением по всем звеньям системы контрольных и природопользовательных функций;

4) законодательно обеспеченная система многоступенчатой государственной экологической экспертизы проектируемых, строящихся и эксплуатирующихся хозяйственных объектов, подтвержденная экономической и правовой ответственностью за невыполнение ее требований или игнорирование ее проведения;

5) привлечение к делу охраны окружающей среды и контроля за ее состоянием широких слоев населения, общественных организаций и движений; поддержка на государственном уровне общественных организаций и движений, занимающихся проблемами охраны окружающей среды, здоровья человека, охраны живой и неживой природы;

6) экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя:

- платность природопользования, предусматривающую плату за пользование всеми видами природных ресурсов, сбросы и выбросы в окружающую среду загрязняющих веществ и размещение отходов и позволяющую при этом в качестве исключения бесплатное пользование гражданами некоторыми видами дикорастущих растительных ресурсов (сбор грибов, ягод и т.д.);

- льготное кредитование и налогообложение природоохранной

деятельности, строительство природоохранных объектов, включая льготное кредитование из внебюджетных фондов охраны природы;

- поддержку на государственном уровне предприятий и организаций всех форм собственности, занимающихся проблемами экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

7) система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, за счет нарушителя;

8) совершенствование законодательной базы, системы возмещения потерь виновными в загрязнении окружающей среды на внутригосударственном и межгосударственном уровнях;

9) участие в решении глобальных экологических проблем, в том числе:

- сохранении биоразнообразия;

-охране озонового слоя;

-предотвращении антропогенного изменения климата;

-охране лесов и лесовосстановлении;

-развитии и совершенствовании системы охраняемых природных территорий различного ранга и назначения;

-регламентации торговли редкими и находящимися на грани уничтожения видами животных и растений.

 

Важным шагом в обеспечении правовой защиты природы явился Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды", вступивший в силу в январе 1993 г. Этот закон призван обеспечить правовые основы природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здо­ровья среду обитания, определить экологические основы охра­ны окружающей среды в интересах настоящего и будущих по­колений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, правительства и местных Советов в выра­ботке и реализации экологической политики, установлена юридическая основа для процесса экологической экспертизы, экологического мониторинга, выделения природных охраняе­мых территорий и зон экологического бедствия; предусмотре­но создание целевых фондов для финансирования мероприя­тий по защите окружающей среды, введение компенсации за ущерб, нанесенный гражданам в результате загрязнения окру­жающей среды, что дает право судам рассматривать иски граж­дан или юридических лиц в связи с ущербом такого рода. Но за прошедшие с момента принятия данного закона годы многие его положения устарели или требуют корректировки и допол­нений, поэтому Минприроды и другими заинтересованными ведомствами подготовлен законопроект "О внесении измене­ний и дополнений в Закон Республики Беларусь "Об охране ок­ружающей среды".

 

Важным рычагом осуществления государственной природоохранной политики в стране является проведение государственной экспертизы проектов на строительство или реконструкцию предприятий. В системе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе. В структуре областных и Минского городского комитетов природных ресурсов и охраны окружающей среды также есть отделы по государственной экологической экспертизе проектов.

Проведение государственной экологической экспертизы в Беларуси помимо Закона ""Об охране окружающей среды"" регулируется также Законом Республики Беларусь ""О государственной экологической экспертизе"" от 18 июня 1993 г., в котором определены цели государственной экологической экспертизы, ее место в системе принятия решений, устанавливается общий порядок организации и проведения экспертизы, права и обязанности сторон, порядок обжалования заключений и рассмотрения споров.

Ежегодно специализированными экспертными подразделениями Минприроды рассматривается около 4500 проектных материалов на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов хозяйственной деятельности. Около 30% рассмотренной проектно-сметной документации отклоняется в связи с недостаточной проработкой проектных решений по охране природы. Чаще всего это касается проектов на строительство объектов теплоэнергетики и промышленных предприятий в крупных городах.

 

Следует отметить, что 90-е годы ознаменовались принятием в республике ряда правовых актов, не имевших аналогов в на­шей истории. Это связано с формированием рыночной модели экономики, проникновением товарно-денежных отношений в сферу природопользования, что позволяет создать материаль­ную заинтересованность субъектов хозяйствования в ресурсос­бережении и охране окружающей среды. Речь идет в первую очередь о законах, регламентирующих введение платности при­родопользования: "О платежах за землю" (1991), "О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)" (1991), "Об отходах производства и потребления" (2000).

Новым, "рыночным" законом, создавшим юридические предпосылки для развития всех форм собственности и хозяй­ствования на земле, рационального ее использования и охраны, явился закон "О праве собственности на землю" (1993). Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бела­русь "О праве собственности на землю" (1997) расширен круг субъектов частной собственности на землю. Теперь земля в Бе­ларуси может быть в частной собственности не только граждан республики (для ведения личного подсобного хозяйства, строи­тельства и обслуживания жилого дома, садоводства и дачного строительства), но и в собственности юридических лиц, в том числе зарубежных, если на этой земле располагаются привати­зированные данными лицами производственные объекты или объекты по оказанию услуг.

 

Закон Республики Беларусь ""Об отходах производства и потребления"" от 25 ноября 1993г. с дополнениями и изменениями регулирует вопросы образования, хранения, утилизации (захоронения) твердых, опасных и радиоактивных отходов. Этот закон создает юридические предпосылки для предотвращения или уменьшения отрицательного влияния отходов на окружающую среду и человека при обращении с ними и максимальному вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве дополнительного источника сырья.

В системе государственных регуляторов охраны окружающей среды главенствующая роль принадлежит экологическим нормативам. Это в первую очередь допустимые уровни содержания вредных веществ в природных средах, которые обычно выражаются в предельно допустимых концентрациях (ПДК) для воздушной и водной среды и регламентируются через лимиты выбросов (сбросов). Качество атмосферного воздуха постоянно контролируется по 543 загрязнителям, водных источников – по 1373.

 

Материальная заинтересованность природопользователей в решении вопросов охраны окружающей среды осуществляется через экономический механизм. Основными экономическими рычагами в области охраны окружающей среды в Беларуси являются:

-льготное кредитование природоохранной деятельности;

-лимиты на негативные воздействия на природную среду;

-налоги и другие платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, -размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

-возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.

Важным является то, что размеры налогов и платежей зависят не только от объемов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природные среды, но и от того, вкладывается ли природопользователь в установленные лимиты. За сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов) платежи взимаются в 3-5 кратном размере. При этом, если платежи за негативные воздействия на окружающую среду в пределах установленных лимитов включаются в себестоимость и цену производимой продукции, то сверхлимитные – выплачиваются из прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

За счет платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, платы за размещение отходов, штрафов за нарушение природоохранного законодательства и средств, полученных в возмещение ущерба, причиненного природной среде в основном формируются фонды охраны природы. Средства, поступающие в эти фонды, распределяются в следующем соотношении: 60% этих средств перечисляется в городские и районные, 30% – в областные и 10% – в республиканский фонд охраны природы.

В системе инвестирования природоохранной деятельности все мероприятия по охране окружающей среды, включая строительство очистных сооружений, приобретения приборов контроля, как правило, финансируются за счет собственных средств природопользователя. Строительство общегородских очистных сооружений региональных природоохранных мероприятий финансируется в основном из местных бюджетов и фондов охраны природы. Осуществление государственных научно-технических и других природоохранных программ и мероприятий, в основном, финансируется из средств государственного бюджета и республиканского фонда охраны природы.

В Республике Беларусь сложилась целостная система программирования мероприятия по охране окружающей среды и прогнозированию ее состояния. Наиболее масштабными и характерными в этом плане являются ""Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на 1996-2000гг. "Государственная научно-техническая программа " Природопользование и охрана окружающей среды на 1997-2000 гг.", упоминавшаяся ""Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь" на период до 2010 г. Кроме того, широко практикуется разработка и реализация программ и комплексных проектов по решению конкретных проблем в области охраны окружающей среды. К таким программа следует отнести программу развития сети особо охраняемых природных территорий, защиту населения от последствий чернобыльской катастрофы, программу "Здоровье" и др. Сложившаяся практика перспективного и текущего планирования программной деятельности позволяют достаточно успешно решать многие экологические проблемы.

Как достижение следует рассматривать: создание в Беларуси широкой сети особо охраняемых природных территорий; восстановление нарушенных хозяйственной деятельностью природных объектов; увеличение до 36% удельного веса лесистости территорий; развитие мощного потенциала экологической науки и успешное решение многих других вопросов.

В глобальном масштабе, учитывая степень освоенности природных территорий и ресурсов и сложившуюся экологическую ситуацию, основной комплекс проблем сохранения биологического и генетического разнообразия природы может быть решен благодаря научно обоснованной системе особо охраняемых природных территорий и объектов. В соответствии со ст. 40 Закона Республики Беларусь ""Об охране окружающей среды"" к ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы, а также виды животных и растений, занесенные в национальную Красную книгу. 20 октября 1994 г. был принят специальный Закон Республики Беларусь "Об особо охраняемых природных территориях и объектах" в преамбуле которого подчеркивается, что при создании и использовании особо охраняемых природных территорий и объектов (ООПТ) социально-экологические интересы имеют приоритет перед экономическими. Лучшей формой охраны является заповедные территории, предусматривающее изъятие их из традиционного хозяйственного оборота, что обеспечивает сохранение природных экосистем и поддержание в них естественного хода филогенеза. Охрана природного разнообразия – важнейший, хотя и специфический, вид хозяйственной деятельности, требующий определенных трудовых и материально-финансовых затрат.

В настоящие время в Беларуси сеть особо охраняемых природных территорий включает: 1 заповедник, 4 национальных парка (общая их площадь 417615 га, или 2% территорий страны, в них работает около 1800 чел.), 82 заказника и 162 памятника природы. Общая площадь ООПТ – 1,2 млн. га, или 5,9% площади страны. Сеть ООПТ формируется на основе Схемы рационального размещения охранных территорий Республики Беларусь, утвержденной постановлением Кабинета Министров РБ №132 от 13 марта 1995г.

 

Во исполнение своих обязательств, вытекающих из ратифицированной в 1993г. Беларусью Конвенции о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро 1992г.) разработаны и реализуются "Национальная стратегия и План действий по сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия Республики Беларусь" (одобрены в 1997г. правительством).

В Беларуси в настоящие время функционирует 4 основных общественных объединения: -Белорусское общество охраны природы (БООП), действует более 30 лет, имеет свои региональные организации практически во всех областях, городах и районах страны, а также первичные организации во многих трудовых коллективах;

-Белорусское общество охотников и рыболовов (БООР), тоже одно из старейших общественных объединений. Имеет разветвленную сеть областных, районных и первичных организаций. За охотколлективами этого общества на правах аренды закреплена основная часть охотугодий;

-Белорусское молодежное экологическое движение ""Белая Русь"". Отличительная его черта – отсутствие четкой организационной структуры и фиксированного постоянного членства. Многие городские и районные структуры этого движения, республиканский координационный совет проявляют высокую практическую активность, являются инициаторами и участниками многих акций природоохранной направленности, поддерживают постоянные связи с зарубежными природоохранными общественными объединениями;

-Белорусский социально-экономический союз – основное внимание концентрирует на проблемах, связанных с негативными последствиями чернобыльской катастрофы.

Также действует более 30 зарегистрированных объединений, главной целью которых является решение различных социальных, экологических и экономических проблем, вызванных последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Парламентом рассматривается еще ряд законопроектов, а в рамках Союза Беларуси и России ведется работа по гармониза­ции законодательств по охране окружающей среды и социаль­ной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты Закона Союзного государства "Об охране окружающей среды", а также единой концепции За­кона "О социальной защите населения, пострадавшего вслед­ствие катастрофы на ЧАЭС".

 

Несомненно, законотворчество последних лет является ша­гом вперед в деле правового регулирования природоохранной деятельности. Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоп­риятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. Кро­ме того, рыночные преобразования в экономике диктуют необ­ходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; при­нятия законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями; вне­сения изменений в банковское законодательство в части креди­тования деятельности, связанной с воздействием на окружаю­щую среду, и др.

 

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нане­сенного природной среде ущерба.

В области природопользования наиболее распространенны­ми являются меры административной ответственности — штрафы, предупреждения, запреты (временное закрытие пред приятии или запрет на пользование природными ресурсами). В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об администра­тивных правонарушениях к таковым относятся посягательство на государственную собственность, нарушение прав государ­ственной собственности на землю, недра, воды, леса, животный мир, а также мелкое хищение государственного или обществен­ного имущества. Административными правонарушениями счи­таются также не использование земель; несоблюдение требова­ний природоохранного режима их использования; нарушение правил землепользования в районах, подвергшихся радиоак­тивному загрязнению; порча земель; нарушение требований по охране недр; несоблюдение правил водопользования, незакон­ная порубка и повреждение деревьев и кустарников, сбор расте­ний, занесенных в Красную книгу, и др.

Дисциплинарная ответственность предусматривается за неисполнение или ненадлежащее исполнение лицами своих должностных обязанностей, приведшее к нарушению природо­охранного законодательства без нанесения значительного ущер­ба состоянию природной среды или здоровью граждан. К мерам такой ответственности относятся выговоры, лишение премий, понижение в должности и т.п. Наложение дисциплинарного взыскания не освобождает нарушителя от возмещения матери­ального ущерба, если таковой образовался в результате содеян­ного нарушения.

Материальная, или имущественная, ответственность на­рушителей природоохранного законодательства состоит в воз­мещении ущерба, причиненного их неправомерными действия­ми. Предприятия возмещают нанесенный ущерб по специаль­ным таксам или в соответствии с общими нормами гражданско­го законодательства на основании решения суда по иску потер­певшей стороны.

К уголовной ответственности привлекаются субъекты, ви­новные в нанесении значительного ущерба природной среде, по­влекшего гибель людей или особо крупные материальные поте­ри. Конкретные составы экологических преступлений установ­лены в Уголовном кодексе Республики Беларусь (ст. 263—284), в частности, умышленное уничтожение либо повреждение особо охраняемых природных объектов; нарушение требований эко­логической безопасности при проектировании, размещении, строительстве или в процессе эксплуатации промышленных или иных объектов, повлекшее смерть, либо заболевания лю­дей, либо причинение ущерба в особо крупном размере; порча земли; нарушение правил охраны недр; загрязнение либо засо­рение вод; загрязнение, уничтожение либо повреждение леса и др. К лицам, совершившим подобные преступления, могут при­меняться такие меры воздействия, как ограничение или лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества, лишение права занимать определенные должности и другие ви­ды наказаний, предусмотренные законодательством.

С целью совершенствования правового регулирования раци­онального природопользования в 1990г. создана Белорусская природоохранная прокуратура, деятельность которой сконцен­трирована на проблемах охраны окружающей среды. Прокура­тура осуществляет высший надзор за исполнением природоох­ранного законодательства, соблюдением законности при рас­смотрении уголовных дел в сфере экологии народными судами, обеспечением возмещения вреда за счет виновных и т.д.

Важную роль в пресечении правонарушений в сфере эколо­гии играют службы контроля и общественные организации, од­нако только меры запретительного характера не решат пробле­му сохранения нашей природной среды. Огромное значение в ее решении имеет воспитание граждан в духе бережного отноше­ния к богатствам природы как к национальному достоянию, уважения к законам, которыми они охраняются, нетерпимости к фактам расточительного отношения к ресурсам природы. Имеющаяся у нас правовая основа природоохранной деятельно­сти нуждается как в обеспечении ее экономическими механиз­мами реализации, так и в создании сети непрерывного экологи­ческого образования, воспитания и просвещения граждан. То­лько в этом случае можно рассчитывать на действенность право­вой защиты природной среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.