Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административное управление природопользованием




До недавнего времени наиболее распространенными и дей­ственными в системе управления природопользованием были административные методы. Они применялись в условиях моно­польного владения государством природными ресурсами, уста­новления правовых норм и порядка воздействия на окружаю­щую среду заинтересованными ведомствами - природопользователями, сохранения предприятий, наносивших ущерб природе, в десятки раз превышающий стоимость выпускавшейся продук­ции. В такой обстановке только административное управление позволяло без применения жестких экономических санкций (которые попросту разорили бы предприятие) в какой-то мере сдерживать эколого-катастрофические ситуации.

Общесистемные функции административного управления обычно включают такие виды деятельности:

—планирование, в том числе формирование целей, задач, определение необходимых ресурсов для их выполнения (мате­риальных, финансовых, кадровых), формирование приорите­тов, прогнозирование результатов;

—проведение организационных мероприятий с выполнени­ем детальной классификации предстоящих работ;

—подбор и расстановку кадров, повышение их квалифика­ции с учетом новых задач и выдвигаемых требований;

—технологическое и санитарно-гигиеническое нормирова­ние хозяйственной деятельности, нормирование качества вы­пускаемой продукции и окружающей среды;

—выполнение контрольных и учетных функций, лицензи­рование различных видов природопользования, осуществление мониторинга окружающей среды, разработку экологических правил, нормативно-правовых актов и т.п.

Основными инструментами административного регулирова­ния являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постанов­ления, руководства, применяемые государственными природо­охранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п.

Центральное место в административном регулировании при­надлежит системе экологических стандартов, которая подра­зумевает установление единых и обязательных для всех объек­тов управления экологических норм и требований.

Экологи­ческие стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды:

стандарты качества окружающей среды, регламентиру­ющие допустимое состояние воздушного, водного бассейнов, почв и других природных сред. Устанавливаются по уровню концентрации загрязнений в природной и техногенной средах, который не должен превышать ПДК для каждого из загрязни­телей. Поскольку возможный эффект зависит от времени воз­действия, то есть от полученной дозы, выделяют нормативы ПДК среднесуточные и максимальные разовые. Впервые нор­мативы качества атмосферного воздуха были установлены в СССР в 1951г. для десяти самых распространенных загрязни­телей: оксидов серы, азота, углерода, взвешенных веществ, сероуглерода, сероводорода. В 1968г. аналогичные стандарты имелись уже в 8 странах;

стандарты воздействия на окружающую среду опреде­ленного производственного процесса — эмиссионные стандарты — регламентируют уровень выбросов (сбросов) из данного точечно­го источника (трубы) после применения очистного оборудова­ния. Расчеты таких стандартов, называемых предельно допус­тимыми выбросами (сбросами) (ПДВ, ПДС), проводят с учетом рассеивания выбросов, наложения их на фоновое загрязнение и суммирования выбросов (сбросов) всех источников. В некото­рых случаях в качестве компромисса устанавливаются времен­ные нормативы — временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), — когда по каким-то объективным причинам (соци­ально-экономического характера) нормативы ПДВ(ПДС) не мо­гут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный срок убывающими во времени с условием дос­тижения уровня ПДВ(ПДС) в результате реализации соответ­ствующей программы;

технологические стандарты устанавливают определен­ные экологические требования к технике, оборудованию, про­цессам производства или очистной технологии. В Германии, например, весьма жесткие нормативы выбросов для котлов, ра­ботающих на органическом топливе. В большинстве стран вве­дены также нормативы на выбросы сжигающих установок, от­работавших газов автотранспорта и др.;

стандарты качества продукции, или товарные стандар­ты (по экологичности продуктов, изделий, сырья и т. п.). Нап­ример, стандарт содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.

Переход нашей страны к социально ориентированной ры­ночной экономике требует безусловного соблюдения единых норм и правил, выработанных международным сообществом. Международная организация по стандартизации (ИСО), объеди­няющая более 100 стран, разрабатывает не только единые стан­дарты методов контроля качества окружающей среды, но и эко­логического управления — стандарты ИСО серии 14 000, вклю­чающие требования и руководство по использованию системы экологического управления, руководство по экологическому ау­диту, основные принципы экологической маркировки, принци­пы оценки жизненного цикла продукции (начиная с получения сырьевых материалов, включая производство, эксплуатацию и утилизацию, воздействие на население и состояние экологичес­ких систем) и др. Изучение, освоение и "принятие на вооруже­ние" международной системы стандартов ИСО—14 000 будет способствовать совершенствованию системы управления приро­допользованием в нашей республике.

Помимо экологических стандартов (нормативов), админис­тративное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на ви­новников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.).

Так, прямые запреты на производство продукции или использование первичных ресурсов применяются, когда их пре­кращение становится жизненно необходимым. Например, было запрещено применение высокотоксичного пестицида ДДТ, ког­да выяснилось его губительное воздействие на иммунную систе­му живых организмов, а согласно Венской конвенции и Монре­альскому протоколу к концу XX ст. предполагался полный зап­рет на производство и потребление хлорфторуглеродов, разру­шающих озоновый слой. Если же масштабы воздействия (пот­ребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т.п.) лишь ограничиваются, то вводятся лимиты, или квоты. Иногда введение лимитов предшествует полному запрету, как в случае с производством озоноразрушающих веществ. Мировое сообщество приняло решение поэтапно отказаться от их применения.

Сертификаты на использование земли, воды, на выб­росы и т.п. выдаются природопользователям, как правило, ког­да для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, на забор определенного объема воды, на выбросы некоторого количества вредных веществ и т.п.

Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подле­жащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и во­зобновляются через установленное время.

В странах ЕС выдача разрешения на выбросы является обя­зательной процедурой для всех крупных промышленных объек­тов и энергетических установок. В США разрешения на выбро­сы загрязняющих веществ в атмосферу выдаются администра­цией штатов при условии достижения ими национальных стан­дартов качества воздуха.

Главный принцип административного управления природо­пользованием в Беларуси — разрешительно-запретительный. Суть его состоит в том, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его орга­нами (или другими уполномоченными властными структурами) устанавливаются лимиты на пользование природными ресурса­ми, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отхо­дов и т.д. и в соответствии с ними выдаются разрешения субъек­там хозяйствования на природопользование: разрешения на заготовку леса (лесорубочный билет), на специальное водопользо­вание, на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и т.п.

Ответственные работники Минприроды и его органов или дру­гих уполномоченных властных структур имеют право приостанав­ливать деятельность предприятий в случае ее несоответствия нор­мам экологической безопасности, составлять протоколы и нала­гать административные взыскания на граждан и должностных лиц за нарушение природоохранного законодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.