Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема3-4. Финансовая система и фискальная политика




Основные вопросы

 

1. Финансовая система и ее субъекты.

2. Налоги как инструмент фискальной политики.

3. Правительственные расходы. Мультипликатор государственных расходов и налогов.

4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.

 

1. Финансовая система и ее субъекты.

 

 

Важнейшим инструментом макроэкономической политики вы­ступают финансы. Они стимулируют или, напротив, ограничивают развитие отдельных отраслей, частных предприятий и фирм, соз­дают предпосылки для снижения издержек и повышения конку­рентоспособности фирм на мировом рынке.

Финансы – это система сложившихся в обществе экономи­ческих отношений по формированию и использованию фондов де­нежных средств или финансовых ресурсов на основе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и национального до­хода

Характерные черты финансов:

- денежная форма;

- распределительный характер отношений;

- распределение стоимости через финансовые ресурсы, кото­рые функционируют в фондовой, либо нефондовой формах.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Функции фи­нансов – это специфический способ выражения присущих финан­сам свойств. Распределительная функция проявляется в том, что финансы активно участвуют в распределении и перераспределении ВВП, национального дохода между участниками общественного произ­водства, отраслями хозяйства, регионами, сферой материального производства и социально-культурной сферой. Контрольная функция проявляется в контроле со стороны об­щества за производством, распределением, обращением экономи­ческого продукта. Поле действия финансового контроля очень ши­рокое. Контроль за формированием и использованием стоимост­ных, финансовых показателей охватывает разные стороны произ­водственной, снабженческой, сбытовой деятельности предприятий и организаций. Поэтому зачастую становится трудным отделить финансовый контроль от экономического.

В правовом государстве финансово-экономический контроль крайне необходим. Он должен исходить от высших органов госу­дарственной власти. Контроль за выполнением доходной части бюджета обеспечивается финансовыми, налоговы­ми, таможенными и другими органами, которые организуют работу по взиманию налогов и следят за своевременным и правильным порядком их уплаты. Контроль за этими процессами идет через Министерство финансов Российской Федерации, Государствен­ную налоговую службу России, а также таможенные органы.

Развитие акционерных форм собственности привело к созда­нию нового для нашей страны института независимого внешнего финансового контроля – аудита.

Финансовая система в широком смысле слова представляет со­бой совокупность финансовых отношений, существующих в рам­ках данной экономической формации; в узком смысле слова – это система финансовых учреждений, социально-экономическое со­держание, функции и структура которых определяются политикой государства и которая включает в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы. Финансовая система включает в себя бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, коммерческих и некоммерческих структур и прочие специальные денежные фонды.

Финансовая система включает в себя общегосударственные, от­раслевые и общественные финансовые отношения. Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финан­сов, образующих финансовую систему, выделяется три крупные сферы (без учета домашних хозяйств):

- финансы предприятий, учреждений, организаций;

- страхование – значительная часть финансовой системы, свя­занная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с на­личием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

- государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимо­сти общественного продукта и части национального фонда.

Развитие рыночной инфраструктуры невозможно представить без системы кредитования. Кредитная система как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободные де­нежные капиталы, доходы, сбережения различных субъектов рын­ка и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству, частным ли­цам. В системе кредитования образуются своеобразные финансо­вые отношения, что позволяет их выделить в отдельную сферу.

Финансовая система характеризуется не только составом вхо­дящих в нее частей (сфер), но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), которые связывают главных субъектов финансовых отношений.

Финансы – это сфера общественных отношений, которая явля­ется объектом политического воздействия. Воздействие на финан­сы осуществляется посредством финансовой политики. Главная за­дача финансовой политики – обеспечение соответствующими фи­нансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития. Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, на­правленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распреде­ление и использование для выполнения государством его функций.

Центральное место в системе государственных финансов при­надлежит государственному бюджету.Государственный бюджет – это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. Совокупность входящих в него организационных структур образует бюджетную систему. Бюджетная система – одно из ведущих звеньев государственного управления экономикой.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный ме­ханизм, отражающий особенности страны, ее социально-экономического строя, государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение – государственный и мест­ный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджеты субъектов федерации, штатов, земель и соответствующих им административных образований.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государ­ства с юридическими лицами и населением, и заключается в пере­распределении национального дохода в связи с образованием и ис­пользованием средств для финансирования хозяйства, осуществле­ния социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осущест­вления антикризисных мероприятий.

Бюджет современного государства представляет собой сложный многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций.

Распределительная функция проявляется в результате исполь­зования сконцентрированных у государства денежных средств на удовлетворение общественных потребностей: это межотраслевое, межтерриториальное, федеральное, городское перераспределение средств, обусловленное тем, что в отношения с бюджетом вступа­ют почти все участники общественного производства.

Контрольная функция проявляется в проведении контролирующих мер, направленных на выявление того, насколько своевре­менно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как складываются пропорции в распределении средств, как они используются. Функцию осуществляют налоговые инспекции, налоговая полиция, центральный банк и другие органы.

Государственный бюджет – годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны. По завершению финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

Между бюджетом центрального правительства и местными бюджетами существуют довольно сложные отношения, связанные с разделом источников бюджетных доходов, финансированием ме­стных бюджетов со стороны центрального правительства путем перераспределения средств в масштабе страны и др.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды – денеж­ные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд (например, пенсионный фонд Российской Федерации). Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюдже­та.

Внебюджетные фонды расширяют возможность вмешательства правительства в экономику, минуя бюджет и, следовательно, пар­ламентский контроль. В США – более 800 внебюджетных фондов. В России численность внебюджетных фондов невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в отдельных регионах страны.

В бюджете находят свое отражение структура расходов и дохо­дов государства. Расходы показывают направление и цели бюд­жетных ассигнований.

Доходы федерального бюджета формируются за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов; единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога; дивидендов по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации – в размере 100 процентов доходов; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Российской Федерации – в размере 100 процентов доходов; консульского сбора, взимаемого на территории Российской Федерации – в размере 100 процентов доходов; платы за выдаваемые паспорта, в том числе заграничные, документы о приглашении в Российскую Федерацию лиц из других государств, визы и вид на жительство в Российской Федерации, выдаваемые иностранным гражданам и лицам без гражданства – в размере 100 процентов доходов; платы за предоставление информации по единому государственному реестру налогоплательщиков – в размере 100 процентов доходов; платы за предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц – в размере 100 процентов доходов; пробирной платы (пробирного сбора), платы за сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них – в размере 100 процентов доходов; платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального резерва и прочих доходов от операций с государственным материальным резервом – в размере 100 процентов доходов; платы за отдельные виды услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти; прибыли Центрального банка Российской Федерации; патентных пошлин и регистрационных сборов за официальную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, за исключением средств, поступающих от Международного бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности – в размере 100 процентов доходов; доходов от деятельности совместного предприятия «Вьетсовпетро» – в соответствии с законодательством Российской Федерации; части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; доходов от реализации имущества государственных унитарных предприятий, учреждений и военного имущества – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; доходов, поступающих от выдачи Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации сертификатов, паспортов бартерных сделок и от оказания им консультационных услуг – в размере 100 процентов доходов; средств от распоряжения и реализации имущества, конфискованного во исполнение судебных решений или актов иных органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, признанного в установленном порядке бесхозяйным, а также изъятого федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией, и иного имущества, обращенного в федеральную собственность по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации – в размере 100 процентов доходов за вычетом затрат на распоряжение и реализацию указанным имуществом в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; доходов, поступающих от уплаты платежей при пользовании недрами, и доходов от платы за геологическую информацию о недрах; доходов от эксплуатации и использования имущества федеральных автомобильных дорог – в размере 100 процентов доходов; доходов от использования лесного фонда, находящегося в ведении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности (средств, поступающих за счет отчислений от лесных податей и арендной платы сверх минимальных ставок за древесину, отпускаемую на корню, платы за другие виды лесопользования, а также платы за перевод лесных земель в нелесные и изъятие земель лесного фонда) – в размере 50 процентов доходов; прочих поступлений от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, а также поступлений от разрешенных видов деятельности федеральных учреждений, финансируемых из федерального бюджета (за исключением доходов, по которым настоящим Федеральным законом установлен иной порядок исполнения); доходов от продажи нематериальных активов – в соответствии с законодательством Российской Федерации; доходов от применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, компенсаций, возмещения ущерба – в соответствии с законодательством Российской Федерации; средств исполнительского сбора, взимаемого в процессе исполнительного производства – в размере 80 процентов доходов; доходов от внешнеэкономической деятельности – в размере 100 процентов доходов; доходов от реализации на экспорт урановой продукции – в размере 100 процентов доходов; прочих налогов, сборов, пошлин и платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распределение расходов федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям: на государственное управление и местное само­управление; на функционирование главы государства – Президента Российской Федерации; функционирование законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти; деятельность финансовых и налоговых органов; судебной системы; международную деятельность, международное сотрудничество; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; на развитие промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства; охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии, транспорта, связи и информатики, развитие рыночной инфраструктуры, малого бизнеса и предпринимательства; предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; на образование; на развитие культуры, искусства и кинематографии; средств массовой информации, телевидения и радиовещания, периодической печати и издательства; на развитие здравоохранения и физической культуры; осуществление социальной политики; обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга, обслуживание государственного внешнего долга, на финансовую помощь другим бюджетам бюджет­ной системы, на исследование и использование космического пространства и др.

В доходах бюджета находят выражение экономические отноше­ния, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти отношения при совершении платежей в виде на­логов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фон­да государства. В бюджет поступают сборы за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы, акцизные сборы, та­моженные пошлины и др.

Расходование государственного бюджета – это экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюд­жетных средств на нужды хозяйства и выполнение функций госу­дарства. Расходы правительства – это правительственные закупки товаров и услуг (закупка оружия, разнообразное строительство, оплата услуг судей и др.) и трансфертные платежи (пособия по безрабо­тице, выплаты по социальному страхованию, пособия ветеранам и др.).

Значительные бюджетные средства, расходуемые на осуществ­ление социально-культурных мероприятий, направляются на раз­витие образования, культуры, здравоохранения, на повышение со­циального обеспечения тех слоев населения, которые в этом нуж­даются.

Что касается расходов на управление, то они необходимы в свя­зи с тем, что государство выполняет важные хозяйственно-организаторские функции и должно обеспечивать управленческую деятельность.

В тех случаях, когда имеющиеся у бюджета доходы недоста­точны для осуществления необходимых расходов, возникает бюд­жетный дефицит.

Бюджетный дефицит означает превышение расходной части над доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходит­ся прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной сис­темы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денеж­ного обращения и является основной причиной инфляции. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вы­зван необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост ВВП, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть зара­нее спланированы.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются пер­спективы его преодоления, и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости ВВП, его не следует считать исключительным событием. Но когда бюджетный дефицит глубок и отражает кризисные явления в экономике, ее развал, не­эффективность финансовых связей, тогда это наносит огромный ущерб обществу, и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющи­мися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы до­хода считается допустимым (по установившимся международным стандартам, бюджетный дефицит не должен превышать 5% от ВВП), дефицит более 20% – критический.

В случаях превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5, 10, 15% и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и сфер хозяйст­венной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение расходов.

В целях покрытия бюджетного дефицита используются разно­образные формы государственного кредита, как внутреннего, так и внешнего. Прибегая к займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов, или излишков. Это бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Рост государственного долга сокращает запас капитала в эко­номике, следовательно, уровень ВВП и уровень жизни населения в будущем.

Государственный долг растет в развитых странах разными тем­пами. Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

Различают внешний и внутренний государственный долг, а так­же краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (свыше 5 лет). Наиболее тяжелыми являются крат­косрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основ­ную сумму с высокими процентами.

Внешний государственный долг – это долг иностранным госу­дарствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его погашения государство должно отдавать ценные товары, оказывать опреде­ленные услуги. В некоторых странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. Необходимость погашения внешнего долга означает существенное сокращение возможностей роста потребления для населения данной страны, увеличение налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов. При значительном долге происходит утечка национального капитала за рубеж.

Внутренний долг государства – долг своему населению. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Предметом особого внимания является внешний долг. Если пла­тежи по нему составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их пре­доставляют неохотно и под высокие проценты, требуя залогов, особых поручительств.

Правительства стран-должников принимают все меры, чтобы не попасть в положение безнадежных должников, так как это огра­ничивает доступ к зарубежным финансовым ресурсам. Для управления государственным долгом используется совокупность финансовых мероприятий:

1) Выплаты долгов за счет золотовалютных резервов (если они еще не исчерпаны).

2) Консолидация внешнего долга, которая происходит путем изменения условий займа: консолидация (превращение) краткосроч­ной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, перенос с согласия кредитора предстоящих платежей на отдаленное буду­щее.

3) Конверсия госзаймов, которая предполагает изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместном вложении капитала, приватизации государственной собственности. Фирмы страны-кредитора выкупают у своего государства или банка обязательства страны-должника и с обоюдного согласия используют их для приобретения собственности.

Кредиторы для выработки солидарной политики по отношению к странам, которые не в состоянии выполнить свои международ­ные финансовые обязательства, создают специальные организации – клубы. Наиболее известны Лондонский клуб, в который вхо­дят банки-кредиторы и Парижский клуб, объединяющий страны-кре­диторы.

4) Обращение страны-должника к международным региональ­ным банкам, Всемирному банку. Такие банки, как правило, пред­ставляют льготные кредиты для преодоления кризисной ситуации в стране, но обусловливают их жесткими требованиями к государст­венной экономической политике, в частности, к эмиссионной, кредитной, поощрению конкуренции, сведению до минимума дефицита государственного бюджета.

Процесс погашения старой государственной задолженности путем выпуска новых займов называется рефинансированием.

 

2. Налоги как инструмент фискальной политики

Совокупность финансовых мероприятий государства по ре­гулированию правительственных доходов (налогов) и расходов для обеспечения определенных макроэкономических целей (повышения темпов экономического роста, сглаживания колебаний циклов, обеспечения высокого уровня занятости, умеренных темпов инфляции, равновесия платежного баланса и др.) состав­ляет содержание фискальной политики.

Важнейшим инструментом фискальной политики являются налоги. Налоги – это нормативная форма обложения доходов юридических и физических лиц, которая характеризуется обязательностью и срочностью платежа. Подобно тому, как для существования чело­века необходимы доходы, так и для деятельности государства не­обходимы налоги. Обязанность граждан платить налоги закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Совокупность взимаемых в государстве нало­гов, сборов, пошлин, а также форм и методов их построения об­разует налоговую систему. Налоговая система базируется на соот­ветствующих законодательных актах государства и устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов.

Объектом налогообложения является имущество, на стоимость которого начисляется налог. Величина налога на единицу обложения (единица доходов, единица земельной площади) есть ставка налога.

По характеру начисления на объект налогообложения ставки налогов могут быть твердыми, пропорциональными, прогрессивными, регрессивными. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на еди­ницу обложения независимо от размеров дохода (тонну, штуку, услугу и т.д.). Пропорциональ­ный налог – налог, при котором налоговая ставка остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога, то есть владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода. Регрессив­ный налог – это налог, который в денежном выражении равен для всех плательщиков, то есть чем ниже доход, тем выше налог. К такого рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и физических лиц. Вне зависимости от различной стоимости имущества разных предприятий при начислении этого налога в России действуют равные ставки налога.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямой налог – это налог на доходы от факторов производства и имущество. Он взимается с денежных сумм, полученных непосредственно владельцем объекта налогообложения (юридического или физического лица). Примерами прямых налогов являются налог на прибыль, налог на имущество, налог на наследство, подоходный налог с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств.

Косвенный налог – это налог на товары, услуги и виды деятельности. В отличие от прямых оплачивается потребителем облагаемого налогом товара (взимаются через надбавку к цене: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина), а выплачивается фирмой, которая произвела товар или услугу. Неслучайно в системе национальных счетов (СНС) данный вид налогов называется косвенными налогами на бизнес.

Практика налогообложения в большинстве развитых стран по­казывает, что существует два ведущих вида налогов: подоходный и налог на добавленную стоимость (НДС). Основную часть налоговых выплат фирм составляет подоход­ный налог с юридических лиц – налог с корпораций. Обложению налогом подлежит чистая прибыль фирмы. Часть чистой прибыли, полученной акционерами в виде дивидендов, подпадает под дейст­вие подоходного налога с физических лиц, в результате чего одна и та же сумма может дважды облагаться налогом. Такая классиче­ская система двойного налогообложения имеет место в Бельгии, Швеции, Люксембурге, Нидерландах, США, Швейцарии, России.

Система полного освобождения распределяемой прибыли от корпоративного налога на уровне фирмы имеет место в Греции, Норвегии или акционеров – в Австралии, Италии, Новой Зеландии, Финляндии. Налог на добавленную стоимость взимается в России и во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), кроме Австралии, США, Швеции. Налог на добавленную стои­мость с фирм-продавцов товаров и услуг устанавливается в раз­мере от 5 до 38% их стоимости и распространяется на наиболее ходовые товары и услуги.

Налоговые системы развитых стран широко используются как средство поддержания и стимулирования предпринимательства. Практика свидетельствует о том, что если налоги лишают пред­приятия и население 40-50% доли доходов, то это ведет к ликви­дации стимулов для предпринимательской инициативы, к стремле­нию укрыться от уплаты налогов, уйти из «светлой» в «теневую» эко­номику. В России, где сильный налоговый пресс, вызванный мно­жественностью налогов (Налоговый кодекс закрепляет 28 видов налогов) и высокими ставками, от уплаты укрывается от 30 до 40% средств (в США действует только 10 основных налогов и еще 4 – на уровне отдельных штатов).

В современных условиях налоги выполняют две основные функции: фискальную – пополнение доходов казны, используя ее, государство формирует денежные фонды; регулирующую – используя ее, государство регулирует качественные и количественные параметры воспроизводства, обеспечивает стимулирование роста общественного производства.

В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой система налогообложения в России, закрепленная Налоговым кодексом, представляет собой три уровня: федеральный, региональный, местный. Так, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц и др. относятся к федеральному уровню. Налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный, транспортный налоги, налог на игорный бизнес и др. – к региональному уровню. Земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение – к местному уровню.

Налоговая система устанавливает не только совокупность взимаемых в государстве налогов и сборов, пошлин и других платежей, но и конкретные методы построения и взимания налогов, то есть принципы налогообложения. Принципы налогообложения были сформулированы еще А. Смитом в его книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованной ещё в 1776 г., и не утратили своей значимости до настоящего времени:

- принцип справедливости – возможность уплаты налога разными категориями физических и юридических лиц, не ущемляя интересы каждого плательщика;

- принцип простоты – построение налоговой системы (определение облагаемого дохода, налоговой ставки), понятное налогосборщикам и налогоплательщикам;

- принцип равномерного распределения налогового бремени по регионам и субъектам федерации. Количественно уровень налогового бремени можно представить отношением суммы налогов на душу населения к платежеспособности, или суммы налога, оставшейся после уплаты налога, к платежеспособности:

где: К. нал. бремени – коэффициент или уровень налогового бремени;

- средняя сумма налогов на душу населения;

DH – доход населения после уплаты налогов;

ПН – платежеспособность населения.

Можно исчислить уровень налогового бремени по доле налогов в ВВП:

где Н – сумма налогов. Такой метод сравнительного сопоставления рекомендован международной организацией ЮНЕСКО.

Главное направление совершенствования налоговой системы – снижение налогового бремени. Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом указанных принципов, предполагают широкое применение стимулирующих льгот. Как правило, существует определенный перечень льгот по каждому налогу. Так, льготные ставки налогов могут устанавливаться для фирм, представляющих малый бизнес. Однако существует особый порядок комплексных налоговых льгот, которые могут оказывать существенное влияние на процесс воспроизводства. Такими льготами являются ускоренная амортизация и инвестиционный налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит – это косвенное финансирование государством капитальных вложений частного предпринимательства за счет освобождения от уплаты налога на период окупаемости капиталозатрат. По российскому законодательству воспользоваться им имеют право предприятия, проводящие НИОКР или техническое перевооружение производства. Сумма кредита ограничивается 30% от стоимости оборудования и не может превышать 50% от суммы начисленного к уплате налога. Размер процентов по инвестиционному налоговому кредиту устанавливается в пределах от ½ до ¾ ставки рефинансирования Центрального банка России.

Политика ускоренной амортизации способствует сокращению сроков амортизационных отчислений путем увеличения размеров годовой нормы отчислений. Таким образом, сокращаются сроки окупаемости оборудования, и у производителей появляются стимулы для инвестиций в передовые технологии. Налоговая система, предусматривающая налоговые льготы, обеспечивает реализацию стимулирующей функции налогов, направленной на увеличение производства, ускорение оборота основного капитала. Примером крупномасштабных мероприятий по стимулирова­нию общей экономической конъюнктуры может служить крупное сокращение налогов в начале 80-х годов ХХ века администрацией прези­дента США Р. Рейгана. Теоретическим обоснованием этой про­граммы стали расчеты американского экономиста Артура Лаффера. Согласно рассуждениям Лаффера, при повыше­нии ставки налога доходы государства за счет налогов сначала бу­дут увеличиваться. Но если налоговая ставка превышает некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок получило название «кривой Лаффера», рисунок 1.

 
 

 

 


к

 

 

R 100% Ставка налога (R)

Рисунок 1. - Кривая Лаффера

 

На рисунке 24.2. по горизонтальной оси отложены налоговые ставки (R), по вертикальной оси – поступления в бюджет (V). При увеличении ставки налога R доход государства будет увеличиваться в результате увеличения поступлений в госбюджет V. Оптимальный размер ставки Rобеспечивает максимальные поступления в госбюджет V. При росте налогов стимулы к труду и предпринимательству пропадают (падают инвестиции, потребление, сбережения), при 100% налогообложении – никто не хочет работать, не получая дохода. При каком значении налоговой ставки пропадают стимулы к труду и предпринимательству и происходит снижение налоговых поступлений ответа А. Лаффер не дал.

Это зависит от налоговой политики, размеров государ­ственного сектора, от того, считают ли люди, что они получают что-то в обмен на выплату налогов. Так, американские экономисты попытались доказать, что деловая активность фирм и населения в целом резко снижается при ставке подоходного налога более 50%, что при такой шкале подоходного налогообложения, как в Швеции (до 72%), в США никто не стал бы работать.

 

3. Правительственные расходы. Мультипликатор государственных расходов и налогов

Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг: строительство за счет бюджета школ, больниц, закупка военной техники и т.д. Государственные закупки отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективными, то есть обеспечивать экономический рост.

Государственные расходы оказывают непосредственное влия­ние на объемы национального производства и занятости населения. Подобно инвестициям, они обладают мультипликационным эф­фектом, порождая явления вторичного, третичного и последующих эффектов, т.е. ведут к росту ВВП и занятости населения.

Мультипликатор государственных расходов показывает при­ращение ВВП в результате увеличения государственных расхо­дов в связи с закупкой товаров и услуг:

Мультипликатор государственных расходов:

(m) ,

где: D ВВП – прирост валового национального продукта;

D G – прирост государственных расходов.

Это означает, что если государство повышает на определенную величину объем своих расходов (ΔG = 20), не увеличивая при этом статей дохода, то прирост дохода:

ΔВВП = 80,

при МРС = 3/4.

ΔВВП = ΔG ·m. m= =

где m(MP) – мультипликатор государственных расходов.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Но в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Рост налогов ведет к сокращению ВВП, а снижение налогов – к росту ВВП. Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, следовательно, к росту спроса на потребительские товары. Снижение налогов для предприятий ведет к росту предпринимательских доходов, что стимулирует расходы со стороны фирм на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары и наоборот.

Допустим, государственные налоговые сборы (Т) увеличились с 0 до 20. Это вызовет уменьшение доходов после уплаты налогов (DI) на 20 единиц, а значит, при МРС = 3/4 потребительские расходы умень­шатся на 15/20, сбережения – на 5/20 или на 3/4. Следовательно, ВВП сократится на:

Напротив, снижение существующих налогов вызовет краткий рост равновесного ВВП. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государ­ственных расходов:

Мультипликатор налогов (m) = =

Равные увеличения правительственных расходов и налогов ведут к росту равновесного ВНП. Увеличение правительственных расходов (G) и налогов (Т) на равную величину (Δ G = Δ Т = 20 ед.) вызовет рост ВНП на ту же величину (ΔВНП = 20 ед.). Такое явле­ние названо мультипликатором сбалансированного бюджета. Он всегда равен или меньше единицы. Это связано с тем, что изменения пра­вительственных расходов имеют более сильное воздействие на со­вокупные расходы, чем изменение величины налогов. Данное различие является определяющим при выборе инструментов фискальной политики. Если последняя имеет целью расширение государственного сектора экономики, то для преодоления циклического спада увеличиваются правительственные расходы (что оказывает сильный стимулирующий эффект), а для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги (относительно мягкая ограничительная мера).

Если фискальная политика имеет целью сокращение государственного сектора, то в фазе циклического спада снижаются налоги (что дает относительно небольшой стимулирующий эффект), а в фазе подъема снижаются правительственные расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.

 

4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика

Фискальную политику в зависимости от ме­ханизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации разделяют на дискреционную фискальную политику и недискреци­онную или политику встроенных стабилизаторов.

Дискреционная фискальная политика проводится на основе решений правительства об изменении налогов, государственных расходов, то есть дискреционная фис­кальная политика – это сознательное манипулирование налогами, правительственными расходами с целью изменения объема произ­водства, занятости, контроля над инфляцией, обеспечения эконо­мического роста.

Изменения в уровне государственных расходов и налогов могут вноситься и автоматически, когда в действие приводятся встроен­ные стабилизаторы. Встроенные стабилизаторы – это механизмы, которые в ре­жиме саморегулирования (независимо от принимаемых решений правительства) автоматически реагируют на изменения положения в экономике. Как только экономическая ситуация изменяется, в действие вступают механизмы саморегуляции. К их числу относятся: 1) автоматические изменения в налоговых поступлениях. Если в стране – спад, доходы населения, предприятий падают, автоматически уменьшаются и налоговые поступления; 2) система пособий по безработице и социальных выплат (дотаций).

Встроенными стабилизаторами являются многие про­граммы по поддержанию доходов малоимущих слоев населения, фермеров. Встроенные стабилизаторы ограничивают глубину экономических колебаний, но их явно не­достаточно для восстановления макроэкономического равновесия.

Наши рассуждения доказывают, что фискальная политика может быть использована для стабилизации экономики, ликвидации безработицы и инфляции.

В период экономического спада применяется фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни общества, и тогда ее называют фискальной экспансией или стимулирующей фискальной политикой. Она направлена на: 1) увеличение государственных расходов, или; 2) снижение налогов, или; 3) на первое и второе вместе. В результате возникает структурный дефицит государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета, рассчитанная для уровня национального дохода в условиях полной занятости. Разница между фактическим и структурным дефицитом государственного бюджета есть циклический дефицит. Циклический дефицит есть следствие колебаний экономической активности в ходе экономического цикла. Фактический дефицит – отрицательная разница между фактическими доходами и расходами правительства.

Способы финансирования дефицита госбюджета:

1) выпуск новых денег или кредитно-денежная эмиссия (монетизация); 2) займы у населения;

3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае выпуска новых денег повысится уровень инфляции, и все экономические агенты заплатят государству сеньораж – своеобразный инфляционный налог на наличные деньги (доход государства от печатания денег), и часть их доходов через возросшие цены будет перераспределена в пользу государства (см. тему 23). Кроме того, в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога. Зачастую налогоплательщики сознательно затягивают сроки внесения налоговых отчислений в государственный бюджет – возникает эффект Оливера-Танзи (эффект назван по имени современных экономистов Вито Танзи и Хулио Оливера). В результате такой «затяжки» и обесценения денег выигрывает налогоплательщик. А дефицит госбюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска новых займов, увеличивается ставка процента. Это ведет к снижению расходов частных инвесторов, падению чистого экспорта. Возникает эффект вытеснения частных инвесторов, который может не только ослабить стимулирующий эффект фискальной политики, но и «свести ее на нет».

Если дефицит госбюджета финансируется увеличением налоговых поступлений, то в этом случае в стране проводится налоговая реформа, направленная на снижение налоговых ставок и увеличение базы налогообложения. В краткосрочном периоде снижение налоговых ставок будет сопровождаться:

а) снижением эффекта встроенной стабильности экономики;

б) ростом эффекта вытеснения частного сектора (так как в результате оживления экономики повысятся процентные ставки);

в) возможным увеличением бюджетного дефицита из-за снижения ставок налогообложения (в соответствии с кривой Лаффера).

В связи с ростом бюджетных дефицитов (как в ведущих индустриальных странах, так и в странах с переходной экономикой) в силу роста государственной задолженности как следствия стимулирующей (экспансионистской) фискальной политики, а следовательно, увеличения располагаемого дохода и роста потребления, решение проблемы бюджетного дефицита ложится на плечи будущих поколений. Однако, по мнению современного американского экономиста Роберта Барро (р. 1944), финансовая экспансия не оказывает значительного влияния на текущее потребление. При снижении налогов население не обязательно увеличит потребление и снизит сбережения. Под воздействием ожиданий (возможно, завтра налоги вновь повысятся) экономические агенты не уменьшат сбережений, будут копить деньги, оставляя их наследникам – потомству. Аналогичные рассуждения у Барро и в случае увеличения государственных расходов: финансирование государственных расходов происходит за счет роста задолженности (выпуска облигаций). А это можно рассматривать как налоги – свой долг государству надо обслуживать, погашать. Следовательно, можно предположить, что текущее потребление не увеличится. Люди будут копить на будущее, учитывая необходимость выплаты налогов будущими поколениями. Следовательно, финансирование государственных налогов за счет долга равно финансированию государственных расходов за счет налогов – в этом суть рикардианского равенства или теоремы эквивалентности Рикардо-Барро.

Эквивалентность Рикардо была впервые сформулирована Давидом Рикардо в XIX веке и затем отвергнута на основе практики. Позднее была формально рассмотрена Робертом Барро – профессором Гарвардского университета. Эмпирические исследования и теоретические аргументы многих американских ученых: Джеймса Тобина, Глен Хабард, Кеннета Джуда, Мартина Фельдстайна, Лоренса Саммерса и др. свидетельствуют о том, что существование эквивалентности Рикардо-Барро относительно маловероятно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.