Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление новой Российской государственности и радикальная социально-политическая модернизация

 

Политическая система России в начале 1990-х гг. базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти – Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента – В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

В политической сфере ещё за годы перестройки (1985-1991) был осуществлён ряд шагов по демократизации общества и демонтажу советской системы. Из Конституции СССР была изъята ст.6, закреплявшая монополию КПСС на власть. Был принят новый, более демократический закон о выборах народных депутатов, вводивший альтернативные выборы; закон об общественных объединениях и организациях, легализовавший многопартийность и политический плюрализм; закон о средствах массовой информации, призванный обеспечить реализацию прав человека на получение объективной информации; закон о свободе совести, который вернул советским людям одно из важнейших и неотъемлемых прав человека и установил после более чем 79-летнего перерыва партнёрские отношения государства с религией, принятые в цивилизованных обществах, а также ряд других законов.

Распад СССР и появление независимой, суверенной России сразу же поставил её в условия перманентного политического кризиса. Приход к власти радикалов после августовского путча принёс с собой серьёзные изменения в расстановке политических сил в России. Курс радикальных реформ ещё больше поменял прежнюю политическую конфигурацию: лагерь демократов всё более раскалывался, так что к концу 1992 года его большинство находилось уже в оппозиции к правительству; многие из демократов перешли на сторону державно-патриотических сил, а те в свою очередь стали всё более тесно смыкаться с коммунистическими группировками, образуя новый консервативный альянс. В целом политическая оппозиция к правительству не была однородной, в ней выделялись три течения - левые, правые и центр.

В применении к новой оппозиции эти термины приобрели новое значение. Понятие "левые" вернуло свой классический, общепринятый в ХХ веке смысл: с помощью его обозначались отныне те, кто выступал под коммунистическими и социалистическими знаменами, лозунгами коллективизма и социальной справедливости. Под «правыми» стали понимать по преимуществу тех, кто отстаивал национально-государственные принципы, пропагандировал идею «Великой России». В качестве центристов выступали политические силы, ратовавшие за смягчение курса реформ, снижение их социальной цены, выработку модели преобразований, приемлемой для всех слоёв общества.

К концу 1992-го "гайдаровского" года в России практически не сталось ни одной политической партии, поддерживавший курс правительства. Кроме партий, другим каналом выражения оппозиционных настроений являлись средства массовой информации, в первую очередь газеты, поскольку телевидение и радио контролировались политическими структурами. Большинство газет ввели в практику публикацию писем читателей, дающих представление о мотивах массовой оппозиции курсу новой власти.

Мотивы эти были самые разнообразные - экономические, социальные, политические, нравственные. Одним из ведущих стал морально­-нравственный протест. Российское общественное мнение и массовое сознание были глубоко возмущены тем, что новая политическая элита, которая боролась за отмену всех привилегий партноменклатуры, придя к власти с особым цинизмом, стала распоряжаться государственной собственностью, присваивая себе дорогостоящие квартиры и дачи, лучшие больницы, поликлиники, здравницы, восстанавливая спец распорядители и другие привилегии.

Перерождение новой власти оказалось настолько стремительным и глубоким, что повергло российскую общественность в состоянии шока. Особое возмущение россиян вызвало перерождение лидеров демократического движения, которые гораздо быстрее, чем большевики образца 1917 года, почувствовали вкус к привилегиям. Многочисленные истории строительства властвующими демократами шикарных дач, посылки детей на учёбу в страны Запада, вхождение их в руководство банков и других коммерческих структур, заполнили прессу. Но никто из "перерожденцев" не был наказан и даже не получил порицания. Размах коррупции нарастал с каждым днём, и в глазах россиян она приобрела характер неофициального политического кредо новой власти.

Другим важным мотивом массового недовольства стало свёртывание социальных систем и общественных фондов потребления, сложившихся при прежнем режиме. Россияне справедливо возмущались резким ухудшением качества медицинского обслуживания, стремительным ростом цен на железнодорожный и авиатранспорт, удорожанием жилья. В стране укоренялись массовое отчаянье и неверия в то, что вообще возможен выход из сложившегося катастрофического положения.

Серьёзной психологической травмой для россиян стало возникновение и быстрое нарастание в стране социальных контрастов. Богатства нуворишей, склоченные в течение одного-двух лет, их жизнь на уровне преуспевающих западных бизнесменов, с одной стороны, и появление масс нищих, бродяг, бездомных, скатывание к полуголодному существованию десятков миллионов других, - это посткоммунистическая реальность определяла отношение к реформам новой власти множества российских граждан.

Интеллигенция оказалась особенно чувствительной к предательству новой властью морально-нравственных ценностей демократического движения. Новая власть быстро теряла поддержку и рядовой, инженерно-технической, научной и творческой интеллигенции, которая была гегемоном демократической революции, но после неё, вследствие и под впечатлением от практической реализации радикального реформаторского курса и термидорианского перерождения новой политической элиты, испытала шок, погрузилась в состояние отчаяния, глубокой депрессии или перешла в оппозицию.

В среде интеллигенции возникли различные и разноречивые альтернативы правительственному курсу. Одной из ведущих стала социал-реформистская. Ярким её выражением явились программы экономических институтов Российской академии наук и фонда «Реформа». Они связывались в первую очередь с именами академиков Л. Абалкина, Н. Петракова, С. Шаталина.

В основу социал-реформистской альтернативы была положена модель социал - ориентированного рынка. Основными её составляющими были: развитая смешанная экономика со значительным государственным сектором, государственное определение "правил игры" на рынке и регулирование, как макроэкономических процессов, так и отдельных сфер деятельности хозяйственных субъектов; государственная регламентация рынка труда в целях минимизации безработицы, государственная политика доходов и цен, направленная на смягчение крайностей неравенства, порождаемых экономической свободой; государственное субсидирование науки, образования, здравоохранения, других сфер, не входящих в сферу "интересов" рынка, но жизненно необходимых для современного цивилизованного существования.

Часть интеллигенции, не приняв курс российского правительства, перешла на национально-государственные позиции. Среди её духовных лидеров оказались и вчерашние глашатаи демократического движения, писатель Ю.Власов, экономист Т. Корягина, кинорежиссёр С. Говорухин.

Ещё недавно жёсткие критики коммунистического режима и тоталитарного советского государства, они теперь перешли в оппозицию к новой демократической власти, обвиняя её в коррупции, предательстве национальных интересов, "распродаже России" международному капиталу, сращивании с уголовно-мафиозными структурами.

Социал-реформистское и национально-государственное течения, выступившие в качестве главных оппозиционных направлений гайдаровскому курсу среди интеллигенции, определяли и развитие оппозиционных настроений в России в целом. Они вобрали в себя не только консерваторов и центристов образца 1989 - 1991гг., но и значительное число рядовых членов и политических партий из прежнего радикально­ демократического лагеря. Взаимоотношения с политической оппозицией стали для российского правительства одной из главных забот. Основную же проблему создавала конфронтация с главным организованным центром оппозиции - российским Съездом народных депутатов и Верховным Советом.

В дальнейшем противостояние Президента и Верховного Совета Российской Федерации всё более усиливалось. Возникла реальная угроза раскола общества сверху донизу. Развитие ситуации в этом направлении грозило распадом Федерации, реальной перспективой гражданской войны. Особенно критическими стали сентябрь-октябрь 1993г., когда противостояние властей вылилось в открытое, вооружённое выступление.

В такой ситуации появился Указ Президента PФ №1400 от 21 сентября 199Зг. «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Этим указом были прекращены полномочия Съезда народных депутатов Верховного Совета, на декабрь 1993г. назначены выборы в Государственную думу - нижнюю палату нового законодательного органа PФ - Федерального Собрания. Конституционному Суду было предложено не созывать заседаний до начала работы Федерального Собрания. На это время вводилось в действие Положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции PФ и одобрение Конституционным Совещанием, а также «Положение о выборах депутатов Государственной думы». Совет Федерации, сформированный из представителей субъектов Федерации, наделялся правами палаты Федерального Собрания. Указ, таким образом, в нарушение Конституции страны, вводил по существу президентское правление. В Москве было объявлено чрезвычайное положение, которое сохранялось до 18 октября 1993г.

В тот же день, 21 сентября 1993г., Президиум ВС, а затем Верховный Совет PФ приняли постановление о прекращении полномочий Президента PФ Б.Н. Ельцина как грубо нарушившего Конституцию. Исполнение обязанностей Президента было поручено вице- президенту А.В. Руцкому. Были освобождены от своих обязанностей руководители силовых министерств и назначены на эти посты новые. Верховный Совет призвал все Советы на местах не исполнять Указ Президента №1400 и другие указы, принять все необходимые меры по защите Конституционного строя и наказанию "виновников государственного преступления против Российской Федерации".

В борьбе за власть Президент и Верховный Совет поставили общество на грань гражданской войны, привели к трагическим событиям в Москве 3-4 октября, к многочисленным человеческим жертвам с той и другой стороны. Так или иначе - развязка наступила. Организаторы вооружённой защиты Белого Дома, захвата московской мэрии, штурма «Останкино» были арестованы. Однако следствие по их делу не было доведено до судебного разбирательства. Избранная в декабре 1993г. Государственная дума приняла постановление о политической амнистии не только в отношении их, но и организаторов путча в августе 1991г. и беспорядков в Москве 1 мая 1993г.

Следующим шагом Президента явился Указ от 26 октября 1993г. «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации», которым прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Апогеем противостояния между народными депутатами и силами, поддерживающими власть Президента Российской Федерации, стали трагические события, развернувшиеся в Москве 3-4 октября 1993г. и вылившиеся в форму открытого вооружённого противоборства. Сторонники Верховного Совета захватили здание Московской мэрии на Новом Арбате, а затем двинулись к студиям Центрального Телевидения в Останкино. В ночь с 3 на 4 октября у зданий Телевидения и в них самих произошли кровавые стычки, телевизионные передачи прервались, но атаки отрядов Верховного Совета были отбиты. Указом президента Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение, в столицу начался ввод правительственных войск.

Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома. К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано. В тот же день в Москве был введён комендантский час, действовавший две недели, приостановлен оппозиционных правительству газет «Правда», «День», «Советская Россия», деятельность организаций, поддерживавших Белый дом (Фронт национального спасения, Российская коммунистическая рабочая партия, Народная партия «Свободная Россия»). В ходе трагических событий октября 1993г. в Москве погибло и было ранено несколько сот человек.

В это же время Б.Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание.

По всей стране начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации выборы в Государственную Думу должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандатным округам, так и по партийным спискам.

12 декабря 1993г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведён Всероссийский референдум по проекту новой Конституции. Конституция получила одобрение большинства принявших участие в голосовании граждан (но не внесённых в список избирателей).

Главной сенсацией декабрьских выборов 1993 года стало то, что в состоянии партийных списков уверенную победу одержала Либерально ­демократическая партия (более 25% голосов избирателей). Либеральные демократы намного опередили занявший второе место «Выбор России». Правда, когда подсчитали голоса, отданные за кандидатов, баллотировавших в Государственную Думу на индивидуальной основе, и приплюсовали их к голосам, отданные за партийные списки, то обнаружилось, что ЛДПР лишилась своего преимущества и даже уступила первое место «Выбору России» (в его думской фракции оказалось 76 депутатов, а во фракции ЛДПР - 63). Но в общественном сознании в качестве главного итога и сенсации выборов стала именно победа партийного списка ЛДПР.

Сложившаяся ситуация потребовала наряду с формированием новой законодательной власти принятия и новой Конституции России - она была принята путем референдума 12 декабря 1993 г. За ее принятие проголосовало 23,9 млн. человек, или около 58,4% принявших участие в голосовании и 25,4% от списочного состава избирателей (по закону не менее 50%).

Новая Конституция узаконила принцип устройства России как демократического федерального правового государства с республиканской формой правления. Был установлен принцип разделения властей

законодательно-исполнительной, исполнительной и судебной. Государственная власть в Российской Федерации согласно Конституции осуществляют президент, федеральное собрание, правительство РФ, суды. Признано и гарантировано местное самоуправление. Президент России ­глава государства. Федеральное собрание- парламент РФ – представительный и законодательный орган России состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы. Впервые Конституция закрепляла право граждан России на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и экономической деятельности.

Многие положения Конституции и сам порядок ее принятия подвергались серьёзной и обоснованной критике. К примеру, Новая Конституция существенно укрепляла позиции президента. Согласно ей, президент становился одновременно и главой государства и главой правительства. Он сосредоточивал в своих руках всю полноту исполнительной власти и, кроме того, наделялся существенными законодательными полномочиями. Так, президент получил право отлагательного вето в отношении решений Федерального Собрания, а для преодоления президентского вето в каждой из палат при повторном голосовании необходимо было собрать не менее двух третей голосов. Вероятность отмены президентского вето при таком условии практически равнялось нулю. Российский президент получил также право роспуска Государственной Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной президентом. В целом российская Конституция создавала государственную модель, в которой президент пользовался самыми большими прерогативами в сравнении с главами государств других известных миру президентских республик.

Тем не менее, не смотря на все недостатки, новая Конституция стала шагом в направлении превращения России в правовое государство. В плане строительства правового государства большое значение имели принятые законы о гражданстве Российской Федерации, о свободе совести, о свободе слова и СМИ, о политических партиях. Впервые Конституция закрепляла право граждан России на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и экономической деятельности.

В то же время политическая обстановка в стране продолжала оставаться очень сложной. Формирование новых высших законодательных органов не положило конец периодически возникающей конфронтации ветвей власти. Отражением политической борьбы были и постоянные перетасовки правительства, и неоднократные реорганизации органов госбезопасности.

Страна пережила ряд острых конфликтов, в том числе вооруженных, на национальной почве: осетино-ингушский конфликт. 1992 г.; две чеченские войны 1994-1996 гг. и 1999-2002 гг. (так называемые антитеррористические операции).

Для укрепления: системы государственной власти и разрешения противоречий между федеральной властью и субъектами федерации было создано 7 федеральных округов, (границы их совпадают с границами военных округов). Полномочия президентских представителей сведены к тому, чтобы улучшить управляемость регионами, усилить "вертикаль)" власти, обеспечить более эффективное исполнение федеральных законов на листах, а заодно и ослабить потенциал губернаторского корпуса. Был введён новый порядок формирования Совета Федерации и его деятельности. Теперь в Совете Федерации заседают не губернаторы, а их представители назначенные губернаторами. Президент получил также право при определённых условиях отстранять от должности местных руководителей - губернаторов, мэров в случае нарушения ими Конституции. Создан также Государственный Совет как совещательный орган при Президенте. В нём заседают губернаторы, которые обсуждают, те или иные вопросы жизни страны. (П. с. 473.)

Произошли некоторые изменения и в системе третьей власти - судебной, реформирование которой признано одной из первоочередных задач. Создан и действует новый важный институт - Конституционный Суд. В его функции входит решение вопросов соответствия положениям Конституции Российской Федерации законов, президентских указов, правительственных и иных актов. Сделать первые шаги по восстановлению суда присяжных, возрождению мировых судей. Другие, не составляющие судебной системы, в том числе и система исполнения показаний, нуждаются в серьезном пересмотре.

В целом благодаря принятым на рубеже 20-21 веков мерам обстановка в стране несколько изменилась. Стала более стабильной политическая ситуация. Определённую роль в стабилизации обстановки сыграл и досрочный уход 31 декабря 1999 г. в отставку первого президента Б.Н. Ельцина и избрание на этот пост В.В. Путина, с которым значительное число избирателей связало свои надежды на будущее.

Первостепенное внимание в области внутренней политики было направлено на укрепление основ российской государственности. В 2000 г. для совершенствования механизма управления страной были созданы 7 федеральных округов. Во главе округов стояли полномочные представители президента, призванные согласовывать работу местных органов власти на основе российской конституции. Произошла реорганизация Совета Федерации – верхней палаты Федерального Собрания России. Место глав регионов в Совете заняли назначаемые ими лица, имеющие опыт работы в законодательной сфере. Бывшие члены верхней палаты парламента составили основу совещательного Государственного Совета при Президенте. Осенью 2004 г. была проведена еще одна реформа в системе государственной власти – переход от общенародного избрания губернаторов к утверждению их федеральными парламентами по представлению президента России.

Одно из центральных мест в деятельности Государственной Думы занимала проблема разграничения обязанностей между федеральными, региональными и местными органами власти. Были определены пути взаимодействия всех трех уровней власти на основе российской конституции и федерального законодательства. 7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу 4 созыва. В парламент были избраны 447 депутатов. Подавляющая часть их принадлежала к партии «Единая Россия» (306),. КПРФ получила 52 места, ЛДПР – 36, «Родина» - 35. Представители оппозиционных партий «Союз правых сил» и «Яблоко» в Госдуму не прошли, так как не набрали необходимого количества голосов. Председателем Думы стал Б.В. Грызлов, занимавший ранее пост министра внутренних дел РФ.

На выборах 2008 г. Д.А. Медведев был избран Президентом Российской Федерации. Смена руководства страны на рубеже 2000-2008 гг. завершила определенный этап в жизни современной России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии. Новые государственные лидеры, опираясь на предшествующий исторический опыт России, направили свои усилия на консолидацию общества, укрепление его стабильности и подъем экономики, повышение роли России на международной арене.

Но ситуация в стране остаётся неоднозначной. В обществе все более заметной становится политическая пассивность масс, уставших бесконечных перетрясок и катаклизмов. Растёт безверие в какие-либо кардинальные изменения к лучшему. В то время некоторая стабилизация в стране открывает возможность для более плодотворной законотворческой деятельности, в том числе и по развитию институтов правового государства движению к гражданскому обществу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Россия на этапе экономических и политических преобразований (1991­-2004) | Происхождение и ранняя история восточного славянства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.