Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-политическая борьба в древней Руси

Эволюция древнерусской государственности.

Усобицы. Сохранение единства рода некоторое время предопре­деляло сохранение территориальной целостности государства. Напри­мер, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого (10191054) и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими «в отца мес­то», начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рюриковичей. Особенно острой была борьба между детьми Свя­тослава, правившего в Черниговской земле, и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина — Суздаль­ская земля.

Местные княжеские династии. С изменением социально-эко­номической и внешнеполитической обстановки и в целях преодоления усобиц перед лицом нависшей общей для всех половецкой опасности на съезде князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Владими­ра Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинства. Князья провозгласи­ли принцип: «Каждо да держит отчину свою», приводивший на практике к замене родового владения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверж­даться микродинастии — отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинст­ву, прямое наследование еще не стало единственно возможным. Так, например, внук Владимира Мономаха Изяслав Мстиславич, заняв си­лой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вы­нужден был под влиянием политической обстановки и культурной традиции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.

Развитие новых принципов вело к установлению вассальных позе­мельных отношений и, в итоге, к политической раздробленности.

1. Характер народных выступлений. До недавнего времени на­родные движения, имевшие место в древнерусском обществе, тракто­вались как «проявления классовой борьбы, носившей антифеодальный характер». Однако современные исследователи подчеркивают как не­однозначность их социальной природы, так и многоплановость порож­дающих их факторов.

2. Это хорошо видно на примере крупнейших народных выступ­лений в Киевской Руси.

Волнение 1024 г. в Суздальской земле, вызванное голодом и ру­ководимое волхвами, оценивалось крупнейшими советским историка­ми Б. Д. Грековым, М. Н. Тихомировым как антифеодальное восстание крестьян-смердов, направленное против феодалов. И. Я. Фроянов ви­дит в нем движение, обусловленное языческими представлениями, со­гласно которым племенная знать обладала магическими силами и была обязана обеспечивать урожай. Волхвы — провидцы «увидели», что племенная знать — «старая чадь» задерживает рост зерна. С этой точки зрения убийство знати выглядит не классовым актом мести, а ритуаль­ным действием, призванным обеспечить урожай.

Восстание 1068 г. в Киеве, вызванное поражением Ярославичей от половцев на р. Альте и нежеланием великого князя Изяслава воору­жить киевлян для продолжения борьбы, долгое время оценивалось как одно из наиболее значительных городских, антифеодальных по своему содержанию движений. Современные историки видят в нем действия общины, совершившей под руководством ее высшего органа — веча политический переворот, направленный против Изяслава, который не справился со своей основной обязанностью — не защитил землю от по­ловцев. Само же поражение Изяслава киевляне объясняли греховно­стью князя, нарушившего крестоцеловальную клятву (Ярославичи пригласили своего двоюродного племянника Всеслава Полоцкого на переговоры и, не выполнив обещания, пленили его).

Изгнание князя сопровождалось разграблением его имущества, ко­торое воспринималось в духе племенных традиций как общее достоя­ние, временно находившееся в распоряжении князя. И хотя в 1069 г. Изяслав с польской помощью вернулся, теперь он вынужден был счи­таться с киевской общиной.

Мощное восстание вспыхнуло в 1113 г. в Киеве в результате со­циального кризиса, вызванного ухудшением экономического положе­ния, засильем ростовщиков, продолжением междоусобиц и непопулярной политикой князя Святополка, способствовавшей, поми­мо прочего, закабалению свободных людей. Сразу же после его смерти киевляне пригласили на княжение прославившегося своей мудрой по­литикой и удачными походами на половцев переяславского князя Вла­димира Мономаха. Однако часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославича. Узнав о планах верхов, киев­ляне разгромили дома тысяцкого и сотских и настояли на приглашении Владимира Мономаха. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял Устав, ограждающий бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения. Его реформы имели компромиссный характер и, в опре­деленной степени, отвечали интересам простых киевлян. Само же вы­ступление 1113 г. носило достаточно сложный социально-поли­тический характер, но не являлось антифеодальным.

3. Многозначность народных движений XI начала XII в., в ко­торых переплетались языческие, социальные и политические мотивы, является одним из подтверждений переходного характера древнерус­ского общества. С другой стороны, восстания свидетельствуют об уси­лении новых социальных процессов — нарастании социального неравенства, увеличении числа зависимых людей и т. д.

История России показывает, что и в дальнейшем в условиях бедст­вий происходило бессознательное «оживление» общинных традиций, к которым инстинктивно обращались народные массы как к последней надежде на спасение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государственный строй и политическая жизнь Древней Руси в XI в | Причины принятия христианства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.