Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная раздробленность Древней Руси (XII—XIII ВВ. )




ВЫВОДЫ

1. Формирование русской цивилизации. Христианство явилось духовной основой всей европейской цивилизации. Принятие христи­анства определило цивилизационный выбор Руси, при этом правосла­вие во многом обусловило становление собственно русской цивилизации, ставшей разновидностью христианской европейской ци­вилизации.

2. Церковь и государство. Одно из отличий православного и като­лического мира заключалось в разном отношении между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, всту­пала с ней в различные соглашения, что создавало одну из предпосылок формирования гражданского, договорного в своей основе общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положе­ние и не только не ограничивала, но укрепляла светскую власть, дока­зывая, например, ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.

3. Наука и вера. Западное христианство допускало использование науки как «служанки богословия» в целях познания Бога и его творе­ний. Восточная церковь ориентировала не на познание мира, а на его мистическое понимание, считая, что Божественная сущность непозна­ваема и к ней можно лишь приблизиться через веру. Отсюда вытекало преобладание в русском национальном сознании мистического эмоци­онального, а не рационального отношения к действительности.

4. Личность и общество. Основу христианского учения представ­ляет идея индивидуального спасения, достигаемого через любовь к ближнему и нравственное самосовершенствование, пример которым показал Христос. Католическое «прочтение» христианства, исходящее

из того, что спасение человека зависит от его усилий и воли, создавало духовные предпосылки для становления самоценной личности, дости­жение ею внутренней, а затем и внешней свободы. К тому же католиче­ство более терпимо относилось к человеческим слабостям, воспринимало греховность как неотъемлемую часть человека. Цель же человеческой жизни как раз и заключалась в преодолении греха с по­мощью активной деятельности, направленной на благо других. В ре­зультате этой активности человека, усилившейся в результате протестантской Реформации, которая четче обосновала идею самосто­ятельности и свободы личности, происходило более динамичное раз­витие европейских стран.

Православие более требовательно относилось к человеку, ориенти­ровало его не на внешнее обустройство мира, а на достижение мораль­ного совершенства. К тому же на Руси в условиях сохранения общины и коллективистских принципов христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа, или по выраже­нию славянофилов XIX в. — «соборной личности». В результате этого личность воспринималась, в первую очередь, как часть целого, при­званная служить ему, жертвуя своими интересами. В итоге, в нацио­нальном сознании идея личности хотя и существовала, что отличало российскую цивилизацию от восточной, но получила иное развитие по сравнению с европейской.

5. Расколосновная черта русской православной цивилизации. В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, при­родных, этнических, социально-экономических и исторических факто­ров различия между западной и русской цивилизациями нарастали. Отчуждение особенно усилилось в годы вхождения Руси в состав ази­атского государства Золотая Орда.

Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой стал раскол, т. е. сочетание в себе противоречивых черт запад­ной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодо­леть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных тенденций цивилизационного развития влияло на весь ход русской истории

ПЛАН




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.