Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение в профессиональной деятельности современного врача-специалиста

Тема 6

Сущность обучения — это то, что выделяет его как нечто своеобразное и целостное из других сущностей. Сущность — собирательное понятие, в котором представлено единство всех необходимых сторон и связей, взятых в их естествен­ной взаимозависимости, в жизни. В этом отличие сущности от явления. Постигая сущность, следует абстрагироваться от отдельных явлений, чтобы за их огромным многообрази­ем не утерять главное. Сущность обучения находит отраже­ние в определениях. Определить обучение — значит указать на самое главное, существенное в нем.

Мы уже рассмотрели обучение как явление общественной и личной жизни Люди учатся для того, чтобы лучше при­способиться к условиям существования, достигнуть успеха. В этом главная сущность и назначение этого процесса. Часто сущность обучения усматривают в передаче опыта подраста­ющим поколениям, иногда обучением называют приобретение опыта. «Сущностью обучения, — считает В. К. Дьяченко, — является общение»1. Все эти формулировки неполные.

Нам достаточно будет представить обучение через один из его главных признаков — направленность. Обучения, ни на что не направленного, не существует ни в животном, ни в человеческом мире, в нем всегда присутствует или под­разумевается цель. Сущность обучения кроется в его на­правленности на удовлетворение потребностей человека: лучше приспособиться к условиям жизни, сделать карьеру, получить достойную зарплату.

Обучение как явление занимает философию. Педагогика исследует процесс обучения во взаимосвязи с его резулъта-

1 Новая дидактика. М., 2001. С. 19.

6.1. Что есть обучение?

том (продуктом). Для нее обучение в современных усло­виях — это специально организованный, направленный на удовлетворение потребностей человека процесс. Это управ­ляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, имеющий целью усвоение знаний, умений, формирование навыков, мировоззрения, развитие умственных и духовных сил учеников. Все вместе взятое и способствует достижению главной цели — приспособлению подрастающих поколений к условиям жизни.

Процесс обучения называют также учебным, или дидак­тическим, процессом.

Процесс обучения, как нам уже известно, является одним из нескольких одновременно и взаимосвязанно текущих про­цессов: воспитания, развития, формирования. В обучении пе­реплетаются когнитивный, интеллектуальный, психологиче­ский, физиологический и другие компоненты. Оно состоит из процессов восприятия и накопления информации, опознания и узнавания, усвоения,систематизации, переработки,срав­нения, припоминания, поиска и нахождения информации, запоминания и понимания знаний; ведет к изменению пове­дения и улучшению приспособления к окружающей среде.

Дать полное определение процесса обучения очень труд­но. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов. Отсюда и множество оп­ределений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под обучением понимается главным образом преподавание. Цель преподавания, как утверждается в учебном пособии по педагогике 1880 г., — ученик. Это потому, что его успех полностью зависел от учителя. В начале XIX в. в понятие обучения стали включать уже два компонента: преподава­ние и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность обучаемых по усвоению пред­лагаемых им знаний. В понятии обучения также нашли от­ражение и управляющая деятельность учителя по формиро­ванию в учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и ученика. Кроме того, обучение стали рассматривать и как формирование умения учиться, самостоятельно приобретать знания на протяже­нии всей жизни, подготовку к перманентному (т.е. непре­рывному, постоянно текущему) самообразованию.

Глава 6. Процесс обучения

Естественно, в современных определениях процесса, обу­чения должны содержаться характеристики, отражающие важнейшие требования к нему, предъявляемые жиз нью. Современные требования таковы, что школа (в том ч исле и высшая) должна давать знания, учить мыслить, развивать обучающихся во всех отношениях, формировать их отноше­ние к миру, помогать приспосабливаться к быстроизменя- ющимся условиям жизни и производства.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

• цель (общая как приспособление к жизни), задачи:

• совместная деятельность учителей и учащихся;

• преподавание (руководство со стороны учителя);

• учение (самостоятельная работа учащихся);

• организация процесса;

• соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

• сочетание технологичности и творчества учител ей и учащихся;

• соответствие требованиям жизни;

• одновременное осуществление воспитания, развития, формирования учащихся.

6.2. Как происходит обучение

Попытаемся представить хотя бы в общих чертах ме­ханизмы учения. Под влиянием обучения развиваютсл не только интеллект, умственные способности и даровакия. Совершенствуется весь человек, прежде всего его централь­ная и периферийная нервная система, все другие сист-емы и органы; развиваются функции восприятия, мышления, памяти; укрепляются воображение, воля, характер; растет тело. Следовательно, первые годы жизни человека предна­значены природой для развития всех его систем и функ ций под влиянием обучения.

Самый ответственный момент — «запуск» процесса обу­чения: поняв его, мы поймем многое. Итак, ребенок появил­ся на свет. Впервые подал голос, впервые открыл глаза... Его мозг — центр обучения — заработал. Но знаний еще нет, действуют лишь первичные рефлексы (мигание, глотание и т.п.), благодаря которым ребенок приспосабливается к: ок­ружающей среде.

6.2. Как происходит обучение

Как осознается окружающий мир, появляются знания? Мозг, по современным представлениям, — мощнейшая элек­трохимическая энергетическая система. Преобразования в его клетках ведут к возникновению слабых элекрических импульсов, разности потенциалов и, как следствие, возник­новению электромагнитных полей. Сердцевина всех преоб­разований — возникновение энергетических полей, которые, как известно, одновременно являются и информационными. Активизируется процесс учения, вероятно, под влиянием света. Свет служит катализатором нового функционирова­ния клеток: включаются биологические часы, начинаются информационно-энергетические обмены между клетками мозга, активизируются главные мозговые программы.

Как все происходит на физиологическом уровне, объяс­нил И. П. Павлов. Он наглядно продемонстрировал связь физиологических преобразований с нервными реакциями. Было установлено, что на основе физиологических преоб­разований возникают информационные связи, получившие название условных рефлексов, или условных временных связей. Появившись на свет «дремлющим биоинфоэнерго», человек начинает интенсивную самореализацию заложен­ной в нем потенции.

В наследственных программах есть все, что может пона­добиться человеку. Первичные инстинкты запустили про­грамму саморазвития. А дальше все зависит от активности человека.

На клеточном уровне происходит следующее. Живая клетка имеет специальную информационную оболочку, где закодировано все, что происходило с ее предшественницами в процессе генетического развития и все, что может в прин­ципе с ней произойти дальше. Знания предков (врожден­ные идеи), способность приобретать новые информационо- энергетические состояния под воздействием новых условий жизни также закодированы в информационной оболочке клетки. Под влиянием электрохимических преобразований и поступивших от внешней среды запросов они всплывают в активные зоны программ, где возникают новые информа­ционные связи. Назовем их химерами — неосознаваемыми информационными накоплениями (энергоинформационной потенцией). Итак, вне сомнений, основа обучения — функ­ционирование клеток, физиологические, энергетические и информационные преобразования в них.

Глава 6. Процесс обучения

Чтобы обучиться, человек должен осознать эти смутные представления, т.е. ввести их в сознание, поставить на них «опознавательные знаки». Получается цепочка: химеры (не­осознаваемые информационные сгустки) — знак (попытка прояснения химер) — знание (химера, введенная в сознание, узнанная идея).

Как это происходит? Прояснению смутно пока различи­мых химер способствуют «опоры», которые человек ищет в самом себе или в окружающем мире: для простых зна­ний — в обыденной жизни, для абстракций, новых идей — в своем сознании. Эти опоры называются ассоциациями. Но, прежде чем их рассматривать, обратим внимание на неко­торые другие процессы, сопровождающие появление химер, или паттернов, знаков и знаний.

С точки зрения физиологии обучение состоит из уста­новления условных (т.е. новых, приобретенных уже самым человеком) связей по схеме, описанной И. П. Павловым. Условная связь — основа обучения. Но у человека она на­много сложнее, чем рефлекторная реакция у животного. У человека условная связь формируется на двух основах: первую он находит в генетической наследственности, в ча­стности во врожденных идеях генетической памяти, а вто­рую — в вызванных обстоятельствами жизни раздражите­лях, которые, влияя на органы чувств, создают ощущения и тем самым стимулируют возникновение соответствующих электрохимических реакций в мозге. Чтобы возникло новое знание, мозгу нужны «толчки». Неразвитый мозг получает их извне, а зрелый, обученный может извлечь из себя. Далее мозг обращается к собственному генетическому опыту — что об этом уже известно — ищет в глубинах неосознанного подходящие паттерны.

Природа сохраняет в будущих поколениях опыт жизни предков в виде врожденных идей — генетически оформлен­ного опыта предков. А опыт, овладение им, использование для приспособления к новым условиям жизни — это, как уже говорилось, сущность и главная цель обучения. Если бы посчастливилось каким-то образом активизировать врож­денные идеи, то никакого специального школьного обуче­ния не требовалось бы: все знания, умения, сколько их есть в природе, существуют уже в самом человеке. Рождаясь, он несет их в себе. Для будущей педагогики основная цель — отыскание способов рекапитуляции (восстановления, вы­

6.2. Как происходит обучение

явления) врожденных идей, переведение их в актуальное знание. Сегодня это звучит как фантастика, но кто знает, что будет дальше?

Вопрос о том, как соединяются врожденные идеи с новы­ми обстоятельствами жизни, как зарождается сознание, стал предметом научных поисков лучших исследовательских ла­бораторий мира. В результате неутихающих споров победи­ла мысль о переходе энергии из одного состояния в другое. В результате жизнедеятельности мозга физиологическая, химическая, электромагнитная энергия преобразуется в ин­теллектуальную, духовную. Именно в этой системе, и в ни­какой другой, появляются знания.

Возникает вопрос: нарастают ли при этом новые атомы, новые клетки или же клетки только «информационно на­бухают», начинают работать по-иному? Физиологические исследования показывают, что количество клеток в мозге человека не изменяется или увеличивается очень незначи­тельно. Но в течение жизни расширяются и укрепляются информационные оболочки клеток, пополняясь новыми ус­ловными связями. Можно предположить, что образование новых клеток мозга происходит в исключительных случаях и только у тех людей, которые развили сверхмощную ин­теллектуальную деятельность. Они перейдут в наследство потомкам и смогут «информационно взорваться» в одном из следующих поколений.

Развитие интеллектуальной сферы происходит путем образования все новых и более совершенных связей. Ими заполняются специально предназначенные для последую­щего дообучения области наследственных генетических про­грамм. Образование связей — основа обучения. Как только новому ощущению удается за что-то «зацепиться» в мозге человека, возникает новая связь и, как следствие, прибавле­ние нового к известному, развитие последнего, усовершенст­вование. Так знание постепенно разрастается от маленького, простого к сложному и всеобъемлющему.

Связи, возникающие в мозге, называются ассоциациями (от лат. ad — при и socio — соединять). Ассоциация — лю­бая более или менее устойчивая связь между тем, что уже существует в сознании (памяти, информационной сфере мозга), и тем, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств. Благодаря ассоциациям новый опыт чело­века соединяется с прошлым. Асоциациями объясняются

Глава 6. Процесс обучения

возникновение нового опыта, появление новых знаний, уме­ний, отображение в сознании человека предметов и явлений действительности в форме связей прошлого и настоящего, старого и нового, известного и неизвестного.

Рассмотрение обучения через возникновение новых ас­социативных связей — наиболее лростой и самоочевидный способ объяснения этого процесса. В прошлом никто не под­вергал сомнению тот факт, что ли «ль благодаря ассоциациям человек может приобретать новы е знания, умения. Мнения ученых расходились лишь в вопрсосах взаимодействия ассо­циаций, их классификации, степ-ени влияния в различных ситуациях. Вокруг ассоциативного принципа обучения объ­единились различные философские, педагогические и пси- хологическе направления.

Ассоциативное объяснение духовных процессов находим у Платона и Аристотеля. Древним философам были хорошо известны законы ассоциации. Особенно ярко ассоциативная природа обучения обнаруживается при исследованиях памя­ти, когда за одним образом следует другой, с ним связанный. Люди запоминают новое благодаря ассоциациям, как бы связывая неизвестное новое с известным старым. Эту общую закономерность описал Аристотель, выделив мыслительные связи по смежности (весна — трава), схожести (шелест — шепот), контрасту (черное — белое). Его учение переняли и развили средневековые мыслители. А в новейшей филосо­фии ассоциативную теорию поддержали такие выдающиеся ученые, как Гоббс (1588-1679), Беркли (1685-1753), Гартли (1705-1757), Пристли (1732-1804), Юм (1711-1776), Милль (1773-1836), Бен (1818-1903), Мюллер (1850-1934). Ассоциативного объяснения сущности обучения придер­живались английский педагог Д ж. Локк, который восста­новил в научном обороте понят ие «ассоциация», придав ему педагогическое истолкование, немецкий философ и пе­дагог И. Гербарт, великий французский философ и педа­гог Р. Декарт, голландский философ и педагог Б. Спиноза. Исходя из ассоциативной сущ ности обучения, законы забывания установили Рибо (1850-1909) и Эббингауз (1850-1934). В российской наук:е приверженцем ассоциа­тивной теории обучения был и звестный философ и пе­дагог XIX в. М.М. Троицкий, затем эту теорию развивали П. А. Шеварев, Ю. А. Самарин. Необходимо отметить, что ас­социативная теория обучения пл охо согласовывалась с ма­

6.2. Как происходит обучение

териалистическими концепциями марксистско-ленинской науки и не поддерживалась официально. В учебниках тех времен идеалистические, т.е. ассоциативные, объяснения природы обучения старались обойти.

Современная западная педагогика, в частности американ­ская, полностью признает ассоциативный принцип. В XVII в. он был положен в основу так называемой ассоциативной психологии, которая стала теоретической основой для объ­яснения процессов обучения. Согласно ее положениям вся психическая деятельность состоит из элементарных про­цессов, находящихся между собой в ассоциативных связях. Новейшие исследования во многом уточняют и развивают эти положения.

Ассоциации имеют системный характер. В обучении про­исходит отбор наиболее пригодных ассоциаций и отсеива­ние менее важных. Отдельные ассоциации, объединяясь, об­разуют цепи. Любой акт обучения есть установление новых ассоциаций между теми представлениями, которые уже есть в сознании ученика, и теми, которые он воспринимает впер­вые. Поэтому в процессе обучения очень важно правильно связывать новые знания с уже известными, устанавливать схожесть и различие между ними. Если этого не делать, то представления, знания учеников не будут правильными и точными. Важные условия успешного обучения — выделе­ние новых связей и отношений, постоянное укрепление их, расширение в процессе закрепления и повторения знаний. Без этого новообразовавшиеся связи быстро забываются и исчезают.

Знания, умения, привычки обусловлены характером ас­социативных процессов, внутренних и внешних. Педагогам надо знать, какие именно ассоциации должны быть выра­ботаны, чтобы сформировались соответствующие знания и умения. Надо научиться вызывать соответствующие цели и задачам обучения ассоциации, позаботиться об устранении ошибочных, малозначимых и лишних, найти наиболее эко­номные пути формирования новых ассоциативных связей.

На качество образования новых ассоциативных связей большое влияние оказывают эмоции ученика. Под влиянием положительных эмоций процесс обучения развивается бы­стро и хорошо, отрицательные эмоции, наоборот, ухудшают формирование новых связей. Этот закон отражается в прин­ципе эмоциональности обучения.

Глава 6. Процесс обучения

Очень важная задача учебного процесса — формирова­ние обобщенных ассоциаций, т.е. таких, которые относятся к значительному количеству связей. Это большей частью обобщенные правила деятельности, алгоритмы поведения и т.п. Обобщенные ассоциации играют решающую роль в формировании навыков правописания, чтения, умения ре­шать определенные типы задач и т.д.

6.3. Дидактика — наука об обучении

Дидактика (от греч. «дидактикос» — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово поя­вилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обу­чения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал ди­дактике статус целостной и непротиворечивой теории вос­питывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка про­блем: чему учить и как учить; когда, где, кого и зачем учить.

Изучению поставленных вопросов посвящены конкрет­ные разделы дидактики, в частности:для чего, зачем, кого учить? цели обучения

Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основные понятия, как мы уже знаем, называются категориями. В категориях отображены наиболее сущест­венные свойства и отношения дидактической реальности. Основные категории дидактики: преподавание, учение, обу-

чему учить?

на какой основе?

как учить?

(образования);.законы, закономерности, принципы, правила обучения;

.содержание обучения (образования);.методы обучения (образования), формы организации обучения,технологии обучения (образования).

6.3. Дидактика — наука об обучении 177

чение, образование, знание, умение, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.

Таким образом, дидактика — наука об обучении и обра­зовании, их целях, содержании, методах, средствах, органи­зации, системах и технологиях, достинутых результатах (продуктах).

Рассмотрим сущность основных категорий дидактики.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспе­чение информирования, воспитания, осознания и практиче­ского применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изме­няются ранее приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следу­ющие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
   
1. Разъяснение учащимся це­лей и задач обучения. 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явления­ми, событиями, предметами, законами). 3. Управление процессом осоз­нания и приобретения знаний, умений. 4. Управление процессом по­знания научных закономерно­стей и законов. 5. Управление процессом пере­хода от теории к практике. 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения. 2. Восприятие новых знаний, умений. 3. Анализ, синтез, сравнение, сопоставление, систематиза­ция. 4. Познание закономерностей и законов, понимание причин­но-следственных связей. 5. Приобретение умений и на­выков, их систематизация.

Глава 6. Процесс обучения

Продолжение табл.

   
6. Организация эвристической и исследовательской деятель­ности. 7. Проверка, оценка измене­ний в обученности и развитии учащихся. 6. Практическая деятельность по самостоятельному реше нию возникающих проблем. 7. Самоконтроль, самодиагно­стика достижений.

Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже обсуждались в предыдущих главах.

Образование — система приобретенных в процессе обуче­ния знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание — совокупность идей человека, в которых в ыра- жается теоретическое овладение этим предметом.

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стрем ится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятель­ности и мышления, которыми учащиеся должны овла_деть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной ц ели.

Форма — способ существования учебного процесса, обо­лочка для его внутренней сущности, логики и содержа.ния. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, вре­менем и местом обучения, порядком его осуществления иг т.п.

Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. К средствам относятся голос (речь) педагога, его мастер ство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые будут рассмотрены ниже.

Результаты (продукты) — это то, к чему приходит обу­чение, конечные следствия учебного процесса, степень реа­лизации намеченной цели.

6.3. Дидактика — наука об обучении 179

Взаимосвязи между основными дидактическими катего­риями как структурными компонентами целостного дидак­тического процесса представлены на рис. 10.

Рис. 10.

Дидактика как наука изучает закономерности, действу­ющие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуслов­ливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем пред­метам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы препо­давания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Глава 6. Процесс обучения

Современная дидактика концентрирует внимание на раз­работке следующих основных направлений:

S закономерностей обучения;

S принципов и правил обучения;

S целей и содержания обучения;

S форм и методов обучения;

S возможностей новых образовательных технологий;

S диагностики учебного процесса и его результатов.

6.4. Этапы дидактического процесса

В настоящее время разработаны многие десятки разнооб­разных моделей для описания, объяснения, расчета процесса обучения или его отдельных аспектов. Рассмотрим модель, объясняющую, как происходит обучение в отдельном цик­ле. Ее называют традиционной. Основы этой модели были заложены еще Коменским и Гербартом, служит она для объ­яснения развития учебного процесса, выделения его этапов, понимания динамики наращивания его продуктов. Основу модели составляют этапы (ступени) учебного процесса.

В качестве основных этапов учебного процесса выделяют:

• восприятие-осознание, включая понимание и первич­ное усвоение знаний;

• усвоение знаний, умений;

• закрепление и усовершенствование знаний;

• формирование умений и навыков;

• их практическое применение;

• обобщение и систематизацию;

• диагностику обученности.

Рассматриваемая модель имеет множество модифика­ций. Часто ее интерпретируют, например, как: восприятие знаний, осмысление воспринятого, образование понятий, осознание понятого, усвоение знаний, запоминание осмыс­ленного, закрепление усвоенного, применение приобретен­ных знаний, умений.

Последовательность этапов (ступеней) познания часто называют логикой развития учебного процесса, потому что последовательность их жестко определена и изменять ни­чего нельзя. Известный исследователь процесса обучения профессор М.А. Данилов выделил в нем следующие струк­турные компоненты: 1) выдвижение проблемы и осознание учебных задач; 2) восприятие предметов и явлений, форми­

6.4. Этапы дидактического процесса

рование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учеников; 3) закрепление и усовершенствова­ние знаний, формирования необходимых умений и навыков; 4) применение знаний, умений; 5) анализ достижений уче­ников, проверка и оценивание их знаний, выявление достиг­нутого уровня умственного развития1.

Нет особых отличий в понимании последовательности звеньев учебного процесса и в зарубежной дидактике: лю­бое обучение начинается с постановки перед учениками цели и принятия ими этой цели: далее идет организованное восприятие новой информации, ее осознание; следующий этап — закрепление воспринятой и понятой информации; отдельное звено — проверка качества усвоения знаний, умений. Современная теория обучения требует система­тического обобщения изученного. А завершается процесс диагностированием обученности. Как видим, все подходы в основом совпадают, что свидетельствует о жестко регла­ментированном течении учебного процесса. Тем не менее, накопление научных знаний, новые подходы к пониманию сущности обучения заставляют вновь и вновь корректиро­вать классическую модель.

Как развивается процесс обучения по современным представлениям? Какие этапы проходит? Что делают его участники на каждом этапе? Обучение, как известно, осу­ществляется в виде отдельных отрезков (циклов), после­довательность которых составляет дидактический процесс. Обычно законченный отрезок обучения занимает один урок (модуль). Для достижения цели на каждом отрезке обучения учитель и его ученики проходят обязательные этапы. В старых учебных книгах писали, что учитель ве­дет учеников по пути познания, последовательно преодо­левая установленные стадии, т.е. традиционная дидактика главную роль отводила педагогу, а не обучаемому. В связи с этим обстоятельно выяснялись вопросы, что и как дол­жен делать педагог, чтобы ясно и доходчиво изложить но­вые знания, как он должен руководить процессом обучения, как проверять и контролировать качество обучения и т.д. Современная дидактика в центр учебного процесса ставит деятельность ученика. Роль учителя состоит в том, что он, учитывая сложность предмета, конкретные условия обуче­

1 Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. С. 101.

Глава 6. Процесс обучения

ния, возраст учеников, оказывает необходимую помощь уче­нику, поднимается вместе с ними по ступеням познания, опи­раясь на его собственную активность и самостоятельность.

В совместной деятельности учителя и ученика выделя­ются следующие основные этапы:

S мотивация обучения школьников;

S актуализация известных знаний, умений и опыта уче­ников;

S организация изучения нового материала;

S совершенствование изученного;

S определение результативности процесса.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, своя особая деятельность, но цель и деятельность — общие. Сущность деятельности учителя — управление, учеников — учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение.

На рис. 11 представлена современная интерпретация традиционной модели развития учебного процесса, вы­делены главные этапы общей деятельности учителя и уче­ников по усвоению знаний, умений, способов мышления. Рассмотрим последовательность и содержание действий участников познавательного процесса.

Стимул

Проблема

Задачи

Актуализация опыта

Анализ Контроль Диагностика

Обобщение ]

(Применение) [Закрепление J

 

Усвоение

[ Осмысление ]

[ Восприятие ]

Цель

Знания

Умения

Навыки

Способы деятельности

Опыт

Начальный уровень

Рис. 11.

Продукты

6.4. Этапы дидактического процесса

Задана цель. Путь к ее достижению начинается с моти­вации. Мотивация необходима, чтобы вызвать интерес уче­ников к тому, что будет изучаться на уроке, добиться поло­жительного отношения к учебному труду. Если надлежащая мотивация отсутствует, обучение не будет успешным. Уже на стадии мотивации формируются начальные продукты обучения — представления учеников.

Чтобы знать, как ему действовать дальше, учитель осу­ществляет актуализацию чувственного опыта, знаний школьников. Сделать актуальными, т.е. действенными, уже известные ученикам знания, вспомнить именно те, что пона­добятся на данном уроке, — главное назначение этого этапа. С помощью целенаправленных вопросов учитель пытается выяснить, что школьники уже знают о предмете изучения, что они умеют. Эффективный педагог будет искать ассо­циативные связи для «сцепления» нового с уже известным. Еще при подготовке к уроку он пытается выяснить:

— что из ранее изученного материала может служить опорой для изучения новых знаний;

— какие из уже сформированных умений и навыков ста­нут основанием для формирования новых;

— как их вызвать в память учеников, какие вопросы сле­дует поставить;

— какой наглядный материал подобрать для наблюде­ний, какие упражнения предложить ученикам;

— как эмоционально подготовить учеников, чтобы вы­звать их интерес к новому материалу.

С актуализацией сливается этап первичного сообщения (и восприятия) новых знаний, умений. В зарубежной дидак­тике его называют презентацией. Рассмотрим, что и как на этом этапе делают ученики. Главная их цель — усвоить зна­ния, умения, т.е. сделать их своими. Усвоение невозможное без принятия учебной задачи. Это в свою очередь зависит от готовности школьника к изучению нового. Если он не видит смысла в новом знании или умении лично для себя и сейчас, если его ум не созрел для понимания важности и необходи­мости изучаемых знаний, то усвоение их сразу же ставится под угрозу. Пусть школьник еще не знает, что ему нужно, не умеет этого высказать, но подсознательно он всегда, прежде чем вникнуть в материал, принимает или отвергает его, или принимает частично. На этот важный момент учитель дол­жен обращать пристальное внимание.

Глава 6. Процесс обучения

Восприятие — это отражение в сознании ученика предме­та обучения. Оно может быть непосредственным с помощью органов чувств, или опосредствованным с помощью слов учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Восприятие — активный процесс. Но активным он будет только тогда, когда педагог его надлежащим образом направит: даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит мнение учеников. Ключевую роль в познавательном процессе играет понимание (осознание). Именно оно обеспе­чивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний. Ученик может многое запомнить не понимая. В этом случае перехода на новую ступень обучения в результате работы мысли нет. Не бу­дет, соответственно, ни развития, ни продвижения вперед. Понимание (осознание) требует выполнения определенных действий:

S анализа, синтеза (деления объекта изучения на части и соединение целого из частей);

S выделения главного: ученик должен уметь выделить главную мысль, найти ключевые слова, сформулировать за­головки, составить план и т.д.;

S сравнения, сопоставления, т.е. установления схожести или различия между предметами, отдельными элементами по определенным признакам;

S абстрагирования и конкретизации, требующих от­влечения от несущественных признаков и выделения лишь того, что необходимо в данной ситуации. Конкретизация, наоборот, предусматривает подчеркивание определенного признака;

S аргументации, доказательности, сущность которых — обоснование отдельных положений, установление причин- но-следственных связей;

S обобщения, т.е. объединения элементов в целое, опре­деления обобщающих признаков.

Возможны разнообразные формы организации воспри­ятия новых знаний. Это могут быть и устное изложение знаний, подкрепленное наглядностью, и самостоятельные наблюдения учеников, и выполнение поисковых задач.

Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат усвоения — образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущ­

6.4. Этапы дидактического процесса

ности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Первоначально понятия эти не всегда четкие и правильные, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых зна­ний и умений ведет к увеличению и развитию результатов. Постепенно у учеников образуются полноценные суждения, понятия, знания. На этапе первичного закрепления осущест­вляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий, представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения изученных знаний, умений на прак­тике. В арсенале средств, используемых учителем, разно­образные упражнения, проблемные и поисковые задачи, работа с опорными конспектами и т.д. На этом этапе значи­тельная часть знаний запоминается.

Часто учитель не ограничивается первичным закрепле­нием и организует специальные упражнения по укреплению (упрочению) изученного. Ученики учатся применять знания, умения во взаимосвязи с уже известными им знаниями, умениями, способами деятельности.

Учитель проявляет заботу о сохранении в памяти учени­ков основных элементов знаний. Без прочных знаний не мо­жет быть и речи о развитии ребенка: мышление и память тесно взаимодействуют между собой. Поэтому на каждом уроке в разнообразных формах организуется повторение. Оно помогает связать новый материал со старым, обеспе­чивает возможность уточнить, углубить, расширить усвоен­ное, систематизировать изученное. Активное, интересное, опирающееся на мышление школьника, а не на его механи­ческую память повторение — мощное средство упрочения изученного. Известный педагог-практик В.Ф. Щаталов, например, применял многоразовое повторение Материа­ла в различных вариантах, постепенно сжимая его объем и достигая таким способом прочного усвоения главных по­нятий.

Этап обобщения изученного основывается на включении приобретенных знаний, умений в общую систему имею­щихся у учеников понятий и представлений. На этом этапе применяется система обобщающих действий, которые по­степенно усложняются в зависимости от цели. Сначала ис­пользуются частичные обобщения, потом понятийные, далее следуют поурочные, тематические и междутематические.

Глава 6. Процесс обучения

Завершающий этап — определение результативности (продуктивности) процесса. Он распадается на две части: анализ преподавания и анализ учения. Цель первого — об­наружить недостатки и выявить резервы в деятельности педагога. Цель второго — самоконтроль и самооценка своих знаний, умений, уровня обученности учениками. На этом этапе учитель или сами ученики под его руководством осу­ществляют диагностику обученности, т.е. устанавливают, на каком уровне сформированы знания, умения. Результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы: возвратиться назад и повторить материал еще раз, изучать заново, обратить внимание на от­дельные пробелы, переходить к новому материалу и т.д.

Современная школа требует полного и качественного ус­воения знаний, умений, формирования продукта обучения соответственно принятой цели и на уровне, установленном задачами обучения. Поэтому так важно знать, как происхо­дит процесс и какова его результативность.

После повторения и закрепления изученного, установ­ления связей с тем, что школьники уже знают, результаты обучения постепенно возрастают и достигают почти мак­симально возможного на данном уроке уровня. Цели обу­чения достигаются, если результаты (продукты) отвечают заданному уровню. Понимаемое таким образом обучение представляет собой постепенный, управляемый педагогом переход учащихся с низшей ступени обученности на более высокую.

6.5. Цели и задачи обучения

Цель обучения — это то, к чему оно стремится, на что на­правлены его главные усилия. Бесцельного обучения не бы­вает. Независимо от того, осознается ли цель человеком, близкая она или отдаленная, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается.

В школьном (вузовском) обучении (образовании) цели всегда ясны, на их достижение направлены все усилия педаго­гов и обучаемых. Практически во всех моделях обучения це­левой компонент занимает главное место. Цели подчиняются содержание, методы, организационные формы, технологии.

Как возникают, формируются цели обучения (образова­ния)? Они логически выводятся из целей общества, государства-

6.5. Цели и задачи обучения

Везде и всегда общие цели образования определяются уровнем жизни, потребностями производства, возможно­стями и уровнем развития педагогической системы. Кроме того, цели обучения, общего образования вытекают из целей воспитания, развития и формирования человека и соотно­сятся с ними как часть с целым.

Российские законы провозглашают образование осно­вой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Общее среднее образо­вание — результат целенаправленного процесса овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, об­ществе, культуре и производстве средствами познаватель­ной и практической деятельности. Продукт общего среднего образования — интеллектуальное, социальное, физическое и духовное развитие личности как основа для дальнейшей жизни, обучения и трудовой деятельности.

В документах, регламентирующих образовательные про­цессы в учебных заведениях, отмечается, что общее сред­нее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности. Оно достигается в едином учебно-вос- питательном процессе, основанном на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, свет­ского характера образования, системности, интегративно- сти, единства обучения и воспитания, на основах гуманиз­ма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства. Высшее (специальное) образование, базируясь на среднем и развивая его, вооружает выпускника профессиональными знаниями, умениями, способами мыш­ления, необходимыми для избранного вида деятельности.

Цели, поставленные обществом и государством перед школой, высокие, сложные и многообразные. Хорошо ор­ганизованные школьное и вузовское обучение и воспита­ние обеспечат дальнейшее прогрессивное развитие страны. Образование в Российской Федерации имеет целью станов­ление самостоятельной, свободной, культурной, моральной личности, осознающей ответственность перед семьей, обще­ством и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к сотрудниче­ству между людьми, народами, различными расовыми, на­циональными, этническими, религиозными, социальными группами.

Глава 6. Процесс обучения

Главными задачами общеобразовательной школы, доступ­ной для всех детей, разнообразной по формам и организа­ции обучения, являются:

• удовлетворение национально-культурных потребно­стей населения, воспитание физически и морально здорово­го поколения;

• воспитание гражданина и патриота;

• обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными по­требностями;

• выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования;

• формирование личности ученика, развитие его способ­ностей, наклонностей и дарований;

• формирование научного мировоззрения, элементов по­литической, экономической, экологической, правовой куль­туры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

• выработка у молодежи осознанной гражданской пози­ции, стремления к участию в демократическом самоуправ­лении, ответственности за свои поступки, сознательного вы­полнения гражданских обязанностей;

• подготовка воспитанников к дальнейшему образова­нию и трудовой деятельности;

• воспитание у школьников уважения к Конституции РФ, государственным символам, органам власти, законам;

• реализация права учеников на свободное формирова­ние политических и мировоззренческих убеждений;

• воспитание уважения к народным традициям и обы­чаям, государственному и родному языкам, национальным ценностям российского народа, ценностям других народно­стей и наций;

• воспитание сознательного отношения к своему здо­ровью и здоровью других граждан как высочайшей соци­альной ценности, формирование гигиеничных привычек и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учеников.

Цели высшего (специального, профессонального) обра­зования дополняются компонентами, требующими овладе­ния профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирования высокого уровня профессионального мыш­ления.

6.5. Цели и задачи обучения

Представления об общем среднем, среднем специаль­ном и высшем образовании воплощаются в его содержании. Содержание образования — это выделенный из сокровищ­ницы мировой культуры обозримый объем систематизи­рованных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении. Изучение языка, литературы, истории, географии, природоведения, биологии, музыки, рисования, технологий, физическое воспитание помогают обеспечить всестороннее интеллектуальное развитие учащихся. Через раскрытие и усвоение школьниками достижений матери­альной и духовной культуры народа, его традиций, обыча­ев, обрядов, ремесел, народных промыслов осуществляются воспитание и духовное развитие.

Федеральный компонент школьного (вузовского) образо­вания представлен обязательным изучением во всех типах учебных заведений и всеми обучаемыми предметов, осново­положных (резидентных) знаний, умений, объем которых не должен превышать 30-40% от общего объема изучаемых знаний. Региональный (школьный, вузовский) компонент образования обеспечивает возможность удовлетворения многообразных образовательных потребностей обучаемых, обусловленных региональными, национальными, производ­ственными и личностными факторами.

Образование ученика (студента) составляется из: 1) зна­ний, умений, навыков, приобретенных в процессе школь­ного (вузовского) обучения; 2) знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, полученных путем самообразования; 3) знаний, добытых из окружающей жиз­ни, в процессе усвоения разнообразной информации из раз­личных источников. Наиболее надежная составная часть образования — образование школьное, получаемое в спе­циально для этого созданных и контролируемых условиях. Оно дополняется самообразованием. Средства массовой информации существенно повышают возможности и рас­ширяют горизонты приобретения знаний. Но они же вно­сят и наибольшие возмущения в систему и характеристики образования. Известны случаи, когда под влиянием прочи­танных книг, просмотренных телепрограмм у молодых лю­дей формируются совсем другие подходы, оценки, способы мышления и деятельности, чем те, которые пытаются при­вить в школе или вузе. «Школьная составляющая» образо­вания иногда оказывается весьма незначительной, поэтому

Глава 6. Процесс обучения

оценивать фактический уровень образованности людей очень трудно. Еще труднее давать оценки ее направленно­сти. Поэтому можно говорить лишь о большей или меньшей пригодности школьного (вузовского) образования для фор­мирования определенных человеческих и профессиональ­ных качеств.

По уровням образование традиционно делится на началь­ное, неполное среднее, полное среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее. По формам получения об­разования выделяются стационарное, заочное и дистанци­онное образование. Также традиционно выделяют три вида образования: общее, политехническое и профессиональное.

Общее образование предусматривает овладение знания­ми основ наук. Оно складывается из циклов учебных пред­метов: гуманитарного, математического, биологического, производственно-технического, художественного. Общее образование приобретается в общеобразовательных учебно- воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, коллегиумах.

Компоненты общего образования:

1) система знаний о природе, обществе, способах деятель­ности, на которых основывается миропонимание человека;

2) опыт практической деятельности, т.е. система интел­лектуальных и практических умений и навыков:

3) опыт творческой деятельности, лежащей в основе уме­ния самостоятельно переносить знания, умения, способы деятельности на новые области;

4) опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отно­шения человека к окружающему миру.

Система знаний — это отражение в сознании человека объективной картины мира, результат познавательного про­цесса, существующее в форме взаимосвязи представлений, понятий, фактов, суждений, теорий.

Опыт практической деятельности — это способность (умение) сознательно выполнять определенное действие, применять знания на практике. Выделяют две больших группы умений: умственные и практические. По характеру умения бывают общеучебные, трудовые, художественные, спортивные, игровые и пр.

Опыт творческой деятельности — это самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы в уже известной; ви­

6.5. Цели и задачи обучения

дение новых функций объектов; самостоятельное приме­нение известных способов деятельности в новых условиях; понимание структуры систем; альтернативное мышление.

Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отноше­ния — это сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, деятельности, мо­ральным и социальным нормам, идеалам. Усвоение опыта происходит путем эмоционального переживания обучаемым того, что изучается, восприятием объекта изучения как цен­ности.

Политехническое образование (от греч. «поли» — много и «техне» — ремесло) знакомит школьников с основными видами современных производств, формирует умение и на­выки обслуживания простейших технологических процес­сов. Такое образование ученики также получают в общеоб­разовательных учебно-воспитательных учреждениях.

Профессиональное образование направлено на овладе­ние знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определенной профессио­нальной деятельности. Дается в профессионально-техни­ческих училищах, институтах, университетах, академиях. С точки зрения специализации образование может быть техническое, педагогическое, сельскохозяйственное и т.д.

Общественный и экономический прогресс, который наблюдается в развитых странах мира, вызывает к жизни новые парадигмы и модели образования, призванные заме­нить и постепенно вытеснить старые подходы, поставить на их место современные и более эффективные.

Особое влияние на обновление систем и технологий об­разования оказывают:

^ развитие общества, экономики, человека;

S возрастающий поток научной информации, накопле­ние знаний;

S новые взгляды на место и роль человека в обществе;

^ изменение значимости образования;

S разнообразие подходов к образованию, которое часто рождает анархизм и снижает качество образования;

^ наблюдаемая во многих странах оторванность образо­вания от жизни.

Перестройка системы школьного и высшего образования в современном мире осуществляется в следующих направ­лениях:

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Врача-специалиста медико-профилактического дела | Методы и формы обучения в профессиональной деятельности врача-специалиста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.198 сек.