КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обучение в профессиональной деятельности современного врача-специалиста
Тема 6 Сущность обучения — это то, что выделяет его как нечто своеобразное и целостное из других сущностей. Сущность — собирательное понятие, в котором представлено единство всех необходимых сторон и связей, взятых в их естественной взаимозависимости, в жизни. В этом отличие сущности от явления. Постигая сущность, следует абстрагироваться от отдельных явлений, чтобы за их огромным многообразием не утерять главное. Сущность обучения находит отражение в определениях. Определить обучение — значит указать на самое главное, существенное в нем. Мы уже рассмотрели обучение как явление общественной и личной жизни Люди учатся для того, чтобы лучше приспособиться к условиям существования, достигнуть успеха. В этом главная сущность и назначение этого процесса. Часто сущность обучения усматривают в передаче опыта подрастающим поколениям, иногда обучением называют приобретение опыта. «Сущностью обучения, — считает В. К. Дьяченко, — является общение»1. Все эти формулировки неполные. Нам достаточно будет представить обучение через один из его главных признаков — направленность. Обучения, ни на что не направленного, не существует ни в животном, ни в человеческом мире, в нем всегда присутствует или подразумевается цель. Сущность обучения кроется в его направленности на удовлетворение потребностей человека: лучше приспособиться к условиям жизни, сделать карьеру, получить достойную зарплату. Обучение как явление занимает философию. Педагогика исследует процесс обучения во взаимосвязи с его резулъта- 1 Новая дидактика. М., 2001. С. 19. 6.1. Что есть обучение? том (продуктом). Для нее обучение в современных условиях — это специально организованный, направленный на удовлетворение потребностей человека процесс. Это управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, имеющий целью усвоение знаний, умений, формирование навыков, мировоззрения, развитие умственных и духовных сил учеников. Все вместе взятое и способствует достижению главной цели — приспособлению подрастающих поколений к условиям жизни.
Процесс обучения называют также учебным, или дидактическим, процессом. Процесс обучения, как нам уже известно, является одним из нескольких одновременно и взаимосвязанно текущих процессов: воспитания, развития, формирования. В обучении переплетаются когнитивный, интеллектуальный, психологический, физиологический и другие компоненты. Оно состоит из процессов восприятия и накопления информации, опознания и узнавания, усвоения,систематизации, переработки,сравнения, припоминания, поиска и нахождения информации, запоминания и понимания знаний; ведет к изменению поведения и улучшению приспособления к окружающей среде. Дать полное определение процесса обучения очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов. Отсюда и множество определений процесса. В сочинениях древних и средневековых мыслителей под обучением понимается главным образом преподавание. Цель преподавания, как утверждается в учебном пособии по педагогике 1880 г., — ученик. Это потому, что его успех полностью зависел от учителя. В начале XIX в. в понятие обучения стали включать уже два компонента: преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность обучаемых по усвоению предлагаемых им знаний. В понятии обучения также нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию в учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и ученика. Кроме того, обучение стали рассматривать и как формирование умения учиться, самостоятельно приобретать знания на протяжении всей жизни, подготовку к перманентному (т.е. непрерывному, постоянно текущему) самообразованию.
Глава 6. Процесс обучения Естественно, в современных определениях процесса, обучения должны содержаться характеристики, отражающие важнейшие требования к нему, предъявляемые жиз нью. Современные требования таковы, что школа (в том ч исле и высшая) должна давать знания, учить мыслить, развивать обучающихся во всех отношениях, формировать их отношение к миру, помогать приспосабливаться к быстроизменя- ющимся условиям жизни и производства. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: • цель (общая как приспособление к жизни), задачи: • совместная деятельность учителей и учащихся; • преподавание (руководство со стороны учителя); • учение (самостоятельная работа учащихся); • организация процесса; • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; • сочетание технологичности и творчества учител ей и учащихся; • соответствие требованиям жизни; • одновременное осуществление воспитания, развития, формирования учащихся. 6.2. Как происходит обучение Попытаемся представить хотя бы в общих чертах механизмы учения. Под влиянием обучения развиваютсл не только интеллект, умственные способности и даровакия. Совершенствуется весь человек, прежде всего его центральная и периферийная нервная система, все другие сист-емы и органы; развиваются функции восприятия, мышления, памяти; укрепляются воображение, воля, характер; растет тело. Следовательно, первые годы жизни человека предназначены природой для развития всех его систем и функ ций под влиянием обучения. Самый ответственный момент — «запуск» процесса обучения: поняв его, мы поймем многое. Итак, ребенок появился на свет. Впервые подал голос, впервые открыл глаза... Его мозг — центр обучения — заработал. Но знаний еще нет, действуют лишь первичные рефлексы (мигание, глотание и т.п.), благодаря которым ребенок приспосабливается к: окружающей среде.
6.2. Как происходит обучение Как осознается окружающий мир, появляются знания? Мозг, по современным представлениям, — мощнейшая электрохимическая энергетическая система. Преобразования в его клетках ведут к возникновению слабых элекрических импульсов, разности потенциалов и, как следствие, возникновению электромагнитных полей. Сердцевина всех преобразований — возникновение энергетических полей, которые, как известно, одновременно являются и информационными. Активизируется процесс учения, вероятно, под влиянием света. Свет служит катализатором нового функционирования клеток: включаются биологические часы, начинаются информационно-энергетические обмены между клетками мозга, активизируются главные мозговые программы. Как все происходит на физиологическом уровне, объяснил И. П. Павлов. Он наглядно продемонстрировал связь физиологических преобразований с нервными реакциями. Было установлено, что на основе физиологических преобразований возникают информационные связи, получившие название условных рефлексов, или условных временных связей. Появившись на свет «дремлющим биоинфоэнерго», человек начинает интенсивную самореализацию заложенной в нем потенции. В наследственных программах есть все, что может понадобиться человеку. Первичные инстинкты запустили программу саморазвития. А дальше все зависит от активности человека. На клеточном уровне происходит следующее. Живая клетка имеет специальную информационную оболочку, где закодировано все, что происходило с ее предшественницами в процессе генетического развития и все, что может в принципе с ней произойти дальше. Знания предков (врожденные идеи), способность приобретать новые информационо- энергетические состояния под воздействием новых условий жизни также закодированы в информационной оболочке клетки. Под влиянием электрохимических преобразований и поступивших от внешней среды запросов они всплывают в активные зоны программ, где возникают новые информационные связи. Назовем их химерами — неосознаваемыми информационными накоплениями (энергоинформационной потенцией). Итак, вне сомнений, основа обучения — функционирование клеток, физиологические, энергетические и информационные преобразования в них.
Глава 6. Процесс обучения Чтобы обучиться, человек должен осознать эти смутные представления, т.е. ввести их в сознание, поставить на них «опознавательные знаки». Получается цепочка: химеры (неосознаваемые информационные сгустки) — знак (попытка прояснения химер) — знание (химера, введенная в сознание, узнанная идея). Как это происходит? Прояснению смутно пока различимых химер способствуют «опоры», которые человек ищет в самом себе или в окружающем мире: для простых знаний — в обыденной жизни, для абстракций, новых идей — в своем сознании. Эти опоры называются ассоциациями. Но, прежде чем их рассматривать, обратим внимание на некоторые другие процессы, сопровождающие появление химер, или паттернов, знаков и знаний. С точки зрения физиологии обучение состоит из установления условных (т.е. новых, приобретенных уже самым человеком) связей по схеме, описанной И. П. Павловым. Условная связь — основа обучения. Но у человека она намного сложнее, чем рефлекторная реакция у животного. У человека условная связь формируется на двух основах: первую он находит в генетической наследственности, в частности во врожденных идеях генетической памяти, а вторую — в вызванных обстоятельствами жизни раздражителях, которые, влияя на органы чувств, создают ощущения и тем самым стимулируют возникновение соответствующих электрохимических реакций в мозге. Чтобы возникло новое знание, мозгу нужны «толчки». Неразвитый мозг получает их извне, а зрелый, обученный может извлечь из себя. Далее мозг обращается к собственному генетическому опыту — что об этом уже известно — ищет в глубинах неосознанного подходящие паттерны. Природа сохраняет в будущих поколениях опыт жизни предков в виде врожденных идей — генетически оформленного опыта предков. А опыт, овладение им, использование для приспособления к новым условиям жизни — это, как уже говорилось, сущность и главная цель обучения. Если бы посчастливилось каким-то образом активизировать врожденные идеи, то никакого специального школьного обучения не требовалось бы: все знания, умения, сколько их есть в природе, существуют уже в самом человеке. Рождаясь, он несет их в себе. Для будущей педагогики основная цель — отыскание способов рекапитуляции (восстановления, вы 6.2. Как происходит обучение явления) врожденных идей, переведение их в актуальное знание. Сегодня это звучит как фантастика, но кто знает, что будет дальше? Вопрос о том, как соединяются врожденные идеи с новыми обстоятельствами жизни, как зарождается сознание, стал предметом научных поисков лучших исследовательских лабораторий мира. В результате неутихающих споров победила мысль о переходе энергии из одного состояния в другое. В результате жизнедеятельности мозга физиологическая, химическая, электромагнитная энергия преобразуется в интеллектуальную, духовную. Именно в этой системе, и в никакой другой, появляются знания. Возникает вопрос: нарастают ли при этом новые атомы, новые клетки или же клетки только «информационно набухают», начинают работать по-иному? Физиологические исследования показывают, что количество клеток в мозге человека не изменяется или увеличивается очень незначительно. Но в течение жизни расширяются и укрепляются информационные оболочки клеток, пополняясь новыми условными связями. Можно предположить, что образование новых клеток мозга происходит в исключительных случаях и только у тех людей, которые развили сверхмощную интеллектуальную деятельность. Они перейдут в наследство потомкам и смогут «информационно взорваться» в одном из следующих поколений. Развитие интеллектуальной сферы происходит путем образования все новых и более совершенных связей. Ими заполняются специально предназначенные для последующего дообучения области наследственных генетических программ. Образование связей — основа обучения. Как только новому ощущению удается за что-то «зацепиться» в мозге человека, возникает новая связь и, как следствие, прибавление нового к известному, развитие последнего, усовершенствование. Так знание постепенно разрастается от маленького, простого к сложному и всеобъемлющему. Связи, возникающие в мозге, называются ассоциациями (от лат. ad — при и socio — соединять). Ассоциация — любая более или менее устойчивая связь между тем, что уже существует в сознании (памяти, информационной сфере мозга), и тем, что человек воспринимает с помощью своих органов чувств. Благодаря ассоциациям новый опыт человека соединяется с прошлым. Асоциациями объясняются Глава 6. Процесс обучения возникновение нового опыта, появление новых знаний, умений, отображение в сознании человека предметов и явлений действительности в форме связей прошлого и настоящего, старого и нового, известного и неизвестного. Рассмотрение обучения через возникновение новых ассоциативных связей — наиболее лростой и самоочевидный способ объяснения этого процесса. В прошлом никто не подвергал сомнению тот факт, что ли «ль благодаря ассоциациям человек может приобретать новы е знания, умения. Мнения ученых расходились лишь в вопрсосах взаимодействия ассоциаций, их классификации, степ-ени влияния в различных ситуациях. Вокруг ассоциативного принципа обучения объединились различные философские, педагогические и пси- хологическе направления. Ассоциативное объяснение духовных процессов находим у Платона и Аристотеля. Древним философам были хорошо известны законы ассоциации. Особенно ярко ассоциативная природа обучения обнаруживается при исследованиях памяти, когда за одним образом следует другой, с ним связанный. Люди запоминают новое благодаря ассоциациям, как бы связывая неизвестное новое с известным старым. Эту общую закономерность описал Аристотель, выделив мыслительные связи по смежности (весна — трава), схожести (шелест — шепот), контрасту (черное — белое). Его учение переняли и развили средневековые мыслители. А в новейшей философии ассоциативную теорию поддержали такие выдающиеся ученые, как Гоббс (1588-1679), Беркли (1685-1753), Гартли (1705-1757), Пристли (1732-1804), Юм (1711-1776), Милль (1773-1836), Бен (1818-1903), Мюллер (1850-1934). Ассоциативного объяснения сущности обучения придерживались английский педагог Д ж. Локк, который восстановил в научном обороте понят ие «ассоциация», придав ему педагогическое истолкование, немецкий философ и педагог И. Гербарт, великий французский философ и педагог Р. Декарт, голландский философ и педагог Б. Спиноза. Исходя из ассоциативной сущ ности обучения, законы забывания установили Рибо (1850-1909) и Эббингауз (1850-1934). В российской наук:е приверженцем ассоциативной теории обучения был и звестный философ и педагог XIX в. М.М. Троицкий, затем эту теорию развивали П. А. Шеварев, Ю. А. Самарин. Необходимо отметить, что ассоциативная теория обучения пл охо согласовывалась с ма 6.2. Как происходит обучение териалистическими концепциями марксистско-ленинской науки и не поддерживалась официально. В учебниках тех времен идеалистические, т.е. ассоциативные, объяснения природы обучения старались обойти. Современная западная педагогика, в частности американская, полностью признает ассоциативный принцип. В XVII в. он был положен в основу так называемой ассоциативной психологии, которая стала теоретической основой для объяснения процессов обучения. Согласно ее положениям вся психическая деятельность состоит из элементарных процессов, находящихся между собой в ассоциативных связях. Новейшие исследования во многом уточняют и развивают эти положения. Ассоциации имеют системный характер. В обучении происходит отбор наиболее пригодных ассоциаций и отсеивание менее важных. Отдельные ассоциации, объединяясь, образуют цепи. Любой акт обучения есть установление новых ассоциаций между теми представлениями, которые уже есть в сознании ученика, и теми, которые он воспринимает впервые. Поэтому в процессе обучения очень важно правильно связывать новые знания с уже известными, устанавливать схожесть и различие между ними. Если этого не делать, то представления, знания учеников не будут правильными и точными. Важные условия успешного обучения — выделение новых связей и отношений, постоянное укрепление их, расширение в процессе закрепления и повторения знаний. Без этого новообразовавшиеся связи быстро забываются и исчезают. Знания, умения, привычки обусловлены характером ассоциативных процессов, внутренних и внешних. Педагогам надо знать, какие именно ассоциации должны быть выработаны, чтобы сформировались соответствующие знания и умения. Надо научиться вызывать соответствующие цели и задачам обучения ассоциации, позаботиться об устранении ошибочных, малозначимых и лишних, найти наиболее экономные пути формирования новых ассоциативных связей. На качество образования новых ассоциативных связей большое влияние оказывают эмоции ученика. Под влиянием положительных эмоций процесс обучения развивается быстро и хорошо, отрицательные эмоции, наоборот, ухудшают формирование новых связей. Этот закон отражается в принципе эмоциональности обучения. Глава 6. Процесс обучения Очень важная задача учебного процесса — формирование обобщенных ассоциаций, т.е. таких, которые относятся к значительному количеству связей. Это большей частью обобщенные правила деятельности, алгоритмы поведения и т.п. Обобщенные ассоциации играют решающую роль в формировании навыков правописания, чтения, умения решать определенные типы задач и т.д. 6.3. Дидактика — наука об обучении Дидактика (от греч. «дидактикос» — поучающий) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; когда, где, кого и зачем учить. Изучению поставленных вопросов посвящены конкретные разделы дидактики, в частности:для чего, зачем, кого учить? цели обучения Современная дидактика имеет развитый понятийный аппарат. Основные понятия, как мы уже знаем, называются категориями. В категориях отображены наиболее существенные свойства и отношения дидактической реальности. Основные категории дидактики: преподавание, учение, обу- чему учить? на какой основе? как учить? (образования);.законы, закономерности, принципы, правила обучения; .содержание обучения (образования);.методы обучения (образования), формы организации обучения,технологии обучения (образования). 6.3. Дидактика — наука об обучении 177 чение, образование, знание, умение, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Таким образом, дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, системах и технологиях, достинутых результатах (продуктах). Рассмотрим сущность основных категорий дидактики. Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний. Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные. Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Глава 6. Процесс обучения Продолжение табл.
Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже обсуждались в предыдущих главах. Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления. Знание — совокупность идей человека, в которых в ыра- жается теоретическое овладение этим предметом. Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике. Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стрем ится обучение, будущее, на которое направлены его усилия. Содержание (обучения, образования) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащиеся должны овла_деть в процессе обучения. Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы с целью наилучшей реализации поставленной ц ели. Форма — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержа.ния. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления иг т.п. Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения. Средство — предметная поддержка учебного процесса. К средствам относятся голос (речь) педагога, его мастер ство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т.д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые будут рассмотрены ниже. Результаты (продукты) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели. 6.3. Дидактика — наука об обучении 179 Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса представлены на рис. 10. Рис. 10. Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции: теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую) и практическую (нормативную, инструментальную). Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По охвату изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые на него влияют, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Глава 6. Процесс обучения Современная дидактика концентрирует внимание на разработке следующих основных направлений: S закономерностей обучения; S принципов и правил обучения; S целей и содержания обучения; S форм и методов обучения; S возможностей новых образовательных технологий; S диагностики учебного процесса и его результатов. 6.4. Этапы дидактического процесса В настоящее время разработаны многие десятки разнообразных моделей для описания, объяснения, расчета процесса обучения или его отдельных аспектов. Рассмотрим модель, объясняющую, как происходит обучение в отдельном цикле. Ее называют традиционной. Основы этой модели были заложены еще Коменским и Гербартом, служит она для объяснения развития учебного процесса, выделения его этапов, понимания динамики наращивания его продуктов. Основу модели составляют этапы (ступени) учебного процесса. В качестве основных этапов учебного процесса выделяют: • восприятие-осознание, включая понимание и первичное усвоение знаний; • усвоение знаний, умений; • закрепление и усовершенствование знаний; • формирование умений и навыков; • их практическое применение; • обобщение и систематизацию; • диагностику обученности. Рассматриваемая модель имеет множество модификаций. Часто ее интерпретируют, например, как: восприятие знаний, осмысление воспринятого, образование понятий, осознание понятого, усвоение знаний, запоминание осмысленного, закрепление усвоенного, применение приобретенных знаний, умений. Последовательность этапов (ступеней) познания часто называют логикой развития учебного процесса, потому что последовательность их жестко определена и изменять ничего нельзя. Известный исследователь процесса обучения профессор М.А. Данилов выделил в нем следующие структурные компоненты: 1) выдвижение проблемы и осознание учебных задач; 2) восприятие предметов и явлений, форми 6.4. Этапы дидактического процесса рование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учеников; 3) закрепление и усовершенствование знаний, формирования необходимых умений и навыков; 4) применение знаний, умений; 5) анализ достижений учеников, проверка и оценивание их знаний, выявление достигнутого уровня умственного развития1. Нет особых отличий в понимании последовательности звеньев учебного процесса и в зарубежной дидактике: любое обучение начинается с постановки перед учениками цели и принятия ими этой цели: далее идет организованное восприятие новой информации, ее осознание; следующий этап — закрепление воспринятой и понятой информации; отдельное звено — проверка качества усвоения знаний, умений. Современная теория обучения требует систематического обобщения изученного. А завершается процесс диагностированием обученности. Как видим, все подходы в основом совпадают, что свидетельствует о жестко регламентированном течении учебного процесса. Тем не менее, накопление научных знаний, новые подходы к пониманию сущности обучения заставляют вновь и вновь корректировать классическую модель. Как развивается процесс обучения по современным представлениям? Какие этапы проходит? Что делают его участники на каждом этапе? Обучение, как известно, осуществляется в виде отдельных отрезков (циклов), последовательность которых составляет дидактический процесс. Обычно законченный отрезок обучения занимает один урок (модуль). Для достижения цели на каждом отрезке обучения учитель и его ученики проходят обязательные этапы. В старых учебных книгах писали, что учитель ведет учеников по пути познания, последовательно преодолевая установленные стадии, т.е. традиционная дидактика главную роль отводила педагогу, а не обучаемому. В связи с этим обстоятельно выяснялись вопросы, что и как должен делать педагог, чтобы ясно и доходчиво изложить новые знания, как он должен руководить процессом обучения, как проверять и контролировать качество обучения и т.д. Современная дидактика в центр учебного процесса ставит деятельность ученика. Роль учителя состоит в том, что он, учитывая сложность предмета, конкретные условия обуче 1 Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М., 1982. С. 101. Глава 6. Процесс обучения ния, возраст учеников, оказывает необходимую помощь ученику, поднимается вместе с ними по ступеням познания, опираясь на его собственную активность и самостоятельность. В совместной деятельности учителя и ученика выделяются следующие основные этапы: S мотивация обучения школьников; S актуализация известных знаний, умений и опыта учеников; S организация изучения нового материала; S совершенствование изученного; S определение результативности процесса. На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, своя особая деятельность, но цель и деятельность — общие. Сущность деятельности учителя — управление, учеников — учение: усвоение знаний, умений, способов деятельности и их практическое применение. На рис. 11 представлена современная интерпретация традиционной модели развития учебного процесса, выделены главные этапы общей деятельности учителя и учеников по усвоению знаний, умений, способов мышления. Рассмотрим последовательность и содержание действий участников познавательного процесса. Стимул Проблема Задачи Актуализация опыта Анализ Контроль Диагностика Обобщение ] (Применение) [Закрепление J
Усвоение [ Осмысление ] [ Восприятие ] Цель Знания Умения Навыки Способы деятельности Опыт Начальный уровень Рис. 11. Продукты 6.4. Этапы дидактического процесса Задана цель. Путь к ее достижению начинается с мотивации. Мотивация необходима, чтобы вызвать интерес учеников к тому, что будет изучаться на уроке, добиться положительного отношения к учебному труду. Если надлежащая мотивация отсутствует, обучение не будет успешным. Уже на стадии мотивации формируются начальные продукты обучения — представления учеников. Чтобы знать, как ему действовать дальше, учитель осуществляет актуализацию чувственного опыта, знаний школьников. Сделать актуальными, т.е. действенными, уже известные ученикам знания, вспомнить именно те, что понадобятся на данном уроке, — главное назначение этого этапа. С помощью целенаправленных вопросов учитель пытается выяснить, что школьники уже знают о предмете изучения, что они умеют. Эффективный педагог будет искать ассоциативные связи для «сцепления» нового с уже известным. Еще при подготовке к уроку он пытается выяснить: — что из ранее изученного материала может служить опорой для изучения новых знаний; — какие из уже сформированных умений и навыков станут основанием для формирования новых; — как их вызвать в память учеников, какие вопросы следует поставить; — какой наглядный материал подобрать для наблюдений, какие упражнения предложить ученикам; — как эмоционально подготовить учеников, чтобы вызвать их интерес к новому материалу. С актуализацией сливается этап первичного сообщения (и восприятия) новых знаний, умений. В зарубежной дидактике его называют презентацией. Рассмотрим, что и как на этом этапе делают ученики. Главная их цель — усвоить знания, умения, т.е. сделать их своими. Усвоение невозможное без принятия учебной задачи. Это в свою очередь зависит от готовности школьника к изучению нового. Если он не видит смысла в новом знании или умении лично для себя и сейчас, если его ум не созрел для понимания важности и необходимости изучаемых знаний, то усвоение их сразу же ставится под угрозу. Пусть школьник еще не знает, что ему нужно, не умеет этого высказать, но подсознательно он всегда, прежде чем вникнуть в материал, принимает или отвергает его, или принимает частично. На этот важный момент учитель должен обращать пристальное внимание. Глава 6. Процесс обучения Восприятие — это отражение в сознании ученика предмета обучения. Оно может быть непосредственным с помощью органов чувств, или опосредствованным с помощью слов учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Восприятие — активный процесс. Но активным он будет только тогда, когда педагог его надлежащим образом направит: даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит мнение учеников. Ключевую роль в познавательном процессе играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к абстрактному мышлению и усвоению теоретических знаний. Ученик может многое запомнить не понимая. В этом случае перехода на новую ступень обучения в результате работы мысли нет. Не будет, соответственно, ни развития, ни продвижения вперед. Понимание (осознание) требует выполнения определенных действий: S анализа, синтеза (деления объекта изучения на части и соединение целого из частей); S выделения главного: ученик должен уметь выделить главную мысль, найти ключевые слова, сформулировать заголовки, составить план и т.д.; S сравнения, сопоставления, т.е. установления схожести или различия между предметами, отдельными элементами по определенным признакам; S абстрагирования и конкретизации, требующих отвлечения от несущественных признаков и выделения лишь того, что необходимо в данной ситуации. Конкретизация, наоборот, предусматривает подчеркивание определенного признака; S аргументации, доказательности, сущность которых — обоснование отдельных положений, установление причин- но-следственных связей; S обобщения, т.е. объединения элементов в целое, определения обобщающих признаков. Возможны разнообразные формы организации восприятия новых знаний. Это могут быть и устное изложение знаний, подкрепленное наглядностью, и самостоятельные наблюдения учеников, и выполнение поисковых задач. Воспринятые и осознанные знания, умения усваиваются школьниками. Результат усвоения — образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущ 6.4. Этапы дидактического процесса ности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Первоначально понятия эти не всегда четкие и правильные, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к увеличению и развитию результатов. Постепенно у учеников образуются полноценные суждения, понятия, знания. На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий, представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения изученных знаний, умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, разнообразные упражнения, проблемные и поисковые задачи, работа с опорными конспектами и т.д. На этом этапе значительная часть знаний запоминается. Часто учитель не ограничивается первичным закреплением и организует специальные упражнения по укреплению (упрочению) изученного. Ученики учатся применять знания, умения во взаимосвязи с уже известными им знаниями, умениями, способами деятельности. Учитель проявляет заботу о сохранении в памяти учеников основных элементов знаний. Без прочных знаний не может быть и речи о развитии ребенка: мышление и память тесно взаимодействуют между собой. Поэтому на каждом уроке в разнообразных формах организуется повторение. Оно помогает связать новый материал со старым, обеспечивает возможность уточнить, углубить, расширить усвоенное, систематизировать изученное. Активное, интересное, опирающееся на мышление школьника, а не на его механическую память повторение — мощное средство упрочения изученного. Известный педагог-практик В.Ф. Щаталов, например, применял многоразовое повторение Материала в различных вариантах, постепенно сжимая его объем и достигая таким способом прочного усвоения главных понятий. Этап обобщения изученного основывается на включении приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. На этом этапе применяется система обобщающих действий, которые постепенно усложняются в зависимости от цели. Сначала используются частичные обобщения, потом понятийные, далее следуют поурочные, тематические и междутематические. Глава 6. Процесс обучения Завершающий этап — определение результативности (продуктивности) процесса. Он распадается на две части: анализ преподавания и анализ учения. Цель первого — обнаружить недостатки и выявить резервы в деятельности педагога. Цель второго — самоконтроль и самооценка своих знаний, умений, уровня обученности учениками. На этом этапе учитель или сами ученики под его руководством осуществляют диагностику обученности, т.е. устанавливают, на каком уровне сформированы знания, умения. Результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы: возвратиться назад и повторить материал еще раз, изучать заново, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому материалу и т.д. Современная школа требует полного и качественного усвоения знаний, умений, формирования продукта обучения соответственно принятой цели и на уровне, установленном задачами обучения. Поэтому так важно знать, как происходит процесс и какова его результативность. После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что школьники уже знают, результаты обучения постепенно возрастают и достигают почти максимально возможного на данном уроке уровня. Цели обучения достигаются, если результаты (продукты) отвечают заданному уровню. Понимаемое таким образом обучение представляет собой постепенный, управляемый педагогом переход учащихся с низшей ступени обученности на более высокую. 6.5. Цели и задачи обучения Цель обучения — это то, к чему оно стремится, на что направлены его главные усилия. Бесцельного обучения не бывает. Независимо от того, осознается ли цель человеком, близкая она или отдаленная, значимая или не очень, она всегда есть или подразумевается. В школьном (вузовском) обучении (образовании) цели всегда ясны, на их достижение направлены все усилия педагогов и обучаемых. Практически во всех моделях обучения целевой компонент занимает главное место. Цели подчиняются содержание, методы, организационные формы, технологии. Как возникают, формируются цели обучения (образования)? Они логически выводятся из целей общества, государства- 6.5. Цели и задачи обучения Везде и всегда общие цели образования определяются уровнем жизни, потребностями производства, возможностями и уровнем развития педагогической системы. Кроме того, цели обучения, общего образования вытекают из целей воспитания, развития и формирования человека и соотносятся с ними как часть с целым. Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Общее среднее образование — результат целенаправленного процесса овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности. Продукт общего среднего образования — интеллектуальное, социальное, физическое и духовное развитие личности как основа для дальнейшей жизни, обучения и трудовой деятельности. В документах, регламентирующих образовательные процессы в учебных заведениях, отмечается, что общее среднее образование направлено на обеспечение всестороннего развития личности. Оно достигается в едином учебно-вос- питательном процессе, основанном на общечеловеческих ценностях и принципах научности, поликультурности, светского характера образования, системности, интегративно- сти, единства обучения и воспитания, на основах гуманизма, демократии, гражданского сознания, взаимоуважения между нациями и народами в интересах человека, семьи, общества, государства. Высшее (специальное) образование, базируясь на среднем и развивая его, вооружает выпускника профессиональными знаниями, умениями, способами мышления, необходимыми для избранного вида деятельности. Цели, поставленные обществом и государством перед школой, высокие, сложные и многообразные. Хорошо организованные школьное и вузовское обучение и воспитание обеспечат дальнейшее прогрессивное развитие страны. Образование в Российской Федерации имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, моральной личности, осознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, социальными группами. Глава 6. Процесс обучения Главными задачами общеобразовательной школы, доступной для всех детей, разнообразной по формам и организации обучения, являются: • удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения; • воспитание гражданина и патриота; • обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями; • выполнение требований Государственного стандарта общего среднего образования; • формирование личности ученика, развитие его способностей, наклонностей и дарований; • формирование научного мировоззрения, элементов политической, экономической, экологической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний; • выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки, сознательного выполнения гражданских обязанностей; • подготовка воспитанников к дальнейшему образованию и трудовой деятельности; • воспитание у школьников уважения к Конституции РФ, государственным символам, органам власти, законам; • реализация права учеников на свободное формирование политических и мировоззренческих убеждений; • воспитание уважения к народным традициям и обычаям, государственному и родному языкам, национальным ценностям российского народа, ценностям других народностей и наций; • воспитание сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других граждан как высочайшей социальной ценности, формирование гигиеничных привычек и основ здорового образа жизни, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учеников. Цели высшего (специального, профессонального) образования дополняются компонентами, требующими овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, формирования высокого уровня профессионального мышления. 6.5. Цели и задачи обучения Представления об общем среднем, среднем специальном и высшем образовании воплощаются в его содержании. Содержание образования — это выделенный из сокровищницы мировой культуры обозримый объем систематизированных знаний, умений, предложенных для изучения в учебном заведении. Изучение языка, литературы, истории, географии, природоведения, биологии, музыки, рисования, технологий, физическое воспитание помогают обеспечить всестороннее интеллектуальное развитие учащихся. Через раскрытие и усвоение школьниками достижений материальной и духовной культуры народа, его традиций, обычаев, обрядов, ремесел, народных промыслов осуществляются воспитание и духовное развитие. Федеральный компонент школьного (вузовского) образования представлен обязательным изучением во всех типах учебных заведений и всеми обучаемыми предметов, основоположных (резидентных) знаний, умений, объем которых не должен превышать 30-40% от общего объема изучаемых знаний. Региональный (школьный, вузовский) компонент образования обеспечивает возможность удовлетворения многообразных образовательных потребностей обучаемых, обусловленных региональными, национальными, производственными и личностными факторами. Образование ученика (студента) составляется из: 1) знаний, умений, навыков, приобретенных в процессе школьного (вузовского) обучения; 2) знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, полученных путем самообразования; 3) знаний, добытых из окружающей жизни, в процессе усвоения разнообразной информации из различных источников. Наиболее надежная составная часть образования — образование школьное, получаемое в специально для этого созданных и контролируемых условиях. Оно дополняется самообразованием. Средства массовой информации существенно повышают возможности и расширяют горизонты приобретения знаний. Но они же вносят и наибольшие возмущения в систему и характеристики образования. Известны случаи, когда под влиянием прочитанных книг, просмотренных телепрограмм у молодых людей формируются совсем другие подходы, оценки, способы мышления и деятельности, чем те, которые пытаются привить в школе или вузе. «Школьная составляющая» образования иногда оказывается весьма незначительной, поэтому Глава 6. Процесс обучения оценивать фактический уровень образованности людей очень трудно. Еще труднее давать оценки ее направленности. Поэтому можно говорить лишь о большей или меньшей пригодности школьного (вузовского) образования для формирования определенных человеческих и профессиональных качеств. По уровням образование традиционно делится на начальное, неполное среднее, полное среднее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее. По формам получения образования выделяются стационарное, заочное и дистанционное образование. Также традиционно выделяют три вида образования: общее, политехническое и профессиональное. Общее образование предусматривает овладение знаниями основ наук. Оно складывается из циклов учебных предметов: гуманитарного, математического, биологического, производственно-технического, художественного. Общее образование приобретается в общеобразовательных учебно- воспитательных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, коллегиумах. Компоненты общего образования: 1) система знаний о природе, обществе, способах деятельности, на которых основывается миропонимание человека; 2) опыт практической деятельности, т.е. система интеллектуальных и практических умений и навыков: 3) опыт творческой деятельности, лежащей в основе умения самостоятельно переносить знания, умения, способы деятельности на новые области; 4) опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру. Система знаний — это отражение в сознании человека объективной картины мира, результат познавательного процесса, существующее в форме взаимосвязи представлений, понятий, фактов, суждений, теорий. Опыт практической деятельности — это способность (умение) сознательно выполнять определенное действие, применять знания на практике. Выделяют две больших группы умений: умственные и практические. По характеру умения бывают общеучебные, трудовые, художественные, спортивные, игровые и пр. Опыт творческой деятельности — это самостоятельное перенесение усвоенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы в уже известной; ви 6.5. Цели и задачи обучения дение новых функций объектов; самостоятельное применение известных способов деятельности в новых условиях; понимание структуры систем; альтернативное мышление. Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения — это сформированная жизненная позиция, отношение к окружающему миру, людям, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам. Усвоение опыта происходит путем эмоционального переживания обучаемым того, что изучается, восприятием объекта изучения как ценности. Политехническое образование (от греч. «поли» — много и «техне» — ремесло) знакомит школьников с основными видами современных производств, формирует умение и навыки обслуживания простейших технологических процессов. Такое образование ученики также получают в общеобразовательных учебно-воспитательных учреждениях. Профессиональное образование направлено на овладение знаниями, умениями, навыками, способами мышления, необходимыми для выполнения определенной профессиональной деятельности. Дается в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях. С точки зрения специализации образование может быть техническое, педагогическое, сельскохозяйственное и т.д. Общественный и экономический прогресс, который наблюдается в развитых странах мира, вызывает к жизни новые парадигмы и модели образования, призванные заменить и постепенно вытеснить старые подходы, поставить на их место современные и более эффективные. Особое влияние на обновление систем и технологий образования оказывают: ^ развитие общества, экономики, человека; S возрастающий поток научной информации, накопление знаний; S новые взгляды на место и роль человека в обществе; ^ изменение значимости образования; S разнообразие подходов к образованию, которое часто рождает анархизм и снижает качество образования; ^ наблюдаемая во многих странах оторванность образования от жизни. Перестройка системы школьного и высшего образования в современном мире осуществляется в следующих направлениях:
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |