Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Прикладные системы, ориентированные на знания (продолжение)




4. Активность. Четвертой важной характеристикой того, что можно считать настоящими знаниями, является их активность. При работе с ЭВМ активными считались программы, т.е. процедуры, а данные в ЭВМ оказывались пассивными (они просто хранились в памяти и ждали, когда их извлекут). У человека активными оказываются именно знания, которые формируют цели его деятельности. Активизированные цели вызывают реализацию тех процедур, которые могут оказаться полезными для достижения поставленных целей. Неполнота знаний заставляет человека искать пути их пополнения, и противоречивость в знаниях – стремление к преодолению ее. При создании интеллектуальных систем необходимо обеспечить воспроизведение этого важнейшего свойства «базы знаний» человека. Имеется много способов имитации этой характеристики знаний в искусственных системах. Рассмотрим один из них. На рис. 11,а показаны три информационные единицы, хранящиеся в базе знаний. Они связаны между собой особыми оценочными связями.


Б
А
+ _

 

а)

+

Рис.11

Вершина, соответствующая самой системе (С), имеет положительную оценку пользователя А. Относительно пользователя Б у системы мнение иное, оно носит негативный характер. Пусть в результате опроса система узнала, что пользователи А и Б высокого мнения друг о друге. Этой информации, полученной системой, соответствует положительная связь между пользователями А и Б.

Если искусственная система ведет себя подобно человеку, то структура в виде треугольника, должна активизировать систему, поскольку подобная структура характеризует диссонанс в ее знаниях, а всякий диссонанс требует своего разрешения. Как и человека, у системы есть четыре возможности преобразования имеющегося диссонанса в консонанс.

Первая заключается в изменении своего мнения о пользователе Б. Возможно, система не совсем правильно оценила результаты взаимодействия с ним, и необходимо собрать о пользователе Б дополнительную информацию. Для этого следует возбудить соответствующие программы ее сбора. Если после их работы система изменит свое мнение о пользователе Б, то содержимое той зоны ее базы знаний станет таким, как это показано на рис. 11 б. Теперь выполнен принцип: «друзья моих друзей – мои друзья», и система из состояния диссонанса приходит в состояние, которое ее вполне устраивает. Вторая возможность состоит в изменении своего мнения о пользователе А. Ведь система могла и ошибиться, приписав ему положительную характеристику. Снова включаются процедуры пополнения знаний о пользователях. Теперь адресатом их является пользователь А. Если после дополнительной проверки зона базы знаний становится такой, как это показано на рис.11 в, то диссонанс опять ликвидирован. Понятно, что А и Б хорошо относятся друг к другу, но оба они с точки зрения системы не слишком хороши. Третья возможность – возбудить процедуры в пользователях А и Б по проверке отношений между собой. Например, сообщить этим пользователям (или одному из них, например А, к которому система хорошо относится) некоторую дополнительную, располагающую системой информацию о них. Если после этого пользователи (по крайней мере А) изменят мнение друг о друге и треугольник примет вид, показанный на рис. 11г, то система вновь будет удовлетворена.

По ее мнению «справедливость восторжествовала» и диссонанс ликвидирован. Если же все три попытки не увенчались успехом – треугольник остался таким, как он показан на рис. а, - то у системы остается в запасе единственная процедура – вытеснение диссонансного знания из активного поля внимания.

 

С

б) + + в) _ С _

           
   
     
 


А Б А + Б

+

Рис.11

 

Возможно, что со временем появится новая информация, пока недоступная системе, которая и позволит ликвидировать этот неприятный фрагмент в знаниях системы.

С

г) + _

 

       
   


А _ Б

Рис.11

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.