Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет, объект, функции и методы социологии




ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

ПО СОЦИОЛОГИИ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Березин В. Л. Сооружение насосных и компрессорных станций / В. Л. Березин, Н. В. Бобрицкий. – М.: Недра, 1985.

2. Бородавкин П. П. Сооружение магистральных трубопроводов / П. П. Бородавкин, В. А. Березин. – М.: Недра, 1977. – 407 с.

3. Быков Л. И. Типовые расчёты при сооружении и ремонте газонефтепроводов: учеб. пособие / Л.И. Быков [и др.]. – Санкт-Петербург: Недра, 2006. – 824 с., ил.

4. ВСН-39-1.9-003-98. Конструкции и способы балластировки и закрепления подземных переходов. – М.: 1998.

5. Громов А. В. Строительство магистральных трубопроводов (линейная часть) / А. В. Громов, А. А. Каликин. – Киев: Будiвельник, 1975. – 360 с.

6. Зиневич A. M. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов больших диаметров / A. M. Зиневич, В. И. Прокофьев, В. П. Ментюков. – М.: Недра, 1979.

7. Инструкция по применению стальных труб в газовой и нефтяной промышленности. – М.: 2000.

8. Мазур И. И. Безопасность трубопроводных систем / И. И. Мазур, О. М. Иванцов. – М.: ИУЦ «ЕЛИМА», 2004. – 1104 с., ил.

9. Мустафин Ф. М. Очистка полости и испытание трубопроводов / Ф. М. Мустафин, А. Г. Гумеров, О. П. Квятковский [и др.]. – М.: Недра – Бизнесцентр, 2001.

10. СНиП 2-05-06-85* Магистральные трубопроводы.

11. СНиП III-42-80* Магистральные трубопроводы.

12. СП 101-34-96, СП 111-34-96 Свод правил сооружения магистральных газопроводов. – М.: ИРЦ «Газпром», 1996.

13. Строительство магистральных трубопроводов. Справочник / И. Г. Чирсков. – М.: Недра, 1991.

14. Строительство подводных переходов трубопроводов способом горизонтально направленного бурения / Ю. И. Спектор, Ф. М. Мустафин, А. Е. Лаврентьев.– Уфа: ООО ДизайнПолиграфСервис, 2001. – 208 с.

15. Таран В. Д. Сооружение магистральных трубопроводов / В. Д. Таран. – М.: Недра, 1964.

16. Телегин Л. Г. Охрана окружающей среды при сооружении и эксплуатации газонефтепроводов / Л. Г. Телегин, Б. И. Ким, В. И. Зоненко. – М.: Недра, 1988.

17. Телегин Л. Г. Сооружение газопроводов / Л. Г. Телегин, Б. Н. Курепин, И. В. Березина. – М.: Недра, 1984.

18. Эксплуатационнику магистральных газопроводов. Справочное пособие / А. В. Громов, Н. Е. Гузанов, Л. А. Хачикян [и др.]. – М.: Недра, 1987.

Давыдов С. А.

Данное пособие предназначено для студентов средних и выс_

ших учебных заведений и представляет собой конспект лекций по

курсу «Социология». С помощью материала, содержащегося

в конспекте, студент изучит основные вопросы курса, что помо_

жет ему сдать экзамен или зачет.

Термин социология происходит от двух слов: латинского «со_

циетес» — «общество» и греческого «логос» — «слово», «понятие»,

«учение». Таким образом, социологию можно определить как

науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный амери_

канский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно

абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают

и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо

определить предмет и объект этой науки, а также ее функции

и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности,

выбранной для изучения, обладающая определенной завершен_

ностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социо_

логии является общество, однако при этом наука исследует не от_

дельные его элементы, а все общество как целостную систему.

Объектом социологии является совокупность свойств, связей

и отношений, которые носят название социальных. Понятие со%

циального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смы_

сле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле со_

циальное представляет лишь аспект общественных отношений.

Социальные отношения складываются между членами общества,

когда они занимают определенное место в его структуре и наделе_

ны социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные

связи, социальное взаимодействие, социальные отношения

и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследо_

вания выбранной части внешней реальности. Предмет социоло_

гии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это

обусловлено тем, что на протяжении исторического развития со_

циологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значи_

тельные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению

предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов

и государства и подчиненная собственным естественным за_

конам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать кол_

лективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. вну_

тренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная

на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и со_

ставляющих его структурных элементов (базиса и надстройки)

(марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняет_

ся марксистское понимание предмета социологии. Необходимо

отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как

представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игно_

рированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания

мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует

считать общество как совокупность социальных общностей, сло_

ев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем

главным механизмом этого взаимодействия является целепола_

гание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно опреде_

лить, что социология — это наука об общих и специфических со_

циальных закономерностях организации, функционирования

и развития общества, путях, формах и методах их реализации,

в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные

функции в обществе, среди которых можно выделить следую_

щие:

1) когнитивная (познавательная) — социологические иссле_

дования способствуют накоплению теоретического материала

о различных сферах социальной жизни;

2) критическая — данные социологических исследований поз_

воляют проверить и оценить социальные идеи и практические

действия;

3) прикладная — социологические исследования всегда на_

правлены на решение практических задач и всегда могут ис_

пользоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная — теоретический материал социологии может

использоваться государством для обеспечения социального

порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая — на основе данных социологических ис_

следований можно составлять прогнозы развития общества

и предотвращать негативные последствия социальных дей_

ствий;

6) идеологическая — социологические разработки могут быть

использованы различными общественными силами для фор_

мирование своей позиции;

7) гуманитарная — социология может способствовать совер_

шенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки

является набор методов исследования. В социологии метод — это

способ построения и обоснования социологического знания, со_

вокупность приемов, процедур и операций эмпирического и тео_

ретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных

явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используе_

мые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, си_

стемный, структурно_функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гума_

нитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический

и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универ_

сальных принципах познания. К ним относятся принципы исто_

ризма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных

явлений в контексте исторического развития, их сопоставление

с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явле_

ний во всех их противоречивости; недопустимо изучение только

положительных либо только отрицательных фактов. Принцип

системности подразумевает необходимость исследования со_

циальных явлений в неразрывном единстве, выявление причин_

но_следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие

прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов

и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня осно_

вываются на применении сложного математического аппарата

(теории вероятности, математической статистики).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.