КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предмет, объект, функции и методы социологии
ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука ПО СОЦИОЛОГИИ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Березин В. Л. Сооружение насосных и компрессорных станций / В. Л. Березин, Н. В. Бобрицкий. – М.: Недра, 1985. 2. Бородавкин П. П. Сооружение магистральных трубопроводов / П. П. Бородавкин, В. А. Березин. – М.: Недра, 1977. – 407 с. 3. Быков Л. И. Типовые расчёты при сооружении и ремонте газонефтепроводов: учеб. пособие / Л.И. Быков [и др.]. – Санкт-Петербург: Недра, 2006. – 824 с., ил. 4. ВСН-39-1.9-003-98. Конструкции и способы балластировки и закрепления подземных переходов. – М.: 1998. 5. Громов А. В. Строительство магистральных трубопроводов (линейная часть) / А. В. Громов, А. А. Каликин. – Киев: Будiвельник, 1975. – 360 с. 6. Зиневич A. M. Технология и организация строительства магистральных трубопроводов больших диаметров / A. M. Зиневич, В. И. Прокофьев, В. П. Ментюков. – М.: Недра, 1979. 7. Инструкция по применению стальных труб в газовой и нефтяной промышленности. – М.: 2000. 8. Мазур И. И. Безопасность трубопроводных систем / И. И. Мазур, О. М. Иванцов. – М.: ИУЦ «ЕЛИМА», 2004. – 1104 с., ил. 9. Мустафин Ф. М. Очистка полости и испытание трубопроводов / Ф. М. Мустафин, А. Г. Гумеров, О. П. Квятковский [и др.]. – М.: Недра – Бизнесцентр, 2001. 10. СНиП 2-05-06-85* Магистральные трубопроводы. 11. СНиП III-42-80* Магистральные трубопроводы. 12. СП 101-34-96, СП 111-34-96 Свод правил сооружения магистральных газопроводов. – М.: ИРЦ «Газпром», 1996. 13. Строительство магистральных трубопроводов. Справочник / И. Г. Чирсков. – М.: Недра, 1991. 14. Строительство подводных переходов трубопроводов способом горизонтально направленного бурения / Ю. И. Спектор, Ф. М. Мустафин, А. Е. Лаврентьев.– Уфа: ООО ДизайнПолиграфСервис, 2001. – 208 с.
15. Таран В. Д. Сооружение магистральных трубопроводов / В. Д. Таран. – М.: Недра, 1964. 16. Телегин Л. Г. Охрана окружающей среды при сооружении и эксплуатации газонефтепроводов / Л. Г. Телегин, Б. И. Ким, В. И. Зоненко. – М.: Недра, 1988. 17. Телегин Л. Г. Сооружение газопроводов / Л. Г. Телегин, Б. Н. Курепин, И. В. Березина. – М.: Недра, 1984. 18. Эксплуатационнику магистральных газопроводов. Справочное пособие / А. В. Громов, Н. Е. Гузанов, Л. А. Хачикян [и др.]. – М.: Недра, 1987. Давыдов С. А. Данное пособие предназначено для студентов средних и выс_ ших учебных заведений и представляет собой конспект лекций по курсу «Социология». С помощью материала, содержащегося в конспекте, студент изучит основные вопросы курса, что помо_ жет ему сдать экзамен или зачет. Термин социология происходит от двух слов: латинского «со_ циетес» — «общество» и греческого «логос» — «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе. Такое же определение этого термина дает известный амери_ канский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки. Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования. Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершен_ ностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социо_ логии является общество, однако при этом наука исследует не от_ дельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятие со% циального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смы_ сле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле со_
циальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделе_ ны социальным статусом. Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. Предметом науки является результат теоретического исследо_ вания выбранной части внешней реальности. Предмет социоло_ гии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития со_ циологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значи_ тельные изменения. Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии: 1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным за_ конам (О. Конт); 2) социальные факты, под которыми следует понимать кол_ лективные во всех проявлениях (Э. Дюркгейм); 3) социальное поведение как отношение человека, т. е. вну_ тренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер); 4) научное изучение общества как социальной системы и со_ ставляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм). В современной отечественной научной литературе сохраняет_ ся марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игно_ рированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, сло_ ев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целепола_ гание. Итак, учитывая все указанные особенности, можно опреде_ лить, что социология — это наука об общих и специфических со_ циальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества. Как любая наука, социология выполняет определенные
функции в обществе, среди которых можно выделить следую_ щие: 1) когнитивная (познавательная) — социологические иссле_ дования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни; 2) критическая — данные социологических исследований поз_ воляют проверить и оценить социальные идеи и практические действия; 3) прикладная — социологические исследования всегда на_ правлены на решение практических задач и всегда могут ис_ пользоваться для оптимизации общества; 4) регулятивная — теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля; 5) прогностическая — на основе данных социологических ис_ следований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных дей_ ствий; 6) идеологическая — социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для фор_ мирование своей позиции; 7) гуманитарная — социология может способствовать совер_ шенствованию общественных отношений. Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод — это способ построения и обоснования социологического знания, со_ вокупность приемов, процедур и операций эмпирического и тео_ ретического познания социальной реальности. Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов. Первый уровень охватывает общенаучные методы, используе_ мые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, си_ стемный, структурно_функциональный). Второй уровень отражает методы смежных социологии гума_ нитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.). Методы первого и второго уровней основываются на универ_ сальных принципах познания. К ним относятся принципы исто_ ризма, объективизма и системности. Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление
с различными событиями истории. Принцип объективизма означает изучение социальных явле_ ний во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования со_ циальных явлений в неразрывном единстве, выявление причин_ но_следственных связей. К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.). Собственно социологические методы третьего уровня осно_ вываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1000; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |