Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука Безопасность жизнедеятельности

Введение. Дисциплина и наука БЖД, ее цели и задачи. (2ч.)

К о н с п е к т л е к ц и й

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

1.1 Наука Безопасность жизнедеятельности.

1.2 Классификация опасностей.

1.3 Качественный и количественный анализ опасностей.

1.4 Понятие приемлемого и неприемлемого риска.

1.5 Концепция приемлемого риска.

27 апреля 1990 г. на коллегии государственного образования СССР рассматривался вопрос о первоочередных мерах перестройки образования, по вопросам охраны труда (ОТ) и гражданской обороны (ГО), затем был издан приказ № 473 от 9.07.90 г., в котором предусматривалось введение в учебные планы специальностей высшей школы вместо курсов ОТ и ГО нового курса БЖД. Необходимо отметить, что этот предмет не отвергает ранее изученные предметы, а интегрирует, базируется на достижениях последних. В центре внимания БЖД – человек, как самостоятельное развитие общества.

ОТ исследует человека, находящегося в условиях производства.

ГО – в чрезвычайных ситуациях военного времени.

БЖД – в любых условиях обитания.

БЖД – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать (обнаружить, устанавливать) опасные и вредные факторы, разработать методы и средства защиты человека, занимается снижением опасных и вредных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. БЖД качественно новая дисциплина, интегрирующая в себе не только достижения ОТ и ГО, но и таких наук как психология, эргономика, физиология, химия, гигиена, акустика и т.д.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного, тех­ногенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Задачи:

1. создание безопасное и безвредное условие жизнедеятельности;

2. проектирование новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии, их эксплуатации, с учетом хозяйственно-технических систем;

3. прогнозирование и принятие грамотных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите персонала на производстве, объекты народного хозяйства от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и применение средств современного орошения и в ходе ликвидации их последствий.

Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются профилактика причин и предупреждение условий возник­новения опасных ситуаций.

Объект изучения БЖД - это комплекс явлений и процессов в системе "человек - среда обитания", отрицательно воздействующих на человека и природную среду. Предметом изучения БЖД являются объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере.

Системы личной и коллективной (общественной) безопас­ности человека включают в себя следующие основные виды безопасности жизнедеятельности:

· безопасность здоровья, под которой понимают соматическую (телесную) норму состояния человека, самоощущение нормального, привычного функционирования всех систем собственного организма с учетом естественных возрастных измене0ний;

· психологическую безопасность, которая предполагает внутреннюю уравновешенность человека, адекватность его реакций на внешние воздействия, соответствие поведения человека установленным, общепринятым в человеческом со­обществе нормам морали и нравственности;

· социальную безопасность, к которой относится необхо­димость всемерной поддержки наиболее уязвимых в социаль­ном отношении категорий населения (пенсионеров, инвали­дов, многодетных семей, сирот) и которая определяет уровень нравственности самого человеческого общества;

· антикриминальную безопасность, актуальную практи­чески для каждого человека, оказавшегося жертвой мошен­ничества, воровства, грабежа, а также более тяжких преступ­лений против личности и общества;

· антинаркотическую безопасность, ставшую в последние годы одним из важных условий выживания значительной части молодого поколения, подверженной действию алко­гольной или наркотической зависимости;

· техногенную (производственную, бытовую) безопасность, связанную с интенсивным ростом разнообразия в современ­ном мире техногенных угроз и опасностей;

· транспортную безопасность, которая обусловлена все возрастающим числом жертв автомобильных аварий, летных происшествий, катастроф на море и железных дорогах;

· противопожарную безопасность, требующую самого пристального внимания в связи с обветшанием электросетей значительной части старого жилого фонда страны, нехват­кой финансовых средств на их плановую замену, увеличени­ем этажности новостроек, повышением мощности включае­мых в сеть бытовых электроприборов;

· природную и экологическую безопасности, для осуществ­ления которых человек вынужден, с одной стороны, бороться с угрозами природного характера (такими, как сход снежых лавин, наводнения, цунами, ураганы, землетрясения, извержения вулканов), а с другой стороны, защищать саму природу в ходе экологических, природоохранных мероприя­тий от хищнического истребления редких видов животных и растений, вырубки и поджогов лесных массивов, браконь­ерского вылова рыбы и морских животных, отравления водных ресурсов отходами предприятий, разрушения озонового слоя атмосферы, загрязнения ближнего космоса;

· биологическую безопасность, предполагающую защиту человека от бактериологических и вирусных инфекций, гриб­ковых и паразитных заболеваний, ядовитых насекомых, змей, грибов, растений;

· финансовую безопасность, под которой понимается за­щищенность денежных средств каждого отдельного человека и всего населения страны от всякого рода финансовых угроз и опасностей;

· безопасность предпринимательства, предусматривающую активную защищенность самих людей, занятых бизнесом (от попыток их захвата в заложники, убийства), предприятий (от нанесения им материального или финансового ущерба), слу­жебной информации (от ее разглашения), выпускаемой про­дукции (от ее хищения, разрушения, дискредитации);

· другие виды безопасности человека и общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Качественный и количественный анализ опасностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 432; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.