Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория цивилизации и их жизненных циклов




Тема № 3. Основные направления в истории социологии. Социология XX века.

Цель лекции: рассмотреть особенности развития социологии как науки в 20 веке, изучить подходы и направления неклассического периода в социологии.

Ключевые термины: А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Данилевский, цивилизация, культура, общество, структурный функционализм, бихевиоризм, феноменология, эпистемология, этнометодология, драматургическая социология, теория социального обмена, теория социального конфликта, Дарендорф, Козер, К. Маркс, Ф. Энгельс.

 

Вопросы:

1. Теория цивилизации и их жизненных циклов.

2. Социологические теории циклических изменений.

3. Структурный функционализм в социологии.

4. «Веберовский ренессанс» в развитии современной социологии.

5. Новая историческая социология.

 

Концептуальное разнообразие проблемы социокультурного развития в макро-измерении группируется, по сути, вокруг трех гло­бальных направлений: во-первых, идеи цикличности цивилизационного процесса, во-вторых, уже привычного для нас категори­ческого эволюционизма, и, в-третьих, актуальных социальносинергетических подходов. Разведение этих направлений, однако, в значительной мере условно, выбор той или иной динамической модели определяется, как правило, двумя факторами: во-первых, познавательными целями, которые ставит перед собой исследова­тель, и, во-вторых, спецификой методологии той дисциплины, в рамках которой исследуется процесс, то есть речь, скорее, идет о доминантных факторах, фиксируемых теми или иными исследова­телями.

Следует заметить, что макромасштабные изменения, их циклич­ность и повторяемость были отмечены еще со времен Платона и Аристотеля, Полибия и Аль-Бируни. Теории VI —первой половины V вв до н.э. все без исключения цикличны, причем "идеациональноцикличны" (П.Сорокин), поскольку рассматривают бесконеч­ные ритмы циклов как проявление одушевленной абсолютной реальности в чувственно воспринимаемом мире. Это концепции Пифагора и его последователей, Гераклита, Эмпедокла. В конце XVII — начале XVIII в. теория циклов была развита в трудах Лейб­ница. В течение двух последних столетий идея цикличного развития получила разностороннее освещение. Учеными, однако, анализи­ровалась, как правило, одна, доминирующая линия этого развития. "Исторический цикл, — писал Р. Дж. Коллингвуд,— это перманен­тная черта всей исторической мысли, но во всех случаях своего проявления он является производным от точки зрения. Цикл — это поле зрения историка в данный момент... У каждого исследователя истории всегда должна быть какая-то система циклов, точно так же, как у каждого человека имеется тень, неотступно сопровожда­ющая его повсюду. Но, подобно тому как тень человека движется при каждом производимом им движении, так и его циклический взгляд на историю будет меняться и исчезать, распадаться и соби­раться вновь с каждым новым шагом вперед..."

В рамках марксистской кон­цепции общественного развития была основательно разработана теория пяти последовательно следующих друг за другом социально-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельче­ской, феодальной, капиталистической и коммунистической), смена которых определялась диалектикой производительных сил и про­изводственных отношений, а движущей силой объявлялась классо­вая борьба.

Иные подходы к этой проблеме связаны с концепцией Н. Я. Да­нилевского о культурно-исторических типах исторической жизни человечества и идеей О. Шпенглера о полицикличности историче­ского процесса. О. Шпенглер отмечал обнаружившийся во всех культурах 50-летний период в ритме политического, духовного и художественного становления, 300-летие периода барокко, ионики, великих математик, аттической пластики, мозаичной живописи, контрапункта, галилеевской механики, и фиксировал идеальную продолжительность жизни в одно тысячелетие для каждой культу­ры.

В этом же ряду следует назвать имя А. Тойнби, сформулировав­шего теорию круговорота локальных цивилизаций, каждая из которых проходила в своем развитии стадии генезиса, роста, надлома, раз­ложения, заканчивающегося гибелью и сменой.

Крупнейший социолог XX века П.Сорокин считал основой социокультурной динамики изменения ценностной доминанты в культуре, так как именно ценность пронизывает культуру одним основополагающим принципом, формируя ее как единство. Про­анализировав огромное количество источников эмпирического и статистического материала, он показал динамику смены трех типов культурных суперсистем: идеациональной, идеалистической и чув­ственной. А проведенный им анализ экспоненциального роста числа научных открытий и технических изобретений с XV века также обнаружил цикличность.

Анализ экономического развития позволил выдающемуся отече­ственному ученому Н. Д. Кондратьеву сформулировать в 20-х годах XX столетия теорию циклов мировой конъюнктуры, фиксирующую волнообразно-цикличный характер динамики капиталистического хозяйства, в рамках которого происходят среднесрочные 7— 11 -лет­ние колебания, сочетающиеся с малыми циклами (3,5 лет) и боль­шими циклами (50 лет). Долгосрочные колебания экономической конъюнктуры обусловлены динамикой технических изобретений и открытий, их реализацией в производстве, а также изменениями в политической жизни. Мы не стали бы в культурологическом курсе обращать внимание читателя на концепцию Н. Д. Кондратьева, если бы она анализировала сугубо экономические процессы. Но ученый заметил, что периоды больших циклов в фазе роста значительно богаче крупными социальными потрясениями и поворотами в жизни общества (революции, войны), чем периоды спада. Следо­вательно, речь идет о совокупности колебательно-волнообразных движений, затрагивающих исторический процесс, а следовательно, и культуру в целом. Понимание динамических закономерностей, отмечал он в работе "Проблемы предвидения", позволяет прогно­зировать как общие тенденции хозяйственного роста или упадка, изменения организационной структуры экономической сферы, кризисы, так и частные проблемы, связанные с изменением фаз цикла, например, движение цен, и тенденции назревания револю­ционных движений, международных осложнений и кризисов.

Основные идеи Н.Д.Кондратьева были статистически провере­ны и развиты американским экономистом Йозефом Шумпетером в опубликованном в 1939 г. двухтомном труде "Экономические циклы", содержащем макроэкономический анализ. Главным фак­тором цикличности динамики он считал инновации, как технические, так и в потребностях населения, спрос, моду, изменения критериев полезности и престижности, то есть социально-культурные аспекты. Он рассматривал крупные прорывы-изобретения в технологии и производстве новых продуктов (радикальные нововведения) в ка­честве стимула экономического роста, фактора выхода из экономи­ческого кризиса. Вхождение же в новый цикл кризиса связывалось им с завершением органического развития новшества и отсутствием новых технико-экономических прорывов (отсюда — "длинные вол­ны" Кондратьева и представление о жизненных циклах нововведе­ния). Следовательно, главная задача — постоянная поддержка новаторских инициатив, которая позволит преодолеть цикличе­ский, кризисный характер капиталистической экономики.

Во второй половине века идеи И. Шумпетера были, по сути, реализованы в поддержанной государством инновационной поли­тике действующих на рынке фирм. Укрепление позиций за счет постоянного предложения новых и усовершенствованных товаров обеспечивалось благодаря тому, что прикладные инженерные исс­ледования и разработки стали фактором стратегии развития фирм (формирование системы Industrial Research) и новой концепции маркетинга. Государства развитых стран поддержали эту политику и расширили ее (налоговое регулирование, поддержка малого ин­новационного бизнеса и рискового капитала, стимулирование об­новления основного капитала, внешнеэкономической деятельности и т.п.). Так инновационная политика стала системообразующим фактором в макроэкономике и геополитике. Организация перма­нентной инновационной деятельности в противовес спорадическим новшествам поставила мир на качественно новую "постиндустриальную" ступень развития.

Цикличность была обнаружена и в политической жизни, которая, хотя и связана с экономической, но не всегда совпадает с ней. А. Шлезингер в книге "Циклы американской истории"1 вслед за своим отцом, известным историком, выделяет 11 периодов в поли­тической истории Америки, начиная с 1812 г. Шесть из них были периодами усиления демократии, пять других характеризовались ее сдерживанием. Средняя продолжительность цикла — 16 лет. Боль­шим отклонением стала гражданская война, ускорившая проведе­ние целого ряда реформ. Эти перемены отняли много сил, поэтому удлинение контрдвижения в следующем периоде было необходимой компенсацией для восстановления ритма.

Политические циклы рассматриваются им в рамках эволюци­онного развития. Это не маятниковые движения, которые подразу­мевают колебания между двумя неподвижными точками, а, скорее, движение по спирали, когда происходит аккумуляция изменений. Что вызывает эти приливы и отливы в циклах, которые А. Шлезингер определяет как непрерывное перемещение точки приложения усилий нации между целями общества и интересами частных лиц? Корни цикла — в глубине человеческого естества. Движущей силой политического цикла является жизненный опыт поколений, каждое из которых с ускорением исторического процесса стало получать новый жизненный опыт, чего не было прежде в традиционных обществах, где перемены происходили медленно. Политическая жизнь поколений — примерно 30 лет. Каждое поколение, став политически совершеннолетним, тратит первые 15 лет на то, что бросает вызов поколению, которое уже имеет власть и защищает ее. Затем это новое поколение само приходит к власти на 15 лет, после чего политическая активность слабеет, а новое подросшее поколе­ние претендует на роль преемника.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.