Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социология массовых коммуникаций

Тема № 14. Социология массовых коммуникаций

 

Цель: сформировать представление о функциях социальных коммуникаций в современном обществе.

Ключевые термины: средства массовой информации, социальные коммуникации, агенты коммуникации, коммутаторы, А. Маслоу, Лассуэлл, коммуникация, общение,

Вопросы:

1. Социология массовых коммуникаций.

2. СМИ как важный институт социализации личности.

3. Закономерности и механизмы массовой коммуникации.

 

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку

появления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры.

Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе. Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация - это передача информации, идей. Посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации. По характеру аудитории:

· межличностная (индивидуализированная)

· специализированная (групповая)

· массовая

Источнику сообщения:

· официальная (формальная)

· неформальная –

Каналу передачи:

· вербальная

· невербальная

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс, основными его компонентами являются:

Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель
сообщения (коммуникатор и реципиент);

Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой
форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается
сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его
сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;

Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг с друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию
ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Модели социальной коммуникации

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная

деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия.

Осяхотип - модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей. Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный.• говой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор все коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.

На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней натвных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, - ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от "харизмы" той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:

Герой - идеализированная личность, выглядит "как мы хотим", говорит то, "что мы

хотим".

Антигерой - "простой человек", один из нас. Выглядит "как мы все", говорит то же, "что и мы". Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем. Мистическая личность - чужд нам ("не как мы"), необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит для поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня (истории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее стороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кромементов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

Целью специалиста является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами; чуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так специалист формальной властью не обладает, его влияние строится либо на

манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.

Под манипуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на

юнение психологических установок, ценностных ориентации, поведения индивидов и"целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд);реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции - контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, "передергивание", искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация.

Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:

Манипуляция образами — так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.

Конвенциональная манипуляция - опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье. Операционально-предметная манипуляция - основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия. Манипуляция личностью адресата - стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор. Манипуляция духовностью - манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга). Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации.

Разработанная известным американским социологом и политологом Г. Лассуэллом и включающая пять элементов:

Кто? (передает сообщение) - коммуникатор

Что? (передается) - сообщение

Как? (осуществляется передача) - канал

Кому? (направлено сообщение) - аудитория

С каким эффектом? - эффективность

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл Телефон" и это во многом определило "технический" характер созданной модели, ее "дистанционность". Главной задачей было снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер].

Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюеру, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:

Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение" трансформируется в "сообщение" и описывает каким образом отправитель переводит "сообщение" в "информацию", которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.

В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера -отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.

Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов как телевидение, радиовещание, пресса на первый взгляд представляется проблематичным. Но следует различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе воздействия, и опосредованнуюi ib второго порядка, получаемую на основе оценки результатов воздействия. Кроме того, коммуникатор начинает получать обратную связь не только от реципиента, но уже отлото сообщения (например, от звука и изображения на мониторе). Принципиально ествие обратной связи можно отметить лишь в исключительных случаях общения больших социальных групп - например, при засылке зондов с информацией в космос на встречу" внеземным цивилизациям.

Но окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель Осгуда - Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в очередь каналы - медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации -отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, кодирование и интерпретация сообщения.

Обзор определений "коммуникации" проведенный У.Шраммом, позволил выделить то общее, что их объединяет - существование набора информационных знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции, латентные значения ("беззвучный язык").

Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют "фонд используемых значений", "рамки соответствия" и область, в которой они могут успешно общаться, находится в "перехлесте" их "рамок". Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией сложилось некое молчаливое соглашение, договор (Mass Comm Pact), определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг этих обязанностей неодинаковы.

Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. "Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации...". (Некоторые исследователи, идут в этом направлении еще дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается исключительно из уникального сочетания того. что он видел, слышал и запоминал в течение всей своей жизни.)

Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление "равноправия" сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации.

Спиралевидная модель Дэнса не претендует на статус полноправной модели и возникла лишь как яркий аргумент в дискуссиях, посвященных сравнению линейной и циркулярной моделей коммуникации. Дэне отмечает, что в настоящее время большинство исследователей согласятся с тем, что циркулярный подход является более адекватным для описания коммуникативных процессов. Но циркулярный подход имеет также некоторые ограничения. Он предполагает, что коммуникация проходит полный круг до той точки, с которой начинается. Эта часть аналогии с кругом явно ошибочна. Спираль же показывает, что процесс коммуникации продвигается вперед, и то, что находится в данный момент в процессе коммуникации, будет влиять на структуру и содержание коммуникации в дальнейшем. Большинство моделей дают так называемую "замороженную" картину коммуникативного процесса. Дэне же подчеркивает динамическую природу этого процесса, который содержит элементы, отношения и условия, непрерывно изменяющиеся во времени. Например, в разговоре когнитивное поле постоянно расширяется для тех, кто в него включен. Участники получают все больше и больше информации по обсуждаемому вопросу, о партнере, его точке зрения. Знания в дискуссии расширяются и углубляются. В зависимости от хода беседы спираль принимает различные формы в различных условиях и для различных индивидов.

Модель Дэнса не является, безусловно, удобным средством для подробного разбора коммуникационного процесса. Основное достоинство и назначение спиралевидной модели, что она напоминает о динамической природе коммуникации. Согласно к в процессе коммуникации является активным, творческим, способным индивидом, тогда как многие другие модели описывают его, скорее, исследователя массовой коммуникации Г. Гербнера было создание он сферой применения. Она была впервые представлена в 1956 году.

Характерной чертой данной модели является то, что она приобретает различные зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла ает событие- ситуации с помощью некоторых средств создать доступное для других содержание которой форме в контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями. Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид: Перцептивное измерение взаимоотношение между участником

Е^- образ события у субъекта И - субъект восприятия SE - сообщениеЭта модель подразумевает, что человеческая коммуникация может рассматриваться как субъективный, избирательный, изменчивый и непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации - как открытая система.

То, что люди выбирают и запоминают из коммуникативного сообщения часто связано с тем, как они собираются использовать полученные сведения. Бихевиористический подход связывает селективность восприятия с категориями вознаграждения-наказания. Вероятность отбора информации в рамках этой концепции определяется по формуле:

Гербнер считает, что модель может быть использована для описания смешанного типа коммуникации, включающего как человека, так и машину, динамична, наглядна, применима к различным по масштабу коммуникационным взаимодействиям - как на уровне отдельных людей, так и на уровне больших социальных общностей.

Рассмотрим подробнее наиболее простую линейную коммуникативную модель Лассуэлла. Он выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому
обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации
этого общества и / или его составных частей

2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на
«поведение» окружающей среды;

3. передача социального наследия от поколения к поколению.

Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:

источник коммуникации (коммутатор) содержание канал коммуникации мишень (аудитория) - эффект

 

Список используемой литературы:

1. «Социология», С. С. Фролов, Гардарики, 2000

2. «Социология. Основы общей теории», под редакцией Г. В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003

3. «Социология Массовой Коммуникации», Л. Н. Федотова, Питер, 2004

4. «Общая социология», Е. М. Бабосов, Минск, 2004

5. «Информация и коммуникация», А. А. Коренной, Киев, 1986

6. «Коммуникативные технологии двадцатого века», Г. Г. Почепцов, Ваклер, 2002

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этноцентрический и культурно-релятивистский подходы к культуре | Тема 15. Прикладная социология
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.