Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование белорусской экономической модели

Сложившаяся экономическая ситуация потребовала принятия в 1995 г. Программы выхода из кризиса, рассчитанной до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной социальной политики стало основой внутриполитической деятельности руководства страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

Однако валютный кризис в республике в марте и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались на экономике Беларуси. В целях преодоления кризиса были проведены унификация валютного курса в отношении белорусского рубля и частичная либерализация цен, усилена бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В результате этих мер, инфляция снизилась с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата - более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально -экономического развития до 2005 г., которая предусматривает инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения.

В настоящее время основные показатели белорусской экономики позволяют говорить о существенных успехах в развитии нашей страны. В 2007 году Республика Беларусь впервые отнесена экспертами ООН к группе стран с высоким уровнем развития. За последние 10 лет валовой внутренний продукт вырос более чем в два раза и к маю 2009 года достиг почти 50 триллионов рублей. За это же время в 2,5 раза возросло производство промышленной продукции, в 4,5 раза увеличился розничный товарооборот, реальные денежные доходы населения возросли в 3,4 раза. Страна производит много высококачественной бытовой техники: холодильников, стиральных машин, газовых плит, пылесосов, телевизоров и мониторов, в том числе жидкокристаллических. Высокого уровня развития достигло белорусское машиностроение (производство автомобилей, тракторов, комбайнов, автобусов, троллейбусов и т.д.). Наша страна имеет торгово-экономические отношения более чем со 170 странами мира, экспортирует свои товары в 130 стран. Устойчиво развивается сельскохозяйственное производство, растет урожайность зерновых. В настоящее время она составляет около 40 центнеров с гектара. Увеличивается производство продукции животноводства. Резко возросли инвестиции в экономику страны. В 2000 – 2005 годах этот показатель составил 20 млрд. долларов США; в течение 2006 – 2010 годов намечено инвестировать 80 млрд.

Но проблем еще много, и для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями и выдерживать жесткую конкуренцию на мировых рынках, Беларусь должна максимально использовать все свои сильные стороны: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитые системы транспортных коммуникаций, значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие некоторых полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.), относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, сильное сельское хозяйство, высокий образовательный уровень населения, многовекторные внешнеэкономические связи.

Главная стратегическая задача современного этапа – обеспечить устойчивое интенсивное социально-экономическое развитие страны.

Приоритетными направлениями социально-экономического развития республики являются:

– всестороннее гармоничное развитие человека, совершенствование системы образования, формирование эффективной системы здравоохранения. В современных условиях важнейшим ресурсом экономического развития становится человек, его творческий потенциал, умения, навыки, способности к разработке новых идей и их эффективной реализации, а также его здоровье.

– переход на инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;

– наращивание экспортного потенциала страны;

– развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

– развитие малых и средних городов, жилищное строительство.

Во всех решениях, которые принимаются органами государственной власти, подтверждается стремление белорусского государства реализовать модель социально-ориентированной рыночной экономики.

Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования экономики, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей социальных расходов в государственном бюджете, участием работников в управлении производством. Они сочетают свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения.

Белорусская социально-экономическая модель основана на сильном государственном регулировании экономики и социальной сферы, сохранении в руках государства значительной доли собственности, совершенствовании механизма перераспределения доходов, за счет которого обеспечивается развитие государственного сектора экономики и осуществляется социальная защита и поддержка многих слоев общества.

Совокупность мероприятий, которые проводит государство по развитию социальной сферы общества, составляет содержание социальной политики государства.

Главная задача социальной политики — это обеспечение благоприятных условий для развития всех общественных групп, гармоничного взаимодействия между ними, достижение баланса их интересов. Такая деятельность способствует достижению общественной стабильности.

Социальная политика белорусского государства включает в себя политику в области доходов населения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние); политику в сфере труда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальное страхование, занятость населения и др.). Она включает также социальную поддержку и защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальные гарантии и др.), развитие отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука, культура, физическая культура и спорт). Элементами социальной политики являются также меры по развитию современной инфраструктуры (жилье, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовое обслуживание), семейная, молодежная политика государства, миграционная политика.

Основные принципы социальной политики белорусского государства на современном этапе определены в Посланиях Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь:

«Беларусь – государство для человека. Наше кредо – сильная социальная политика. От этой политики мы не отступим…

…Социальная политика современного государства должна быть интегрированной. А это предполагает не только защиту слабых, социально уязвимых категорий граждан, но и поддержку сильных, работоспособных групп населения...

…Социальная помощь должна быть адресной и индивидуальной. В безусловной защите нуждаются инвалиды, одинокие старики, дети-сироты. Другим, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужна рука помощи, чтобы встать на ноги, а не пожизненное содержание…

…Важно, чтобы в сознании у каждого прочно укоренилось понимание – государство в отношении трудоспособного человека имеет единственную обязанность: создать условия для того, чтобы он мог проявить полезную инициативу и заработать».

Успешное функционирование социально ориентированной рыночной экономики создает условия для формирования среднего класса. Количественные показатели, по которым люди причисляются к среднему классу, имеют особенности в различных странах, но чаще всего в состав среднего класса входят врачи, государственные служащие, владельцы малых предприятий, квалифицированные рабочие, преподаватели вузов и научные сотрудники, крестьяне и фермеры, другие люди с достаточно высоким уровнем доходов и прочным общественным положением.

 

Республика Беларусь в международном сообществе

Статус суверенного государства потребовал радикальной перестройки международных связей республики и формирования собственной внешней политики. Республика Беларусь подтвердила свою приверженность принципам Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, суверенного права государств, неприменения силы и отказ от угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования противоречий, невмешательства во внутренние дела и другим общепринятым нормам международного права. Беларусь объявила себя нейтральным и безъядерным государством. Такая позиция обеспечила быстрое дипломатическое признание. К июлю 1994 г. Беларусь признали 123 государства. Белорусские посольства работали в России, на Украине, США, Германии, Китае, Франции и других странах. В 1996 г. на территории Беларуси работало 30 посольств и консульств, а 47 послов были аккредитованы по совместительству.

Республика Беларусь стала полноправным членом более 60 международных организаций, в 10 получила статус наблюдателя. В 1991-1995 гг. она подписала более 600 двусторонних межгосударственных и международных соглашений по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Беларусь заключила договоры с суверенными республиками СНГ, о дружбе и границах с Польшей, Латвией и Литвой. Республика стала участницей совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), подписала Заключительный акт ОБСЕ в Хельсинки, подписала Парижскую хартию новой Европы, вошла в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития.

На момент распада СССР Беларусь была самой милитаризованной страной в мире. На ее территории размещалось 250-тысячная воинская группировка, было размещено 72 стратегические ракеты с ядерными боеголовками, большое количество тактического ядерного оружия. Выполняя взятые на себя обязательства в области безопасности и разоружения, в 1992 г. за пределы республики было вывезено тактическое ядерное оружие, а 1996 г. - межконтинентальные ракеты СС-25. Беларусь полностью выполнила международные обязательства и стала страной без ядерного оружия.

Республика присоединилась к договору об обычных вооруженных силах в Европе, подписала Конвенцию о запрещении химического оружия. В результате проведенных мероприятий по реформированию вооруженных сил к 1995 г. численность армии сократилась до 85 тыс. человек, что было высоко оценено международным сообществом.

В 1990 г. ООН приняла решение об оказании помощи Беларуси в связи с аварией на Чернобыльской АЭС. С 1994 г. Международная организация охраны здоровья осуществляет на территории Беларуси международный проект "Щитовидная железа". Между правительствами Беларуси и Японии был подписан договор о сотрудничестве в области ликвидации последствий аварии в Чернобыле. Япония поставляла медикаменты, медицинское оборудование. Значительную помощь оказывали общественные организации Германии. В мае 1994 г. под патронажем ЮНЕСКО в Испании состоялся Международный семинар-конгресс "Дети Чернобыля". Ежегодно для оздоровления в Германию, Италию, Англию и другие страны выезжают дети из Беларуси.

Расширились торговые отношения со странами дальнего зарубежья. В 1993 г. поставки из Беларуси осуществлялись в 96 стран мира. Активные торговые связи поддерживаются с Австрией, Польшей, Германией, США, Италией, Турцией. В 1994 г. в Беларуси было зарегистрировано 1 438 совместных и 499 зарубежных предприятий из 66 стран мира. Общая сумма зарубежных кредитов составила 1049,5 млн. долларов США. Однако углублению внешнеэкономических связей с Западом препятствует политика двойных стандартов в этих странах, антидемпинговые квоты на калийные соли, текстиль и другие товары.

Приоритетным направлением внешней политики руководства Беларуси во второй половине 90-х годов стало стремление к интеграции с Россией. 2 апреля 1996 г. Президент Республики Беларусь А. Лукашенко и Президент Российской Федерации Б. Ельцин подписали в Москве договор об образовании Сообщества Беларуси и России. Сохраняя суверенитет, государства начали строительство структур, которые имели бы общую законодательную базу. Были сформированы Высший Совет, Исполнительный комитет, Парламентское собрание, Российско-Белоруская комиссия по научному сотрудничеству и др. 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о Союзе Беларуси и России. В Договоре подчеркивалось, что каждая страна сохраняет государственный суверенитет и территориальную целостность, конституцию, флаг, герб. 10 июня 1997 г. Договор был ратифицирован в Минске и Москве. 8 декабря 1998 г. в Москве был подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. 26 января 2000г. он был ратифицирован. Председателем Высшего Государственного Совета был избран А. Лукашенко, Председателем Совета Министров стал М. Касьянов, Госсекретарем - П. Бородин.

В экономической сфере стали создаваться международные финансово-промышленные группы "Гранит", "Славянская бумага", "Кормозаготовительная техника", "БелРусАвто". Сотрудничество с Россией развивалось и на межрегиональном уровне. Хорошие отношения сложились с Калининградской, Ярославской, Тюменской и другими областями. Товарооборот между Россией и Беларусью в 1999 г. составил 11 124,4 млн. долларов США. На долю России во внешней торговле приходилось 59,4%.

Беларусь наряду с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном входит в состав Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), образованного 10 декабря 2000 года.

Для обеспечения безопасности на постсоветском пространстве в 2003 г. была создана Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Договор о коллективной безопасности (ДКБ) отражает оборонительную направленность военной политики государств-участников. Приоритет при урегулировании и предотвращении возможных конфликтов отводится политическим средствам. Государства-участники Договора не рассматривают ни одно из государств мира в качестве потенциального противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами. ОДКБ противодействует терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, наркоторговле, незаконной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств.

Согласно статье 18 Конституции, Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права. С момента обретения независимости Республика Беларусь установила дипломатические отношения с 154 странами мира, заключила более 2 тыс. международных договоров, имеет 52 представительства в разных странах; в Минске расположено 34 посольства (по данным на 01.01.2009 г.).

В рамках ООН Беларусь активно участвует в деятельности Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по вопросам международной безопасности и разоружения. Наша страна является автором резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия, а также соавтором ряда резолюций, посвященных насущным проблемам международной безопасности. Последовательно воплощая в жизнь идею добрососедства, Беларусь обеспечивает функционирование ключевых транспортных и энергетических коммуникаций, способствует борьбе с нелегальной миграцией, укреплению военно-политической и межнациональной стабильности.

Без Беларуси не могут быть решены острейшие для ЕС проблемы нелегальной миграции, торговли людьми, наркотрафика, безопасности границ. Интересам Беларуси отвечает полноформатное сотрудничество с США. Особое место в системе приоритетов внешней политики Республики Беларусь занимает Азиатско-Тихоокеанский регион. Так, отношения Беларуси с Китаем приобретают характер долгосрочных, основанных на стремлении к обеспечению взаимных интересов. Одним из перспективных направлений внешней политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор. На качественно новый уровень выходят отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки; особое значение имеют дружественные отношения с Венесуэлой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Тема 3.1. Предмет философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.