Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.5. Человек, общество, культура




Вопрос о сущности и природе человека присутствует практически во всех философских школах и учениях. Проблема человека была обозначена уже в античную эпоху. В ту эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный космос, а человек мыслился как его часть, как малая «Вселенная», как микрокосм. Протагор, один из первых древнегреческих философов, поставил человека в центр философского знания, утверждая, что «человек есть мера всех вещей». Тем самым мыслитель подчеркивал, что человек – главное действующее лицо бытия, что любые знания, любые ценности, законы и обычаи должны быть соизмеримы с человеком. Сократ дал детальный анализ индивидуальных человеческих качеств и «добродетелей». Он попытался выявить их природу и определить такие из них, как благо, справедливость, умеренность, доблесть. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире – в этом и состоит, считал Сократ, подлинный смысл жизни человека. Другой древнегреческий мыслитель Платон видел сущность человека в вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Душа (следовательно, и человек) восприимчива к знанию. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: «Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях»* Аристотель – один из выдающихся мыслителей античной философии – впервые определил сущность человека через его социальные качества. В «Никомаховой этике» он отмечал, что «человек по природе – существо общественное», а в «Политике» писал, что «человек – это политическое животное с разумной душой». Таким образом, в античную эпоху были намечены основные ориентиры философской антропологии: человек обозначен как предмет философского осмысления и определены основные его характеристики.

В философии средних веков господствовал теоцентризм, как тип мировоззрения. Бог рассматривался тогда как центр мироздания, начало всего сущего. Он создал мир, человека, который призван «владычествовать» над всеми живыми существами. Наиболее ярко философско-антропологические взгляды эпохи средневековья представлены христианским философом теологом Августином Аврелием (Блаженным). Он утверждал, что «человек – это душа, которую вдохнул в него при рождении Бог». Тело, плоть – презренны и греховны. Главная цель человека, писал Августин Блаженный, – спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого. Целью и смыслом человеческой жизни является счастье, которое обретается только в Боге. Чтобы его достичь, отмечал Августин, необходимы, прежде всего, познание Бога и испытание души. Философско-антропологические взгляды философа – теолога позднего средневековья Ф. Аквинского изложены в его основном трактате «Сумма теологии». Ф. Аквинский полагал, что Бог – действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего», душа человека бессмертна, его конечная цель – блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире. Человек, по учению Фомы, занимает промежуточное положение между ангелами и животными. Основных добродетелей Аквинский насчитывает семь: из них четыре греческие – мудрость, храбрость, рассудительность, справедливость и три христианские – вера, надежда, любовь. Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом.

В эпоху Возрождения теоцентризм оттесняется антропоцентризмом, рассматривающим человека как творца своей собственной жизни и судьбы, обладающего безграничными творческими возможностями. Появились деистические и пантеистические концепции сотворения мира и человека. Сформировался гуманизм как мощное идейное течение, ставящее в центр мироздания и философии человека, а не Бога.

Немецкий философ И. Кант сформулировал представление о человеке как свободном существе и считал высшей целью существования. Человек, по мнению Канта, никогда не должен рассматриваться как средство для достижения внешних целей, сколь бы благородными они ни были. Человек – субъект самосовершенствования и автономного, самостоятельного поведения. Естественным ограничителем человеческого своеволия выступает нравственный закон. После Канта человек рассматривался в классической немецкой философии по большей части как субъект духовной деятельности, создающий мир культуры, как носитель всеобщего идеального начала – духа, разума (Гегель, Фихте).

В философии марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс) человек стал рассматриваться одновременно и как биологическое существо, явившееся результатом эволюционного развития неживой и живой природы, и как существо социальное, сущность которого определяется совокупностью общественных отношений. Сторонники марксизма надеялись, освободив общество от частной собственности, эксплуатации, товарно-денежных отношений, социального неравенства, изменить и самого человека, который в будущем коммунистическом обществе должен стать гармонически развитой личностью.

В середине XIX в. европейское мышление поворачивается в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования. Понятие жизни, чувства, воли, иррационального становятся предметом специального философского анализа и получают затем наиболее полное развитие в философии экзистенциализма.

Человек – это многогранное явление. Он продукт общественных отношений, природное существо, субъект общественно-истори-ческой деятельности и культуры, творец собственной жизни. Поэтому для своего выражения он требует различных понятий, важнейшими из которых являются: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Понятие «человек» выражает общеродовые черты, присущие человеческому индивиду. Это принадлежность его к виду «Homo Sapiens» (человек разумный).

Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определенных социальных свойств.

Индивидуальность – понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека. Сущность индивидуальности связана именно с самобытностью индивида, со способностью быть самим собой. Индивидуальность – это особая форма бытия индивидов в обществе на основе самостоятельного, свободного проявления своих самобытных задатков и способностей.

Личность – понятие, обозначающее человека как представителя общества. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Это человек, рассматриваемый, прежде всего и главным образом, со стороны своих общественно значимых характеристик. Становление личности происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры, существующих в данном обществе.

Биологическое и социальное в человеке. Под биологическим в человеке принято понимать анатомию (строение) его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные характеристики человека как живого существа. Оно активно влияет на процессы деторождения, период детства и юности, общую продолжительность жизни. Биологическое сказывается на индивидуальности человека (тип темперамента, особенности мышления, развитие его некоторых способностей). В XX в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и экологических факторов. Например, уменьшение физических нагрузок ведет к атрофии ряда важных функций и органов. Современный образ жизни способствует увеличению стрессовых заболеваний. В результате происходит разрушение так называемого биосферного (природного) человека, уменьшаются его шансы на выживание. Это является тенденцией и проблемой нашего времени. Суть проблемы в том, что человек должен сохранить свою биологическую природу как основу существования.

Под социальным в человеке философия понимает прежде всего его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, т. е. мир чувств и мыслей, способность любить и ненавидеть, радоваться, страдать и т. д. Важной составляющей социальных качеств человека является его отношение к внешнему миру, его гражданская позиция. Все это и составляет социальное начало в человеке. Оно обретается им в обществе через механизмы социализации, т. е. приобщения к миру культуры, освоения им духовно-практического опыта человечества и реализуется в ходе разнообразной деятельности.

Человек – это биосоциальное существо, он одновременно живет по законам двух миров – природного и социального. Такое понимание природы человека позволяет более точно формулировать и решать проблемы, связанные с формированием человека как личности, как полноправного и свободного члена общества, активного субъекта всех общественных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.