Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Великая Отечественная война 6 страница




В целях оздоровления общественного сознания правительство существенно смягчило цензуру в средствах массовой информации. Была разрешена публикация произведений диссидентов. Открылись периодические издания различной идейной направленности.

Стало возможным открыто говорить то, что десятилетиями находилось под запретом. Впервые открыто в стране зазвучали голоса о необходимости построения правового государства, повороте власти лицом к человеку, установлении приоритета прав человека. Однако вскоре выяснилось, что власть фактически не имела механизмов, которые регулировали бы общественное сознание. Общество не только хотело знать замалчивавшиеся ранее страницы прошлого; в гораздо большей степени его интересовало настоящее и будущее страны. Процесс деидеологизации быстро вышел из границ, очерченных для него его создателями. На страницы массовой информации были выплеснуты практически все негативные факты и тенденции, накопившиеся за весь период развития советского общества. Ставшие достоянием гласности подробности жизни советской и партийной элиты, которые контрастом смотрелись на фоне бедной жизни подавляющего большинства советских людей, привели в шок значительную часть населения. Результатом политики гласности стало пробуждение общественного сознания миллионов людей. Началась стремительная политизация и идеологизация общества, которое раскололось как на сторонников продолжения реформ, так и на их противников, выступивших в защиту «попранных» перестройкой устоев социализма.

Продолжавшийся в стране экономический кризис и связанное с ним ухудшение жизни населения способствовали обострению межнациональных отношений. Наиболее радикальным проявлением их стали межэтнические конфликты в Грузии между грузинами и проживавшими на территории этой республики азербайджанцами, в Нагорном Карабахе – между армянами и азербайджанцами, в Северной Осетии – между осетинами и ингушами и др. Причем некомпетентное вмешательство центрального правительства нередко только усугубляло положение.

Обозначившийся еще в 70-е гг. кризис советской политической системы со всей очевидностью поставил вопрос о необходимости перестройки политической системы в СССР. Правительство М. С. Горбачева рассчитывало таким образом обновить облик советской политической системы, чтобы она вновь стала привлекательной для большинства населения. С этой целью предполагалось передать часть функций исполнительной власти от КПСС Советам и общественным организациям. В то же время КПСС как основной стержень этой системы должна была сохранить ведущее положение.

Важная роль в решении политических проблем отводилась принятию «Новой редакции» программы партии, обсуждению которой была посвящена работа XXVII съезда КПСС (1986 г.). Принятая на съезде новая редакция Программы партии сняла противоречие между построением коммунизма и реальностью. Съезд поставил в политической сфере задачу проведения определенных демократических преобразований, в частности, изменений в выборной системе общества.

На собравшейся в июне 1988 г. XIX Всесоюзной партийной конференции были внесены проекты конституционной реформы. М. С. Горбачев предложил создать новый высший орган власти – Съезд народных депутатов, который в будущем должен был сформировать из своего состава профессионально действующий парламент – Верховный Совет СССР. Открывшийся 25 мая 1989 г. в Москве I Съезд народных депутатов СССР взял всю полноту власти в свои руки. На съезде был сформирован первый в истории страны профессионально работающий двухпалатный парламент – Верховный Совет СССР, председателем Президиума которого был избран М. С. Горбачев.

Попытки окружения М. С. Горбачева укрепить социальную опору коммунистической партии, допустив к управлению страной широкие слои населения, не дали положительных результатов. Как и все другие реформы, политическая реформа была противоречивой и половинчатой. Созданные высшие органы государственной власти: Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов были громоздки и фактически дублировали друг друга. Введенная Законом о выборах новая избирательная система также во многом была недемократической, так как позволяла КПСС избирать депутатов из своего состава через местные партконференции, а не на основе всенародных выборов. Это не могло не вызывать недовольства населения, видевшего, что с принятием нового избирательного закона, партийная номенклатура сохранила свои посты и привилегии.

Ухудшение экономической и политической ситуации в стране, ставшее особенно заметным к осени 1989 г., вызвало кризис доверия реформаторскому руководству страны. Авторитет власти упал. Страну захлестнула волна митингов, на которых все отчетливее звучала критика действий как самого М. С. Горбачева, так и коммунистической партии, от лица которой проводились реформы. Многим была очевидна неспособность правительства М. С. Горбачева изменить ситуацию к лучшему. В этих условиях раскол КПСС стал неизбежен. Консервативно настроенные круги партии требовали от М. С. Горбачева принятия жестких мер по наведению в стране порядка и предотвращению распада государства. Им противостояли реформаторы, которые выступали за продолжение начатых в стране преобразований. Однако они в свою очередь также оказались расколотыми. Многие сторонники реформ были разочарованы способностью КПСС возглавить начатые преобразования. Многие из них стали воспринимать партию не как двигатель, а как тормоз реформ. Об этом свидетельствовало и число выбывших из КПСС: 1985 г. – 157,3 тыс., 1986 г. – 172,1, 1987 г. – 154,7, 1988 г. – 167,7, 1989 г. – 211,7 тыс. человек. Ряды партии покинули такие видные реформаторы, как: Б. Н. Ельцин, Г. Х. Попов, А. А. Собчак, выступавшие за проведение более радикальных изменений. Во многом благодаря критике действий партийного руководства и проводимого правительством М. С. Горбачева курса реформ в июне 1990 г. Б. Н. Ельцин в результате всенародного голосования был избран первым Президентом России.

В этих условиях остро встал вопрос о месте и роли КПСС в будущем страны. На II Съезде народных депутатов СССР в декабре 1989 г. группа оппозиционно настроенных депутатов (Межрегиональная депутатская группа, в которую первоначально входили академик А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин) поставила вопрос об исключении из Конституции СССР статьи 6-й, которая законодательно закрепляла монополию КПСС на власть в стране. Это требование было реализовано в марте следующего 1990 г. на внеочередном III Съезде народных депутатов, исключившем 6-ю статью из Конституции СССР. Партия изъявила готовность бороться за сохранение положения правящей в рамках демократического процесса. Однако это мало изменило ситуацию, так как начался процесс распада самой КПСС.

С 1990 г. в стране ускорились процессы формирования многопартийной системы. Появился ряд некоммунистических партий. Среди них «Демократический Союз» во главе с В. И. Новодворской, Либерально-демократичекая партия (В. В. Жириновский), Демократическая партия (Н. Травкин).

Приступая к проведению глубоких преобразований внутри страны, советское руководство стремилось создать для них благоприятные внешнеполитические условия. Внешняя политика СССР этого времени проходила в русле доктрины, получившей название «новое политическое мышление».

Исходя из новой доктрины перед внешней политикой СССР стояли следующие задачи: 1) добиться прорыва международной изоляции страны; 2) за счет нормализации отношений с США и капиталистическим блоком создать условия, позволяющие прекратить разорительную для СССР гонку вооружений; 3) расширить экономические связи со всеми государствами, не отдавая больше предпочтения государствам социалистической ориентации. Особое внимание при достижении этих задач уделялось приоритету мирных средств в решении глобальных проблем, признанию общечеловеческих ценностей.

Центральное место во внешней политике СССР занимали отношения с США. Основные усилия советской дипломатии в этом направлении были направлены на прекращение гонки вооружений и разрядку отношений. Летом 1985 г. СССР в одностороннем порядке прекратил ядерные взрывы и подтвердил односторонний мораторий на испытание противоспутникового оружия, что создало прочную базу для начала переговоров между главами СССР М. С. Горбачевым и президентом США Р. Рейганом.

После ряда встреч «в верхах» между лидерами двух стран в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986) советская и американская стороны подписали 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне соглашение об уничтожении целого класса ракет – средней и малой дальности. Советская сторона взяла на себя обязательство демонтировать и уничтожить в течение трех лет 1752 ракеты, американская – 869. Тем самым впервые было достигнуто соглашение, предусматривавшее реальный процесс разоружения, а не только ограничение будущего вооружения. В 1991 г. в Москве был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ–1), который предусматривал новую ликвидацию части ядерного оружия.

В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении участия двух сторон в Афганской войне, ставшей с начала ее возникновения одной из главных линий противостояния двух мировых держав в «холодной» войне. США обязались прекратить оказывать помощь моджахедам в Афганистане (обещание не было выполнено), а Советский Союз выводил свои войска из этой страны. Вывод советских войск из Афганистана (1988-1989) стал важнейшим внешнеполитическим актом СССР. В целом, это было правильное решение, поскольку война была крайне непопулярна в СССР. Вместе с тем, вывод советских войск не прекратил войну в Афганистане, которая спустя несколько лет стала представлять угрозу для поддержания стабильности и безопасности не только во всем среднеазиатском регионе, но и для самих Российской Федерации и США.

Значительное внимание советская дипломатия уделяла европейскому направлению. Советское руководство рассчитывало за счет нормализации отношений с развитыми западноевропейскими странами (Франция, Германия, Италия, Великобритания) получить от них экономическую помощь, необходимую при проведении реформ внутри страны, а также массированные поставки современной техники и технологий. С этой целью оно пошло на беспрецедентные односторонние уступки Западу, согласившись вывести свои войска из ряда восточноевропейских стран, а также фактически отказавшись оказывать помощь своему союзнику ГДР. В 1990 г. СССР одобрил объединение ГДР и ФРГ в единое государство. Однако руководство западноевропейских стран не спешило к оказанию серьезной экономической и финансовой помощи Советскому Союзу, сведя ее в основном к гуманитарной помощи (главным образом, продовольствием и медикаментами). Политика уступок объективно способствовала ослаблению позиций СССР в Европе, хотя личная популярность М. С. Горбачева среди населения западноевропейских стран значительно выросла.

Если по отношению к странам Западной Европы СССР проводил более или менее ясную политику, то по отношению к социалистическому лагерю, странам Восточной Европы такой ясности не было. Большинство руководителей социалистических стран не приняли «нового политического мышления», считая, что этот курс приведет к изменению общественно-политического строя в их государствах. Начавшаяся конфронтация этих стран с руководством СССР привела к тому, что Советский Союз перестал оказывать им поддержку в полном объеме. В то же время тоталитарные режимы стран Восточной Европы пытались ограничить развитие демократических процессов в своих странах. Результатом этой политики стало падение авторитета правящих партий социалистических стран, рост среди населения антисоветских и антикоммунистических настроений. С 1989 по 1990 гг. в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии прошли «бархатные революции» (бескровные), результатом которых стало крушение коммунистической системы власти. Пришедшие к власти национально-демократические силы стран Восточной Европы взяли курс на западноевропейский путь развития и постепенное вхождение в НАТО. Руководство СССР не смогло или не захотело вмешаться в развитие событий, надеясь, очевидно, еще одной этой своей уступкой улучшить свои отношения с западноевропейскими странами. Весной 1991 г. оно согласилось на роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора, вывод советский войск с территорий восточноевропейских стран. Эре военного и политического господства СССР в Восточной Европе пришел конец.

«Новое политическое мышление» во внешней политике являлось попыткой реализации правительства М. С. Горбачева «идей перестройки» на международной арене. Осуществление этой политики имело определенный успех, т. к. способствовало окончанию периода военной конфронтации СССР с США и изменению в глазах европейцев образа нашей страны как «империи зла». Уничтожение «железного занавеса» позволило советским гражданам фактически во многом заново открыть для себя окружающий мир. Было положено начало процессу уничтожения ядерного оружия.

Вместе с тем, доктрина нового политического мышления, на которую опиралась внешняя политика СССР, была достаточно размыта и не имела четких стратегических целей. Стремление правительства М. С. Горбачева любой ценой установить с Западом дружественные отношения нанесло непоправимый вред позициям СССР на международной арене. Итогом этой политики стало разрушение биполярного мира (две мировые державы – СССР и США). На международной арене резко усилились позиции США, оставшейся единственной сверхдержавой.

Со второй половины 1989 г. экономический кризис в СССР приобрел черты стагнации: темпы инфляции увеличились до 15–20 %; одновременно усилился спад производства. Усилился распад хозяйственных связей, повлекший за собой остановку все большего числа производств. Окончательно развалилась финансовая система. Начинались проблемы с обеспечением населения продовольствием и товарами повседневного потребления.

На фоне ухудшающейся экономической ситуации в СССР резко усилились центробежные тенденции. Особенно их рост отметился в 1990 г., когда по стране прокатился настоящий «парад суверенитетов», сопровождаемый принятием рядом союзных республик односторонних решений о самоопределении и создании независимых национальных государств. Значительную роль в этом процессе, несомненно, сыграл вызванный перестройкой подлинный взрыв национальных чувств, естественное стремление народов к самоопределению. В то же время многим жителям национальных окраин казалось, что с провозглашением суверенитета их республикам в одиночку легче будет решить стоявшие перед ними проблемы, быстрее и более эффективно провести рыночные реформы, которые позволят быстро поднять качество и уровень жизни. Подобных взглядов на будущее страны придерживались и многие лидеры РСФСР во главе с первым российским президентом Б. Н. Ельциным, который критиковал союзное руководство за недостаточную радикализацию реформ.

Собравшийся 12 июня 1990 г. I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации. Ее принятие в конечном итоге предопределило распад СССР, который мог существовать только до тех пор, пока Россия служила его объединяющим началом. Весной – летом того же года декларации о национальном суверенитете приняли прибалтийские и другие республики СССР. Вслед за национальным суверенитетом отдельные республики стали принимать и суверенитет государственный, заявив о приоритете своего законодательства над союзным.

В этих условиях союзное руководство теряло возможность распоряжаться ресурсами республик и эффективно управлять страной. Удержать власть демократическим путем оно уже не могло. Попытки укрепить свое влияние при помощи военной силы, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, завершились провалом. Единственным возможным средством удержать начавшийся процесс распада Советского Союза было использование хозяйственных связей. Однако руководство М. С. Горбачева не смогло эффективно им воспользоваться.

Собравшийся в марте 1990 г. Внеочередной III Съезд народных депутатов СССР предпринял последнюю попытку укрепить исполнительную власть, учредив пост Президента СССР, на который был избран М. С. Горбачев. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о судьбе СССР, на котором большинство граждан высказалось за сохранение Союза и за желание жить в одном государстве. Однако эти действия оказались в значительной степени запоздалыми, поскольку прокатившийся к этому времени «парад суверенитетов» уже до неузнаваемости изменил облик страны.

В этих условиях М. С. Горбачев предложил лидерам союзных республик заключить новый Союзный Договор, поскольку было ясно, что прежний Союзный Договор 1922 г. уже не отвечал реалиям. Намеченное на 20 августа 1991 г. подписание нового Союзного Договора было резко негативно встречено консервативными силами, поскольку лишало верхушку КПСС реальной власти. Они попытались силовым путем предотвратить его заключение. 19 августа 1991 г., воспользовавшись отпуском М. С. Горбачева, группа высших руководителей партии во главе с вице-президентом СССР Г. И. Янаевым предприняла государственный переворот. 18 августа верные заговорщикам войска КГБ блокировали находившегося на отдыхе на даче в Форосе (Крым) Президента СССР М. С. Горбачева. 19 августа заговорщики объявили о невозможности исполнения Президентом СССР своих функций по состоянию здоровья. Вся полнота власти на неопределенное время переходила к Государственному комитету по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). ГКЧП объявил о своем намерении восстановить порядок в стране и не допустить распада СССР. В ряде регионов страны (главным образом, на территории РСФСР) был введен режим чрезвычайного положения, административная власть в них должна была перейти к военному руководству. Приостанавливалась деятельность демократических партий и организаций, выпуск оппозиционных газет, запрещались митинги, манифестации и забастовки. В Москву и некоторые другие крупные города были введены войска.

Передовая общественность сразу заявила о неконституционном характере действий ГКЧП. Некоторые свободные радиостанции сразу же назвали события в Москве путчем. Значительная часть населения, в первую очередь, в крупных городах отказалась поддержать действия ГКЧП, которые были направлены на свертывание демократических завоеваний. В Москве, где разыгрались основные события, Президент РСФСР Б. Н. Ельцин открыто осудил переворот и призвал население к открытому сопротивлению действиям путчистов. На улицы столицы вышли тысячи протестующих москвичей. Часть войск перешла на сторону российского правительства. В этих условиях ГКЧП не решился на подавление вооруженным путем народных масс. К вечеру 21 августа 1991 г. путч провалился. 22 августа его члены были обвинены в попытке государственного переворота и арестованы. На следующий день в Москву был возвращен Президент СССР М. С. Горбачев.

Путч привел к коренному изменению общественно-политической ситуации в стране. Еще о время путча 19 августа Указом президента РСФСР Б. Н. Ельцина была приостановлена деятельность КП РСФСР. Фактически вне закона была поставлена КПСС. 24 августа М. С. Горбачев сложил с себя полномочия Генерального секретаря ЦК КПСС. В этот же день Президентом СССР был подписан указ об имуществе партии. Партия стала сходить с политической арены.

Несмотря на то, что путч по существу закончился крушением тоталитаризма, ситуация в стране продолжала оставаться чрезвычайно острой. Продолжалось разрушение единого экономического пространства, возникла угроза потери контроля над ядерным оружием, возросла нестабильность в Вооруженных Силах. После путча резко ослабли позиции союзного правительства, функции которого поспешило захватить руководство союзных республик. Резко ускорился процесс распада СССР.

Сразу после подавления августовского путча три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре 1991 г. Президент СССР подписал указы о признании этого выхода. Несколько позже, 1 декабря 1991 г. на референдуме в крупнейшей после РСФСР республике – Украине население подавляющим большинством голосов проголосовало за независимость своей республики. В этой ситуации объединение с другими республиками теряло смысл. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще под Минском в тайне от Президента СССР лидеры трех республик: Президент РСФСР Б. Н. Ельцин, Президент Украины Л. М. Кравчук и Председатель Верховного Совета БССР С. С. Шушкевич – подписали соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате «Беловежское соглашение» подписали еще восемь бывших союзных республик. С подписанием этих договоров СССР как субъект международного права прекратил свое существование. 25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев вынужден был сложить с себя обязанности Президента СССР.

Сегодня, спустя двадцать лет после начала перестройки все еще трудно дать объективную оценку начатым правительством М. С. Горбачева реформам. Решение о коренных преобразованиях советского общества, безусловно, было объективно верным, поскольку дальнейшее его развитие по старому пути вело в исторический тупик. В чем же тогда причины провала этих реформ? Основная из них заключалась в том, что реформаторское руководство стремилось коренным образом изменить облик страны, по существу не внося в него никаких изменений. Провозгласив приоритет рыночной экономики, оно фактически пыталось осуществить переход к ней старыми командно-административными методами, что лишь способствовало разрушению прежних хозяйственных связей, но не создавало взамен никаких новых. Попытка осуществления реформы коммунистической партии также была с самого начала обречена на провал, поскольку ее проведение влекло за собой перераспределение власти и передачу КПСС части функций другим общественным силам, чего ни сам М. С. Горбачев, ни поддерживавшие его круги партийной и советской номенклатуры не желали. Поэтому политическая реформа не была радикальной. Следует также учитывать, что М. С. Горбачев и его окружение постоянно были вынуждены учитывать позицию консервативных сил, которые имели огромное влияние и власть в стране. Все это приводило к тому, что предложенные реформы были половинчатыми и непоследовательными. К концу правления М. С. Горбачева они перестали удовлетворять как консервативные силы, так и многих сторонников реформ, требовавших их радикализации, что в итоге и предопределило их неудачу.

Распад СССР, явившийся одним из главных итогов перестройки, имел огромные негативные последствия для судеб некогда населявших его народов. В экономическом отношении распад единого государства привел к разрушению многих хозяйственных связей, связывавших между собой бывшие союзные республики, резкому увеличению в их экономиках инфляции, краху финансовой системы, еще большему углублению и без того значительного экономического кризиса. Во всех бывших республиках резко упали уровень и качество жизни населения. Ряд республик оказались отброшены в своем развитии на десятилетия назад.

Распад единого государства оказался страшной социально-психологической трагедией для миллионов советских семей, которые из-за появившихся между регионами границ потеряли возможность свободно общаться между собой.

Следствием распада страны стало нарастание межнациональных и государственных противоречий, приведших к ряду этнических конфликтов на всем постсоветском пространстве.

Распад СССР имел последствия и в мировом масштабе: биполярный мир развалился, осталась одна сверхдержава – США. Резко выросла международная нестабильность, участились войны и военные конфликты в разных частях мира.

 

Глава 6. Постсоветская Россия: к смене модели общественного развития

 

После распада СССР Российское государство ограничилось преимущественно территорией бывшей РСФСР. В его состав вошло ¾ территории Советского Союза и чуть более половины населения (51,4 %). От СССР Россия унаследовала примерно 60% его экономического и научно-технического потенциала, на ее территории было сосредоточены богатые источники природных ресурсов. В то же время страна находилась в сложном социально-экономическом положении. За пределами России в бывших республиках СССР оказались почти 25 млн. этнических русских, с образованием между республиками государственных границ разорванными оказались многие хозяйственные связи. Страна переживала острый экономический кризис, финансовая система находилась в расстроенном состоянии. Резко ускорилась инфляция, происходил спад промышленного производства, упал уровень жизни значительной части населения.

В этих условиях молодое российское правительство взяло курс на проведении серии радикальных экономических реформ, которые имели целью быстрый перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства. Предполагалось, что переход российского общества к рынку и рыночным отношениям будет болезненным, но достаточно быстро приведет к позитивным результатам. Поэтому предложенный правительством проект вывода страны из кризиса получил название «шоковой терапии».

Учтя опыт горбачевских реформ, потерпевших неудачу прежде всего из-за отказа советского руководства провести реформу ценообразования, Российское правительство во главе с и.о. премьер-министра Е. Т. Гайдаром начало свои преобразования с либерализации цен, т. е. отказа от их государственного регулирования. Непосредственная цель либерализации заключалась в том, чтобы позволить искусственно заниженным ценам достичь такого «естественного» уровня, когда количество товаров, которые покупатели хотели бы купить, соответствовало бы товарному предложению. Тем самым это должно было привести к насыщению рынка товарами и как следствие к снижению товарного дефицита и падению роста инфляции, с последующим ее «затуханием». Одновременно правительство отказалось от государственного субсидирования убыточных отраслей промышленности, большинство предприятий переводились на полное самообеспечение. Снимались ограничения на частнопредпринимательскую деятельность. Началась либерализация внешней торговли, хлынувший в страну поток импортных товаров позволил насытить рынок товарами народного потребления.

Вторым направлением реформы было осуществление широкой программы приватизации (передачи (или продажи) части государственной собственности в частные руки). Приватизация проводилась в два этапа. На первом (1992-1993) гражданам страны выдавались приватизационные чеки ― ваучеры стоимостью 10 тыс. руб. в ценах 1984 г., с помощью которых они могли купить акции предприятий и таким образом получить часть государственной собственности. На втором этапе (1994-1996) предусматривалась приватизация государственных предприятий через акционирование и свободную продажу их в частные руки. В результате принятых мер, экономика страны стала многоукладной (государственный и частный капитализм, мелкотоварное производство, коллективное хозяйство).

Результаты либеральные реформ были противоречивыми. Положительный результат реформ заключался в том, что они позволили начать структурную перестройку экономики, выправление перекосов в ее развитии. Отчасти был ликвидирован дефицит товаров народного потребления, население получило возможность свободно покупать товары, которые раньше были доступны только правящей элите. Удалось ликвидировать угрозу голода, возникшую во многих районах страны в 1989-1991 гг. Вместе с тем, реформы несли в себе и негативные экономические и социальные последствия. Неизбежным следствием либерализации цен стал взрыв инфляции, которая только в первый год осуществления радикальной реформы (1992 г.) привела к росту потребительских цен сразу в 26 раз! Вместе с тем, рост зарплат и социальных выплат не компенсировал рост цен. Это привело к снижению уровня жизни населения, более половины россиян оказались за чертой бедности. Массовое явление приобрела безработица (по официальным данным – 10 млн. человек).

Прямым следствием либеральных реформ стал спад промышленного производства. Только за один 1992 г. валовой внутренний продукт сократился на 14,5 %, выпуск промышленной продукции – на 18 %, в том числе товаров народного потребления – 15 %. К 1998 г. общий объем промышленного производства уменьшился почти на 50 %, что было больше, чем в Великую Отечественную войну! Ничего не дала гражданам России и ваучерная приватизация, поскольку в условиях инфляции ваучеры быстро обесценились, большинство населения продало их за бесценок или вложило в приватизационные фонды, которые вскоре прекратили свое существование. В результате от приватизации выиграла лишь небольшая кучка людей, которая сосредоточила в своих руках значительную часть бывшего национального достояния страны. Передел собственности в ходе реформ привел к быстрому росту криминализации экономики, в результате отсутствия четкой и справедливой налоговой политики массовым стал уход предпринимателей от уплаты налогов. Теневая экономика, по официальным данным, стала составлять 40 ― 50 %. Осуществление реформ привело к огромным финансовым издержкам, резко выросла задолженность государства перед внешними кредиторами (с 79 млд. долларов в 1992 г. до 121,9 млд. – в 1994 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.