Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игра как средство и метод физического воспитания




 

Физическое воспитание направлено на формирование всесторонне развитой личности, гармонически сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Оно занимает особое место в системе обучения, поскольку направлено на укрепление здоровья, способствует физическому развитию и физической подготовленности. В настоящее время возрастает роль физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, проводимой во внеучебное время. Многие педагоги сумели правильно оценить окружающую действительность. В современных условиях негативное влияние на ребёнка оказывает гиподинамия, способствующая возникновению заболеваний опорно-двигательного аппарата, одним из средств повышения двигательной активности являются игры.

При обучении и воспитании подрастающего поколения одним из наиболее важных методов занятий является игровой. Игры в начале своего развития были родственны трудовым движениям. В дальнейшем, по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка и мышления, игры изменяются, становятся более богаче по содержанию. Появляются новые образцы игры, исходя из потребностей общества. Игры изучали многие философы, психологи, педагоги, возникали различные теории, объясняющие происхождение и самую сущность игры. Первым попытку систематического изучения игры предпринял в конце 19 века немецкий учёный К. Грос, который считал её инстинктом или проявлением наследственности. Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения "функционального удовольствия". Фрейдисты видят в игре выражение глубинных инстинктов или влечений. Именно игра дала второе дыхание принципу мобилизации, открытому великим русским ученым И.П. Павловым. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Большое значение игре как средству воспитания придавали представляли русской педагогической науки П.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Они видели в игре активную и коллективную деятельность человека, в процессе которой формируется его личность. К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. Психологи и педагоги используют игры для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья. Игра – серьезная перспектива педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различного рода трудностей, возникающих у ребенка, подростка в общении с окружающими, в учении и повседневном поведении.

Игра – это путь к познанию мира. В процессе игры дети узнают различные свойства предметов, разные стороны жизни, получают значительную информацию. Игры способствуют развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Ребенок постоянно стремится к деятельности и удовлетворяет эту потребность в игре.

Игра заслуживает большого уважения за огромные педагогические возможности, заложенные в ней. В игре воспитываются нормы общественного поведения, ибо она требует дисциплинированности, самостоятельности, целеустремленности, коллективизма, умения подчинять личные интересы общим.

Игра стимулирует в человеке органы, ранее бездействовавшие, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Терапевтическая функция игры включает в себя релаксационную: снятие или уменьшение эмоционального, физического, интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.

Игра – неотъемлемая форма физической культуры. Под игрой понимается деятельность, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий. Игру рассматривали как социальный феномен Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Игра – особый вид общественной практики. Она воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности, которые обеспечивают интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие. Игра – продолжение жизни, где вымысел – грань правды. Игра – первая ступень бесконечной лестницы действительной жизни.

Игры имеют исключительно большое значение для выработки активной жизненной позиции, самообладания, умения преодолевать трудности. При этом тренируются умения и навыки, необходимые в учебной, трудовой и повседневной жизни. Кроме того, в играх предоставляется возможность непосредственно общаться со своими ровесниками, а также людьми старшего и младшего возраста. Игры помогают развивать у детей умение согласовывать свои действия с действиями товарищей, подчинять личные ин­тересы интересам коллектива, воспитывают сдержанность, са­мообладание, чувство ответственности за успех звена, команды. Обязательность выполнения правил игры дис­циплинирует ребят, воспитывает волю.

В играх имеется широкая возможность общения воспитателя с детьми. Воспитатель рассказывает содержание игры, ее правила. Дети узнают значения новых слов. Активизации речевого общения способствуют также игры с текстом и пением.

В играх следует стремиться к развитию положительных эмо­ций: чувства радости, удовольствия, бодрости, желания выру­чить товарища, проявить выдумку, изобретательность.

Таким образом, если обобщить все вышеизложенные соображения, то понятие «Подвижные игры» можно определить следующим образом: Подвижные игры – это сознательная, активная деятельность детей, направленная на достижение поставленной цели по средством решения двигательных заданий.

Классификация подвижных игр

 

Широкое применение подвижных игр в педагогической практике, нередко требует их классификации, создания группировок, то есть целенаправленного подбора их по определённым признакам для решения различных педагогических задач, которые ставятся в процессе работы. Это помогает ориентироваться в возникающих ситуациях, служит основой для наблюдений, обобщающих выводы и прогнозы.

В разных источниках подвижные игры имеют свою классификацию исходя из решаемых задач и используемых методов тем или иным автором.

К примеру, И.М. Коротков (1979) применил условную группировку игр по признаку взаимодействия занимающихся (с контактом и без контакта). К первой группе относятся игры, где участники вступают в активное единоборство «Караси и щука», «Бой петухов», «Борьба за мяч» и др. Ко второй группе можно отнести игры без соприкосновения с командой противника «Перестрелка», «Лапта», «Охотники и утки». Третья группа – эстафеты, в которых действия каждого участника имеют одинаковую направленность при выполнении определённых заданий.

Другим автором М.Н. Мельниковым (1987) была предложена следующая классификация. Он выделяет две основные группы подвижных игр. В первую группу вошли игры соревновательного характера на проявление ловкости, силы, быстроты бега, меткости, умений прыгать, владеть мячом, скакать через верёвочку и т.д. Во вторую группу были включены игры несущие художественный образ. Рассматривая вторую группу как ролевые игры М.Н. Мельников классифицирует их по принципу систематизации, учитывающему их эстетическую сущность. Определяющими признаками представляются структура игры и способ воплощения художественного образа. На основании этих признаков игры, имеющие художественное значение, были разделены на четыре типологические группы: формальные ролевые игры с игровым припевом (сюда относятся и игры, имеющие одновременно игровой припев и игровой приговор: «Каравай»); формальные игры с игровым поэтическим приговором («Коршун», «Селезень», «Горелки»); формальные ролевые игры без устойчивого поэтически организованного текста («Чародей», «Волк и козлята», «Крынки»); игры-импровизации.

В сборнике М.М. Корторовича и Л.И. Михайловой (1961), предлагается разделить подвижные игры по степени вызывающего мышечного напряжения: на игры большой, средней и малой подвижности.

У А.В. Кенемана, Д.В. Хухлаевой (1985), Т.И. Осокиной (1978) и др. авторов сборников по подвижным играм существует своё видение классификации подвижных игр. Они предложили группировать подвижные игры по признаку преобладающего в игре движения. Таким образом, подвижные игры были поделены на игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. В игры с правилами вошли сюжетные подвижные игры («У медведя во бору», «Гуси», «Зайцы и волк» и др.), бессюжетные подвижные игры для большой группы детей («Ловишки», «Перебежки») и для небольших групп («Кегли», «Серсо», «Кольцеброс»). Что касается игр с элементами спортивных игр, то эту группу составляют игры с включением элементов спортивных игр: бег с ведением баскетбольного, футбольного мяча, ведение шайбы (мяча) клюшкой, передачи мячей и др.

Е.А. Тимофеева (1979) располагает подвижные игры также как и у предыдущих авторов, по признаку преобладающего в игре движения, однако в первую группу (игры с правилами) она добавляет игры-забавы и аттракционы. Эти игры выполняются как в произвольной форме (катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам), так и в игровой (прятки, бег в мешках, с завязанными глазами ударить по мячу ногой и др.), где участниками являются двое, трое ребят, остальные зрители.

В современных источниках И.М. Коротков, Л.В. Былеева, Р.В. Климкова и др. авторов (2002) предлагается распределить игры по видам и по физическим качествам: игры ролевые, творческие или вольные и организованные подвижные игры с установленными правилами. Последние включают в себя: а) простые, некомандные подвижные игры или личные, б) более сложные, переходные к командным подвижным играм «Перебежки с пленом», в) командные подвижные игры «Мяч капитану», «Русская лапта».

Исходя из вышеперечисленных авторами систематизаций подвижных игр, мы предлагаем наиболее полную в плане раскрываемости особенностей подвижных игр классификацию:

1. Подвижные игры с правилами.

- сюжетно-ролевые игры строятся на основе опыта детей, двигательного навыка. В них используются знания об окружающем мире, о повадках животных, явлениях природы, транспорте («Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.);

- другие игры не имеют зафиксированного сюжета. Они ос­нованы либо на выполнении играющими конкретных двигательных заданий («Догоните меня», «В воротики» и др.), либо на действиях с предметами («Классы», «Бабки»).

2. Эстафеты (игры представляющие собой соревновательный момент).

3. Игры-забавы проводятся в основном на вечерах, досугах и праздниках – весёлое зрелище, развлечение для детей и взрослых доставляющее много радости, но и в тоже время они требуют от участников проявления двигательных умений ловкости, сноровки.

4. Игры с пением и хороводные чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмич­ности, выразительности движений детей «Ручеёк».

5. Игры спортивного характера (элементы спортивных игр) связаны с овладением, закреплением и совершенствованием детьми среднего и старшего дошкольного, а также школьного возраста техники некоторых спортивных игр. Они обогащают двигательный опыт детей способами действий, необходимыми для участия в спортивных играх (городки, волейбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хок­кей).

Для каждой из этих классификаций подвижных игр характерна некоторая общность. Все игры определяются интересной фабулой, максимальной или незначительной двигательной активностью, использованием стандартного или нестандартного инвентаря и имеющимися определёнными правилами. Нельзя утверждать, что та или иная классификация совершенна, но она необходима педагогам в их дальнейшей работе и самостоятельной группировки подвижных игр в соответствии с теми целями, которые ставятся на занятиях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.