Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личность -------------------------------------------------------Воспитание




Те закономерные связи, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности.

Таким образом, предмет педагогики — исследование сущности развития и формирования человеческой личности в процессе воспитания и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного процесса [ 8, с. 23 ].

В 50-х годах прошлого столетия такую точку зрения на предмет исследования педагогики как науки высказывал советский ученый А.Ф. Протопопов. Он писал: “Предметом советской педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а

процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания” [Протопопов, А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки / А.Ф. Протопопов // Сов. педагогика. — 1959. — № 5. — С. 36].

Иными словами, речь как раз и идет о том, что предметом исследования педагогической науки являются те связи, которые в закономерном порядке возникают между развивающейся личностью и теми условиями, в которые она помещается в процессе обучения и воспитания. Это положение может быть изображено в следующей схеме:

 

 

предмет исследования педагогики

 

 

(человек) закономерные связи между

развитием человеческой личности

и воспитанием как специально

организованным процессом.

 

Определение предмета исследования педагогики позволяет вычленить теоретические проблемы, которые решаются в рамках педагогической науки.

 

Под проблемой следует понимать осознание субъектом невозможности разрешения определенных трудностей и противоречий в определенный данный момент при помощи имеющихся в наличии знаний и опыта и стремление к их преодолению путем поиска новых знаний и средств разрешения возникших противоречий. В рамках педагогики как науки и разрешаются противоречия в педагогической действительности, возникающие в какое-то конкретное время и требующие новых педагогических знаний, выводов, обобщений.

К проблемам исследования педагогики относятся:

1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности в условиях воспитания как специально организованного процесса.

2. Определение целей воспитания.

3. Разработка содержания воспитания и обучения.

4. Исследование и совершенствование методов и форм воспитания и обучения.

 

Знание предмета и проблем исследования педагогики позволяет определить ее основные функции — теоретическую и технологическую.

Теоретическаяфункция педагогики реализуется на трех уровнях:

описательном или объяснительном (изучение передового и новаторского педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагогов и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности с целью совершенствования педагогического процесса). На последнем уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающих педагогическую практику.

Технологическая функция педагогической науки предлагает также три уровня реализации:

проективный (связан с разработкой соответствующих методических материалов — учебных планов, программ, учебников, педагогических рекомендаций и т.д., которые воплощают в себе теоретические концепции и определяют “нормативный или регулятивный” (В.В. Краевский) план педагогической деятельности, ее содержание и характер);

преобразовательный (направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования);

рефлексивный и корректировочный (предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности).

Определение сущности педагогической науки, предмета ее исследования и проблем исследования и функций позволяет вычленить и раскрыть сущность важнейших педагогических понятий, которые названы категориями педагогической науки. К ним относятся:

воспитание,

обучение,

образование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.