Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Личность ученика как субъекта образования, развития и воспитания

План:

1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

2. Трактовка источников, движущих сил, факторов развития и формирования личности.

3. Индивидуальные особенности развития личности, их учет в процессе воспитания.

4. Проблема возрастных особенностей развития личности в педагогике. Возрастная периодизация школьников.

 

Глоссарий:

1. Человек – биосоциальное существо.

2. Индивид – отдельно взятый человек.

3. Индивидуальность – совокупность качеств, которые делают человека отличным от других, неповторимым, в своем роде уникальным; «это то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой и что придает им неповторимость» (И.Ф. Харламов).

4. Личность – человек в совокупности общественных отношений (К. Маркс); человек как носитель сознания (К.К. Платонов).

5. Развитие (личности) – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении нравственности, мировоззрения.

6. Формирование (личности) – результат процесса личностного развития человека, означает становление основных личностных качеств.

7.Среда – вся окружающая человека действительность, в которой происходит его личностное развитие.

8.Наследственность – совокупность свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, или «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» (И.Ф. Харламов).

9. Активность (личности) – (от лат. aktivus – деятельный) деятельное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

10. Возрастные особенности (развития личности) – типологические специфические характеристики деятельности, мышления, запросов и интересов, социальных проявлений человека в определенный временной период его личностного развития.

12.Учет индивидуальных и возрастных особенностей школьника в учебно-воспитательном процессе – адаптация обучения и воспитания к индивидуальным и возрастным особенностям учащихся

5.1. Понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». В предыдущих лекциях мы выяснили, что педагогика — это наука об образовании и воспитании личности, ее предметом является исследование сущности развития и формирования человеческой личности и определение на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. В данной лекции нам необходимо рассмотреть само понятие “личность”, ее социальную сущность, источники, движущие силы, факторы развития и формирования личности, особенности ее развития в воспитательном процессе.

Понятие “личность” относится к понятию “человек” и неразрывно связано с ним. Человек рассматривается в науке как бисоциальное существо, то есть это понятие синтезирует в себе как биологические качества человека, так и его социальные свойства. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но нельзя сказать, что родилась личность. Человек с биологической точки зрения — это живой организм, один из многочисленных на Земле, но находящийся на высшей ступени развития всех живых организмов, благодаря наличию сознания, второй сигнальной системы.

Личностью человек становится постепенно, по мере усвоения им многообразия социальных (общественных) отношений. Поэтому, говоря о соотношении понятий “человек” и “личность”, мы должны уяснить для себя, личность вне человека не существует, понятие “личность” уже понятия “человек”. Личностью не рождаются, ею становятся в результате овладения общественным опытом. Иными словами, понятие “личность” характеризует общественную сущность человека и связано с усвоением того разнообразного производственного и духовного опыта, который накоплен в обществе.

К. Маркс писал, что “сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество” [4, с. 242].

Определений понятия “личность” много. В философии личность определяется как человек в совокупности общественных отношений ( К. Маркс ), как человек разумный, ответственный, свободный, с чувством личного достоинства, имеющий ярко выраженную индивидуальность ( В.П. Тугаринов ).

Психолог К.К. Платонов дает следующее определение: личность — это человек как носитель сознания, одна из двух систем человека (вторая — организм как носитель материальных, физических свойств [8, с. 62]. По Платонову, любой взрослый здоровый человек является личностью, хотя ею не рождается, а становится в процессе общения с другими людьми, научившись сравнивать себя с ними и выделять свое “Я” из окружающего. Виды личности могут быть разные: гармоничная и разносторонняя личность; личность, развитая односторонне; прогрессивная и реакционная личность; моральная, духовно-нравственная и преступная личность; здоровая и больная личность и т.д. Эти виды образуются в процессе личностного развития человека, иногда его деградации.

 

Разносторонняя личность:

1) интеллектуальное развитие

2) духовное развитие или нравственно эстетическое

3) физическое

 

В связи с понятиями “человек” и “личность” мы должны рассмотреть понятие “индивид”. Индивид (от лат. indiwiduum — неделимое) — это человек как единичное природное существо, отдельно взятый человек, представитель вида Homo sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт [9, с. 135]. Индивид представляет собой отдельного представителя человеческой общности, он выходит за рамки своей природной (биологической) ограниченности и является социальным существом, использующим орудия труда, знаки (слово, жест, сигнал), и через них овладевающим собственным поведением и психическими процессами.

Родившийся человек является индивидом, его отдельность позволяет развиваться специфическим, присущим только ему индивидуально-личностным качествам.

Личность тем более значительна, чем больше отражает в своих качествах и деятельности тенденции социального прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, в какой мере ее деятельность носит своеобразно-творческий характер. В этом смысле характеристика понятий “человек”, “индивид”, “личность” должна быть дополнена понятием индивидуальность. Более подробно о сущности и характеристиках данной подструктуры личности мы поговорим ниже, в разделе данной лекции, в котором речь пойдет об индивидуальных особенностях развития личности учащегося в учебно-воспитательном процессе.

Итак, мы рассмотрели социальную сущность личности, выяснили, что личность — результат усвоения человеком разнообразных общественных отношений, производственных и духовных. Личность является продуктом исторически данного общественного строя, отражает в себе как общие черты определенной эпохи, так и специфические качества, присущие только ей. И общие, и специфические качества личности воплощаются конкретно в ее мировоззрении, характере (отношениях к обществу, государству, в котором живет человек, и к другим государствам, к труду и его продуктам, к людям, к себе и т.д.).

5.2. Трактовка источников, движущих сил, факторов развития и формирования личности. Личностные качества человека развиваются и формируются прижизненно, особенно в условиях специально организованного образовательно-воспитательного процесса, поэтому для педагогики важное значение имеет раскрытие сущности понятий “развитие” и “формирование” личности.

Понятия “развитие” и “формирование” являются философскими категориями. Безотносительно к личности развитие прежде всего означает процесс количественных и качественных изменений всех явлений окружающей действительности. Когда речь идет о развитии человека как личности, прежде всего имеются в виду те количественные и качественные изменения, которые происходят в личностных качествах человека. Например, физический рост ребенка, увеличение его отдельных органов и систем, обогащение словарного запаса, овладение множеством социально-бытовых и моральных умений, трудовых навыков и привычек представляют собой количественные изменения. Мы уже знаем, что по закону диалектики количественные изменения переходят в качественные. Так, например, совершенствование речи влечет за собой повышение уровня познавательных способностей человека, обогащение его чувственно-волевой сферы. В процессе познавательной деятельности развивается мышление, логическая память, формируется мировоззрение как система знаний, взглядов и убеждений. Эти изменения в процессе личностного становления человека относятся к качественным. Примерами качественных изменений служат также повышение способности к управлению собственным поведением, рост чувства долга перед другими, возникновение отношений к окружающему миру, система которых лежит в основе характера каждого конкретного человека.

Таким образом,

под развитием личности следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении нравственности, мировоззрения (И.Ф. Харламов).

Понятие “формирование” тесно связано с понятием “развитие”, так как представляет собой какой-то результат процесса количественных и качественных изменений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания | Формирование — это результат развития личности, означает ее становление, приобретение устойчивых свойств и качеств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.