Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Измерения установок, не основывающиеся на самоотчете

Семантический дифференциал

Проблема со шкалами, подобными шкале Лайкерта, заключаются и в том, что для каждого нового объекта установки должна создаваться новая шкала.

Семантический дифференциал, который был предложен в работе Осгуда, Сючи и Танненбаума (1957), предоставляет возможность измерения разных установок одной и той же шкалой. Разрабатывая семантический дифференциал, Осгуд и его соавторы предъявляли своим испытуемым определенные понятия, такие, как «отец», «политика», «я» и т.п. Затем их просили оценить каждое понятие по различным биполярным оценочным шкалам, на полюсах которых были расположены такие биполярные прилагательные, как «приятный /неприятный», или «сильный/слабый». Используя факторный анализ, Осгуд и его соавторы выделили три базисных направления, в соответствии с которыми можно описывать все понятия: оценка, сила и активность.

Итоговая установка вычисляется путем суммирования оценок по каждому пункту шкалы, которые обычно варьируются в пределах от +3 до –3.

*Например:

Хороший +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Плохой

Приятный +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Неприятный

Ценный +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Бесполезный

Чистый +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Грязный

Дружеский +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 Враждебный

 

Проблемы рассмотренных шкал состоят в том, что все измерения, которые основываются на самоотчетах, начинаются с предположения, что респондент имеет мотивы и в состоянии раскрыть истинную установку. Но существует много данных, доказывающих, что люди часто не имеют установок и дают социально ожидаемые ответы.

1) Физиологические показатели (реакции) такие, как реакция кожного покрова, частота пульса и расширение зрачков и т.д. отражают эмоциональные реакции. Поэтому есть смысл рассматривать их в качестве более объективных индикаторов установки. *Например, гальваничесие кожные реакции. Гальванометром измеряется электрическое сопротивление кожи, которое меняется, когда человек эмоционально возбуждается. Поэтому ГКР- измерения позволяют исследователям оценить эмоциональную реакцию субъекта по отношению к объекту установки. *Например, в одном эксперименте чернокожие и белые экспериментаторы явно случайно брали своих белых испытуемых за руку. Оказалось, чем сильнее у испытуемых были расовые предрассудки, тем большими были изменения в показаниях гальванометра, когда к ним прикасался чернокожий экспериментатор, чем когда к руке прикасался белый экспериментатор.

Главная проблема с психофизиологическими индикаторами типа ГКР заключается в том, что эти измерения оценивают интенсивность эмоциональных реакций, а не их направленность. Более того, измерения эти зависят от многих иных особенностей стимулов установки: новизна смысла вопросов и неожиданность их предъявления.

Объективным индикатором установки является лицевая электромиограмма. В работах Шварца и др. показано, что при положительных реакциях и состояниях определенные лицевые мышцы активизируются сильнее, а другие – слабее, чем при отрицательных реакциях и состоя ниях.

Измерения установок, связанные с физиологией человека, используются на практике не очень часто, т.к. такое оборудование не просто применять в полевых условиях, а также из-за нечувствительности приборов к качеству установочных реакций.

2) Наблюдение за поведением и нереактивные измерения

В большинстве случаев наблюдений за поведением субъекты знают, что за ними наблюдают. Однако при нереактивном измерении они подвергаются наблюдению, не зная этого.

В исследовании Кэмпбелла делаются выводы относительно расовых установок студентов из схемы рассаживания в аудиториях колледжа. При этом наблюдали, на каком расстоянии сидели афроамериканцы и белые студенты друг от друга. Другими индикаторами межпрсонаольных установок служили зрительные контакты и позы, принимаемые при общении.

Хорошим примером метода ненавязчивого наблюдения является так называемый метод потерянного письма, который описан в работе Милграма, Манна и Хартера. Для того, чтобы измерить политические установки горожан из разных районов города, исследователи «теряли» готовые к отправке и отплаченные письма, которые были адресованы в разные организации: коммунистическая студенческая организация, детский фонд и т.п. В соответствии со скоростью, с которой эти письма приходили в определенные организации (а все письма действительно оказывались в почтовых ящиках, взятых в аренду исследователями), были сделаны выводы о том, насколько популярна та или иная организация, а стало быть и идеология в той или иной части города.

И, наконец, следует упомянуть метод фиктивного канала информации. В отчете Джоунса и Сигалла (1971) описано, что этим методом исследователи смогли выявить установки, которые никаким другим методом не могли быть обнаружены, т.к. смущали испытуемых. Испытуемые подсоединялись электродами к некоей аппаратуре, которая могла, по голословному утверждению экспериментатора, точно предсказать их установки по отношению к данным объектам, производя измерения, связанные с физиологией испытуемых. Как только студенты поверили (их «убедили» с помощью манипуляций) в то, что от этой машины не возможно скрыть свои мысли, прибор был спрятан и им стали задавать вопросы об их отношении к американцам африканского происхождения и просили угадать показания датчиков. По сравнению со студентами, отвечавшими на привычные опросники, они продемонстрировали более негативное отношение. По-видимому, они считали, что лучше сказать правду, чем экспериментатор подумает, что они не в ладах с самими собой. Такие открытия объясняют, почему люди, которых сначала убедили, что детектор лжи обмануть нельзя, могут сделать затем правдивое признание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шкала оценок Лайкерта | Влияние установок на поведение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 225; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.