Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство как феномен психологической власти в группе




Мы рассматриваем лидерство в том разделе книги, который посвящен групповым структурам. Это не совсем точно, так как внутригрупповое лидер­ство — многомерное явление, которое существует и может быть изучено с раз­личных точек зрения: как психологичес­кий феномен, как определенная струк­тура межличностных отноше­ний, как непрерывный процесс межличностного влияния в группе.

На уровне феноменологии лидерство предстает нам в виде конкретных людей — лидеров, обладающих способностью оказывать влияние и оказываю­щих его. Р. Л. Кричевский определяет лидера как члена группы, обладаю­щего наибольшим ценностным потенциа­лом, обеспечивающим ему веду­щее влияние в группе (49, с. 79).

Общая картина становления лидера может быть представлена следующим образом:

1. В основе жизнедеятельности каждой группы лежит система общих це­лей и ценностей, связанных как с основной деятельностью, так и ведущими мо­тивами членов группы. Это оценочная система, сквозь призму которой рас­сматриваются потенциальные лидерские возможности каждого члена группы.

2. Человек, который может быть выдвинут группой на роль ли­дера, дол­жен олицетворять предпочитаемые группой цели и ценнос­ти, быть их носите­лем, активным проводником в жизнь.

3. Лидером становится тот член группы, чьи ценностные уста­новки и це­левые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для боль­шинства членов группы референтными.

4. Поведение, реализуемое лидером в значимых групповых си­туациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые восприни­мают его как образец, а высказываемые им оцен­ки являются ориентиром для построения самооценки.

Дж. Пфеффер отмечал, что в современной трактовке понятия «лидер» много концептуальной нелепости. Проявляется это в раз­личных вариантах ис­пользования термина. На житейском уровне оно часто звучит как синоним по­нятий «вождь», «кумир», а по при­чине научной небрежности его нередко объе­диняют с понятием «социометрическая звезда».

Лидер — не вождь, так как его роль не связана с привнесением в группу определенной идеологии и так как функции лидера ограни­чиваются рамками самой группы, не выходя за ее пределы (предста­вительство в более широкой общности — функция руководителя). Лидер — не кумир, так как его эталонные функции в жизни других членов группы весьма ограниченны: они касаются только поведения в сфере совместной внутригрупповой деятельности. Лидер не опре­деляет их поведение и систему ценностей в целом. Даже члены груп­пы, включаясь в неформальные эмоциональные отношения, часто выпадают из сферы влияния лидера. Наконец, лидер — не социометрическая «звезда». Дей­ствительно, в литературе есть эмпиричес­кие подтверждения того факта, что высокий статус члена группы в одной структуре отношений влияет на величину статусной позиции в других структурах. Так, человек, обладающий высоким социометрическим статусом, имеет хорошие шансы выйти в лидеры, а лиде­ры, как правило, имеют высокий рейтинг в системе эмоциональных предпочтений. Но эти зависимости не меняют главного: лидер и «звезда» — это различные внутригрупповые роли. Каждая из них нужна группе для реализации того или иного механизма, поддержи­вающего и обслуживающего жизнедеятельность группы. Их совпаде­ние в одном лице — частный случай, а их существование в качестве вершин различных структур внутригрупповых межличностных отно­шений — закономерность.

Теории происхождения лидерства...

1. Теория черт, харизматическая, теория великих людей.

2. Ситуационная теория лидерства.

3. Синтетическая теория. В последние десятилетия практические монопольные права на общее объ­яснение происхождения лидерства приобрела так называе­мая синтетическая теория. Лидерство рассматривается в ней как «процесс организации межлично­стных отношений в группе, а лидер как субъект управления этим процессом» (9, с. 280—281). Преиму­щество этого подхода в том, что он помещает лидер­ство в контекст группы как целостного субъекта деятельности. Лидер перестает быть харизматической личностью, тайными силами своего «я» воздейст­вую­щим на восторженные массы. Лидер — это групповая функция, роль, для вы­полнения которой необходимы определенные качества, но прежде всего — ценностная значимость личности, воплощение принятых в группе норм и це­лей. Однако синтетическая теория дает самое общее объяснение происхожде­ния лидерства. В последнее время в зарубежной психологии предприняты ин­тересные попытки использовать для уточнения данного вопроса некоторые со­времен­ные фундаментальные положения психологии.

Так, использование теории каузальной атрибуции и соответст­вующих ис­следовательских схем дает ряду авторов возможность рас­сматривать лидерство как процесс причинного приписывания ли­дерских свойств определенному лицу (Дж. Пфеффер, Б. Калдер):

«Лидерство является ненаблюдаемым качеством, которое выводится из наблю­даемого поведения по мере того, как определенные послед­ствия ассоциируются с этим поведением» (6, с. 262). По сути дела, лидерство становится в рамках этого подхода вопросом веры членов группы: если они верят, что качество вы­полнения задачи соотносит­ся с наличием лидера, они этого лидера в группе об­наруживают. Кроме того, тем чаще члены группы будут ассоциировать про­цессы, происходящие в группе, с действиями лидера, чем проще выделить из общей совокупности человека, подходящего на эту роль. Этим, например, ис­следователи объясняют тот факт, что в организациях устанавливают руководя­щие посты, наделяют руководителей различ­ными титулами, званиями и т.д.

Приложение к проблеме лидерства основных положений интеракцио­низма дает совершенно иной подход. Если для когнитив­ных теорий лидерство — результат некоторых внутренних психоло­гических построений членов группы, оценивающих последствия действий друг друга, то для представителей интеракционизма этот феномен имеет исключительно социально-психологиче­скую приро­ду. Лидерство представляет собой результат взаимодействия двух видов: лидера с каждым последователем отдельно (в диаде) и лидера со всей группой. Кроме того, влияние лидера на результат деятель­ности группы может осуществляться двояко: он может воздейство­вать на своих последователей, а может — на ситуацию. В последнем случае, меняя параметры ситуации, он за­дает последователям способ интерпретации групповой ситуации и тем самым воздействует на их поведение (А. Ашур, Г. Зан, Дж. Воффорд и другие).

 

Что же представляет собой лидерство как структура психологи­ческой вла­сти в группе?

Р.Л.Кричевский определил лидерство как субординированность позиций участников в зависимости от их ценностных потенциалов и ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

В этой структуре, по сути, существует два положения: лидер и последова­тель, хотя и возможно разместить всех членов группы в некотором континууме в соответствии с величиной их лидерского потенциала. Однако первый подход представляется более правиль­ным. Дело в том, что лидерство как структура ре­ально существует в группе лишь в момент собственно совместной деятельно­сти, выдви­нувшей кого-то из членов группы на роль лидера. Конечно, у груп­пы, имеющей значительный стаж совместной деятельности, реше­ния общих за­дач, накоплен большой опыт лидирования разных людей в разных ситуациях. Можно говорить о том, что у такой груп­пы существует лидерская структура, в которой каждый человек зани­мает позицию в соответствии со своими заслу­гами. Однако вполне возможно, что новая ситуация призовет на лидерскую роль челове­ка, ранее не задействовавшего свой лидерский потенциал.

В системе управления разветвленной, многообразной группо­вой активно­стью существует место для сложной, разветвленной структуры лидерства. Иначе говоря, в группе одновременно могут активно реализовывать свои функ­ции несколько лидеров. Прежде всего принято различать лидерство двух типов в соответствии с двумя важнейшими видами групповой деятельности. Напом­ним, что группа развивает свою активность как минимум в двух основных на­правлениях: в направлении задачи и в направлении группового единства. Соот­ветственно выделяют два типа деятельностей — ин­струментальную и экспрес­сивную — и два вида внутригруппового лидерства с аналогичными названиями (впервые о ролевой диффе­ренциации лидерства было заявлено в 50-е гг. XX в. Р. Бейлзом и Ф. Слейтором).

Функциональные роли лидера.

Роль инструментального лидера преимущественно включает в себя дейст­вия, направленные на достижение стоящей перед группой цели.

Роль экспрес­сивного лидера поддержание внутреннего клима­та, групповая интеграция.

Таким образом, в активно действующей группе может быть как минимум два лидера. Деятельность одного из них будет ориентирована на управление дело­вой активностью, дея­тельность другого — на управление эмоциональной.

В свою очередь, инструментальное лидерство тоже дифференцируется. Группо­вая цель на разных этапах своей реализации требует приложения разных уси­лий. Необходимо нацеливать членов группы то на само действие, то на поиск оптимальных путей его выполнения, то на решение ру­тинных промежуточных задач. Соответственно частная инструмен­тальная задача может вызывать к жизни лидеров разного типа: лиде­ра-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера-масте­ра. Такие разновидности лидерства были выделены Л. И. Уманским и его сотрудниками. Они же показали возможность дифференциа­ции и экспрессивного лидерства. Например, лидер эмоционального притяжения, лидер — генератор эмоционального настроя (111).

Лидеры могут отличаться друг от друга не только функцио­нальной ролью, но и диапазоном своих лидерских возможностей. Есть «узконаправленные» ли­деры, выдвигаемые группой на эту роль в конкретный момент функционирова­ния. Скажем, лидер — мастер в определенном виде труда. А есть лидеры широ­кого спектра воз­можностей, сохраняющие свои статусные позиции даже при резкой смене групповой ситуации.

Таким образом, в группе могут существовать одновременно несколько разнонаправленных лидеров. Причем, чем выше уровень развития группы, чем многообразнее групповые цели и насыщеннее внутренняя жизнь, тем более разветвлена лидерская структура группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.