Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы. 1. Социальное неравенство и социальные классы

1. Социальное неравенство и социальные классы.

2. Модели социальной стратификации.

3. Процесс социальной мобильности.

 

1.

 

Тема социальной стратификации общества показывает причины социального неравенства и представляет собой попытку поставить вопросы и ответить на них: почему некоторые группы в обществе богаче и обладают большей властью чем другие? В чем проявляется неравенство в современных обществах? Насколько велики шансы каждого подняться на вершину социальной лестницы? Почему продолжает существовать в современном богатом обществе бедность?

Социальные отношения в любом обществе характеризуются как неравные. Социальное неравенство – это условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким социальным благам как деньги, власть и престиж. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными. Естественные различия могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, которые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства. Однако главной чертой общества является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, враг, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные, когда, к примеру, ученым становится умный, талантливый человек. Бывают и исключения, когда физически слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Неравенство в обществе рассматривают с двух сторон. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов – это борьба за обладание большими возможностями, правами, преимуществами и привилегиями. Если неравенство – неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. И общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем, как в источнике развития. Во-вторых, неравенство всегда воспринимается как неравное отношение между людьми, группами, поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: профессиональном статусе в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов. Этот подход получил в настоящее время широкое распространение прежде всего из-за своей ориентации на реальные действия, интересы, которые поддаются наблюдению и анализу.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни.

Наиболее распространенным социальным образованием является группа. Она является стержнем социальной структуры общества. Социальная структура общества – это совокупность взаимодействующих социальных групп и устойчивые отношения между ними.

Наиболее значимыми социальными образованиями являются классы. Это одно из центральных понятий в социологии. Оно вошло в научный аппарат социальных мыслителей Западной Европы в новейшее время.

Классами называются большие социальные группы, имеющие неравный доступ к богатству, власти и неодинаковый престиж, а также политическое влияние.

Современные теории социальных классов также выделяют отношение к собственности как базовое отличие, тем не менее признают классообразующими такие факторы, как должностной статус, власть, престиж и т.д. Каждый социальный класс обладает специфической субкультурой, которая поддерживается в виде традиций, с учетом существующих социальных дистанций между представителями различных классов. А также каждый социальный класс обладает различными социальными возможностями и привилегиями, что является решающим условием при достижении наиболее престижных и вознаграждаемых статусов.

Каждый социальный класс – это система поведения, комплекс ценностей и норм, стиль жизни. Несмотря на влияние доминирующей культуры, каждый из социальных классов культивирует свои ценности, модели поведения и идеалы.

В современном обществе социальная дистанция между представителями различных социальных классов сократилась. Тем не менее в настоящее время мы наблюдаем весьма значительные различия в нормах поведения, идеях и образе жизни у различных классов нашего общества. Это находит выражение в существовании специфических отличительных культурных черт. Например, наличие машины определенной марки, качество одежды и манера одеваться характеризуют «нового русского» как представителя возрождающегося класса общества.

2.

 

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить, часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество. Совокупность знаний, касающихся перечисленных аспектов социальной жизни, относится современными учеными к теории социальной стратификации.

Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация - структурированное неравенство различных групп людей, что означает их ранжирование в соответствии с ограниченными ресурсами, которые они контролируют: деньги, собственность, престиж, власть. Иерархически организованную структуру социального неравенства сложно представить себе в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского stratum – слой, настил). Под стратой понимается определенный социальный срез или слой, выделяемый по одному параметру – доход, образование, собственность и т.п. Слоистое, многоуровневое общество в данном случае можно сравнить с геологическими наслоениями почвы. По сравнению с простыми расслоениями социальная стратификация имеет по крайней мере два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегирированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита - верхние слои - составляет, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. Тоже можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз. Однако в современных, высокоразвитых, благополучных обществах этот порядок нарушается. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый «средний класс».

П.Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это означает, что мы должны разделять общество по критериям дохода, накопления, по критериям влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков и интуиций, которые оцениваются и вознаграждаются со стороны членов общества.

Точку зрения П.Сорокина успешно развивает его ученик, один из видных представителей Гарвардской школы в социологии, представитель функционализма Т.Парсонс, который полагает, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание, приписывание людей к определенным социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);

ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияния на другие слои общества и т.д.).

Попытки объяснить механизм расслоения общества делались неоднократно в разные периоды человеческой истории. Однако только в последние десятилетия ХХ века смогли научно осмыслить эту важнейшую социальную проблему, без понимания которой невозможно выяснить процессы, происходящие в обществе, представить себе будущее данного общества.

Среди моделей стратификации, принятых в западной социологии, наиболее известной следует считать модель У.Уотсона, которая явилась результатом исследований, проведенных в 30-х годах в США. Следует сказать, что все современные западные модели стратификационной структуры общества в той или иной степени содержат элементы модели Уотсона. Автор делит общество на три класса: высший класс, средний класс и низший класс, а также считает целесообразным выделить и промежуточные классы. В итоге модель Уотсона приобрела следующий окончательный вид:

1. Высший-высший класс составляют представители влиятельных и богатых династий, обладающих весьма значительными ресурсами власти, богатства и престижа в масштабах государства. Их положение столь прочно, что практически не зависит от конкуренции, падений курса ценных бумаг и других социально-экономических изменений в обществе. Очень часто представители этого класса даже не знают точно размеров своих империй.

2. Низший-высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы или благодаря различным качествам. Они не могут быть приняты в высший-высший класс, так как либо считаются выскочками (с точки зрения представителей высшего-высшего класса), либо не имеют достаточного влияния во всех областях деятельности данного общества. Обычно представители этого класса ведут жесткую конкурентную борьбу и зависят от политической и экономической ситуаций в обществе.

3. Высший-средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государств, однако, в довольно узких областях деятельности их положение достаточно прочно и устойчиво. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем. О представителях данного класса обычно говорят как о богатстве нации.

4. Низший-средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д. В настоящее время этот класс в западных, социально стабильных странах наиболее многочислен. Основные его устремления – повышение статуса в рамках данного класса, успех и карьера. В связи с этим для представителей данного класса очень важным моментом является экономическая, социальная и политическая стабильность в обществе. Выступая за стабильность, они являются основной поддержкой существующей власти.

5. Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие, которые создают прибавочную стоимость в данном обществе. Являясь во многих отношениях зависимым от высших классов в отношении получения средств к существованию, этот класс на протяжении всего времени своего существования боролся за улучшение условий жизни. В те моменты, когда его представители осознавали свои интересы и сплачивались для достижения целей, условия существования их улучшались.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие и другие представители маргинальных групп населения.

Особую роль в обществе играет средний класс. Он обеспечивает в обществе устойчивость и равновесие. В средний класс входят те, кто имеет экономическую независимость. Они составляют социальный стержень общества. Средний класс появился в ХХ веке. В странах Западной Европы, США, Японии он составляет около 60 % общества.

В современном российском обществе происходит процесс возникновения новых социальных групп (в том числе маргинальных), основанных на процессах перераспределения собственности, власти, доходов, образа жизни и изменений ценностных ориентаций.

В зависимости от типов общества существуют и разные конфигурации стратификационных моделей: пирамидальная - сравнительно небольшое число населения относится к высшему и среднему классу, почти вся масса населения находится в низшей страте: это развивающиеся страны. Существует еще вариант вытянутой пирамиды – это «Эйфелева башня», где численность среднего класса больше по сравнению с просто пирамидой (некоторые латиноамериканские страны). Существует и ромбовидная конфигурация – есть меньшинство – элита (богатые люди), также меньшинством является бедный класс (страта), большинство же составляют люди, принадлежащие к среднему классу. Развитые общества за последние сто лет совершили эволюцию от пирамидального типа структуры к ромбовидному.

Тем не менее, в российском обществе намечаются параметры новой социальной структуры – начался процесс усиления расширения среднего класса, который пока лишь составляет пятую часть численности общества.

Для усиления и развития этого процесса необходимы следующие условия – социально ориентированная экономическая политика, углубление и расширение рыночных реформ, наличие политической стабильности в обществе. При этом хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно средний класс определяет стабильность и динамизм любого, в том числе и российского общества, ибо включает в себя высококвалифицированных, инициативных, высокопродуктивных работников.

 

3.

 

Стратификационная структура общества не является застывшей и находится в постоянном движении, описываемом понятием социальнаямобильность. Различают горизонтальную и вертикальную социальную мобильность.

В соответствии с горизонтальной мобильностью люди перемещаются внутри одного слоя (например, смена работы при сохранении профессии, изменение специальности, местожительства – например переезд в другой город и др.). При вертикальной мобильности имеет место переход людей из нижних страт в верхние и наоборот. Различают восходящую и нисходящую вертикальную мобильность: концепция «экскалаторов» или «лифтов», следуя по которым можно подняться на верхнюю ступень общественной жизни. При этом меняется экономическое положение человека, его статус.

Также различают индивидуальную и групповую социальную мобильность. Как выразился по этому поводу П.Сорокин, «в первом случае (индивидуальная мобильность), падение напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором – погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту…».

Если иметь в виду под образом корабля само общество, то направление вертикальной групповой мобильности может являться критерием направленности общественного развития, а также критерием отнесения обществ либо к традиционным (неразвитым), или постиндустриальным (развитым) странам.

Социальная мобильность зависит не только от уровня культуры того или иного общества в данный момент, но и от исторического развития страны на современном (индустриальном) этапе, она выше, чем на предыдущих «стадиях» развития данного общества.

Наконец, социальная, в частности вертикальная мобильность, является важным показателем открытости, демократичности, цивилизованности общества, ибо констатирует возможность продвижения по всем ее ступеням.

Причиной социальной мобильности П.Сорокин считал осуществление принципа распределения благ пропорционально заслугам каждого члена общества. Реализация этого принципа и приводит к тому, что социальная структура не является застывшей и усиливает процесс обновления социальных страт.

В целом социальная стратификация явственно иллюстрирует идею социальной неоднородности общества, неодинаковости социального положения людей, их общественного статуса, ролей, системы ценностей и культурных стандартов, принимаемых людьми. И задаются эти различия не столько физиологическими, психологическими особенностями, сколько социальными различиями – общественным разделением труда, культуры.

Критерии разделения общества самые разные: профессия, доход, собственность, включенность во власть, образование и т.д. Однако в большинстве случаев, выделяют три-четыре основных признака: а) принадлежность к той или иной профессии, б) уровень дохода, в) уровень образования, г) отношение к власти.

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды. Сказанное не означает, что эти передвижения не могут быть массовыми. Напротив, в современном обществе водораздел между стратами многими преодолевается сравнительно легко. Дело в том, что индивид, отправившийся в трудный путь наверх, идет самостоятельно. И в случае успеха изменит не только свое положение в вертикальной иерархии, но и сложит социально-профессиональную группу. Круг профессий, имеющих и вертикальную структуру (как например, в артистическом мире - звезды, имеющие миллионные состояния, и артисты, перебивающиеся случайными заработками), ограничен и не имеет принципиального значения для общества в целом. Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Основной причиной индивидуальной мобильности является неудовлетворенность оценкой личного статуса и образа жизни, связанных с определенной классовой принадлежностью. Современное общество отличается достаточно высокой интенсивностью передвижения индивидов по вертикали. Однако история не знала ни одной страны, где вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного слоя в другой осуществлялся без всякого сопротивления. П. Сорокин убедительно показывает наличие “социальных лифтов” для социальной циркуляции. 1. Так, система образования позволяет наиболее способным и одаренным подняться на высшие этажи социальной иерархии. 2. Политические партии и организации формируют политическую элиту общества. 3. Институт собственности и наследования укрепляет и изменяет класс собственников. 4. Брак с представителем более высокого статусного слоя во все времена служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной стабильности (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). Подобный социальный лифт позволяет осуществить перемещение даже при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

Однако использование лифта для подъема наверх не всегда бывает достаточным. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, органично вписаться в ее социокультурную среду, строить свое поведение в соответствии с принятыми нормами и правилами. Этот процесс протекает достаточно болезненно, так как человек нередко бывает вынужден распрощаться со старыми привычками, пересмотреть свою систему ценностей, на первых порах контролировать каждый свой поступок. Адаптация к новой социокультурной среде требует высокого психологического напряжения, что чревато нервными срывами, возможностью развития комплекса неполноценности, чувства неуверенности, ухода в себя и потеря связи со своим социальным окружением. Человек навсегда может оказаться изгоем в той социальной страте, куда он стремился или в которой он оказался волею судьбы, если речь идет о движении по нисходящей.

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы – от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.

Лекция 4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Вопросы:

1. Понятие «личность» в социологии. Социальные типы личности.

2. Понятие и сущность социализации.

3. Личность в системе социальных связей.

 

 

В курсе философии были рассмотрены понятия «индивид», «индивидуальность», «человек», их сходство и различие. Было выяснено, что в понятии «личность» подчеркивается мера социального, усвоенного, приобретенного человеком в процессе жизни в обществе. Были даны типологии человека и личности по разным параметрам. Однако в силу важности вопроса сущности и типологии личности рассмотрение этого вопроса следует продолжить в курсе социологии.

Такие качества человека как мышление, сознание, общение, дисциплина, творчество, познание, эстетические чувства возможны только в обществе и только под его воздействием. Человек формируется под воздействием общественных отношений и участвует в них с соблюдением тех правил, которые приняты в данном обществе и которые он воспринял в оде воспитания и социализации.

То есть общество не просто окружает человека, как вода пловца, оно включается во внутренний мир человека, который начинает оценивать явления мира и поступки окружающих с точки зрения приемлемости или неприемлемости их для данного общества. Одновременно человек имеет возможность предпринимать определенные действия для того, чтобы целенаправленно влиять на окружающий мир и людей.

Все это находит выражение в понятии «личность», под которой понимают целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Стремление слиться с какой-то социальной общностью (как говорят социологи, идентифицироваться с нею) и одновременно – обособиться, проявить свою индивидуальность делает личность явлением, с одной стороны, повторимым, поскольку ставит ее в ряд многих похожих по каким-то признакам (что формирует некое чувство единства, близости, «Мы» - чувство), а с другой – уникальным в силу неповторимости сложившихся в данном человеке индивидуальных и социальных черт.

Таким образом, мера социального в человеке не только выделяет его, но и одновременно делает его похожим в поведении, общении, образе мыслей на других людей. Понимание этой стороны социального дало возможность социологии выйти еще на одну характеристику – социальный тип.

Социальный тип личности - это комплекс качеств, характеризующих личность как члена данной конкретной социальной группы, общности. Поскольку социально значимых черт может быть очень много, современная социология предлагает разные варианты типологии личности. Типические особенности личности определяются многими факторами это и объективное положение в обществе, например, принадлежность к какому-то сословию или классу, слою, этнической группе и т.п. Это и духовно-нравственные качества, отношения и ориентации. Например, в феодальном обществе принадлежность к сословию ремесленников-горожан и членство в цехе означало не только определенную профессиональную принадлежность, но и позицию по отношению к другим сословиям: некоторую независимость по отношению феодалам, гораздо большую личную свободу, чем у крепостного крестьянина и т.д.

Можно говорить о личности рабочего или интеллигента как определенных социальных типах, о личностях российского, китайского или американского инженера или крестьянина как о типах личностей, сложившихся в различных типах обществ и т.д. В данном случае применяется типология личностей по социально-классовому признаку.

Люди, включившиеся в процесс классового или группового взаимодействия, обладают огромным количеством свойств, учесть которые в полном объеме практически невозможно. Поэтому, когда речь идет о личностях как членах социальных групп, то удобнее принимать во внимание не свойства отдельных лиц, а именно социальные типы личности.

Личность изучается рядом наук. Социология в этом ряду выступает как решающая, определяющая наука. Кроме социологии изучением личности, как известно, занимаются: философия, психология, педагогика, этика и др. Социология опирается на размышления самых различных наук, но концентрирует свое внимание на одной стороне изучения личности – личность как источник социальной жизни, как неразделимый элемент социальной жизни и реальный ее носитель. Практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Возникает вопрос определения понятия «личность». Большинство исследователей используют понятие, данное В.Ядовым: «Личность» - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта.

При изучении человеческой личности принято различать следующие уровни ее проявления:

1) природное – существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей;

2) биологическое – общее по происхождению, хотя и не обязательно тождественное у человека с животными;

3) наследственное – существующее и развивающееся на основе генного фонда родителей; оно биологическое (хотя и не все биологическое наследственное);

4) социальное – приобретенное человеком в ходе социализации, общения и взаимодействия с другими людьми.

Социальное в широком смысле разделяют на три составляющие:

а) собственно социальное – совокупность приобретенных черт, минимально необходимых для нормального выполнения своих социальных ролей;

б) специфически культурное – совокупность норм и правил приличествующего поведения, которые соблюдаются автоматически, превратились в неотъемлемые черты индивида и позволяют другим считать его воспитанным;

в) нравственное – высшее проявление социального и культурного начала в человеке, связанное с соблюдением норм как абсолютных требований.

Развитие человека можно представить как процесс вытеснения биологического начала иным, не биологическим.

Личностью может быть назван любой человек (а не только яркий, исключительный), а индивидуальностью обладает каждая личность, а не только наиболее талантливые люди.

Многообразие исполняемых личностью социальных ролей порождает ее внутренние конфликты. Можно выделить несколько основных типов ролевых конфликтов:

1) внутриролевой конфликт. Примером такого рода конфликта может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или личность, которая под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам. Во многих ролях, исполняемых личностями – от сантехника до преподавателя вуза – существуют так называемые конфликты интересов, в которых обязанности быть честным по отношению к традициям или людям входят в конфликт с желанием «делать деньги». Опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов. Если конфликт обостряется, он может привести к отказу от выполнения ролевых обязательств, к внутреннему стрессу;

2) конфликт может быть вызван различиями в трактовке личностью своей социальной роли и представлениями о социальной роли обществом. Он может быть вызван сменой социокультурной среды личностью. Например, смена места работы может привести к появлению эффекта «чужака»;

3) конфликт, вызванный тем, что различные субъекты предъявляют неодинаковые, подчас противоположные требования к выполнению личностью одной и той же роли. Нередко от женщины-работницы начальник ждет высокой самоотдачи на работе, а муж, дети – низкой самоотдачи на работе с тем, чтобы больше сил отдавать семье;

4) этот же пример справедлив для описания еще одного конфликта: различные субъекты по-разному оценивают значимость одной и той же роли;

5) конфликт между ролями, когда различные роли пересеклись в конкретной личности. Например, конфликт может возникнуть из-за несоответствия между ролью «отца» и «семьянина» и отдающего себя науке ученого-исследователя.

В каждом виде конфликта верх берет та социальная роль, которая в данной ситуации наиболее весома для личности. Каждая личность сама выстраивает для себя свою собственную пирамиду предпочтений.

Социальные статусы и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря которому каждый человек становится частицей того или иного общества, носителем его культуры.

 

 

Сложная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений рельефно отражается в феномене социализации. Социализация – процесс становления человека как члена общества, его превращение из индивида в личность.

Социализация как процесс проходит две фазы:

1) социальная адаптация, то есть период, в течение которого человек приспосабливается к новым для себя социально-экономическим условиям, тем нормам, которые сложились в этом обществе, ролевым функциям, знакомится с социальными институтами, организациями и группами, в которых ему придется жить и действовать.

То есть это период ознакомления и освоения того мира, в который человек попадает. Одновременно отметим, что это не означает, что это общество во всем хорошо для человека, и он его во всем одобряет. В определенный момент (а для некоторых людей всегда) человеку приходится мириться с тем, что он не может изменить. Он принимает мир таким, каков он есть;

2) интернализация – период, в течение которого происходит включение социальных норм и ценностей во внутренний мир индивида. Как уже указывалось, адаптация, то есть приспособление к новым для человека социальным условиям, еще не означает их одобрение, а на фазе интериоризации человек принимает эти условия как должное, он не нарушает принятых правил и поддерживает существующие нормы не из-за боязни быть наказанным, а потому, что по иному быть не может. Таким образом, интериоризация – это процесс превращения внешних норм во внутренние правила поведения.

В течение жизни нам приходится осваивать множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, поэтому процесс социализации продолжается всю жизнь: ведь человек не остается неизменным, он меняет свои взгляды на жизнь, привычки, вкусы, роли и т.п.

Ребенок длительное время находится в зависимости от родителей, он не способен самостоятельно освоить все существующие в обществе и необходимые для нормального существования в нем нормы и правила. Кто-то должен помочь ребенку (и не только ребенку) в усвоении этого жизненно важного материала. Эта помощь приходит со стороны людей и учреждений, получивших в социологии название агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Социализация, как уже говорилось ранее, подразделяется на два вида – первичную и вторичную. Агенты и институты социализации также делятся на первичных и вторичных.

К агентам первичной социализации относятся родители, близкие и дальние родственники, друзья, сверстники, учителя и т.д., то есть люди, находящиеся максимально близко к социализирующемуся. Воздействие агентов первичной социализации является наиболее сильным, а потому и наиболее важным.

Агентами вторичной социализации являются, например, работники и должностные лица вуза, в котором учится человек, работники предприятия, на котором он работает, командование того армейского подразделения, в котором он проходит службу, сотрудники средств массовой информации и т.д. Таким образом, эти агента социализации находятся на втором плане, их воздействие на человек не так сильно, как агентов первичной социализации. Контакты с такими агентами происходят реже и они менее продолжительны, поэтому их воздействие менее глубокое, чем у первичным агентов.

К институтам социализации относятся официальные учреждения, в рамках которых происходит социализация, и где действуют агенты вторичной социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в детстве и юношеском возрасте, вторичная социализация связывается с взрослым состоянием человека, когда он вынужден для удовлетворения своих потребностей и выполнения предписанных роле больше иметь дело с формальными организациями и учреждениями – производственными, поддерживающими в обществе порядок, обеспечивающими его безопасность и т.д.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, резких изменений в его жизни не происходит – он еще только готовится к вступлению в активную социальную жизнь, продолжается накопление и усвоение новых знаний, ценностей и норм, его социальное положение все еще связано с социальным положением родителей.

Иное дело – взрослая жизнь, связанная с прохождением разных жизненных циклов и изменением социального положения человека: человеку приходится многому обучаться или переобучаться, приспосабливаться к новым условиям на новом месте работы или службы, в случае переезда на новое местожительства, в условия иноязычного окружения - к новой для него культуре и т.д. Этот процесс взрослой социализации в определенном смысле ибо человек уже социализирован, уже наработаны навыки существования в обществе.

В то же время, процесс социализации не всегда идет ровно и одинаково у всех людей. Сложности социализации возникают в связи с тем, что, с одной стороны, от молодого человека требуют стать полноценным членом общества, гражданином, а это предполагает развитие чувства долга, ответственности, общественной активности, целеустремленности. С другой стороны такое становление достаточно сложно, оно требует от человека целенаправленной и непростой работы, волевой напряженности, развития сознательности, а ведь гораздо проще податься на призывы «оттянуться со вкусом», «не напрягаться» и т.д.

 

 

Функции индивида и вытекающие из них обязательства и права по отношению к другим участникам социального взаимодействия определяют социальный статус человека. В статусе фиксируется тот набор конкретных действий, которые должен выполнять человек в данном социальном институте, и те условия, которые должны быть ему предоставлены для осуществления его деятельности. Можно дать следующее определение:

Социальный статус – интегральный показатель положения социальной группы и ее представителей в обществе, в системе социальных связей и отношений.

Итак, каждый человек включен во множество социальных связей, социальных институтов, взаимодействует с другими людьми по различным поводам, выполняет различные функции. Это свойство любого индивида вне зависимости от возраста. Так, любой мальчишка имеет статус ребенка с определенными правами и обязанностями по отношению к родителям, статус ученика – по отношению к учителю, одноклассника – по отношению к товарищам по классу, члена группы друзей и т.д.

Особую роль играют генеральные (всеобщие) статусы. Первый из них – статус человека и вытекающие из этого права и обязанности, другой генеральный статус – статус члена данного общества, гражданина, государства. Генеральные статусы являются фундаментов статусной позиции личности.

Статус можно обрести от рождения, например, национальность, социальное происхождение, место рождения. Подобные статусы называются предписанными.

Другие статусы мы приобретаем, достигает в ходе жизни – это могут быть статус инженера, музыканта, мужа (жены) и т.д., и эти статусы получили наименование достигнутых, или приобретенных.

Статусы также могут быть формализованными или неформализованными, в зависимости от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов и социальных взаимодействий выполняется функция – например, статус члена компании близких друзей (неформальный статус) и статус директора завода (формализованный статус), причем носителем этих статусов может быть один и тот же человек.

Статусы неравнозначны, они находятся в определенной иерархии по степени важности социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Иерархия статусов может меняться, поэтому следует выделять:

а) общую иерархию статусов данной личности, которая срабатывает в большинстве случаев, в решающих жизненных сферах, и

б) специфическую, проявляющуюся в особых условиях. Например, основная общая иерархия статусов в качестве главных всегда будет выделять статусы, связанные с имущественным положением, профессией, этническими признаками и т.д. В то же время, в условиях круга друзей все эти статусы будут малозначительными.

Выделение главного статуса достаточно сложно, но важно, так как именно он определяет человека социально. Причем не всегда тот статус, который выделяет общество в данном человеке как главный, совпадает с тем статусом, какой выделяет в себе как главный сама личность: предприниматель может считать, что в его социальной характеристике главное – это высокий уровень его доходов, деловая хватка и удачливость, но в общественном мнении, среди «значимых для него других» (родственников и друзей, например) решающее значение может приобрести другой набор качеств.

Еще одна немаловажная сторона отношений между людьми состоит в том, что, зная социальный статус конкретного человека, его социальные функции, мы ожидает от него, что он будет осуществлять тот типичный набор действий и обладать тем типичным набором качеств, которые, как нам представляется, необходимы для выполнения этих функций, той роли, которую, как мы считаем, он выполняет.

Социальная роль – это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом, который имеет человек. Если статус – это сами функции, права, обязанности, то социальная роль – ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе; то, как, по мнению большинства людей, должен вести себя носитель того или иного статуса.

Как видно, социальная роль – достаточно полная, но не всеобъемлющая поведенческая характеристика, в том числе и личностных черт. Социальная роль представляет собой образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей данного статуса данного общества.

Вместе с тем, в ролевых ожиданиях содержится именно столько качеств и делается акцент именно на тех чертах, которые гарантируют выполнение данных социальных функций. Так, статус преподавателя вуза – это вполне определенные права и обязанности, большинство которых зафиксированы юридически. Социальная роль преподавателя вуза включает в себя то, как он должен вести себя со студентами, товарищами по работе, какой уровень общей культуры он должен иметь и т.д., то есть это ожидание логически, внутренне связанных друг с другом поступков, черт личности, норма поведения личности определенного статуса.

В зависимости от функции, к которой привязана социальная роль, акцент может делаться в одном случае на одних социальных качествах, в другом случае – на других. Как уже говорилось, роль дает достаточно полное, но не всеохватывающее описание черт личности, роль более узка, чем статус, к которому она привязана.

Каждый статус «обслуживается» множеством ролей. Роберт Мертон назвал совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, ролевым набором. Уже отмечалось, что человек обладает сразу несколькими статусами, а это значит, что ролей, которые он исполняет, может быть очень много. Ролевой набор включает формальные и неформальные роли.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Валютная котировка | Культура: понятие, виды и формы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.133 сек.