Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет социологии. Структура социологического знания




ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

ВИДЫ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ. СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

ТЕМА ЛЕКЦИИ

Ливны 2007

КУРС ЛЕКЦИЙ

СОЦИОЛОГИЯ

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п   Стр.
  Содержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине “Социология”  
  Содержание дисциплины по темам и видам занятий  
  Лекция №1“Объект, предмет и метод социологии”  
  Лекция № 2 “История становления и развития социологии”  
  Лекция № 3 “Общество как социальная система”  
  Лекция № 4 “Социальное взаимодействие и социальные отношения”  
  Лекция № 5 “Социальные институты”  
  Лекция № 6 “Социальная структура общества”  
  Лекция № 7 “Социальная стратификация и социальная мобильность”  
  Лекция № 8 “ Личность и общество”  
  Лекция № 9 “Социальный контроль и девиация”  
  Лекция № 10“Социальные изменения”  
  Литература  
  Глоссарий  

 

 

Содержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине “Социология”

 

ГСЭ.Ф.09. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль.

Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации.

Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация.

Социальные движения.

Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.

Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества.

Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.

Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе.

Методы социологического исследования.

 

Содержание дисциплины по темам и видам занятий

№ Разде- ла   Тема раздела Количество часов
Всего Л С СРС/ ИЗ
  Система научного знания        
  Общество и социальные институты       8/2
  Социальная структура        
  Личность и общество        
  Социальные процессы        
  Всего часов       32/2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

2. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОГО».

 

«Социология – наука о социальной

жизни человека, групп и обществ».

Э. Гидденс

 

Термин «социология» буквально означает «наука (учение) об обществе». В научный оборот он введён французским социальным философом Огюстом Контом (1798-1857), которого принято называть «отцом социологии».

Как и любая другая наука, социология обладает собственным объектом, предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определённое место.

Объект науки – это сфера реальности, на которую направлен исследовательский интерес. Предмет науки – это такие элементы, аспекты и свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются её спецификой.

Определение объекта социологии, как правило, не вызывает затруднений. Объектом изучения социологии выступает часть объективной реальности, которую мы называем обществом. Более сложным представляется вопрос о предмете социологии. Социология изучает не всё, что касается общества, а только социальное. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает всё многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологии.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, а с позиций их связи с обществом, их вклада в развитие или построение общества, их общественных функций. Например, религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает так же как образ жизни больших масс людей.

Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Таким образом, социологию можно определить как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

Современная социология представляет собой сложную систему научного знания. В зависимости от объекта исследования она подразделяется на общетеоретическую социологию, изучающую общие закономерности функционирования и развития общества, отраслевую социологию, которая занимается изучением отдельных сфер социальной жизни (например, социология труда, социология молодёжи, социология города и т.д.) и микросоциологию, которая занимается изучением отдельных конкретных социальных явлений или проблем.

В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую. Для теоретического исследования первостепенное значение имеют глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий, объясняющих закономерности социальных процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой.

В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментального исследования – получение научного знания, открытие новых социальных законов, обогащение методологических основ самой социологии. Задачи прикладного исследования связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения актуальных общественных проблем. Как теоретические, так и эмпирические исследования могут иметь и фундаментальную, и прикладную направленность.

2. КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ «СОЦИАЛЬНОГО».

Социология, как и любая наука, имеет свой категориальный аппарат. Социологические категории – это основные и наиболее общие понятия социологии, которые отражают социальную реальность, а также сущность самого процесса социологического познания.

Основу понятийного аппарата социологии образуют три группы категорий:

· общенаучные категории («социальная система», «социальная структура», «социальное развитие» и др.);

· собственно социологические категории («социальный статус», «социальная стратификация», «социальный институт» и др.);

· категории близких к социологии дисциплин («культура», «личность», «государство», «власть» и др.).

В качестве исходной категории социологии выделяют понятие «социальное» (см. п. 1), через которое определяются такие важные социологические категории как «социальные действия и взаимодействия», «социальные отношения», «социальные институты», «социальная структура», «социальная общность» и многие другие.

Социологи, изучая поведение людей на микроуровне, используют такие понятия, как «социальные статусы и роли», «социальное поведение», «социальные ценности и нормы» и другие.

Отдельную группу социологических категорий образуют процедурные категории, раскрывающие методику социологического исследования («анкетирование», «социологический опрос», «Выборка», «репрезентативность» «включенное наблюдение» и многие другие).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.